Аннотация. Шахматы

Рабочая программа
по ООП дополнительного развивающего образования
Наименование учебного предмета (курса) - шахматы
Классы - 5-11
Уровень общего образования - дополнительное образование
Срок реализации программы, учебный год - 2020-2021 учебный год
Количество часов по учебному плану:
Всего часов: 5-11классы (сборная группа) – 102 часа, в неделю — 3 часа;
Настоящая программа предназначена для обучения шахматной игре
начинающих и малоквалифицированных любителей в шахматных кружках
(студиях) на базе общеобразовательных школ и учреждений дополнительного
образования. Программа предусматривает изучение школьниками материала по
теории и истории шахмат, участие в соревнованиях. Наряду с этим в шахматном
кружке ведется работа по правильной организации досуга школьников,
воспитанию и развитию у них норм поведения.
Направленность программы — физкультурно-спортивная. В процессе
обучения все ученики получают знания об общефизической подготовке,
спортивной деятельности, спортивных организациях и спортивных соревнованиях.
Начинают понимать важность здорового и безопасного образа жизни. Получают
представление о необходимости поддержания хорошей спортивной формы для
достижения высоких спортивных результатов.
Вместе с тем, шахматы — это не просто спортивная игра. В течение всего
периода занятий шахматами школьники приобретают целый комплекс полезных
умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. Занятия
шахматами развивают у детей умственные способности, тренируют память,
внимание,
творческое
воображение,
наблюдательность,
строгую
последовательность рассуждений. На протяжении всех лет обучения юные
шахматисты овладевают важнейшими логическими операциями: анализом и
синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов. Кроме того, шахматы
помогают развитию контактов между детьми, учат их общаться.
Цель программы — научить детей играть в шахматы. Но прежде всего у
ребенка должен появиться интерес к шахматам, тогда и следует этот интерес
развивать, поддерживать, знакомить юного шахматиста с правилами игры, азами
теории.

●

Задачи программы:
Обучающие (развитие познавательного интереса к шахматам, приобретение
определенных знаний о шахматной игре, практические умения и навыки

применять усвоенный учебный материал в игре);
●
Воспитательные (формирование у обучающихся культуры общения и
поведения, навыков здорового образа жизни);
●
Развивающие (развитие деловых качеств, таких как трудолюбие,
настойчивость в достижении спортивных успехов, самостоятельность,
ответственность, аккуратность).
Срок реализации программы - 2 года. Дополнительная общеразвивающая
программа реализуется в течение всего календарного года, который делится на
аудиторный период с 1 сентября по 31 мая и внеаудиторный период с 1 июня по 31
августа. Весь учебный материал программы распределен в соответствии с
принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний,
практических умений и навыков.
Основные возрастные особенности обучающихся. Обучение шахматной
игре ведется в группах. Группы комплектуются из детей младшего (с 6-7 до 9-10
лет) и среднего (11-15 лет) школьного возраста. Наполняемость этих групп — не
более 15 человек.
Процесс обучения в группах носит постепенный и непрерывный,
переходящий из года в год характер. Учебный материал подается последовательно
от простого к сложному в виде учебных тем и практических заданий, в
соответствии с учебным планом.
В группах решаются определенные задачи.
В группах первого года обучения «Элементы шахматной партии»:
закрепление интереса к занятиям шахматами, овладение элементарными
техническими приемами легкофигурного эндшпиля, ознакомление с основными
тактическими идеями и приемами, усвоение понятия о спортивном режиме и
физической подготовке шахматиста, участие в соревнованиях.
В группах второго года обучения «Основы шахматной тактики и стратегии»:
развитие тактического зрения, ознакомление с приемами атаки и проблемами
центра, изучение легкофигурных окончаний и основных технических приемов в
эндшпиле, изучение понятия инициативы в дебюте, получение углубленных
знаний о режиме шахматиста и методике тренировки, овладение принципами
составления дебютного репертуара, участие в квалификационных соревнованиях,
выполнение нормативов юношеских разрядов.
Особенности набора учащихся. Набор учащихся — свободный,
принимаются в шахматный кружок новички и все желающие, прошедшие
начальную шахматную подготовку, умеющие вести самостоятельную игру в
соответствии с общепринятыми правилами (ФИДЕ).
Режим организации занятий. Материал программы спланирован в виде
уроков шахматной игры. Общее количество учебных часов — 144 часа в год
(аудиторный период). Занятия в недельном цикле состоят из теории и практики. На
теоретические и практические занятия в группах отводится 4 часа в неделю.
Каждое занятие состоит из проверки усвоения материала предыдущего урока,
объяснения нового теоретического материала и практической части. Для
изложения теоретического материала используется лекционный метод.

