06.10.2021
Что такое
«функциональная грамотность»?
Одно из наиболее распространенных
определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и
психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
«Функциональная грамотность – это
способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для
решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой
деятельности, общения и социальных отношений».
Такое определение очень созвучно тому,
которое используется в Программе международного сравнительного исследования
PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной
вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста
навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в
обществе?».
В исследовании оценивается, главным
образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для
решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования:
читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.
Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.
Составляющие
функциональной грамотности
1. Читательская
грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное
тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность. Способность
человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с
естественно-научными идеями.
3. Математическая
грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать
математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения;
использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая
грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового
поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества
жизни.
5. Креативное мышление. Способность
продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и
совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных
решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
6. Глобальные
компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей,
успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые
принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении
глобальных проблем.