программ с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования. 1.1. Основными пользователями результатов системы оценки качества образования школы являются: учителя, учащиеся и их родители (законные представители), экспертные комиссии при проведении процедур лицензирования, аккредитации школы, аттестации работников школы, Управление образованием, общественность. Школа обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели системы оценки качества, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов. 1.2. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников школы, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству. 1.3. В настоящем Положении используются следующие термины: Качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия личностным ожиданиям субъектов образования, условий образовательного процесса нормативным требованиям, критериям, определяемым государственным стандартом и социальным запросам. Качество условий — это выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в школе; реализация мер по обеспечению безопасности обучающихся в организации образовательного процесса. Федеральный государственный образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки учащихся, требования к уровню подготовки выпускников, требования к условиям организации образовательного процесса. Критерий - признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта. Мониторинг в системе образования - комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно - качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям учащихся. Экспертиза - всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности. Измерение - метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня образовательных достижений с помощью КИМов (контрольных работ, тестов, анкет и др.), которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам. 1.4. Оценка качества образования осуществляется посредством: • системы внутришкольного контроля; • общественной экспертизы качества образования; • лицензирования; • государственной аккредитации; • государственной итоговой аттестации выпускников; • мониторинга качества образования. 1.5. В качестве источников данных для оценки качества образования используются: • образовательная статистика; • результаты промежуточной и государственной итоговой аттестация; • мониторинговые исследования; • социологические опросы; • статистические отчеты работников школы; • посещение уроков и внеклассных мероприятий. 1. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ 2.1. В рамках федеральной системы оценки качества подготовки обучающихся рассматриваются следующие треки (траектории) развития системы оценки качества подготовки обучающихся: 1. объективность оценки качества подготовки обучающихся; 2. сбалансированность системы оценки качества подготовки обучающихся; 3. оценка ключевых характеристик качества подготовки обучающихся. На основании этих треков целями системы оценки качества образования являются: определение уровня подготовки обучающихся в соответствии с ФГОС (НОО, ООО, СОО); формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в школе; • обеспечения объективности процедур оценки качества образования; • получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в школе, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень; • оптимизация графиков проверочных и диагностических работ в соответствии с рекомендациями Минпросвещения и Рособнадзора; • предоставление всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования; • выявление уровня сформированности предметных и метапредметных результатов (НОО, ООО, СОО); • оценка функциональной грамотности; • популяризация материалов исследований качества образования, проводимых на национальном уровне (НИКО, МСИ и др.); • принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений; • прогнозирование развития образовательной системы школы. 2.2. Задачами построения системы оценки качества образования являются: • формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению; • формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования; • формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования школьной образовательной статистики и мониторинга качества образования; • изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности школы; • определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным требованиям; • определение степени соответствия образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг нормативным требованиям; • обеспечение доступности качественного образования; • оценка уровня индивидуальных образовательных достижений учащихся; • определение степени соответствия качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования государственным и социальным стандартам; • формирование позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов • выявление факторов, влияющих на качество образования; • принятие мер по повышению объективности на этапе проведения процедур оценки качества образования и при проверке результатов; • содействие повышению квалификации учителей, принимающих участие в процедурах оценки качества образования; определение направлений повышения квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов, индивидуальным достижениям учащихся; • определение стимулирующих доплат педагогам; • расширение общественного участия в управлении образованием в школе; содействие подготовке общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования. 2.3. В основу системы оценки качества образования положены следующие принципы: • объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; • реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учёта индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания; • открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования; • доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей; • рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога; • оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования); • • инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); • минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными аналогами; • взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости; • соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в школе. 