РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Культура безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 7 класса Составитель: Юсупова Е. В. п. Восточный, 2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе курса «Культура безопасности жизнедеятельности» в 7-х классах Рабочая программа по КБЖ на уровень основного общего образования для обучающихся 7-х классов МБОУ СОШ №1 п. Восточный разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; приказа Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»; СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2; учебного плана основного общего образования, утвержденного приказом МБОУ СОШ №1 п. Восточный от 31.08.2023 № 143. Учебной программы курса «Культура безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений Свердловской области (для учащихся 1 – 4, 5, 6, 7, 9 классов) /В.Н. Почечихина, Ю.В. Репин, К.Б. Кузнецов и др. – Екатеринбург, ИРРО, 2006. В XXI век человечество вошло в период новых социальных, технических и культурных перемен, которые обусловлены прогрессивными действиями людей во всех сферах деятельности. В то же время жизнедеятельность человека привела к появлению глобальных и региональных проблем в области безопасности жизнедеятельности. Это угрозы экологических катастроф от неблагоприятных изменений окружающей природной среды, неблагоприятной демографической обстановки в стране, регионе, проявлений международного терроризма и др. В последнее время очевидна тенденция к снижению численности населения в России и ухудшения состояния здоровья людей. Это во многом связано с увеличением частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций природного характера и отрицательным влиянием «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства. Недостаточная подготовка населения в вопросах безопасного поведения в разнообразных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение частью населения правил дорожного движения и пожарной безопасности, пренебрежение правилами культуры поведения, личной гигиены и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причинами заболеваний, несчастных случаев и гибели людей. В настоящее время в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан привычек защиты окружающей среды, здорового образа жизни возрастает роль и ответственность системы образования. Только через образование можно обеспечить повышение общего уровня культуры населения страны, региона в области безопасности жизнедеятельности и снижение отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства. Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовать в общеобразовательном учреждении через всестороннее рассмотрение вопросов в курсе «Культура безопасности жизнедеятельности», содержание которого охватывает теорию и практику защиты человека от опасных, вредных факторов и чрезвычайных ситуаций. Программа курса разработана с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей учащихся начальной и основной общеобразовательной школы. У школьников от 2 класса к классу должны вырабатываться психологическая устойчивость к стрессу и готовность к грамотному поведению в повседневных контактах с природой, техникой, людьми. Ключевой идеей программы является положение о том, что для обеспечения личной, региональной, государственной и глобальной безопасности определяющую роль играет не столько уровень знаний каждого человека об опасностях окружающего мира и способах защиты от них, сколько воспитание в человеке культуры безопасности жизнедеятельности. Культура безопасности жизнедеятельности выступает как необходимое условие обеспечения устойчивого развития современной цивилизации. Программа курса «Культура безопасности жизнедеятельности» разработана с учетом требований федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (2004 г.) и регионального (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области (2006 г.), в соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании», иных законодательных актов Российской Федерации. В соответствии с потребностями человека и общества XXI века, исходя из общих целей образования и воспитания, а также целей гуманности и демократизации, цель курса «Культура безопасной жизнедеятельности» заключается в изучении и освоении учащимися общеобразовательных учреждений интегрированных знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности, формирование желания, интереса, потребностей к обеспечению собственной безопасности и безопасности окружающих. Основные задачи, решение которых обеспечивает достижение цели курса «Культура безопасности жизнедеятельности». 1. Изучение и освоение основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование и реализацию способностей и запросов личности в повседневной жизни. 2. Ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, действиями в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера; изучение и освоение методов и приемов защиты, позволяющих минимизировать возможный ущерб личности и обществу в опасных и чрезвычайных ситуациях, снизить индивидуальные, коллективные риски. 3. Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи. 4. Изучение современного комплекса проблем безопасности жизни и жизнедеятельности, формирующее у обучающихся научные взгляды на главные особенности постиндустриального периода перехода человечества в ноосферу, а также ценностные социально-значимые ориентации личности. 5. Развитие способностей анализировать ситуации и принимать безопасные решения в быту, учебной и последующей профессиональной деятельности. 6. Формирование представления об экологических, социокультурных, экономических особенностях малой Родины как среды непосредственной жизнедеятельности и сопричастности к ней в процессе самоутверждения и самореализации. 7. Формирование способности выбора морально-психологических установок в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций. 8. Формирование уважительного, ответственного отношения к собственной безопасности и безопасности окружающих людей, бережного отношения к окружающей среде, навыков взаимодействия, сотрудничества, необходимых для разрешения и предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций, осознание приоритетности безопасности во всех сферах деятельности. Цели и задачи различных ступеней школы конкретизируются в соответствии с общей направленностью курса «Культура безопасности жизнедеятельности», возможностями образовательного учреждения, с учетом знаний, полученных учащимися при изучении других предметов, психологическими и физиологическими особенностями возраста обучающихся. 3 Тематическими линиями содержания курса «Культура безопасности жизнедеятельности» в основной школе являются: основы здорового образа жизни и культуры здоровья; безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи; современный комплекс проблем безопасности; военно-патриотическое воспитание. Курс «Культура безопасности жизнедеятельности» для изучения в 5, 6, 7 классах является частью, формируемой участниками образовательных отношений, который определяет минимум содержания образования с учетом социально-экономических, экологических, социокультурных особенностей Свердловской области, требования к уровню подготовки выпускников. Место предмета в учебном плане Данная рабочая программа предполагает обучение в объеме: 17 часов в 5 классе, по 34 часа в 6 и 17 часов в 7 классах. Планируемые результаты освоения учебного предмета К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы относятся: личностные результаты — готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; метапредметные результаты - освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); предметные результаты - освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса. Личностные результаты: • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз; • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности; • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности. Метапредметные результаты: • овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека; • овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности; • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий; 4 • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. • формирование духовно-нравственных качеств учащихся для снижения опасности быть вовлеченным в экстремистскую и террористическую деятельность. Предметные результаты: • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма; • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребления алкоголя, наркотиков, курения и нанесения иного вреда здоровью; • формирование экстремистской и антитеррористической личностной позиции; • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства; • знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; • умения оказывать первую медицинскую помощь; • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; • умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; • умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения. Содержание программы 7 класс Раздел 1. Основы здорового образа жизни и культура здоровья (4 часа) Тема 1. Основы экологической культуры 1.Анализ экологических особенностей Уральского региона. Факторы, влияющие на жизнедеятельность человека. Промышленные и бытовые отходы. Экологически чистые продукты питания и товары повседневного спроса. Источники получения информации об экологической безопасности товаров повседневного потребления. 2.Зависимость здоровья и деятельности человека от экологического состояния окружающей природы. Духовно-нравственные аспекты проблем сохранения жизни и культуры, окружающей природы Уральского региона. Тема 2. Здоровый образ жизни и его составляющие. Навыки здорового образа жизни 1.Культура и здоровье. Психическое и физическое здоровье. Способы сохранения и укрепления здоровья. 2.Профилактика переутомления. Стресс и его воздействие на человека. Способы выхода из стрессовой ситуации. Способы прогнозирования и предотвращения стрессовых ситуаций. Информационная безопасность человека. 3.Роль искусства в формировании культуры безопасности жизнедеятельности.Здоровье человека как основа здоровья нации, государства. Тема 3. Роль социальной среды в развитии подростка 5 1.