Рабочая программа по технологии (черчению) 7-9 кл.

\

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Технологии (черчению)»
для обучающихся 7 класса

Составитель: Копылова А. Н.

п. Восточный, 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по технологии (черчению) в 7 – 9 классе
Рабочая программа по технологии (черчению) составлена на основании
следующих нормативно-правовых документов:
1.
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования»;
3.
приказа Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной
образовательной программы основного общего образования»;
4.
приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
5.
Авторской программы по учебному предмету «черчение» Ботвинникова А.Д.,
Виноградова В.Н., Вышнепольского И.С. Черчение 7-8 кл.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Ботвинникова
А.Д., Виноградова В.Н., Вышнепольского И.С. Черчение: учебник для 7-8 классов
общеобразовательных учреждений. – М. Просвещение, 2004 год
Учебный курс рассчитан: в 7 классе в неделю 1 час, в год 34 часа. В 8 классе в
неделю 1 час, в год 34 часа. В 9 классе 1 час в неделю полгода, 17 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные УУД

устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей
функции познавательного мотива;

сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств –
чувства гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда при их
нарушении;

Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных
ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков;

способность выбирать поступки в различных ситуациях, опираясь на
общечеловеческие, российские, национальные и личные представления о нормах
морали.

уважение личности, ее достоинства, доброжелательное отношение к
окружающим. Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять
им.

Осознание своего долга и ответственности перед людьми своего общества,
своей страной;
Регулятивные УУД

постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий, принятие и
самостоятельная постановка новых учебных задач;
2


формирование навыков целеполагания, включая постановку новых целей,
преобразование практической задачи в познавательную;

умение планировать пути достижения намеченных целей;

умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе
учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале;

умение адекватно оценить степень объективной и субъектной трудности
выполнения учебной задачи;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и
по способу действия;

владеть различными видами самоконтроля с учетом специфики предмета;

формирование рефлексивной самооценки своих возможностей управления;

умение демонстрировать свое речевое и неречевое поведение в учебных и
внеучебных ситуациях.

Самостоятельно выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный
результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства
достижения цели.

Формирование навыков прогнозирования как предвидения будущих событий
и развития процесса;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение самостоятельно вырабатывать и применять критерии и способы
дифференцированной оценки собственной учебной деятельности;
Познавательные УУД

формировать и развивать компетентность в области использования
информационно-коммуникационных технологий;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ
мнение;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;

синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно
достраивая, восполняя недостающие компоненты;

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации
объектов, самостоятельно выбирая основания для указанных логических операций;

самостоятельный поиск, конструирование и осуществление доказательства;

самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера.

Умение приводить примеры использования графики в жизни, быту и
профессиональной деятельности человека;
3


применять графические знания в новой ситуации при решении задач с
творческим содержанием.

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, в
зависимости от конкретных условий;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;

создавать модели с выделением существенных характеристик объекта,
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область.

овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и
поискового чтения

синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно
достраивая, восполняя недостающие компоненты;

самостоятельно создавать способы деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера
Коммуникативные УУД

уметь информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в
дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в
различных ситуациях;

умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, участвовать
в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

умеет отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;

уметь задавать вопросы отвечать на вопросы по прочитанному или
прослушанному тексту;

вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть
монологической и диалогической формами речи;

овладение умениями работать в группе с выполнением различных социальных
ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, работать в группах
над задачами исследовательского характера;

строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и
взрослыми;

уметь задавать вопросы отвечать на вопросы по прочитанному или
прослушанному тексту;

владение навыками организации и участия в коллективной деятельности;

умение контролировать, корректировать и оценивать свои действия и действия
партнеров.
Предметные результаты
Ученик получит возможность научиться:

осознанно понимать графическую культуру как совокупность достижений
человечества;
4


иметь представление о форме предметов и геометрических тел, их составе,
структуре, размерах формы, положении и ориентации предметов в пространстве;

правилам и приемам выполнения и чтения чертежей различного назначения;

развивать творческое мышление и умение преобразования формы предмета.

