Программа учебного курса по КБЖ 7 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Культура безопасности жизнедеятельности»
для обучающихся 7 класса

Составитель: Юсупова Е. В.

п. Восточный, 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе курса «Культура безопасности жизнедеятельности»
в 7-х классах
Рабочая программа по КБЖ на уровень основного общего образования для обучающихся 7-х
классов МБОУ СОШ №1 п. Восточный разработана в соответствии с требованиями:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
 приказа Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной
образовательной программы основного общего образования»;
 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением
главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
 учебного плана основного общего образования, утвержденного приказом МБОУ
СОШ №1 п. Восточный от 31.08.2023 № 143.
 Учебной программы курса «Культура
безопасности жизнедеятельности» для
общеобразовательных учреждений Свердловской области (для учащихся 1 – 4, 5, 6, 7,
9 классов) /В.Н. Почечихина, Ю.В. Репин, К.Б. Кузнецов и др. – Екатеринбург, ИРРО,
2006.
В XXI век человечество вошло в период новых социальных, технических и культурных
перемен, которые обусловлены прогрессивными действиями людей во всех сферах деятельности.
В то же время жизнедеятельность человека привела к появлению глобальных и
региональных проблем в области безопасности жизнедеятельности. Это угрозы экологических
катастроф от неблагоприятных изменений окружающей природной среды, неблагоприятной
демографической обстановки в стране, регионе, проявлений международного терроризма и др.
В последнее время очевидна тенденция к снижению численности населения в России и
ухудшения состояния здоровья людей. Это во многом связано с увеличением частоты проявления
разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций
природного характера и отрицательным влиянием «человеческого фактора» на безопасность
жизнедеятельности личности, общества и государства.
Недостаточная подготовка населения в вопросах безопасного поведения в разнообразных
опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение частью населения правил дорожного
движения и пожарной безопасности, пренебрежение правилами культуры поведения, личной
гигиены и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причинами
заболеваний, несчастных случаев и гибели людей.
В настоящее время в деле подготовки населения в области безопасности
жизнедеятельности и выработки у граждан привычек защиты окружающей среды, здорового
образа жизни возрастает роль и ответственность системы образования. Только через образование
можно обеспечить повышение общего уровня культуры населения страны, региона в области
безопасности жизнедеятельности и снижение отрицательного влияния «человеческого фактора»
на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовать в
общеобразовательном учреждении через всестороннее рассмотрение вопросов в курсе «Культура
безопасности жизнедеятельности», содержание которого охватывает теорию и практику защиты
человека от опасных, вредных факторов и чрезвычайных ситуаций.
Программа курса разработана с учетом возрастных физиологических и психологических
особенностей учащихся начальной и основной общеобразовательной школы. У школьников от
2

