АННОТАЦИЯ
к рабочей программе по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
5-6 класс (базовый уровень)
Программа по ОДНКНР на уровне основного общего образования подготовлена на основе
ФГОС ООО, ФОП ООО, федеральной рабочей программы по ОДНКНР (базовый уровень) для
обучающихся 5-6 классов.
Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» учитывает концепции преподавания учебных предметов и рабочую программу воспитания.
Элементы программы воспитания отражены в разделе "Личностные результаты освоения
программы".
В программе по ОДНКНР соблюдается преемственность с федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования, учитываются возрастные и
психологические особенности обучающихся на уровне основного общего образования,
необходимость формирования межпредметных связей. Учебный курс «Основы духовнонравственной культуры народов России» носит культурологический и воспитательный характер,
главный результат обучения ОДНКНР – духовно-нравственное развитие обучающихся в духе
общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовнонравственных ценностей.
В процессе изучения курса ОДНКНР обучающиеся получают возможность
систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно- научных дисциплин
знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем
родной страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной
духовно- нравственной культурой России.
Содержание курса ОДНКНР направлено на формирование нравственного идеала,
гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине
(осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.
Целями изучения учебного курса являются:
-формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение
культуры (единого культурного пространства) России в контексте 7 процессов
этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного
сосуществования народов, религий, национальных культур;
-создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных
российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к
многонациональному народу Российской Федерации;
- формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных
национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других
культур и мировоззрений;
- идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного,
исторического и цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
- овладение предметными компетенциями, имеющими преи- мущественное значение для
формирования гражданской идентичности обучающегося;
- приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как
основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
- развитие представлений о значении духовнонравственных ценностей и нравственных норм
для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству
и материнству;
- становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности
вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении
собственной культурной идентичности;
- формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и
представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;
- обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через
развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
- воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и
культурному наследию народов России;
- содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на
приоритете традиционных российских духовнонравственных ценностей;
- формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли
личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской
идентичности для процветания общества в целом.
Материал рассматривается тематическими блоками.
5 КЛАСС
-Тематический блок 1. «Россия – наш общий дом».
-Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственныеценности».
-Тематический блок 3. «Культурное единство России».
6 КЛАСС
-Тематический блок 1. «Культура как социальность».
-Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре».
-Тематический блок 3. «Человек как член общества».
-Тематический блок 4. «Родина и патриотизм».
Учебный предмет входит в обязательную часть учебного плана, изучается в 5-6 классах в
объеме 68 часов, 1 час в неделю.
Предметная линия УМК «Школа России». Авторская программа Н.Ф.Виноградовой.,
В.И.Власенко., А.В.Полякова.