Рабочая программа по курсу Функциональная грамотность НОО

РАБО
ОЧАЯ ПРОГРАМ
ММА
кур
рса «Фун
нкционал
льная гра
амотностть»
для оббучающих
хся 1-4 кл
лассов

Со
оставители
и: Гришенккова Анастаасия Георги
иевна
жда Михайлловна
Тарассова Надеж
Заверркина Натаалья Алексеевна
Окуулова Ирин
на Вячеславвовна
Лазаррева Елена Александрровна
Абдю
юшева Елеена Анатолььевна

п. Восточ
чный
2025 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная
грамотность» разработана на основе авторского курса «Функциональная грамотность» для 1-4
классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.
Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней
средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие
тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в
системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось оно в конце 60-х годов прошлого века в документах
ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле:
включать компьютерную, политическую, экономическую грамотность и т.д. В таком контексте
функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Таким образом, в современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания;
применять полученные знания на практике; оценивать свое знание-незнание; стремиться к саморазвитию. Содержание функциональной грамотности младшего школьника, безусловно, составляют метапредметные универсальные учебные действия - познавательные, коммуникативные,
регулятивные.
Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные (языковая, литературная, математическая, естественно-научная) соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным
относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах. Анализ результатов ВПР в 4 классе и результатов участия российских школьников в международных исследованиях (PIRLS, TIMS) выявил основные недостатки в достижении младших школьников:
- недостаточно владеют смысловым чтением;
- не справляются с задачами на интерпретацию информации;
- затрудняются в решении задач, требующих анализа и обобщения;
- не умеют высказывать предположения, строить доказательства.
Поэтому целесообразно начинать формирование навыков функциональной грамотности
именно в начальных классах.
Ценность программы заключается в том, что обучающиеся получают возможность использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения
максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной
культурной среде.
2

Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Направление программы - общеразвивающее.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа состоит из четырех модулей: «Читательская грамотность», «Математическая
грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения модуля «Читательская грамотность» является развитие способности
учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия
в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание
и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения модуля «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут,
высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так,
чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения модуля «Финансовая грамотность» является развитие экономического
образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для
решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения модуля «Естественнонаучная грамотность» является формирование у
обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных
ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов. А
также для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность
человека, и для принятия соответствующих решений.
Для достижения этих целей предполагается решение следующих задач:
- формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;
- совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
- учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
- учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
- развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения
прочитанного;
- обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;
- воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к
природе, науке и искусству;
- учить детей уважать всякий честный труд.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать
новые знания.
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей первоклассников для занятий используются сюжеты авторских и русских народных сказок.
Место курса в учебном плане
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана
на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс):
3

1 класс - 33 часа
2 класс - 34 часа
3 класс - 34 часа
4 класс - 34 часа
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется
на основе адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при
одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая
реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная
работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Основные технологии, методики: технология разноуровневого обучения; развивающее
обучение; проблемное обучение; технология обучения в сотрудничестве; коммуникативная технология; здоровьесберегающие технологии. Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие
в конкурсах исследовательских работ.
Программа предусматривает следующие формы организации деятельности:
- проведение внеклассных занятий,
- работы обучающихся в группах, парах,
- индивидуальная работа,
- работа с привлечением родителей.
- самооценка и самоконтроль.
- взаимооценка и взаимоконтроль.
Виды деятельности. Занятия проводятся в учебном кабинете, библиотеке, на пришкольном участке. Программа включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, олимпиад,
викторин, реализации проектов, бесед, диспутов, квестов, деловых игр, работы в группах и парах
и т.д., предусматривает поиск необходимой информации.
Планируемые результаты освоения программы
«Функциональная грамотность»
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
4

- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установ-

ления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе
во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
- Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения модуля «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии
с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения модуля «Етественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений
и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения модуля «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
5

- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и

принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения модуля «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
Оценка достижения планируемых результатов
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
• степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
• поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают
положительные результаты;
• результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
• косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению.