класса к классу должны вырабатываться психологическая устойчивость к стрессу и готовность к
грамотному поведению в повседневных контактах с природой, техникой, людьми.
Ключевой идеей программы является положение о том, что для обеспечения личной,
региональной, государственной и глобальной безопасности определяющую роль играет не столько
уровень знаний каждого человека об опасностях окружающего мира и способах защиты от них,
сколько воспитание в человеке культуры безопасности жизнедеятельности.
Культура безопасности жизнедеятельности выступает как необходимое условие
обеспечения устойчивого развития современной цивилизации.
Программа курса «Культура безопасности жизнедеятельности» разработана с учетом
требований федерального компонента государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (2004 г.) и регионального
(национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта
дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования
Свердловской области (2006 г.), в соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании»,
иных законодательных актов Российской Федерации.
В соответствии с потребностями человека и общества XXI века, исходя из общих целей
образования и воспитания, а также целей гуманности и демократизации, цель курса «Культура
безопасной жизнедеятельности» заключается в изучении и освоении учащимися
общеобразовательных учреждений интегрированных знаний, умений и навыков, обеспечивающих
безопасность жизнедеятельности, формирование желания, интереса, потребностей к обеспечению
собственной безопасности и безопасности окружающих.
Основные задачи, решение которых обеспечивает достижение цели курса «Культура
безопасности жизнедеятельности».
1. Изучение и освоение основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное
безопасное существование и реализацию способностей и запросов личности в повседневной
жизни.
2. Ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной
жизни, действиями в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и
техногенного характера; изучение и освоение методов и приемов защиты, позволяющих
минимизировать возможный ущерб личности и обществу в опасных и чрезвычайных ситуациях,
снизить индивидуальные, коллективные риски.
3. Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой
медицинской помощи.
4. Изучение современного комплекса проблем безопасности жизни и жизнедеятельности,
формирующее у обучающихся научные взгляды на главные особенности постиндустриального
периода перехода человечества в ноосферу, а также ценностные социально-значимые ориентации
личности.
5. Развитие способностей анализировать ситуации и принимать безопасные решения в
быту, учебной и последующей профессиональной деятельности.
6. Формирование представления об экологических, социокультурных, экономических
особенностях малой Родины как среды непосредственной жизнедеятельности и сопричастности к
ней в процессе самоутверждения и самореализации.
7. Формирование способности выбора морально-психологических установок в условиях
опасных и чрезвычайных ситуаций.
8. Формирование уважительного, ответственного отношения к собственной безопасности
и безопасности окружающих людей, бережного отношения к окружающей среде, навыков
взаимодействия, сотрудничества, необходимых для разрешения и предупреждения опасных и
чрезвычайных ситуаций, осознание приоритетности безопасности во всех сферах деятельности.
Цели и задачи различных ступеней школы конкретизируются в соответствии с общей
направленностью курса «Культура безопасности жизнедеятельности», возможностями
образовательного учреждения, с учетом знаний, полученных учащимися при изучении других
предметов, психологическими и физиологическими особенностями возраста обучающихся.
3

Тематическими линиями содержания курса «Культура безопасности жизнедеятельности» в
основной школе являются:
 основы здорового образа жизни и культуры здоровья;
 безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;
 основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи;
 современный комплекс проблем безопасности;
 военно-патриотическое воспитание.
Курс «Культура безопасности жизнедеятельности» для изучения в 5, 6, 7 классах является
частью, формируемой участниками образовательных отношений, который определяет минимум
содержания образования с учетом социально-экономических, экологических, социокультурных
особенностей Свердловской области, требования к уровню подготовки выпускников.
Место предмета в учебном плане
Данная рабочая программа предполагает обучение в объеме: 17 часов в 5 классе, по 34 часа в 6
и 17 часов в 7 классах.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы
относятся:
 личностные результаты — готовность и способность учащихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки
выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции,
социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской,
гражданской идентичности;
 метапредметные результаты - освоенные учащимися универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты - освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт
специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания,
его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного
знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса.
Личностные результаты:
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих
защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять
правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному
здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные результаты:
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины
возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных
и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их
влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному
поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать
средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в
обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи,
моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной
жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области
безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых
информационных технологий;
4

• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку
зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные
роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
• формирование духовно-нравственных качеств учащихся для снижения опасности быть
вовлеченным в экстремистскую и террористическую деятельность.
Предметные результаты:
• формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
• понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
• понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной
безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
• формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребления алкоголя,
наркотиков, курения и нанесения иного вреда здоровью;
• формирование экстремистской и антитеррористической личностной позиции;
• понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни
человека;
• знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального
характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и
государства;
• знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
• умения оказывать первую медицинскую помощь;
• умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а
также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные
решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально
складывающейся
обстановки
и
индивидуальных
возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера,
выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного
безопасного поведения.
Содержание программы
7 класс
Раздел 1. Основы здорового образа жизни и культура здоровья (4 часа)
Тема 1. Основы экологической культуры
1.Анализ экологических особенностей Уральского региона. Факторы, влияющие на
жизнедеятельность человека. Промышленные и бытовые отходы. Экологически чистые продукты
питания и товары повседневного спроса. Источники получения информации об экологической
безопасности товаров повседневного потребления.
2.Зависимость здоровья и деятельности человека от экологического состояния окружающей
природы. Духовно-нравственные аспекты проблем сохранения жизни и культуры, окружающей
природы Уральского региона.
Тема 2. Здоровый образ жизни и его составляющие. Навыки здорового образа жизни
1.Культура и здоровье. Психическое и физическое здоровье. Способы сохранения и
укрепления здоровья.
2.Профилактика переутомления. Стресс и его воздействие на человека. Способы выхода из
стрессовой ситуации. Способы прогнозирования и предотвращения стрессовых ситуаций.
Информационная безопасность человека.
3.Роль искусства в формировании культуры безопасности жизнедеятельности.Здоровье
человека как основа здоровья нации, государства.
Тема 3. Роль социальной среды в развитии подростка
5

1.Взаимоотношения в социуме. Социальные группы, их особенности. Особенности
взаимоотношений подростков и взрослых. Взаимоотношения со сверстниками. Взаимодействие в
школьном коллективе.
2.Права, обязанности и ответственность субъектов образовательной деятельности. Подходы
к анализу взаимодействия в подростковой среде.
3.Противодействие алкоголизму и наркозависимости как условие сохранения здоровья
личности, общества, нации, государства.
Раздел 2. Безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
(9 часов)
Тема 1. Дорожная безопасность
1.Правила дорожного движения. Сигналы регулировщика. Действия пешеходов и
водителей по сигналам регулировщика.
2.Железнодорожный, водный и воздушный транспорт. Правила поведения в транспорте.
3.Требования к движению велосипедистов. Меры безопасности при передвижении на
велосипеде.
4.Метрополитен как средство передвижения в крупных городах. Возможные опасности при
пользовании эскалатором, при ожидании поезда на платформе, в вагоне поезда. Меры
предотвращения опасностей.
Тема 2. Пожарная безопасность
1.Система обнаружения пожара.
2.Понятие об автоматической пожарной сигнализации, принципах ее действия.
3.Эффективность использования систем обнаружения пожаров в жилом секторе,
общественных зданиях.
4.Знаки пожарной безопасности, их классификация и предназначение.
5.Действия при возникновении пожара в учреждении с массовым пребыванием людей.
Порядок вызова пожарных.
6. Виды пожарной техники, пожарно–спасательного оборудования и их предназначение.
Тема 3. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них
1.Опасные природные явления.
2.Последствия воздействия опасных природных явлений на человека и среду его обитания.
3.Меры по снижению воздействия опасных природных явлений на человека.
4.Правила безопасного поведения при угрозе и во время стихийных бедствий.
Тема 4. Правила безопасного поведения на природе
1.Вынужденная автономность человека в природе.
2.Факторы, влияющие на выживание человека в условиях автономного существования в
природе.
3.Стрессоры выживания.
4.Борьба со стрессорами (жара, холод, голод, жажда, боль, одиночество, страх).
Раздел 3. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
(1 час)
Тема 1. Виды травм
1.Первая медицинская помощь при травмах. Электротравмы. Причины их возникновения,
профилактика. Первая медицинская помощь при поражении электрическим током и молнией.
2.Способы транспортировки пострадавших.
Практические занятия (3 часа)
Занятие 1. Респираторы (виды, устройство, назначение, защитные свойства). Правила
пользования. Узлы, их применение. Туристические системы.
Занятие
2. Способы изготовления носилок с использованием подручных средств и
транспортировка пострадавшего. Переправа по горизонтальной веревке.
Занятие 3. Определение высоты объекта. Установка палатки. Подготовка к «Дню защиты детей».
Порядок эвакуации из здания школы при возможном землетрясении.