Взаимоотношения в социуме. Социальные группы, их особенности. Особенности взаимоотношений подростков и взрослых. Взаимоотношения со сверстниками. Взаимодействие в школьном коллективе. 2.Права, обязанности и ответственность субъектов образовательной деятельности. Подходы к анализу взаимодействия в подростковой среде. 3.Противодействие алкоголизму и наркозависимости как условие сохранения здоровья личности, общества, нации, государства. Раздел 2. Безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (9 часов) Тема 1. Дорожная безопасность 1.Правила дорожного движения. Сигналы регулировщика. Действия пешеходов и водителей по сигналам регулировщика. 2.Железнодорожный, водный и воздушный транспорт. Правила поведения в транспорте. 3.Требования к движению велосипедистов. Меры безопасности при передвижении на велосипеде. 4.Метрополитен как средство передвижения в крупных городах. Возможные опасности при пользовании эскалатором, при ожидании поезда на платформе, в вагоне поезда. Меры предотвращения опасностей. Тема 2. Пожарная безопасность 1.Система обнаружения пожара. 2.Понятие об автоматической пожарной сигнализации, принципах ее действия. 3.Эффективность использования систем обнаружения пожаров в жилом секторе, общественных зданиях. 4.Знаки пожарной безопасности, их классификация и предназначение. 5.Действия при возникновении пожара в учреждении с массовым пребыванием людей. Порядок вызова пожарных. 6. Виды пожарной техники, пожарно–спасательного оборудования и их предназначение. Тема 3. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них 1.Опасные природные явления. 2.Последствия воздействия опасных природных явлений на человека и среду его обитания. 3.Меры по снижению воздействия опасных природных явлений на человека. 4.Правила безопасного поведения при угрозе и во время стихийных бедствий. Тема 4. Правила безопасного поведения на природе 1.Вынужденная автономность человека в природе. 2.Факторы, влияющие на выживание человека в условиях автономного существования в природе. 3.Стрессоры выживания. 4.Борьба со стрессорами (жара, холод, голод, жажда, боль, одиночество, страх). Раздел 3. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (1 час) Тема 1. Виды травм 1.Первая медицинская помощь при травмах. Электротравмы. Причины их возникновения, профилактика. Первая медицинская помощь при поражении электрическим током и молнией. 2.Способы транспортировки пострадавших. Практические занятия (3 часа) Занятие 1. Респираторы (виды, устройство, назначение, защитные свойства). Правила пользования. Узлы, их применение. Туристические системы. Занятие 2. Способы изготовления носилок с использованием подручных средств и транспортировка пострадавшего. Переправа по горизонтальной веревке. Занятие 3. Определение высоты объекта. Установка палатки. Подготовка к «Дню защиты детей». Порядок эвакуации из здания школы при возможном землетрясении. 6 Тематическое планирование 7 класс. № Наименование раздела темы занятий Раздел 1. Основы здорового образа жизни и культура здоровья 1. Основы экологической культуры 2. Здоровый образ жизни и его составляющие. Навыки здорового образа жизни 3. Роль социальной среды в развитии подростка Раздел 2. Безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях 1. Дорожная безопасность 2. Пожарная безопасность 3. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них 4. Правила безопасного поведения на природе Раздел 3. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи 1. Виды травм Практические занятия Итого Кол-во часов 4 1 2 1 9 2 3 2 2 1 1 3 17 7 Календарно - тематическое поурочное планирование. 7 класс № Дата Тема урока Раздел 1. Основы здорового образа жизни и культура здоровья Тема 1. 1 Тема 2. 2 3 Тема 3. 4 Раздел 2. Тема 1. 5 6 Тема 2. 7 8 9 Тема 3. 10 11 Основы экологической культуры Анализ экологических особенностей Уральского региона. Факторы, влияющие на жизнедеятельность человека. Промышленные и бытовые отходы. Зависимость здоровья и деятельности человека от экологического состояния окружающей природы. Здоровый образ жизни и его составляющие. Навыки здорового образа жизни Культура и здоровье. Психическое и физическое здоровье. Способы сохранения и укрепления здоровья. Профилактика переутомления. Стресс и его воздействие на человека. Способы выхода из стрессовой ситуации. Роль искусства в формировании культуры безопасности жизнедеятельности. Здоровье человека как основа здоровья нации, государства. Роль социальной среды в развитии подростка Противодействие алкоголизму и наркозависимости как условие сохранения здоровья личности, общества, нации, государства. Безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях Дорожная безопасность Правила дорожного движения. Действия пешеходов и водителей по сигналам регулировщика. Железнодорожный, водный и воздушный транспорт. Правила поведения в транспорте. Требования к движению велосипедистов. Меры безопасности при передвижении на велосипеде. Метрополитен как средство передвижения в крупных городах и возможные опасности при пользовании эскалатором. Пожарная безопасность Система обнаружения пожара. Понятие об автоматической пожарной сигнализации, принципах ее действия. Эффективность использования систем обнаружения пожаров в жилом секторе, общественных зданиях. Знаки пожарной безопасности, их классификация и предназначение. Действия при возникновении пожара в учреждении с массовым пребыванием людей. Порядок вызова пожарных. Виды пожарной техники, пожарно–спасательного оборудования и их предназначение. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них Опасные природные явления. Последствия воздействия опасных природных явлений на человека и среду его обитания. Меры по снижению воздействия опасных природных явлений на человека. Правила безопасного поведения при угрозе и во время стихийных бедствий. Количество часов 4 1 1 2 1 1 1 1 9 2 1 1 3 1 1 1 2 1 1 8 Тема 4. 12 13 Раздел 3. Тема 1. 14 15 16 17 Итого Правила безопасного поведения на природе Вынужденная автономность человека в природе. Факторы, влияющие на выживание человека в условиях автономного существования в природе. Стрессоры выживания. Борьба со стрессорами (жара, холод, голод, жажда, боль, одиночество, страх). Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи 2 1 Виды травм Первая медицинская помощь при травмах. Электротравмы. Причины их возникновения, профилактика. Первая медицинская помощь при поражении электрическим током и молнией. Способы транспортировки пострадавших. Практические занятия Пр. занятие № 1. Респираторы (виды, устройство, назначение, защитные свойства). Правила пользования. Узлы, их применение. Туристические системы. Пр. занятие № 2. Способы изготовления носилок с использованием подручных средств и транспортировка пострадавшего. Переправа по горизонтальной веревке. Пр. занятие № 3. Определение высоты объекта. Установка палатки. Подготовка к «Дню защиты детей». Порядок эвакуации из здания школы при возможном землетрясении. 2 1 1 1 3 1 1 1 34 9 Литература Нормативно-правовое обеспечение 1. Закон РФ «О безопасности». – Спб: Речь, 2005. – 15 с. 2. Закон РФ «О безопасности дорожного движения» (от 10.12.1995г. № 196-ФЗ). - М.: Омега, 2005. – 32 с. 3. Закон РФ «О борьбе с терроризмом». – М.: Омега, 2005. – 32 с. 4. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» (№ 53-ФЗ от 28.03.1998г.). - М.: ЭКСМО, 2003. – 288 с. 5. Закон РФ «О гражданской обороне» (от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ) 6. Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». – М.: ЭКСМО, 2001. – 42 с. 7. Закон РФ «О пожарной безопасности».– М.: Омега, 2005.– 22 с. 8. Закон РФ «О радиационной безопасности населения» (от 9.01.1996г. № 3-ФЗ в ред.ФЗ от 22.12.04г. №122-ФЗ).– М.: Омега, 2005.– 34 с. 9. Закон РФ «Об обороне» (от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ). - М.: ЭКСМО, 2003. – 32 с. 10. Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». – М.: Омега, 2002. – 18 с. 11. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 17.12.1997г. № 1300) // Российская газета. – 1997. – 26 декабря. - № 247. 12. Концепция экологической безопасности Свердловской области на период до 2015 года: постановление Правительства Свердловской области от 16.06 2004 г. N 505-ПП // Областная газета. - 2004. - 22 июня. - С. 8-10. 13. Мероприятия по развитию образования Свердловской области на 2004 – 2007 годы // Постановление Правительства Свердловской области № 386 – ПП от 25.05.2004 14. Региональный (национально-региональный) компонент государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования Свердловской области» //Постановление Правительства Свердловской области, № 15-ПП от 17.01.2006г. 15. Трудовой кодекс Российской Федерации. С изменениями и дополнениями. – М.: ЭКСМО, 2006. – 256 с. Программно-методическое обеспечение 1. Латчук В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы: дидактические материалы. - М.: Дрофа; Дик, 2000. – 320 с.: ил. 2. Ляшко В. и др. Программа курса: «Проблемы окружающей среды и безопасности населения» //Основы безопасности жизни.-2002.- № 4. - С.19-23. 3. Маслов А. Г. Основы безопасности жизнедеятельности на уроках географии: 6-9 класс.: учебно-методическое пособие. - М.: Дрофа, 2003. – 112 с. 4. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: книга для учителя / сост. А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин; под общ. ред. А. Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2001.– 160 с. 5. Мошкин В. Основы пожарной безопасности // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2001. - № 11. - С. 21-24. 6. Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности / сост. Б. И. Мишин. - М.: АСТ; Астрель, 2002. – 285 с. 7. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений /М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; Под ред. Ю.Л. Воробьева.-М.: Дрофа, 2004. 10 8. Пономарев В. Дети и терроризм: методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2005. – № 3. – С. 13-18. 9. Правила пожарной безопасности: тесты для проверки знаний учащихся / авт.-сост. Н. И. Колесник; ред. Н. А. Горохова, Н. В. Зырянова; - Екатеринбург: ИРРО, 2003. - 19 с. 10. Тихомиров С. Профилактика потребления психоактивных веществ // ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности. – 2004. – № 4. – С. 52-56. 11