6

Содержание программы
1 класс (33 ч)
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок,
составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная
и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых
выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на
нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги
платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с
яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.
2 класс (34 ч)
Читательская грамотность (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия): понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и
научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений;
деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений,
эмоциональная и личностная оценка прочитанного;
Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение
их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на
нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение
и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные
высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и реверс
монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских
карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия): наблюдения и
простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав
почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей
корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о
позвоночных животных.
3 класс (34 ч)
Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные
тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста;
ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная
оценка прочитанного..Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия):
особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека,
дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни
государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги.
Экономия семейного бюджета.

Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение
значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и
нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа,
задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых
диаграмм, работа с графиками.
4 класс - 34 ч
Читательская грамотность (занятия 1-8): научно-познавательные тексты; основная
мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы
по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка
прочитанного.
Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат, болгарский перец, картофель,
баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение,
части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности
использования человеком.
Финансовая грамотность (занятия 18-25): потребительская корзина, состав
потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда,
страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски,
благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд.
Математическая грамотность (занятия 26-33): нахождение значений математических
выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений,
задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»,
сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с
графиками,
умение
пользоваться
калькулятором.

Тематическое планирование учебного курса
«Функциональная грамотность»
1 класс
Наименование разделов и тем программы
Раздел 1. Читатель1
ская грамотность
Раздел 2. Математи2
ческая грамотность
Раздел 3. Креативное
3
мышление
Раздел 4. Финансовая
4
грамотность
Раздел 5. Естествен5
но-научная грамотность
Раздел 6. Глобальная
6
компетентность
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
№
п/п

Количество
часов
Всего
П/р

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
ID: 203924
https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924
ID: 203924
https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924
ID: 203924
https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924
ID: 203924
https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924
ID: 203924
https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924

7

3,5

7

3,5

2

1

7

3,5

8

4

2

1

33

16,5

ID: 203924
https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924

2 класс
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество
часов
Всего
П/р

1

Раздел 1. Читательская
грамотность

8

4

2

Раздел 2. Математическая грамотность

8

4

2

1

4

Раздел 4. Финансовая
грамотность

7

3,5

5

Раздел 5. Естественнонаучная грамотность

7

3,5

6

Раздел 6. Глобальная
компетентность

2

1

34

17

3

Раздел 3. Креативное
мышление

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
ID: 2581444
https://uchebnik.mos.ru/material_view/at
omic_objects/2581444
ID: 2581444
https://uchebnik.mos.ru/material_view/at
omic_objects/2581444
ID: 2581444
https://uchebnik.mos.ru/material_view/at
omic_objects/2581444
ID: 2581444
https://uchebnik.mos.ru/material_view/at
omic_objects/2581444
ID: 2581444
https://uchebnik.mos.ru/material_view/at
omic_objects/2581444
ID: 2581444
https://uchebnik.mos.ru/material_view/at
omic_objects/2581444

3 класс
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество
часов
Всего
П/р

1

Раздел 1. Читательская
грамотность

7

3,5

2

Раздел 2. Естественнонаучная грамотность

8

4

2

1

4

Раздел 4. Финансовая
грамотность

7

3,5

5

Раздел 5. Креативное
мышление

2

1

6

Раздел 6. Математическая грамотность

8

4

34

17

3

Раздел 3. Глобальная
компетентность

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
ID: 3228822
https://uchebnik.mos.ru/material_view/at
omic_objects/3228822
ID: 3228822
https://uchebnik.mos.ru/material_view/at
omic_objects/3228822
ID: 3228822
https://uchebnik.mos.ru/material_view/at
omic_objects/3228822
ID: 3228822
https://uchebnik.mos.ru/material_view/at
omic_objects/3228822
ID: 3228822
https://uchebnik.mos.ru/material_view/at
omic_objects/3228822
ID: 3228822
https://uchebnik.mos.ru/material_view/at
omic_objects/3228822

4 класс
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество
часов
Всего
П/р

1

Раздел 1. Читательская
грамотность

8

4

2

Раздел 2. Естественнонаучная грамотность

8

4

2

1

4

Раздел 4. Финансовая
грамотность

6

3

5

Раздел 5. Математическая грамотность

8

4

6

Раздел 6. Креативное

2

1

3

Раздел 3. Глобальная
компетентность

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
ID: 676690
https://uchebnik.mos.ru/material_view/at
omic_objects/676690
ID: 676690
https://uchebnik.mos.ru/material_view/at
omic_objects/676690
ID: 676690
https://uchebnik.mos.ru/material_view/at
omic_objects/676690
ID: 676690
https://uchebnik.mos.ru/material_view/at
omic_objects/676690
ID: 676690
https://uchebnik.mos.ru/material_view/at
omic_objects/676690
ID: 676690
10