3. ОРГАНИЗАЦИОННА И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ 3.1. Организационная структура, занимающаяся внутришкольной оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию школы, педагогический совет, Методический совет школы, методические объединения учителей предметников, временные рабочие группы. 3.2. Администрация школы: • формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование СОКО школы и приложений к ним, утверждает приказом директора школы и контролирует их исполнение; • разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования школы, участвует в этих мероприятиях; • обеспечивает на основе образовательной программы проведение в школе контрольно - оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования; • организует систему мониторинга качества образования в школе, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне школы; • организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования; • обеспечивает условия для подготовки работников школы и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур; • обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования; формирует информационно аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы школы за учебный год); • принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации СОКО. 3.3. Методический совет школы и школьные методические объединения учителей предметников: • участвуют в разработке методики оценки качества образования; • участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школы; • участвуют в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов школы; • содействуют проведению подготовки работников школы и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур; • проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации учащихся и формируют предложения по их совершенствованию; • готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне школы. 3.4. Педагогический совет школы: • содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив; • принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в школе; • заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих со школой по вопросам образования и воспитания подрастающего поколения, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарногигиенического режима в школе, об охране труда, здоровья и жизни учащихся и другие вопросы образовательной деятельности школы; • принимает решение о формах проведения промежуточной аттестации. • 4. РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ 4.1. Мероприятия по реализации целей и задач СОКО планируются и осуществляются на основе проблемного анализа образовательного процесса школы, определения методологии, технологии и инструментария оценки качества образования. 4.2. Предметом системы оценки качества образования являются: • качество образовательных результатов учащихся (степень соответствия индивидуальных образовательных достижений и планируемых результатов освоения учащимися образовательных программ); • качество организации образовательного процесса, включающей условия организации образовательного процесса, в том числе доступность образования, условия комфортности получения образования, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, организация питания; • качество реализации основных и дополнительных образовательных программ, принятых и реализуемых в школе, условия их реализации (включая сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями); • воспитательная работа; • профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению требуемого качества результатов образования; • эффективность управления качеством образования и открытость деятельности школы; • состояние здоровья учащихся. 4.3. Реализация СОКО осуществляется посредством существующих процедур и экспертной оценки качества образования. 4.3.1.Содержание процедуры оценки качества образовательных результатов обучающихся включает в себя: • государственную итоговую аттестацию выпускников 9-х классов, 11 классов; • промежуточную и текущую аттестацию учащихся; • мониторинговые исследования качества знаний учащихся; • участие и результативность во Всероссийской олимпиаде школьников, школьных, областных и др. предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях; • мероприятия по повышению объективности на этапе проведения ВсОШ и при проверке результатов; • мониторинговое исследование учащихся 1-х классов «Готовность к обучению в школе и адаптация»; • мониторинговое исследование образовательных достижений учащихся. 4.3.2. Содержание процедуры оценки качества организации образовательного процесса включает в себя: • результаты лицензирования и государственной аккредитации; • эффективность механизмов самооценки и внешней оценки деятельности путем анализа ежегодного отчета самообследования школы; • программно-информационное обеспечение, наличие школьного сайта, регулярное пополнение, интернет и эффективность его использования в учебном процессе; • оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью; • обеспеченность учебной литературой; • оценку соответствия службы охраны труда и обеспечение безопасности (ОТ, пожарной безопасности, СанПиН, антитеррористической безопасности, требования нормативных документов); • оценку состояния условий обучения нормативам и требованиям СанПиН 2.4.2.2821- 10; • оценку отсева учащихся на всех уровнях обучения и сохранение контингента учащихся; • анализ результатов дальнейшего трудоустройства выпускников; • оценку открытости школы для родителей и общественных организаций, анкетирование родителей. 4.3.3. Содержание процедуры оценки системы дополнительного образования включает в себя: • степень соответствия программ дополнительного образования нормативным требованиям (включая дополнительные образовательные программы в рамках сетевого взаимодействия); • реализация направленности программ дополнительного образования, заявленной в лицензии; • доля обучающихся (%), охваченных дополнительным образованием. 4.3.4. Содержание процедуры оценки качества воспитательной работы включает в себя: • степень вовлеченности в воспитательный процесс педагогического коллектива и родителей; • качество планирования воспитательной работы; • охват учащихся таким содержанием деятельности, которая соответствует их интересам и потребностям в рамках внеурочной деятельности; • наличие детского самоуправления; удовлетворенность учащихся и родителей воспитательным процессом; исследование уровня воспитанности учащихся; отрицательная динамика количества правонарушений и преступлений учащихся. 