применять графические знания в новой ситуации при решении задач с
творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования);

основным правилам выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и
разрезов на комплексных чертежах;

условным обозначениям материалов на чертежах;

познакомиться с основными типами разъемных и неразъемных соединений;

условным изображениям и обозначениям резьбы на чертежах;

особенностям выполнения чертежей общего вида и сборочных;

условностям и способам упрощения на чертежах общего вида и сборочных;

особенностям выполнения архитектурно-строительных чертежей;

способам построения развѐрток преобразованных геометрических тел;
методам вспомогательных секущих плоскостей
Ученик научится:

осознано воспринимать графическую культуру как совокупность достижений
человечества в области освоения графических способов передачи информации;

представлять форму предметов и геометрических тел, их состав, структуру,
размеры, положение и ориентацию предметов в пространстве;

правилам выполнения и чтения чертежей в соответствии с основными
стандартами ЕСКД;

правилам выполнения шрифтов и чертежей;

методам графического отображения геометрической информации (метод
центрального и параллельного проецирования);

методу прямоугольного (ортогонального) проецирования на одну, две, три
плоскости проекции;

способам построения проекций;

последовательности выполнения чертежа детали;

простейшим геометрическим построениям;

принципам построения наглядных изображений;

основным правилам
построения линий пересечения простейших
геометрических образов;

анализировать форму детали (с натуры и по графическим изображениям);

отображать форму изделия выбирая необходимое число изображений (в том
числе главное изображение чертежа);

читать и выполнять проекционные изображения, развѐртки простых
геометрических тел и моделей деталей;

проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших
графических работ;
5


анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;

анализировать графический состав изображений;

выполнять геометрические построения (деление окружности на равные чести,
сопряжения);

читать и выполнять чертежи несложных деталей, эскизы и наглядные
изображения предметов;

Развивать
визуально-пространственное
мышление
(осуществлять
преобразования простой геометрической формы, изменять положение и ориентацию
объекта в пространстве, отображать перечисленные преобразования на чертеже);

Рационально использовать чертежные инструменты.

проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших
графических работ;

правильно выбирать главное изображение, оптимальное количество
изображений, типы изображений на комплексном чертеже (или эскизе) модели,
детали, простейшей сборочной единицы;

выполнять необходимые виды, сечения и разрезы на комплексных чертежах
несложных моделей и деталей;

выполнять чертежи простейших стандартных деталей с резьбой и их
соединений;

читать и деталировать чертежи несложных сборочных единиц, состоящих из
трех - шести деталей;

ориентироваться на схемах движения транспорта, планах населенных пунктов
и других объектов;

читать и выполнять несложные архитектурно-строительные чертежи;

пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), учебником, учебными
пособиями, справочной литературой;

выражать средствами графики идеи, намерения, проекты;

выполнять необходимые разрезы;

правильно определять необходимое число изображений;

выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;

применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием
(в том числе с элементами конструирования).

осознано воспринимать графическую культуру как совокупность достижений
человечества в области освоения графических способов передачи информации;

развивать зрительную память, ассоциативное мышление, статическое,
динамическое и пространственное представления;

развивать творческое мышление и формировать элементарные умения
преобразования формы предметов, изменения их положения и ориентации в
пространстве;

опыту создания творческих работ с элементами конструирования;

6


применять графические знания в новой ситуации при решении задач с
творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования);

формировать стойкий интерес к творческой деятельности.
Содержание основного общего образования по учебному предмету
«Черчение»
7 класс
Введение.
Учебный предмет «Черчение». Значение графического изображения в
производственной деятельности человека (построения и перспективы). Цели и
задачи изучения черчения в школе и дальнейшей профориентации.
Правила оформления чертежей.
История и развитие методов графических изображений. Инструменты,
принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Приемы работы с
инструментами и организация рабочего места. История и развитие методов
графических изображений. Инструменты, принадлежности и материалы для
выполнения чертежей. Приемы работы с инструментами и организация рабочего
места. Основные правила оформления чертежей. Понятие о стандартах ЕСКД.
Масштабы, линии чертежа, рамки и основные надписи на чертежах.Шрифты
чертежные. Разметка букв, цифр и знаков чертежного шрифта. Основные приемы
выполнения надписей чертежным шрифтом. Основные правила, приемы и методы
нанесения размеров. Выносные и размерные линии. Стрелки, знаки радиуса,
диаметры, конусности. Правила постановки размерных цифр.
Способы проецирования.
Общие сведения о проецировании. Различные методы проецирования
(центральный, параллельный, прямоугольный). Получение изображения на
плоскости различными методами проецирования. Проецирование детали на одну,
две, три плоскости проекции методом прямоугольного проецирования. Определение
вида, правила расположения видов на чертеже, названия видов. Аксонометрические
проекции. Косоугольная, фронтальная, диметрическая проекция. Прямоугольная
изометрическая проекция. Направление осей. Показатели искажения. Нанесение
размеров. Построение аксонометрических проекций плоских геометрических фигур.
Аксонометрические проекции окружностей. Способы построение овала. Построение
аксонометрических предметов, имеющих круглые поверхности. Технический
рисунок.
Чтение и выполнение чертежей.
Анализ геометрических форм предметов на основе характерных признаков.
Проекции геометрических тел. Особенности проецирования правильных пирамид.
Особенности проецирования цилиндра и конуса. Проекции группы геометрических
тел. Взаимное расположение геометрических тел относительно плоскостей
проекции. Проекции вершин, ребер и граней предмета. Построение третьего вида.
Построение третьего вида по двум данным. Нанесение размеров на чертежах с
учетом формы предметов. Использование знака квадрата. Дополнительные сведения
о нанесении размеров с учетом формы предмета. Развертки поверхностей некоторых
тел. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических
7