Практическая часть включает тренировочные партии, конкурсы решений, сеансы
одновременной игры — обычные и тематические, игру в турнирах для детей
каждой учебной группы, игру в матчевых встречах с коллективами других групп,
разбор итогов конкурсов и сыгранных партий.
Ожидаемые результаты
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●
●

●
●
●
●
●
●
●
●
●

●

●

●

●
●
●

По итогам первого года занятий по программе учащийся должен знать:
Что такое шахматы;
Происхождение шахмат;
Цель игры (значение короля);
Что из себя представляет шахматная доска;
Названия фигур;
Какова начальная позиция фигур и пешек на шахматной доске;
Как ходят фигуры;
Как ходят пешки;
Как производится взятие пешки «на проходе»;
Как пешка превращается в фигуру;
Когда можно и когда нельзя делать рокировку;
Как производится взятие фигур и пешек противника;
Правило «взялся за фигуру — ходи»;
Что такое шах
Способы защиты от шаха;
Мат — безвыходное положение для короля (обязательно после шаха
королю), означает конец игры;
Какова сравнительная сила фигур;
Какие фигуры называются легкими, а какие тяжелыми;
Что размен означает обмен равноценными фигурами или пешками;
Пат — разновидность ничьей, когда королю некуда ходить, а шаха ему нет;
Обозначения полей и фигур на шахматной доске;
Правила поведения игрока во время игры.
Прикосновение к своей фигуре обязывает к ходу ею;
Прикосновение к чужой фигуре обязывает к взятию ее;
Ход считается сделанным, когда фигура поставлена на новое поле и от нее
отнята рука;
Прикосновение к своей фигуре, у которой не оказывается никаких ходов, или
прикосновение к чужой фигуре, которую нельзя взять, не влечет за собой
никаких последствий;
При своем ходе игрок может поправить одну или более фигур на своих
полях, предупредив противника о своем намерении словом «поправляю»;
Как производится запись ходов в партии (обозначение фигур, обозначение
хода фигур, обозначение взятия фигур, обозначение рокировки, обозначение
момента нападения на короля — шаха, обозначение мата, обозначение
превращения пешки);
Что из себя представляют шахматные часы;
Что такое материальное преимущество;
Выигрыш ладьи за коня или слона называется выигрышем качества;

●
●
●

●

●

●

●

●
●

●

●

●
●
●
●

●
●

●

●

●

●

●

●

●

Что такое позиционное преимущество;
Что такое территориальное преимущество;
Что время в шахматной партии измеряется ходами и преимущество во
времени получает та сторона, которая за одинаковое количество ходов
вводит в бой большее число фигур;
Шахматная партия условно делится на три стадии (дебют, миттельшпиль,
эндшпиль);
В начале игры нужно быстрее выводить фигуры на активные (удобные и
важные) позиции;
Развитие фигур к центру, создание пешечного центра и образование
«ударного кулака» из фигур на центральных вертикалях — лучшая гарантия
успешной игры;
Во время игры главное — не двигать без нужды пешки (особенно не делать
бесцельных ходов крайними пешками), не создавать у себя постоянные
пешечные слабости, пытаться вызвать их у противника;
Безопасность своего короля важнее материальных завоеваний;
Необходимо внимательно следить за тем, что предпримет противник и
принимать необходимые меры, отражая угрозы или используя ошибки
противника;
Оппозиция — противостояние королей в борьбе за ключевые поля или за
обход;
Правило квадрата.
По итогам первого года занятий по программе учащийся должен уметь:
Ставить мат ферзем одинокому королю;
Ставить мат ладьей одинокому королю;
Решать задачи на матование короля в 1 ход;
Видеть одноходовые удары своих и чужих фигур и пешек и определять
связанные фигуры и пешки при решения задач;
Вести запись партии полной нотацией;
Видеть многоходовые удары своих и чужих фигур и пешек и определять
связанные фигуры и пешки при решения шахматных задач;
Самостоятельно играть и завершать шахматную партию.
По итогам второго года занятий по программе учащийся должен знать:
Судья в шахматных соревнованиях — человек, наблюдающий за
соблюдением игроками правил игры;
Официальные правила шахматных соревнований (выполнение ходов,
завершение партии, учет результатов);
Спортивные разряды (IV, III, II, I) и звания (кандидат в мастера, мастер,
гроссмейстер) в шахматах;
Квалификационный турнир — вид соревнования на получения шахматного
разряда;
При использовании шахматных часов каждый игрок должен закончить
партию в заданный период времени, а просрочка положенного на
обдумывание времени влечет за собой проигрыш партии;
Цугцванг — положение у игрока, когда ему приходится делать невыгодный