мышление
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

https://uchebnik.mos.ru/material_view/at
omic_objects/676690
34

17

11

Календарно-тематическое планирование (1 класс)
№
Тема занятия
Всего
п/п
часов
Читательская грамотность
1. В. Бианки. Лис и мышо1
нок.
2. Русская народная сказка.
1
Мороз и заяц.
3. В. Сутеев. Живые грибы.
1
4. Г. Цыферов. Петушок и
1
солнышко.
5. М. Пляцковский. Урок
1
дружбы.
6. Русская народная сказка.
1
Как лиса училась летать.
7. Е. Пермяк. Четыре брата.
1
Математическая грамотность
8. Про курочку рябу, золотые
1
и простые яйца.
9. Про козу, козлят и капу1
сту.
10. Про петушка и жерновцы.
1
11. Как петушок и курочки
1
делили бобовые зернышки.
12. Про наливные яблочки.
1
13. Про Машу и трех медве1
дей.
14. Про медведя, лису и миш1
кин мед.
Креативное мышление
15. История со словом «де1
душка».
16. Рассказы по картинкам.
1

В том числе
Теория Практика

Дата
изучения

Электронные
(цифровые) образовательные ресурсы

0,5

0,5

ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924

0,5

0,5

ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924

0,5
0,5

0,5
0,5

ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924
ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924

0,5

0,5

ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924

0,5

0,5

ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924

0,5

0,5

ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924

0,5

0,5

ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924

0,5

0,5

ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924

0,5
0,5

0,5
0,5

ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924
ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924

0,5
0,5

0,5
0,5

ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924
ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924

0,5

0,5

ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924

0,5

0,5

ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924

0,5

0,5

ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924

Финансовая грамотность
17. За покупками.
1
18. Находчивый колобок.
1
19. День рождения мухи1
цокотухи.
20. Буратино и карманные
1
деньги.
21. Кот Василий продает мо1
локо.
22. Лесной банк.
1
23. Как мужик золото менял.
1
Естественно-научная грамотность
24. Как Иванушка хотел по1
пить водицы.
25. Пятачок, Винни-пух и
1
воздушный шарик.
26. Про репку и другие кор1
неплоды.
27. Плывет, плывет кораблик.
1
28. Про Снегурочку и пре1
вращения воды.
29. Как делили апельсин.
1
30. Крошка енот и Тот, кто
1
сидит в пруду.
31. В. Сутеев. Яблоко.
1
Глобальная компетентность
32. Комплексное задание
1
«Найденыш»
33. Комплексное задание
1
«Мировой океан загрязняется»
Итого:
33

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924
ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924
ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924

0,5

0,5

ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924

0,5

0,5

ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924

0,5
0,5

0,5
0,5

ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924
ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924

0,5

0,5

ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924

0,5

0,5

ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924

0,5

0,5

ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924

0,5
0,5

0,5
0,5

ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924
ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924

0,5
0,5

0,5
0,5

ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924
ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924

0,5

0,5

ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924

0,5

0,5

ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924

0,5

0,5

ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924

16,5

16,5
13

Календарно-тематическое планирование (2 класс)
№
п/п

Тема занятия

Читательская грамотность
1. Михаил Пришвин. Беличья память.
2. И. Соколов-Микитов. В
берлоге.
3. Лев Толстой. Зайцы.

Всего
часов

В том числе
Теория Практика

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

4. Николай Сладков. Веселая
игра.
5. Обыкновенные кроты.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

6. Эдуард Шим. Тяжкий
труд.
7. Про полевого хомяка.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

8. Про бобров.

1

0,5

0,5

Математическая грамотность
9. Про беличьи запасы.

1

0,5

0,5

10. Медвежье потомство.

1

0,5

0,5

11. Про зайчат и зайчиху.

1

0,5

0,5

12. Лисьи забавы.

1

0,5

0,5

13. Про крота.

1

0,5

0,5

Дата
изучения

Электронные
(цифровые) образовательные ресурсы
ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec
ts/2581444
ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec
ts/2581444
ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec
ts/2581444
ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec
ts/2581444
ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec
ts/2581444
ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec
ts/2581444
ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec
ts/2581444
ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec
ts/2581444
ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec
ts/2581444
ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec
ts/2581444
ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec
ts/2581444
ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec
ts/2581444
ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec
ts/2581444
14

14. Про ежа.

1

0,5

0,5

15. Про полевого хомяка.

1

0,5

0,5

16. Бобры строители.

1

0,5

0,5

Креативное мышление
17. История со словом «фотоальбом».
18. Рассказы по картинкам

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Финансовая грамотность
19. Беличьи деньги.

1

0,5

0,5

20. Поврежденные и фальшивые деньги.
21. Банковская карта.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

22. Безопасность денег
банковской карте.
23. Про кредиты.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

24. Про вклады.

1

0,5

0,5

25. Ловушки для денег.

1

0,5

0,5

Естественно-научная грамотность
26. Про белочку и погоду.
1

0,5

0,5

27. Лесные сладкоежки.

1

0,5

0,5

28. Про зайчишку и овощи.

1

0,5

0,5

на

ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec
ts/2581444
ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec
ts/2581444
ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec
ts/2581444
ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec
ts/2581444
ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec
ts/2581444
ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec
ts/2581444
ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec
ts/2581444
ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec
ts/2581444
ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec
ts/2581444
ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec
ts/2581444
ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec
ts/2581444
ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec
ts/2581444
ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec
ts/2581444
ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec
ts/2581444
ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec
ts/2581444
15

29. Лисьи норы.

1

0,5

0,5

30. Корень часть растения.

1

0,5

0,5

31. Занимательные особенности яблока.
32. Про хомяка и его запасы.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

34

17

17

Глобальная компетентность
33. Комплексное
задание
«Футбол и дружба»
34. Комплексное
задание
«Случай в гостях»
Итого:

ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec
ts/2581444
ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_object
s/2581444
ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_object
s/2581444
ID: 2581444
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/2581444
ID: 2581444
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/2581444
ID: 2581444
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/2581444

16

Календарно-тематическое планирование (3 класс)
№
Тема занятия
п\п
Читательская грамотность
1. Про дождевого червяка.

Всего
часов

В том числе
Теория Практика

1

0,5

0,5

2.

Кальций.

1

0,5

0,5

3.

Сколько весит облако?

1

0,5

0,5

4.

Хлеб, всему голова.

1

0,5

0,5

5.

Про мел.

1

0,5

0,5

6.

Про мыло.

1

0,5

0,5

7.

История свечи.

1

0,5

0,5

Естественно-научная грамотность
8. Дождевые черви.
1

0,5

0,5

9.

1

0,5

0,5

10. Про облака.

1

0,5

0,5

11. Про хлеб и дрожжи.

1

0,5

0,5

12. Интересное вещество мел.

1

0,5

0,5

13. Чем интересно мыло и как
оно «работает»?
14. Про свечи.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Полезный кальций.

Дата
изучения

Электронные
(цифровые) образовательные ресурсы
ID:
3228822
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822
ID:
3228822
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822
ID:
3228822
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822
ID:
3228822
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822
ID:
3228822
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822
ID:
3228822
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822
ID:
3228822
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822
ID:
3228822
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822
ID:
3228822
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822
ID:
3228822
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822
ID:
3228822
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822
ID:
3228822
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822
ID:
3228822
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822
ID:
3228822
17

15. Волшебный Магнит.

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822
ID:
3228822
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

ID:
3228822
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822

Глобальная компетентность
16. Комплексное задание
«Говорим на одном языке».
17. Комплексное задание
«Выбрасываем продукты
или голодаем?»
Финансовая грамотность
18. Что такое «бюджет»?

1

0,5

0,5

ID:
3228822
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822

1

0,5

0,5

19. Семейный бюджет.

1

0,5

0,5

20. Откуда в семье берутся
деньги? Зарплата.
21. Пенсия и социальные пособия.
22. Наследство, вклад выигрыш.
23. На что тратятся семейные
деньги? Виды расходов.
24. Как сэкономить семейные
деньги?
Креативное мышление
25. История со словом «почта».
26. Рассказы по картинкам.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

ID:
3228822
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822
ID:
3228822
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822
ID:
3228822
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822
ID:
3228822
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822
ID:
3228822
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822
ID:
3228822
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822
ID:
3228822
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Математическая грамотность
27. Расходы и доходы бюд1
жета.

0,5

0,5

ID:
3228822
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822
ID:
3228822
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822
ID:
3228822
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822
18

28.

Планируем
семейный
бюджет.
29. Подсчитываем семейный
доход.
30. Пенсии и пособия.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

31.