построений. Деление окружности на равные части. Сопряжения. Сопряжение двух
прямых дугой заданного радиуса. Сопряжение окружности и прямой дугой
заданного радиуса. Геометрические построения для чертежей и разметки деталей.
Взаимная связь изменения формы предмета. Взаимное положение его частей и
пространственного положения самого предмета, отображение этих предметов на
чертеже. Конструирование по изображениям. Порядок чтения чертежей деталей.
Эскизы деталей с натуры.
8 класс
Общие сведения о способах проецирования.
Повторение сведений проецирования.
Сечения, разрезы, виды.
Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение
сечений.
Правила графического обозначения материалов на сечениях.
Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы
(горизонтальные, фронтальные и профильные). Обозначение разрезов. Соединение
части вида с частью разреза. Местный разрез. Особые случаи разрезов. Тонкие
стенки и спицы на разрезе. Применение разрезов в аксонометрических проекциях.
Выбор необходимого и достаточного количества изображений на чертежах и
главного вида. Условности и упрощения на чертежах. Чтение и выполнение
чертежей, содержащих изученные условности. Практическая работа на закрепление
изученного материала, а также навыков рационального выбора количества
изображений с использованием условностей и простановки размеров.
9 класс
Сборочные чертежи.
Чертежи типовых соединений деталей.
Сборочные чертежи изделий.
Разъемные соединения деталей (болтовые, шпилечные, шпоночные и
штифтовые). Неразъемные соединения (сварные, паяные, клеевые и заклепочные).
Резьбовые соединения. Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение
метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений. Чертежи
болтовых соединений. Упрощенное изображение резьбовых соединений. Стандарты
и справочный материал. Чертежи штифтовых соединений. Чтение чертежей,
содержащих изображения изученных соединений деталей. Чертежи шпоночных и
штифтовых соединений. Сборочные чертежи (спецификация, номера позиций и др.).
Основные требования к разделам на сборочных чертежах. Условности и упрощения
на сборочных чертежах. Особенности простановки размеров на сборочных
чертежах. Практическая работа. Чтение сборочных чертежей. Понятие о
деталировании. Выполнение чертежей деталей сборочной единицы. Решение задач с
элементами конструирования.
Чтение строительных чертежей.
Назначение и особенности архитектурно - строительных чертежей: фасады,
планы, разрезы, масштабы. Размеры на строительных чертежах. Условные
изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования.
Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником.
Обзор разновидностей графических изображений.
8

Тематическое планирование
№

1
2
3
4

Тема :
7 класс
Правила оформления чертежей
Способы проецирования
Чтение и выполнение чертежей
Геометрические построения в черчении

8 класс
1
Обобщение сведений геометрических
построений в черчении.
2
Сечение и разрезы

Колич
ество часов
6
16
6
6
Всего
34
7
27
Всего
34

9 класс
3
4

Сборочные чертежи
Обзор разновидностей графических
изображений

14
3
Всего
17

9

Практические работы 7класс
№
п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Наименование содержания
Практическая работа № 1. «Линии чертежа».
Практическая работа № 2. «Чертёжный шрифт».
Практическая работа № 3. «Чертёж детали в одной
проекции».
Практическая работа № 4. «Виды»
Практическая работа № 5. « Комплексный
чертеж детали ».
Практическая работа № 6. « Упражнение на построение
комплексного чертежа и аксонометрических проекций».
Практическая работа № 7. « П.И и Ф.Д детали»
Практическая работа № 8. «Овал в ПИ»
Практическая работа № 9. «Рациональный; способ
построения аксонометрических проекций»
Практическая работа № 10. «ПИ и ФД детали»
Практическая работа № 11. «Геометрические
построения»

10

Практические работы 8 класс
№
п/п
1.

Наименование содержания
Практическая работа № 1. «Деление окружности на
части»
2.
Практическая работа № 2. «Сопряжение».
3.

Практическая работа № 3. «Сечения».

4.
5.
6.

Практическая работа № 4. «Простой разрез».
Практическая работа № 5. «Вырез в 1/4 в ПИ».
Практическая работа № 6. «Разрезы».
Практические работы 9 класс

1.
2.
3.

