РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Функциональная грамотность» для обучающихся 1-4 классов Составители: Абдюшева Е.А. Гришенкова А.Г. Заверкина Н.А. Замараева И.В. Лазарева Е.А. Тарасова Н.М. п. Восточный, 2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по «Функциональной грамотности» на уровень начального общего образования для обучающихся 1–4-х классов МБОУ СОШ№ 1 п. Восточный разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; Приказа Минпросвещения от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»; Приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) без вредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2; Учебного плана начального общего образования, утвержденного приказом МБОУ СОШ№ 1 п. Восточный от 31.08.2023 № 143 «Об утверждении основной образовательной программы начального общего образования». Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М. В. Буряк, С. А. Шейкина). Рабочая программа ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания и в рабочей программе воспитания МБОУ СОШ № 1 п. Восточный. Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«РУССКИЙ ЯЗЫК» Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности. Программа разбита на шесть блоков: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность», «Глобальные компетенции», «Креативное мышление» и «Естественно-научная грамотность». Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области эко2 номических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Цель изучения блока «Глобальная компетентность» изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия. Цель изучения блока «Креативное мышление»- умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. Креативное мышление способствует критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их. Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Программа учебного курса «Функциональная грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс): 1 класс – 33 часа 2 класс – 34 часа 3 класс – 34 часа 4 класс – 34 часа ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: - осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; - овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; - осознавать личную ответственность за свои поступки; - уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. Метапредметныерезультаты изучения курса: Познавательные: - осваиватьспособырешения проблем творческого и поисковогохарактера: работа над проектами иисследованиями; - использоватьразличные способы поиска, сбора, обработки,анализа и представления информации; овладевать логическими действиями сравнения, обобщения,классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям; - использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; 3 - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; - преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: - проявлять познавательную и творческую инициативу; - принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию; - контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; - уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания. Коммуникативные: - адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; - слушать и понимать речь других; - совместно договариваться о правилах работы в группе; - доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: - способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; - умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; - умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: - способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; - способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; - способность проводить математические рассуждения; - способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; - способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: - понимание и правильное использование финансовых терминов; - представление о семейных расходах и доходах; - умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; - представление о различных видах семейных доходов; - представление о различных видах семейных расходов; - представление о способах экономии семейного бюджета. Предметные результаты изучения блока «Глобальная компетентность»: 4 - способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения (например, бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски, конфликты, культурные различия и стереотипы); - овладение навыками и взглядами, необходимыми для жизни во взаимосвязанном мире; -способность использовать знания о мире и критически мыслить при рассуждении о глобальных событиях; - способность задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и вырабатывать собственную позицию; - способность находить, анализировать и критически оценивать сообщения СМИ; - способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения; - способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального или культурного происхождения или пола. Предметные результаты изучения блока «Креативное мышление»: - умение генерировать новые идеи на основе существующей информации, например, текста или изображения; - практика в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание любимой сказки; - стимулирование развития воображения и фантазии, творческую активность детей. ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Обучение ведется на безотметочной основе.Для оценки эффективности занятий можно использовать следующиепоказатели: - степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся привыполнении заданий; -поведениедетейназанятиях:живость,активность,заинтересованность обеспечивают положительные результаты; - результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурсаэрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученикис ними самостоятельно; - косвенным показателем эффективности занятий может бытьповышение качества успеваемости по математике, русскому языку,окружающему миру, литературному чтению и др. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 класс (33 часа) № п/п 1. 2. Раздел Читательская грамотность Итого Математическая грамотность Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 Содержание В. Бианки. Лис и мышонок. Русская народная сказка. Мороз и заяц. В. Сутеев. Живые грибы. Г. Цыферов. Петушок и солнышко. М. Пляцковский. Урок дружбы. Русская народная сказка. Как лиса училась летать. Е. Пермяк. Четыре брата. Про курочку рябу, золотые и простые яйца. Про козу, козлят и капусту. Про петушка и жерновцы. Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. 5 5. Итого Естественнонаучная грамотность 6. Итого Глобальная компетентность 1 1 1 7 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 Итого Итого 2 33 3. 4. Итого Креативное мышление Итого Финансовая грамотность Про наливные яблочки. Про Машу и трех медведей. Про медведя, лису и мишкин мед. История со словом «дедушка». Рассказы по картинкам. За покупками. Находчивый колобок. День рождения мухи-цокотухи. Буратино и карманные деньги. Кот Василий продает молоко. Лесной банк. Как мужик золото менял. Как Иванушка хотел попить водицы. Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. Про репку и другие корнеплоды. Плывет, плывет кораблик. Про Снегурочку и превращения воды. Как делили апельсин. Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. В. Сутеев. Яблоко. Комплексное задание «Найденыш» Комплексное задание «Мировой океан загрязняется» Содержание программы 2 класс (34 ч) № п/п Раздел Кол-во часов 1 Читательская грамотность 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 2. Итого Математическая грамотность Содержание Михаил Пришвин. Беличья память. И. Соколов-Микитов. В берлоге. Лев Толстой. Зайцы. Николай Сладков. Веселая игра. Обыкновенные кроты. Эдуард Шим. Тяжкий труд. Про полевого хомяка. Про бобров. Про беличьи запасы. Медвежье, потомство. Про зайчат и зайчиху. Лисьи забавы. Про крота. Про ежа. 6 3. 4. 5. 6. Итого Креативное мышление Итого Финансовая грамотность Итого Естественнонаучнаяграмотность Итого Глобальная компетентность Итого Итого 1 1 8 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 2 34 Про полевого хомяка. Бобры строители. История со словом «фотоальбом». Рассказы по картинкам. Беличьи деньги. Поврежденные и фальшивые деньги. Банковская карта. Безопасность денег на банковской карте. Про кредиты. Про вклады. Ловушки для денег. Про белочку и погоду. Лесные сладкоежки. Про зайчишку и овощи. Лисьи норы. Корень часть растения. Занимательные особенности яблока. Про хомяка и его запасы. Комплексное задание «Футбол и дружба» Комплексное задание «Случай в гостях» Содержание программы 3 класс (34 ч) № п/п 1 2. Раздел Читательская грамотность Итого Естественнонаучнаяграмотность Итого Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 1 8 Содержание Про дождевого червяка. Кальций. Сколько весит облако? Хлеб, всему голова. Про мел. Про мыло. История свечи. Дождевые черви. Полезный кальций. Про облака. Про хлеб и дрожжи. Интересное вещество мел. Чем интересно мыло и как оно «работает»? Про свечи. Волшебный Магнит. 7 3. Финансовая грамотность 1 1 1 1 1 1 1 4. Итого Математическая грамотность 5. Итого Глобальная компетентность 7 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 Итого Креативное мышление Итого Итого 2 1 1 2 34 6. Что такое «бюджет»? Семейный бюджет. Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. Пенсия и социальные пособия. Наследство, вклад выигрыш. На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. Как сэкономить семейные деньги? Расходы и доходы бюджета. Планируем семейный бюджет. Подсчитываем семейный доход. Пенсии и пособия. Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. Подсчитываем расходы. Расходы на обязательные платежи. Подсчитываем сэкономленные деньги. Комплексное задание «Говорим на одном языке». Комплексное задание «Выбрасываем продукты или голодаем?» История со словом «почта». Рассказы по картинкам. Содержание программы 4 класс (34 ч) № п/п 1. 2. Раздел Читательская грамотность Итого Естественнонаучнаяграмотность Итого Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 8 Содержание Старинная женская одежда. Старинные женские головные уборы. Старинная мужская одежда и головные уборы. Жилище крестьянской семьи на Руси. Внутреннее убранство русской избы Предметы обихода русской избы История посуды на Руси. Какие деньги были раньше в России Томат. Болгарский перец. Картофель. Баклажан. Семейство Паслёновые. Лук. Капуста. Горох. Грибы. 8 3. Финансовая грамотность 4. Итого Математическая грамотность Итого Глобальная компетентность Итого Креативное мышление Итого Итого 5. 6. Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Инфляция. Распродажи, скидки, бонусы. Благотворительность. Страхование. 1 1 1 1 1 1 6 1 2 1 1 1 1 1 8 1 1 2 1 1 2 34 В бассейне. Делаем ремонт. Праздничный торт. Обустраиваем участок. Поход в кино. Организуем экскурсию Отправляемся в путешествие. Комплексное задание «Экологичная обувь». Комплексное задание «Этичная одежда». История со словом «спички». Рассказы по картинкам. Тематическое планирование учебного курса «Функциональная грамотность» 1 класс № п/п Наименование разделов и тем программы Раздел 1. Читательская грамотность Раздел 2. Математиче2 ская грамотность Раздел 3. Креативное 3 мышление Раздел 4. Финансовая 4 грамотность Раздел 5. Естественно5 научная грамотность Раздел 6. Глобальная 6 компетентность ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 № п/п 1 Наименование разделов и тем программы Раздел 1. Читательская грамотность Количество часов Всего П/р 7 3,5 7 3,5 2 1 7 3,5 8 4 2 1 33 16,5 2 класс Количество часов Всего П/р 8 4 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924 ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924 ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924 ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924 ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924 ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ID: 2581444 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomi c_objects/2581444 9 2 3 Раздел 2. Математическая грамотность Раздел 3. Креативное мышление 8 4 2 1 4 Раздел 4. Финансовая грамотность 7 3,5 5 Раздел 5. Естественнонаучная грамотность 7 3,5 6 Раздел 6. Глобальная компетентность 2 1 34 17 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ № п/п Наименование разделов и тем программы 3 класс Количество часов Всего П/р 1 Раздел 1. Читательская грамотность 7 3,5 2 Раздел 2. Естественнонаучная грамотность 8 4 2 1 3 Раздел 3. Глобальная компетентность 4 Раздел 4. Финансовая грамотность 7 3,5 5 Раздел 5. Креативное мышление 2 1 6 Раздел 6. Математическая грамотность 8 4 34 17 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ № п/п Наименование разделов и тем программы 4 класс Количество часов Всего П/р 1 Раздел 1. Читательская грамотность 8 4 2 Раздел 2. Естественнонаучная грамотность 8 4 ID: 2581444 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomi c_objects/2581444 ID: 2581444 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomi c_objects/2581444 ID: 2581444 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomi c_objects/2581444 ID: 2581444 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomi c_objects/2581444 ID: 2581444 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomi c_objects/2581444 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ID: 3228822 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomi c_objects/3228822 ID: 3228822 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomi c_objects/3228822 ID: 3228822 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomi c_objects/3228822 ID: 3228822 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomi c_objects/3228822 ID: 3228822 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomi c_objects/3228822 ID: 3228822 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomi c_objects/3228822 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ID: 676690 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomi c_objects/676690 ID: 676690 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomi c_objects/676690 10 3 Раздел 3. Глобальная компетентность 2 1 4 Раздел 4. Финансовая грамотность 6 3 5 Раздел 5. Математическая грамотность 8 4 6 Раздел 6. Креативное мышление 2 1 34 17 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ ID: 676690 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomi c_objects/676690 ID: 676690 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomi c_objects/676690 ID: 676690 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomi c_objects/676690 ID: 676690 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomi c_objects/676690 11 Календарно-тематическое планирование (1 класс) № Тема занятия Всего п/п часов Читательская грамотность 1. В. Бианки. Лис и мышо1 нок. 2. Русская народная сказка. 1 Мороз и заяц. 3. В. Сутеев. Живые грибы. 1 4. Г. Цыферов. Петушок и 1 солнышко. 5. М. Пляцковский. Урок 1 дружбы. 6. Русская народная сказка. 1 Как лиса училась летать. 7. Е. Пермяк. Четыре брата. 1 Математическая грамотность 8. Про курочку рябу, золотые 1 и простые яйца. 9. Про козу, козлят и капу1 сту. 10. Про петушка и жерновцы. 1 11. Как петушок и курочки 1 делили бобовые зернышки. 12. Про наливные яблочки. 1 13. Про Машу и трех медве1 дей. 14. Про медведя, лису и миш1 кин мед. Креативное мышление 15. История со словом «де1 душка». 16. Рассказы по картинкам. 