4.3.5. Содержание процедуры оценки профессиональной компетентности педагогов и их деятельности по обеспечению требуемого качества образования включает в себя: • аттестация педагогов; • отношение и готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов, участие в работе городских методических объединений и т.д.); • знание и использование современных педагогических методик и технологий; • образовательные достижения учащихся; • подготовку и участие в качестве экспертов ЕГЭ, аттестационных комиссий, жюри и т.д.; • участие в профессиональных конкурсах разного уровня. 4.4. Содержание процедуры оценки здоровья учащихся включает в себя: • наличие медицинского кабинета и его оснащенность; • регулярность и качество проведения санитарно-эпидемиологических профилактических мероприятий; • оценку заболеваемости учащихся, педагогических и других работников школы; • оценку эффективности оздоровительной работы (здоровьесберегающие программы, режим дня, организация отдыха и оздоровления детей в каникулярное время); • оценку состояния физкультурно-оздоровительной работы; • диагностика состояния здоровья учащихся. 4.5. Критерии выступают в качестве инструмента, призванного наполнить содержанием оценку и обеспечить измерение уровня достижений результатов деятельности школы. 4.6. Критерии представлены набором расчетных показателей, которые при необходимости могут корректироваться, источником расчета являются данные статистики. • • • Критерии Показатели Образовательные результаты по уровням образования (внутренняя оценка) Доля учащихся, которые учатся на «4» и «5» (% качества знаний); Доля учащихся, подтвердивших текущую успеваемость по результатам участия в оценочных процедурах, к текущей успеваемости по предмету; Доля учащихся, которые участвуют в конкурсах, ВсОШ, олимпиадах, научнопрактических конференциях; Наличие общественных наблюдателей при проведении школьного этапа ВсОШ; Наличие предметных комиссий при проверке работ школьного этапа ВсОШ; Доля обучающихся, имеющих отметку «2» (% успеваемости); Доля учащихся 9 классов, получивших документ об образовании; Доля учащихся 9 классов, получивших документ об образовании особого образца; Доля выпускников 11 классов, получивших документ об образовании; Доля выпускников 11 классов, получивших документ об образовании особого Образца; Внешняя оценка Результаты независимой оценки выпускников средней школы (результаты ЕГЭ по предметам); Результаты независимой аттестации выпускников 9 класса (результаты ГИА-9 по русскому языку и математике); Результаты независимого регионального комплексного исследования качества общего образования; Уровень освоения стандарта (доля выпускников, сдавших ЕГЭ по русскому языку и математике ниже установленного минимума); Доля учащихся, участвующих в муниципальных и региональных предметных олимпиадах; Доля учащихся, победивших в муниципальных и региональных предметных олимпиадах; Доля учащихся, принимавших участие в различных конкурсах и мероприятиях Здоровье учащихся Социализация учащихся Доля учащихся, которые занимаются физической культурой и спортом Доля учащихся, которые занимаются в спортивных секциях Доля учащихся по группам здоровья Доля выпускников, не работающих и не продолживших обучение, к численности выпускников; Доля учащихся, состоящих на учете в ПДН к общей численности учащихся; Доля выпускников, поступивших в специальные учебные заведения; Доля выпускников, поступивших в ВУЗы, поступивших на ИТ-специальности Доля выпускников, поступивших в учреждения СПО Доля родителей (законных представителей), участвующих в жизни школы, в управлении Готовность родителей к участию в управлении школой Инновационный Доля учителей, которые используют современные педагогические технологии потенциал Доля учителей, которые используют ИКТ на уроках; учителей Доля педагогических работников, имеющих первую квалификационную категорию; Доля педагогических работников, имеющих высшую квалификационную категорию; Доля педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации; Доля педагогических работников, принимавших участие в профессиональных конкурсах Соответствие Укомплектованность педагогическими кадрами, имеющими необходимую требованиям к квалификацию, по каждому из предметов учебного плана; условиям Соответствие нормам и требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10; обучения Наличие дополнительного образования, количество программ дополнительного образования; Наличие столовой для организации горячего питания в соответствии с утвержденными нормами; Наличие оборудованного медицинского кабинета 4.7. Для проведения оценки качества образования из всего спектра получаемых в рамках информационной системы СОКО показателей определяется набор ключевых показателей, позволяющих провести сопоставительный анализ образовательной системы школы. Совокупность показателей обеспечивает возможность описания состояния системы, дает общую оценку результативности ее деятельности. 4.8. К проведению диагностических и оценочных процедур в рамках СОКО могут привлекаться профессиональные и общественные эксперты. 4.9. Для обеспечения объективности проведения школьного этапа ВсОШ, проверка работ осуществляется комиссией под председательством учителя с высшей категорией. Работы передаются комиссии в зашифрованном виде в присутствии наблюдателей. Проверка осуществляется при включении видеонаблюдения. 5. ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ В СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ И КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ 5.1. Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования осуществляется путем предоставления информации: основным потребителям результатов СОКО; размещение аналитических материалов, результатов оценки качества образования на официальном сайте школы. 5.2. Система оценки качества образования предполагает участие в осуществлении оценочной деятельности общественности и профессиональных объединений в качестве экспертов. Требования к экспертам, привлекаемым к оценке качества образования, устанавливаются нормативными документами, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования.