Рабочая программа по ООП дополнительного развивающего образования Наименование учебного предмета (курса) - шахматы Классы - 5-11 Уровень общего образования - дополнительное образование Срок реализации программы, учебный год - 2020-2021 учебный год Количество часов по учебному плану: Всего часов: 5-11классы (сборная группа) – 102 часа, в неделю — 3 часа; Настоящая программа предназначена для обучения шахматной игре начинающих и малоквалифицированных любителей в шахматных кружках (студиях) на базе общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования. Программа предусматривает изучение школьниками материала по теории и истории шахмат, участие в соревнованиях. Наряду с этим в шахматном кружке ведется работа по правильной организации досуга школьников, воспитанию и развитию у них норм поведения. Направленность программы — физкультурно-спортивная. В процессе обучения все ученики получают знания об общефизической подготовке, спортивной деятельности, спортивных организациях и спортивных соревнованиях. Начинают понимать важность здорового и безопасного образа жизни. Получают представление о необходимости поддержания хорошей спортивной формы для достижения высоких спортивных результатов. Вместе с тем, шахматы — это не просто спортивная игра. В течение всего периода занятий шахматами школьники приобретают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. Занятия шахматами развивают у детей умственные способности, тренируют память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении всех лет обучения юные шахматисты овладевают важнейшими логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов. Кроме того, шахматы помогают развитию контактов между детьми, учат их общаться. Цель программы — научить детей играть в шахматы. Но прежде всего у ребенка должен появиться интерес к шахматам, тогда и следует этот интерес развивать, поддерживать, знакомить юного шахматиста с правилами игры, азами теории. ● Задачи программы: Обучающие (развитие познавательного интереса к шахматам, приобретение определенных знаний о шахматной игре, практические умения и навыки применять усвоенный учебный материал в игре); ● Воспитательные (формирование у обучающихся культуры общения и поведения, навыков здорового образа жизни); ● Развивающие (развитие деловых качеств, таких как трудолюбие, настойчивость в достижении спортивных успехов, самостоятельность, ответственность, аккуратность). Срок реализации программы - 2 года. Дополнительная общеразвивающая программа реализуется в течение всего календарного года, который делится на аудиторный период с 1 сентября по 31 мая и внеаудиторный период с 1 июня по 31 августа. Весь учебный материал программы распределен в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков. Основные возрастные особенности обучающихся. Обучение шахматной игре ведется в группах. Группы комплектуются из детей младшего (с 6-7 до 9-10 лет) и среднего (11-15 лет) школьного возраста. Наполняемость этих групп — не более 15 человек. Процесс обучения в группах носит постепенный и непрерывный, переходящий из года в год характер. Учебный материал подается последовательно от простого к сложному в виде учебных тем и практических заданий, в соответствии с учебным планом. В группах решаются определенные задачи. В группах первого года обучения «Элементы шахматной партии»: закрепление интереса к занятиям шахматами, овладение элементарными техническими приемами легкофигурного эндшпиля, ознакомление с основными тактическими идеями и приемами, усвоение понятия о спортивном режиме и физической подготовке шахматиста, участие в соревнованиях. В группах второго года обучения «Основы шахматной тактики и стратегии»: развитие тактического зрения, ознакомление с приемами атаки и проблемами центра, изучение легкофигурных окончаний и основных технических приемов в эндшпиле, изучение понятия инициативы в дебюте, получение углубленных знаний о режиме шахматиста и методике тренировки, овладение принципами составления дебютного репертуара, участие в квалификационных соревнованиях, выполнение нормативов юношеских разрядов. Особенности набора учащихся. Набор учащихся — свободный, принимаются в шахматный кружок новички и все желающие, прошедшие начальную шахматную подготовку, умеющие вести самостоятельную игру в соответствии с общепринятыми правилами (ФИДЕ). Режим организации занятий. Материал программы спланирован в виде уроков шахматной игры. Общее количество учебных часов — 144 часа в год (аудиторный период). Занятия в недельном цикле состоят из теории и практики. На теоретические и практические занятия в группах отводится 4 часа в неделю. Каждое занятие состоит из проверки усвоения материала предыдущего урока, объяснения нового теоретического материала и практической части. Для изложения теоретического материала используется лекционный метод. Практическая часть включает тренировочные партии, конкурсы решений, сеансы одновременной игры — обычные и тематические, игру