1 В том числе Теория Практика Дата изучения Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 0,5 0,5 ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924 0,5 0,5 ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924 0,5 0,5 0,5 0,5 ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924 ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924 0,5 0,5 ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924 0,5 0,5 ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924 0,5 0,5 ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924 0,5 0,5 ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924 0,5 0,5 ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924 0,5 0,5 0,5 0,5 ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924 ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924 0,5 0,5 0,5 0,5 ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924 ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924 0,5 0,5 ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924 0,5 0,5 ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924 0,5 0,5 ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924 Финансовая грамотность 17. За покупками. 1 18. Находчивый колобок. 1 19. День рождения мухи1 цокотухи. 20. Буратино и карманные 1 деньги. 21. Кот Василий продает мо1 локо. 22. Лесной банк. 1 23. Как мужик золото менял. 1 Естественно-научная грамотность 24. Как Иванушка хотел по1 пить водицы. 25. Пятачок, Винни-пух и 1 воздушный шарик. 26. Про репку и другие кор1 неплоды. 27. Плывет, плывет кораблик. 1 28. Про Снегурочку и пре1 вращения воды. 29. Как делили апельсин. 1 30. Крошка енот и Тот, кто 1 сидит в пруду. 31. В. Сутеев. Яблоко. 1 Глобальная компетентность 32. Комплексное задание 1 «Найденыш» 33. Комплексное задание 1 «Мировой океан загрязняется» Итого: 33 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924 ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924 ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924 0,5 0,5 ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924 0,5 0,5 ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924 0,5 0,5 0,5 0,5 ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924 ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924 0,5 0,5 ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924 0,5 0,5 ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924 0,5 0,5 ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924 0,5 0,5 0,5 0,5 ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924 ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924 0,5 0,5 0,5 0,5 ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924 ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924 0,5 0,5 ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924 0,5 0,5 ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924 0,5 0,5 ID: 203924 https://uchebnik.mos.ru/material/app/203924 16,5 16,5 13 Календарно-тематическое планирование (2 класс) № п/п Тема занятия Читательская грамотность 1. Михаил Пришвин. Беличья память. 2. И. Соколов-Микитов. В берлоге. 3. Лев Толстой. Зайцы. Всего часов В том числе Теория Практика 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 4. Николай Сладков. Веселая игра. 5. Обыкновенные кроты. 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 6. Эдуард Шим. Тяжкий труд. 7. Про полевого хомяка. 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 8. Про бобров. 1 0,5 0,5 Математическая грамотность 9. Про беличьи запасы. 1 0,5 0,5 10. Медвежье потомство. 1 0,5 0,5 11. Про зайчат и зайчиху. 1 0,5 0,5 12. Лисьи забавы. 1 0,5 0,5 13. Про крота. 1 0,5 0,5 Дата изучения Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec ts/2581444 ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec ts/2581444 ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec ts/2581444 ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec ts/2581444 ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec ts/2581444 ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec ts/2581444 ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec ts/2581444 ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec ts/2581444 ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec ts/2581444 ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec ts/2581444 ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec ts/2581444 ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec ts/2581444 ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec ts/2581444 14 14. Про ежа. 1 0,5 0,5 15. Про полевого хомяка. 1 0,5 0,5 16. Бобры строители. 1 0,5 0,5 Креативное мышление 17. История со словом «фотоальбом». 18. Рассказы по картинкам 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 20. Поврежденные и фальшивые деньги. 21. Банковская карта. 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 22. Безопасность денег банковской карте. 23. Про кредиты. 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 24. Про вклады. 1 0,5 0,5 25. Ловушки для денег. 1 0,5 0,5 Естественно-научная грамотность 26. Про белочку и погоду. 1 0,5 0,5 27. Лесные сладкоежки. 1 0,5 0,5 28. Про зайчишку и овощи. 