6

Тематическое планирование 7 класс.
№

Наименование раздела темы занятий

Раздел 1. Основы здорового образа жизни и культура здоровья
1. Основы экологической культуры
2. Здоровый образ жизни и его составляющие. Навыки здорового образа
жизни
3. Роль социальной среды в развитии подростка
Раздел 2. Безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
1. Дорожная безопасность
2. Пожарная безопасность
3. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них
4. Правила безопасного поведения на природе
Раздел 3. Основы медицинских знаний и правила оказания первой
медицинской помощи
1. Виды травм
Практические занятия
Итого

Кол-во
часов
4
1
2
1
9
2
3
2
2
1
1
3
17

7

Календарно - тематическое поурочное планирование. 7 класс
№

Дата

Тема урока

Раздел 1. Основы здорового образа жизни и культура здоровья
Тема 1.
1

Тема 2.
2

3

Тема 3.
4
Раздел 2.
Тема 1.
5

6

Тема 2.
7
8

9

Тема 3.
10
11

Основы экологической культуры
Анализ экологических особенностей Уральского региона.
Факторы,
влияющие
на
жизнедеятельность
человека.
Промышленные и бытовые отходы. Зависимость здоровья и
деятельности
человека
от
экологического
состояния
окружающей природы.
Здоровый образ жизни и его составляющие. Навыки
здорового образа жизни
Культура и здоровье. Психическое и физическое здоровье.
Способы сохранения и укрепления здоровья. Профилактика
переутомления.
Стресс и его воздействие на человека. Способы выхода из
стрессовой ситуации. Роль искусства в формировании культуры
безопасности жизнедеятельности. Здоровье человека как основа
здоровья нации, государства.
Роль социальной среды в развитии подростка
Противодействие алкоголизму и наркозависимости как условие
сохранения здоровья личности, общества, нации, государства.
Безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
Дорожная безопасность
Правила дорожного движения. Действия пешеходов и водителей
по сигналам регулировщика. Железнодорожный, водный и
воздушный транспорт. Правила поведения в транспорте.
Требования к движению велосипедистов. Меры безопасности
при передвижении на велосипеде. Метрополитен как средство
передвижения в крупных городах и возможные опасности при
пользовании эскалатором.
Пожарная безопасность
Система обнаружения пожара. Понятие об автоматической
пожарной сигнализации, принципах ее действия.
Эффективность использования систем обнаружения пожаров в
жилом секторе, общественных зданиях. Знаки пожарной
безопасности, их классификация и предназначение.
Действия при возникновении пожара в учреждении с массовым
пребыванием людей. Порядок вызова пожарных. Виды
пожарной техники, пожарно–спасательного оборудования и их
предназначение.
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от
них
Опасные природные явления. Последствия воздействия опасных
природных явлений на человека и среду его обитания.
Меры по снижению воздействия опасных природных явлений на
человека. Правила безопасного поведения при угрозе и во время
стихийных бедствий.

Количество
часов
4
1
1

2
1

1

1
1
9
2
1

1

3
1
1

1

2
1
1

8

Тема 4.
12

13
Раздел 3.
Тема 1.
14

15

16

17
Итого

Правила безопасного поведения на природе
Вынужденная автономность человека в природе. Факторы,
влияющие на выживание человека в условиях автономного
существования в природе.
Стрессоры выживания. Борьба со стрессорами (жара, холод,
голод, жажда, боль, одиночество, страх).
Основы медицинских знаний и правила оказания
первой медицинской помощи

2
1

Виды травм
Первая
медицинская
помощь
при
травмах.
Электротравмы. Причины их возникновения, профилактика.
Первая медицинская помощь при поражении электрическим
током и молнией. Способы транспортировки пострадавших.
Практические занятия
Пр. занятие № 1. Респираторы (виды, устройство, назначение,
защитные свойства). Правила пользования. Узлы, их
применение. Туристические системы.
Пр. занятие № 2. Способы изготовления носилок с
использованием подручных средств и транспортировка
пострадавшего. Переправа по горизонтальной веревке.
Пр. занятие № 3. Определение высоты объекта. Установка
палатки. Подготовка к «Дню защиты детей». Порядок эвакуации
из здания школы при возможном землетрясении.