в турнирах для детей каждой учебной группы, игру в матчевых встречах с коллективами других групп, разбор итогов конкурсов и сыгранных партий. Ожидаемые результаты ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● По итогам первого года занятий по программе учащийся должен знать: Что такое шахматы; Происхождение шахмат; Цель игры (значение короля); Что из себя представляет шахматная доска; Названия фигур; Какова начальная позиция фигур и пешек на шахматной доске; Как ходят фигуры; Как ходят пешки; Как производится взятие пешки «на проходе»; Как пешка превращается в фигуру; Когда можно и когда нельзя делать рокировку; Как производится взятие фигур и пешек противника; Правило «взялся за фигуру — ходи»; Что такое шах Способы защиты от шаха; Мат — безвыходное положение для короля (обязательно после шаха королю), означает конец игры; Какова сравнительная сила фигур; Какие фигуры называются легкими, а какие тяжелыми; Что размен означает обмен равноценными фигурами или пешками; Пат — разновидность ничьей, когда королю некуда ходить, а шаха ему нет; Обозначения полей и фигур на шахматной доске; Правила поведения игрока во время игры. Прикосновение к своей фигуре обязывает к ходу ею; Прикосновение к чужой фигуре обязывает к взятию ее; Ход считается сделанным, когда фигура поставлена на новое поле и от нее отнята рука; Прикосновение к своей фигуре, у которой не оказывается никаких ходов, или прикосновение к чужой фигуре, которую нельзя взять, не влечет за собой никаких последствий; При своем ходе игрок может поправить одну или более фигур на своих полях, предупредив противника о своем намерении словом «поправляю»; Как производится запись ходов в партии (обозначение фигур, обозначение хода фигур, обозначение взятия фигур, обозначение рокировки, обозначение момента нападения на короля — шаха, обозначение мата, обозначение превращения пешки); Что из себя представляют шахматные часы; Что такое материальное преимущество; Выигрыш ладьи за коня или слона называется выигрышем качества; ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● Что такое позиционное преимущество; Что такое территориальное преимущество; Что время в шахматной партии измеряется ходами и преимущество во времени получает та сторона, которая за одинаковое количество ходов вводит в бой большее число фигур; Шахматная партия условно делится на три стадии (дебют, миттельшпиль, эндшпиль); В начале игры нужно быстрее выводить фигуры на активные (удобные и важные) позиции; Развитие фигур к центру, создание пешечного центра и образование «ударного кулака» из фигур на центральных вертикалях — лучшая гарантия успешной игры; Во время игры главное — не двигать без нужды пешки (особенно не делать бесцельных ходов крайними пешками), не создавать у себя постоянные пешечные слабости, пытаться вызвать их у противника; Безопасность своего короля важнее материальных завоеваний; Необходимо внимательно следить за тем, что предпримет противник и принимать необходимые меры, отражая угрозы или используя ошибки противника; Оппозиция — противостояние королей в борьбе за ключевые поля или за обход; Правило квадрата. По итогам первого года занятий по программе учащийся должен уметь: Ставить мат ферзем одинокому королю; Ставить мат ладьей одинокому королю; Решать задачи на матование короля в 1 ход; Видеть одноходовые удары своих и чужих фигур и пешек и определять связанные фигуры и пешки при решения задач; Вести запись партии полной нотацией; Видеть многоходовые удары своих и чужих фигур и пешек и определять связанные фигуры и пешки при решения шахматных задач; Самостоятельно играть и завершать шахматную партию. По итогам второго года занятий по программе учащийся должен знать: Судья в шахматных соревнованиях — человек, наблюдающий за соблюдением игроками правил игры; Официальные правила шахматных соревнований (выполнение ходов, завершение партии, учет результатов); Спортивные разряды (IV, III, II, I) и звания (кандидат в мастера, мастер, гроссмейстер) в шахматах; Квалификационный турнир — вид соревнования на получения шахматного разряда; При использовании шахматных часов каждый игрок должен закончить партию в заданный период времени, а просрочка положенного на обдумывание времени влечет за собой проигрыш партии; Цугцванг — положение у игрока, когда ему приходится делать невыгодный ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● для себя ход; Деление шахматных начал (дебютов) на открытые, полуоткрытые и закрытые; Разновидности ничьей (пат, вечный шах, «бешеная» фигура, правило 50-ти ходов, троекратное повторение позиции, повторение ходов, обоюдное согласие противников, если у обоих противников остались одни короли или у одного противника остался король, а у другого король с конем или слоном); Открытые дебюты возникают после первого хода белых 1. e2-e4 и ответа черных 1. ... e7-e5, и характеризуются острой фигурной борьбой с самого начала партии; Полуоткрытые дебюты возникают когда