1 0,5 0,5 Финансовая грамотность 19. Беличьи деньги. на ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec ts/2581444 ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec ts/2581444 ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec ts/2581444 ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec ts/2581444 ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec ts/2581444 ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec ts/2581444 ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec ts/2581444 ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec ts/2581444 ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec ts/2581444 ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec ts/2581444 ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec ts/2581444 ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec ts/2581444 ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec ts/2581444 ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec ts/2581444 ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec ts/2581444 15 29. Лисьи норы. 1 0,5 0,5 30. Корень часть растения. 1 0,5 0,5 31. Занимательные особенности яблока. 32. Про хомяка и его запасы. 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 34 17 17 Глобальная компетентность 33. Комплексное задание «Футбол и дружба» 34. Комплексное задание «Случай в гостях» Итого: ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objec ts/2581444 ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_object s/2581444 ID:2581444https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_object s/2581444 ID: 2581444 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/2581444 ID: 2581444 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/2581444 ID: 2581444 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/2581444 Календарно-тематическое планирование (3 класс) № Тема занятия п\п Читательская грамотность 1. Про дождевого червяка. Всего часов В том числе Теория Практика 1 0,5 0,5 2. Кальций. 1 0,5 0,5 3. Сколько весит облако? 1 0,5 0,5 4. Хлеб, всему голова. 1 0,5 0,5 5. Про мел. 1 0,5 0,5 6. Про мыло. 1 0,5 0,5 Дата изучения Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ID: 3228822 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822 ID: 3228822 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822 ID: 3228822 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822 ID: 3228822 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822 ID: 3228822 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822 ID: 3228822 16 7. История свечи. 1 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822 ID: 3228822 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 10. Про облака. 1 0,5 0,5 11. Про хлеб и дрожжи. 1 0,5 0,5 12. Интересное вещество мел. 1 0,5 0,5 13. Чем интересно мыло и как оно «работает»? 14. Про свечи. 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 15. Волшебный Магнит. 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 ID: 3228822 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822 Естественно-научная грамотность 8. Дождевые черви. 1 9. Полезный кальций. ID: 3228822 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822 ID: 3228822 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822 ID: 3228822 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822 ID: 3228822 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822 ID: 3228822 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822 ID: 3228822 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822 ID: 3228822 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822 ID: 3228822 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822 Глобальная компетентность 16. Комплексное задание «Говорим на одном языке». 17. Комплексное задание «Выбрасываем продукты или голодаем?» Финансовая грамотность 18. Что такое «бюджет»? 1 0,5 0,5 ID: 3228822 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822 1 0,5 0,5 19. Семейный бюджет. 1 0,5 0,5 20. Откуда в семье берутся 1 0,5 0,5 ID: 3228822 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822 ID: 3228822 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822 ID: 3228822 17 деньги? Зарплата. 21. Пенсия и социальные пособия. 22. Наследство, вклад выигрыш. 23. На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. 24. Как сэкономить семейные деньги? Креативное мышление 25. История со словом «почта». 26. Рассказы по картинкам. 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. 32. Подсчитываем расходы. 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 Расходы на обязательные платежи. 34. Подсчитываем сэкономленные деньги. Итого: 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 34 17 17 Математическая грамотность 27. Расходы и доходы бюджета. 28. Планируем семейный бюджет. 29. Подсчитываем семейный доход. 30. Пенсии и пособия. 31. 