Практическая работа № 7. «Болт».
Гр.раб. №8. «Болтовое соединение».
Практическая работа № 9. «Шпилечное соединение».

4.

Практическая работа № 10. «Шпоночное соединение».

11

Критерии оценки качества знаний
За устные ответы, графические работы и решение задач учащимся
выставляются отметки по пятибалльной системе. Графические работы
рекомендуется оценивать двумя отметками, дифференцированно отражающими
правильность выполнения и качество графического оформления чертежа. Такой
критерий удобен при подведении итогов сформированности знаний и умений.
В конце учебного года проводится итоговая контрольная работа, целью
которой является проверка сформированности пространственных представлений,
пространственного, логического, абстрактного мышления, графической грамотности
учащихся.
Критерии выставления оценок
за решение задач и выполнение чертежей по черчению
«5» - задача решена правильно, и работа оформлена графически грамотно,
возможен один недочет;
«4» - присутствуют 1-5 ошибок в решении и графике;
«3» - присутствуют 6-8 ошибок в решении и графике;
«2» - в решении и графике более 9 ошибок;
«1» - задача не решена и нарушена.

12

Литература
1.
Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение:
учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. – М. Просвещение,
2004 год
2.
Василенко Е.А., Жукова Е.Т. карточки-задания по черчению для 8
класса. - М., просвещение, 2000 год
3.
Владимиров Я.В., Ройтман И.А. Черчение: учебное пособие. – М.,
Владос, 2003 год
4.
Владимиров Я.В., Гудилина С.И., Катханова Ю.Ф. Тетрадь с печатной
основой по черчению: 8 класс. Учебные материалы для самостоятельной работы
учащихся. – М., Школа-Пресс, 2000 год.
5.
Воротников И.А.. занимательное черчение. – М., просвещение, 2004 год
6.
Гервер В.А. Творчество на уроках черчения. – М., Владос, 2004 год
7.
Карточки-задания по черчению для 8 класса/ Е.А. Василенко, Е.Т.
Жукова, Ю.Ф. Катханова, А.Л. Терещенко. – М., Просвещение, 2004 год
8.
Карточки-задания по черчению для 8 класса/ под редакцией В.В.
Степаковой. – М.: Просвещение, 2004 год
9.
Методика обучения черчению: учебное пособие для студентов и
учащихся художественно-графические учебные заведения/ под редакцией Е.А.
Василенко. – М. Просвещение, 2004 год
10. Методика факультативных занятий по черчению в школе: пособие для
учителя/ под редакцией Н.В. Виноградова. – М.: Просвещение, 2004 год
11. Преображенская Н.Г., Кучукова Т.В., Беляева И.А. рабочая тетрадь по
черчению. – М.: Вентана-граф, 2004 год.

13

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства

Компьютер – универсальное устройство обработки информации;
основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся
мультимедиа-возможности.

Проектор – позволяет обеспечить наглядную информацию,
найденную и созданную учащимися или учителем.
Для отражения количественных показателей используется следующая система
символических обозначений:
Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных
случаев).
К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса).
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем
полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся).
П – комплект, необходимый для практической работы в группах,
насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.).
N
Наименования объектов и
Необ
Уровен
При
средств материально-технического ходимое
ь
мечания
обеспечения
количеств соответствия
о по
(+нормативу соответствуе
т; - не
соответствуе
т)
1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)
1
Стандарт основного общего
Д
+
Им
.1. образования по образовательной
еется в
области "Искусство"
локально
й сети
1
Примерная программа
Д
+
.2. основного общего образования по
изобразительному искусству
1
Авторские программы по
Д
+
Им
.3. черчению
еется в
локально
й сети
1
Учебно-методические
К
+
.4. комплекты к программе по,
выбранной в качестве основной для
проведения уроков черчения
1
Учебники по черчению
К
+
.5.
1
Рабочие тетради
П
+
14

.6.
.7.

1
Методические пособия
(рекомендации к проведению уроков
черчения)
1
Учебно-наглядные пособия

.1.

.2.

.3.

.4.

+

Ф

+

Д

.9.

.6.

Д

2. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
2
Дидактический раздаточный
К
материал: карточки - задания
3
Цифровые компоненты учебноД/П
методического комплекса по
изобразительному искусству
3
Коллекция цифровых
Д/П
образовательных ресурсов по
искусству
3
Общепользовательские
Д/П
цифровые инструменты учебной
деятельности
3
Специализированные цифровые
Д/П
инструменты учебной деятельности
5. УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
5
Бумага А3, А4
К

Исп
ользуются в
электрон
ном виде

+
+

+

+

+

+

.11.
6

Гипсовые геометрические тела

Д

-

.5.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».