2
1

1
1

3
1

1

1

34

9

Литература
Нормативно-правовое обеспечение
1. Закон РФ «О безопасности». – Спб: Речь, 2005. – 15 с.
2. Закон РФ «О безопасности дорожного движения» (от 10.12.1995г. № 196-ФЗ). - М.:
Омега, 2005. – 32 с.
3. Закон РФ «О борьбе с терроризмом». – М.: Омега, 2005. – 32 с.
4. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» (№ 53-ФЗ от 28.03.1998г.). - М.:
ЭКСМО, 2003. – 288 с.
5. Закон РФ «О гражданской обороне» (от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ)
6. Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера». – М.: ЭКСМО, 2001. – 42 с.
7. Закон РФ «О пожарной безопасности».– М.: Омега, 2005.– 22 с.
8. Закон РФ «О радиационной безопасности населения» (от 9.01.1996г. № 3-ФЗ в ред.ФЗ от
22.12.04г. №122-ФЗ).– М.: Омега, 2005.– 34 с.
9. Закон РФ «Об обороне» (от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ). - М.: ЭКСМО, 2003. – 32 с.
10. Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья
граждан». – М.: Омега, 2002. – 18 с.
11. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом
Президента РФ от 17.12.1997г. № 1300) // Российская газета. – 1997. – 26 декабря. - № 247.
12. Концепция экологической безопасности Свердловской области на период до 2015 года:
постановление Правительства Свердловской области от 16.06 2004 г. N 505-ПП // Областная
газета. - 2004. - 22 июня. - С. 8-10.
13. Мероприятия по развитию образования Свердловской области на 2004 – 2007 годы //
Постановление Правительства Свердловской области № 386 – ПП от 25.05.2004
14. Региональный
(национально-региональный)
компонент
государственного
образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего, среднего
(полного) общего образования Свердловской области» //Постановление Правительства
Свердловской области, № 15-ПП от 17.01.2006г.
15. Трудовой кодекс Российской Федерации. С изменениями и дополнениями. – М.:
ЭКСМО, 2006. – 256 с.
Программно-методическое обеспечение
1.
Латчук В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы: дидактические
материалы. - М.: Дрофа; Дик, 2000. – 320 с.: ил.
2.
Ляшко В. и др. Программа курса: «Проблемы окружающей среды и безопасности
населения» //Основы безопасности жизни.-2002.- № 4. - С.19-23.
3.
Маслов А. Г. Основы безопасности жизнедеятельности на уроках географии: 6-9
класс.: учебно-методическое пособие. - М.: Дрофа, 2003. – 112 с.
4.
Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности
жизнедеятельности»: книга для учителя / сост. А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин; под общ. ред. А. Т.
Смирнова. - М.: Просвещение, 2001.– 160 с.
5.
Мошкин В. Основы пожарной безопасности // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2001. - № 11. - С. 21-24.
6.
Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности / сост. Б. И.
Мишин. - М.: АСТ; Астрель, 2002. – 285 с.
7.
Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: Учебник для общеобразоват.
учреждений /М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; Под ред. Ю.Л. Воробьева.-М.:
Дрофа, 2004.
10

8.
Пономарев В. Дети и терроризм: методическое обеспечение учебно-воспитательного
процесса // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2005. – № 3. – С. 13-18.
9.
Правила пожарной безопасности: тесты для проверки знаний учащихся / авт.-сост. Н.
И. Колесник; ред. Н. А. Горохова, Н. В. Зырянова; - Екатеринбург: ИРРО, 2003. - 19 с.
10. Тихомиров С. Профилактика потребления психоактивных веществ // ОБЖ. Основы
безопасности жизнедеятельности. – 2004. – № 4. – С. 52-56.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».