33. https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822 ID: 3228822 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822 ID: 3228822 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822 ID: 3228822 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822 ID: 3228822 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822 ID: 3228822 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822 ID: 3228822 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822 ID: 3228822 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822 ID: 3228822 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822 ID: 3228822 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822 ID: 3228822 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822 ID: 3228822 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822 ID: 3228822 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822 ID: 3228822 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822 ID: 3228822 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/3228822 18 Календарно-тематическое планирование (4 класс) № п/п 1. Тема занятия Всего часов Читательская грамотность Старинная женская одеж1 да. Старинные женские го1 ловные уборы. Старинная мужская одеж1 да и головные уборы. Жилище крестьянской 1 семьи на Руси. Внутреннее убранство 1 русской избы. Предметы обихода рус1 ской избы. История посуды на Руси. 1 В том числе Теория Практика 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Какие деньги были рань1 ше в России Естественно-научная грамотность 9. Томат. 1 0,5 0,5 0,5 0,5 10. Болгарский перец. 1 0,5 0,5 11. Картофель. 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 12. Баклажан. Паслёновые. 13. Лук. 14. Капуста. Семейство Дата изучения Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ID: 676690 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690 ID: 676690 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690 ID: 676690 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690 ID: 676690 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690 ID: 676690 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690 ID: 676690 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690 ID: 676690 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690 ID: 676690 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690 ID: 676690 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690 ID: 676690 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690 ID: 676690 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690 ID: 676690 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690 ID: 676690 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690 ID: 676690 19 15. Горох. 1 0,5 0,5 16. Грибы. 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 Глобальная компетентность 17. Комплексное задание «Экологичная обувь». 18. Комплексное задание «Этичная одежда». Финансовая грамотность 19. Потребительская корзина. 20. Прожиточный минимум. 1 0,5 0,5 21. Инфляция. 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 Распродажи, скидки, бонусы. 23. Благотворительность. 22. 24. Страхование. Математическая грамотность 25. В бассейне. 26. Делаем ремонт. 1 0,5 0,5 27. Делаем ремонт. 1 0,5 0,5 28. Праздничный торт. 1 0,5 0,5 29. Обустраиваем участок. 1 0,5 0,5 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690 ID: 676690 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690 ID: 676690 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690 ID: 676690 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690 ID: 676690 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690 ID: 676690 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690 ID: 676690 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690 ID: 676690 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690 ID: 676690 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690 ID: 676690 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690 ID: 676690 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690 ID: 676690 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690 ID: 676690 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690 ID: 676690 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690 ID: 676690 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690 ID: 676690 20 30. Поход в кино. 1 0,5 0,5 31. Организуем экскурсию 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 34 17 17 Отправляемся в путешествие. Креативное мышление 33. История со словом «спички». 34. Рассказы по картинкам. 32. Итого: https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690 ID: 676690 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690 ID: 676690 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690 ID: 676690 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690 ID: 676690 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690 ID: 676690 https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/676690 21 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Функциональная грамотность. 1 класс. Тренажёр для школьников/М. В. Буряк, С. А. Шейкина. – М.: Планета, 2023. Функциональная грамотность. 2 класс. Тренажёр для школьников/М. В. Буряк, С. А. Шейкина. – М.: Планета, 2023. Функциональная грамотность. 3 класс. Тренажёр для школьников/М. В. Буряк, С. А. Шейкина. – М.: Планета, 2023. Функциональная грамотность. 4 класс. Тренажёр для школьников/М. В. Буряк, С. А. Шейкина. – М.: Планета, 2023. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Функциональная грамотность. Программа внеурочной В. Буряк, С. А. Шейкина. – М.: Планета. Функциональная грамотность. Программа внеурочной В. Буряк, С. А. Шейкина. – М.: Планета. Функциональная грамотность. Программа внеурочной В. Буряк, С. А. Шейкина. – М.: Планета. Функциональная грамотность. Программа внеурочной В. Буряк, С. А. Шейкина. – М.: Планета. деятельности. 1 класс/М. деятельности. 2 класс/М. деятельности. 3 класс/М. деятельности. 4 класс/М.