АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 5-6 КЛАССЫ 1. Нормативно-правовое обеспечение. Рабочая программа основного общего образования учебного предмта «Математика. 5-6 классы» разработана на основании следующих нормативно-правовых документов: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ФГОС ООО, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями и дополнениями 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.); Федеральной образовательной программы основного общего образования, утверждённой приказом Министерства образования и науки РФ от 18.05.2023 №370; Федеральной рабочей программы воспитания; Концепции развития математического образования в Российской Федерации; приказа Министерство образования и науки Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; учебного плана основного общего образования, утвержденного приказом МБОУ СОШ №1 п. Восточный от 31.08.2023 № 143; федеральной «Математика». рабочей программы ООО по учебному предмету шаблона « Математика (для 5-6 классов образовательных организаций), расположенного на сайте Единое содержание общего образования https://workprogram.edsoo.ru/ Математика. Сборник рабочих программ. 5-6 классы: учеб. Пособие для общеобразоват. Организаций /сост. Бурмистрова Т.А./. – М.: Просвещение, 2016.; 2. УМК Учебник «Математика. 5 класс», авт. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И.Шварцбурд. - М.: Мнемозина, 2023; Учебник «Математика. 6 класс», авт. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И.Шварцбурд. - М.: Мнемозина, 2023; Учебно-методический комплект для 5–6-го классов авторов Н.В. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. 3. Цели и задачи Цели обучения математике в 5–6 классах является: продолжение формирования основных математических понятий (число, величина, геометрическая фигура), обеспечивающих преемственность и перспективность математического образования обучающихся; развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, познавательной активности, исследовательских умений, интереса к изучению математики; формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать математические объекты в реальных жизненных ситуациях, применять освоенные умения для решения практико-ориентированных задач, интерпретировать полученные результаты и оценивать их на соответствие практической ситуации. Данные цели решают следующие образовательные задачи: в направлении личностного развития развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту; воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей; в метапредметном направлении формирование представлений (на доступном для учащихся уровне) о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации современного общества; развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования; формирование общих способов интеллектуальной деятельности, необходимых для изучения курсов математики 7-9, и необходимых для изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни. в предметном направлении овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в основной школе, применения в повседневной жизни. 4. Место в учебном плане Учебный предмет «Математика» входит в предметную область «Математика. Информатика», является обязательным для изучения в 5-6 классах и на его изучение отводится 340 часов (по 170 часов в каждом классе 34 учебных недели). Срок реализации программы - два года. Материал предмета по классам располагается следующим образом 5. Содержание В 5 классе. Натуральные числа и нуль. Дроби. Решение текстовых задач Наглядная геометрия. В 6 классе. Натуральные числа. Дроби. Положительные и отрицательные Буквенные выражения Решение текстовых задач. Наглядная геометрия. Основные линии содержания курса математики в 5–6 классах – арифметическая и геометрическая, которые развиваются параллельно, каждая в соответствии с собственной логикой, однако, не независимо одна от другой, а в тесном контакте и взаимодействии. Также в курсе математики происходит знакомство с элементами алгебры и описательной статистики. Изучение арифметического материала начинается со систематизации и развития знаний о натуральных числах, полученных на уровне начального общего образования. При этом совершенствование вычислительной техники и формирование новых теоретических знаний сочетается с развитием вычислительной культуры, в частности с обучением простейшим приёмам прикидки и оценки результатов вычислений. Изучение натуральных чисел продолжается в 6 классе знакомством с начальными понятиями теории делимости. Начало изучения обыкновенных и десятичных дробей отнесено к 5 классу. Это первый этап в освоении дробей, когда происходит знакомство с основными идеями, понятиями темы. При этом рассмотрение обыкновенных дробей в полном объёме предшествует изучению десятичных дробей, что целесообразно с точки зрения логики изложения числовой линии, когда правила действий с десятичными дробями можно обосновать уже известными алгоритмами выполнения действий с обыкновенными дробями. Знакомство с десятичными дробями расширит возможности для понимания обучающимися прикладного применения новой записи при изучении других предметов и при практическом использовании. К 6 классу отнесён второй этап в изучении дробей, где происходит совершенствование навыков сравнения и преобразования дробей, освоение новых вычислительных алгоритмов, оттачивание техники вычислений, в том числе значений выражений, содержащих и обыкновенные, и десятичные дроби, установление связей между ними, рассмотрение приёмов решения задач на дроби. В начале 6 класса происходит знакомство с понятием процента. Особенностью изучения положительных и отрицательных чисел является то, что они также могут рассматриваться в несколько этапов. В 6 классе в начале изучения темы «Положительные и отрицательные числа» выделяется подтема «Целые числа», в рамках которой знакомство с отрицательными числами и действиями с положительными и отрицательными числами происходит на основе содержательного подхода. Это позволяет на доступном уровне познакомить обучающихся практически со всеми основными понятиями темы, в том числе и с правилами знаков при выполнении арифметических действий. Изучение рациональных чисел на этом не закончится, а будет продолжено в курсе алгебры 7 класса. При обучении решению текстовых задач в 5–6 классах используются арифметические приёмы решения. При отработке вычислительных навыков в 5–6 классах рассматриваются текстовые задачи следующих видов: задачи на движение, на части, на покупки, на работу и производительность, на проценты, на отношения и пропорции. Обучающиеся знакомятся с приёмами решения задач перебором возможных вариантов, учатся работать с информацией, представленной в форме таблиц или диаграмм. В программе учебного курса «Математика» предусмотрено формирование пропедевтических алгебраических представлений. Буква как символ некоторого числа в зависимости от математического контекста вводится постепенно. Буквенная символика широко используется прежде всего для записи общих утверждений и предложений, формул, в частности для вычисления геометрических величин, в качестве «заместителя» числа. В программе учебного курса «Математика» представлена наглядная геометрия, направленная на развитие образного мышления, пространственного воображения, изобразительных умений. Это важный этап в изучении геометрии, который осуществляется на наглядно-практическом уровне, опирается на наглядно-образное мышление обучающихся. Большая роль отводится практической деятельности, опыту, эксперименту, моделированию. Обучающиеся знакомятся с геометрическими фигурами на плоскости и в пространстве, с их простейшими конфигурациями, учатся изображать их на нелинованной и клетчатой бумаге, рассматривают их простейшие свойства. В процессе изучения наглядной геометрии знания, полученные обучающимися на уровне начального общего образования, систематизируются и расширяются. Согласно учебному плану в 5–6 классах изучается интегрированный предмет «Математика», который включает арифметический материал и наглядную геометрию, а также пропедевтические сведения из алгебры, элементы логики и начала описательной статистики. 6. Основные разделы Рабочая программа содержит следующие разделы: 1. Пояснительная записка (цели и задачи) 2. Содержание обучения. 3. Планируемые результаты освоение программы учебного курса «математика» на уровне основного общего образования 4. Тематическое планирование по годам. 5. Календарно-тематическое планирование по годам. 6. Критерии оценивания устных и письменных ответов обучающихся. 7. Программное и учебно-методическое обеспечение реализации программы. 8. Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети. 7. Виды контроля Предусмотрены следующие виды контроля: входной, промежуточный четвертной, итоговый по окончанию года.