●

●

●

●

●

●

●
●
●
●
●

●

●
●
●

●

●

●

●
●
●

●
●

●

для себя ход;
Деление шахматных начал (дебютов) на открытые, полуоткрытые и
закрытые;
Разновидности ничьей (пат, вечный шах, «бешеная» фигура, правило 50-ти
ходов, троекратное повторение позиции, повторение ходов, обоюдное
согласие противников, если у обоих противников остались одни короли или у
одного противника остался король, а у другого король с конем или слоном);
Открытые дебюты возникают после первого хода белых 1. e2-e4 и ответа
черных
1. ... e7-e5, и характеризуются острой фигурной борьбой с самого начала
партии;
Полуоткрытые дебюты возникают когда на первый ход белых 1. e2-e4 черные
отвечают не 1 .....e7-e5, а как -то иначе;
Закрытые дебюты возникают когда белые начинают партию любым ходом,
кроме
1. e2-e4;
Полуоткрытые и закрытые дебюты по сравнению с открытыми началами, как
правило, носят более спокойный характер;
Гамбит — название начал, в котором
Гамбит принятый — жертва принята;
Гамбит отказанные — жертва отказана;
Контргамбит — когда вместо принятия жертвы противник сам ее предлагает;
Анализ — разбор возможностей, имеющихся в позиции и оценка
создающихся положений;
Зевок — грубая ошибка, ведущая к мату, к материальным потерям или
резкому ухудшению позиции;
Вариант — одно из возможных продолжений в партии;
Битое поле — поле, которое контролируется пешкой или фигурой;
Жертва — отдача пешки или фигуры (или размен более ценной фигуры на
менее значимую, например ферзя на ладью, ладью на коня, слона на пешку);
Комбинация — серия ходов (обязательно с жертвой), совершаемых с целью
улучшения своей позиции, приобретения шахматного материала или
постановки мата;
Двойной удар — одновременное нападение фигуры или пешки на две фигуры
противника;
Связка — нападение линейной фигуры (ферзя, ладьи, слона) на фигуру или
пешку противника, которая прикрывает собой другую фигуру обычно более
ценную фигуру, например, короля;
Матовые комбинации по последней (первой) горизонтали;
Матовые комбинации по предпоследней (второй) горизонтали;
«Плохая» фигура — фигура, подвижность которой и ударная сила
ограничены;
Контригра — встречные действия в ответ на активные операции противника;
Ловушка — маневр или ход, рассчитанный на ошибку противника, что
противник не увидит невыгодность возникающей для него ситуации;
Блокада — торможение движения неприятельских пешек постановкой перед
ними своих фигур или пешек ;

●
●
●

●

●

●

●
●

●
●
●
●
●

Блокированная пешка — пешка, лишенная подвижности;
Пешки связанные — пешки, стоящие на соседних вертикалях;
Отсталая пешка — пешка, которая не может стать рядом с пешками своего
цвета на смежных вертикалях;
Проходная пешка — пешка, перед которой нет пешек противника как на
вертикали, на которой она расположена, так и на соседних;
Отдаленная проходная пешка — проходная пешка, расположенная вдали от
неприятельского короля и остальных белых и черных пешек;
Ключевые поля — поля в позиции, занятия которых фигурами сильнейшей
стороны ведет к достижению цели;
Оценка позиции — выявление особенностей и возможностей позиции;
Роль короля в эндшпиле.
По итогам второго года занятий по программе учащийся должен уметь:
Ставить мат одинокому королю двумя слонами;
Ставить мат одинокому королю слоном и конем;
Играть партию с шахматными часами;
Вести запись партии полной или краткой нотацией;
Самостоятельно играть (вести шахматную партию последовательно, без
видимых грубых ошибок) и завершать шахматную партию.

Способы проверки прогнозируемых результатов. Для проверки результатов
обучения по программе, мониторинга знаний и умений учащихся используются
следующие процедуры оценивания:
●
Контрольный опрос;
●
Собеседование;
●
Наблюдение;
●
Результаты тренировочных партий;
●
Результаты сеансов одновременной игры;
●
Результаты конкурсов решения задач-миниатюр;
●
Результаты командных встреч с коллективами других групп;
●
Анализ разбора сыгранных партий и разбор неясных моментов вместе с
педагогом;
●
Анализ способов деятельности детей.
Для определения уровня освоения программы проводится диагностика
качества обучения в виде итоговой аттестации.
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
- соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;
- осмысленность и свобода использования специальной терминологии.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
- соответствие уровня развития умений и навыков программным требованиям;
- свобода владения специальным оборудованием;
- качество выполнения практического задания.
Диагностика качества обучения предполагает оценивание по шкале от 1 до 3
баллов теоретической и практической подготовки учащихся, а также степени
освоения материала программы (1-усвоил содержание программы на низком
уровне; 2- овладел программой на среднем уровне; 3-освоил весь объем знаний,

предусмотренных программой за конкретный период, на высоком уровне).
Результаты диагностики заносятся в диагностическую карту.
Дополнительная общеразвивающая программа реализуется в течение всего
календарного года, включая каникулярное время, и делится на учебный год с 1
сентября по 31 мая (аудиторные занятия) и летний период с 1 июня по 31 августа
(внеаудиторные занятия).
Учебная нагрузка рассчитана на учебный год и период школьных каникул. В
период школьных каникул (внеаудиторная нагрузка) занятия детей в творческом
объединении проводятся в разных видах и формах: экскурсии в художественный
музей, на выставки, в парковую зону, на море, участие в работе летней школы,
летнего лагеря, пленэр, участие в организации праздников и развлечений,
самостоятельная работа.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».