на первый ход белых 1. e2-e4 черные отвечают не 1 .....e7-e5, а как -то иначе; Закрытые дебюты возникают когда белые начинают партию любым ходом, кроме 1. e2-e4; Полуоткрытые и закрытые дебюты по сравнению с открытыми началами, как правило, носят более спокойный характер; Гамбит — название начал, в котором Гамбит принятый — жертва принята; Гамбит отказанные — жертва отказана; Контргамбит — когда вместо принятия жертвы противник сам ее предлагает; Анализ — разбор возможностей, имеющихся в позиции и оценка создающихся положений; Зевок — грубая ошибка, ведущая к мату, к материальным потерям или резкому ухудшению позиции; Вариант — одно из возможных продолжений в партии; Битое поле — поле, которое контролируется пешкой или фигурой; Жертва — отдача пешки или фигуры (или размен более ценной фигуры на менее значимую, например ферзя на ладью, ладью на коня, слона на пешку); Комбинация — серия ходов (обязательно с жертвой), совершаемых с целью улучшения своей позиции, приобретения шахматного материала или постановки мата; Двойной удар — одновременное нападение фигуры или пешки на две фигуры противника; Связка — нападение линейной фигуры (ферзя, ладьи, слона) на фигуру или пешку противника, которая прикрывает собой другую фигуру обычно более ценную фигуру, например, короля; Матовые комбинации по последней (первой) горизонтали; Матовые комбинации по предпоследней (второй) горизонтали; «Плохая» фигура — фигура, подвижность которой и ударная сила ограничены; Контригра — встречные действия в ответ на активные операции противника; Ловушка — маневр или ход, рассчитанный на ошибку противника, что противник не увидит невыгодность возникающей для него ситуации; Блокада — торможение движения неприятельских пешек постановкой перед ними своих фигур или пешек ; ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● Блокированная пешка — пешка, лишенная подвижности; Пешки связанные — пешки, стоящие на соседних вертикалях; Отсталая пешка — пешка, которая не может стать рядом с пешками своего цвета на смежных вертикалях; Проходная пешка — пешка, перед которой нет пешек противника как на вертикали, на которой она расположена, так и на соседних; Отдаленная проходная пешка — проходная пешка, расположенная вдали от неприятельского короля и остальных белых и черных пешек; Ключевые поля — поля в позиции, занятия которых фигурами сильнейшей стороны ведет к достижению цели; Оценка позиции — выявление особенностей и возможностей позиции; Роль короля в эндшпиле. По итогам второго года занятий по программе учащийся должен уметь: Ставить мат одинокому королю двумя слонами; Ставить мат одинокому королю слоном и конем; Играть партию с шахматными часами; Вести запись партии полной или краткой нотацией; Самостоятельно играть (вести шахматную партию последовательно, без видимых грубых ошибок) и завершать шахматную партию. Способы проверки прогнозируемых результатов. Для проверки результатов обучения по программе, мониторинга знаний и умений учащихся используются следующие процедуры оценивания: ● Контрольный опрос; ● Собеседование; ● Наблюдение; ● Результаты тренировочных партий; ● Результаты сеансов одновременной игры; ● Результаты конкурсов решения задач-миниатюр; ● Результаты командных встреч с коллективами других групп; ● Анализ разбора сыгранных партий и разбор неясных моментов вместе с педагогом; ● Анализ способов деятельности детей. Для определения уровня освоения программы проводится диагностика качества обучения в виде итоговой аттестации. Критерии оценки уровня теоретической подготовки: - соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; - осмысленность и свобода использования специальной терминологии. Критерии оценки уровня практической подготовки: - соответствие уровня развития умений и навыков программным требованиям; - свобода владения специальным оборудованием; - качество выполнения практического задания. Диагностика качества обучения предполагает оценивание по шкале от 1 до 3 баллов теоретической и практической подготовки учащихся, а также степени освоения материала программы (1-усвоил содержание программы на низком уровне; 2- овладел программой на среднем уровне; 3-освоил весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период, на высоком уровне). Результаты диагностики заносятся в диагностическую карту. Дополнительная общеразвивающая программа реализуется в течение всего календарного года, включая каникулярное время, и делится на учебный год с 1 сентября по 31 мая (аудиторные занятия) и летний период с 1 июня по 31 августа (внеаудиторные занятия). Учебная нагрузка рассчитана на учебный год и период школьных каникул. В период школьных каникул (внеаудиторная нагрузка) занятия детей в творческом объединении проводятся в разных видах и формах: экскурсии в художественный музей, на выставки, в парковую зону, на море, участие в работе летней школы, летнего лагеря, пленэр, участие в организации праздников и развлечений, самостоятельная работа.