Подсчитываем случайные
(нерегулярные) доходы.
32. Подсчитываем расходы.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

33.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

34

17

17

Расходы на обязательные
платежи.
34. Подсчитываем сэкономленные деньги.
Итого:

ID:
3228822
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822
ID:
3228822
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822
ID:
3228822
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822
ID:
3228822
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822
ID:
3228822
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822
ID:
3228822
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822
ID:
3228822
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822

19

Календарно-тематическое планирование (4 класс)
№
п/п
1.

Тема занятия

Всего
часов
Читательская грамотность
Старинная женская одеж1
да.
Старинные женские го1
ловные уборы.
Старинная мужская одеж1
да и головные уборы.
Жилище
крестьянской
1
семьи на Руси.
Внутреннее
убранство
1
русской избы.
Предметы обихода рус1
ской избы.
История посуды на Руси.
1

В том числе
Теория Практика
0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Какие деньги были рань1
ше в России
Естественно-научная грамотность
9. Томат.
1

0,5

0,5

0,5

0,5

10. Болгарский перец.

1

0,5

0,5

11. Картофель.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

12. Баклажан.
Паслёновые.
13. Лук.
14. Капуста.

Семейство

Дата
изучения

Электронные
(цифровые) образовательные ресурсы
ID:
676690
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690
ID:
676690
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690
ID:
676690
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690
ID:
676690
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690
ID:
676690
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690
ID:
676690
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690
ID:
676690
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690
ID:
676690
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690
ID:
676690
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690
ID:
676690
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690
ID:
676690
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690
ID:
676690
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690
ID:
676690
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690
ID:
676690
20

15. Горох.

1

0,5

0,5

16. Грибы.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Глобальная компетентность
17. Комплексное
задание
«Экологичная обувь».
18. Комплексное
задание
«Этичная одежда».
Финансовая грамотность
19. Потребительская корзина.
20.

Прожиточный минимум.

1

0,5

0,5

21.

Инфляция.

1

0,5

0,5

Распродажи, скидки, бонусы.
23. Благотворительность.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

24.

1

0,5

0,5

Математическая грамотность
25. В бассейне.

1

0,5

0,5

26.

Делаем ремонт.

1

0,5

0,5

27.

Делаем ремонт.

1

0,5

0,5

28.

Праздничный торт.

1

0,5

0,5

29.

Обустраиваем участок.

1

0,5

0,5

22.

Страхование.

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690
ID:
676690
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690
ID:
676690
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690
ID:
676690
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690
ID:
676690
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690
ID:
676690
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690
ID:
676690
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690
ID:
676690
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690
ID:
676690
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690
ID:
676690
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690
ID:
676690
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690
ID:
676690
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690
ID:
676690
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690
ID:
676690
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690
ID:
676690
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690
ID:
676690
21

30.

Поход в кино.

1

0,5

0,5

31.

Организуем экскурсию

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

34

17

17

32.

Отправляемся в путешествие.
Креативное мышление
33. История
со
словом
«спички».
34. Рассказы по картинкам.
Итого:

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690
ID:
676690
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690
ID:
676690
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690
ID:
676690
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690
ID:
676690
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690
ID:
676690
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690

22

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
 Функциональная грамотность. 1 класс. Тренажёр для школьников/М. В. Буряк,
С. А. Шейкина. – М.: Планета, 2025.
 Функциональная грамотность. 2 класс. Тренажёр для школьников/М. В. Буряк,
С. А. Шейкина. – М.: Планета, 2025.
 Функциональная грамотность. 3 класс. Тренажёр для школьников/М. В. Буряк,
С. А. Шейкина. – М.: Планета, 2025.
 Функциональная грамотность. 4 класс. Тренажёр для школьников/М. В. Буряк,
С. А. Шейкина. – М.: Планета, 2025.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
 Функциональная грамотность. Программа внеурочной деятельности.
М. В. Буряк, С. А. Шейкина. – М.: Планета.
 Функциональная грамотность. Программа внеурочной деятельности.
М. В. Буряк, С. А. Шейкина. – М.: Планета.
 Функциональная грамотность. Программа внеурочной деятельности.
М. В. Буряк, С. А. Шейкина. – М.: Планета.
 Функциональная грамотность. Программа внеурочной деятельности.
М. В. Буряк, С. А. Шейкина. – М.: Планета.

1 класс/
2 класс/
3 класс/
4 класс/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».