ПОЛОЖЕНИЕ ВНУТРЕННЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

программ с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества
образования.
1.1. Основными пользователями результатов системы оценки качества образования школы
являются: учителя, учащиеся и их родители (законные представители), экспертные комиссии при
проведении процедур лицензирования, аккредитации школы, аттестации работников школы,
Управление образованием, общественность. Школа обеспечивает проведение необходимых
оценочных процедур, разработку и внедрение модели системы оценки качества, обеспечивает
оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов.
1.2. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников школы,
осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том
числе на педагогических работников, работающих по совместительству.
1.3. В настоящем Положении используются следующие термины:
Качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая
степень соответствия личностным ожиданиям субъектов образования, условий образовательного
процесса нормативным требованиям, критериям, определяемым государственным стандартом и
социальным запросам.
Качество условий — это выполнение санитарно-гигиенических норм организации
образовательного процесса; организация питания в школе; реализация мер по обеспечению
безопасности обучающихся в организации образовательного процесса.
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет обязательный
минимум содержания образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки учащихся,
требования к уровню подготовки выпускников, требования к условиям организации
образовательного процесса.
Критерий - признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого
объекта.
Мониторинг в системе образования - комплексное аналитическое отслеживание процессов,
определяющих количественно - качественные изменения качества образования, результатом
которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов,
условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных
документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству
образования, а также личностным ожиданиям учащихся.
Экспертиза - всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса, условий и
результатов образовательной деятельности.
Измерение - метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня
образовательных достижений с помощью КИМов (контрольных работ, тестов, анкет и др.), которые
имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым
образовательным программам.
1.4. Оценка качества образования осуществляется посредством:
• системы внутришкольного контроля;
• общественной экспертизы качества образования;
• лицензирования;
• государственной аккредитации;
• государственной итоговой аттестации выпускников;
• мониторинга качества образования.
1.5. В качестве источников данных для оценки качества образования используются:
• образовательная статистика;
• результаты промежуточной и государственной итоговой аттестация;
• мониторинговые исследования;
• социологические опросы;
• статистические отчеты работников школы;
• посещение уроков и внеклассных мероприятий.
1. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ
ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. В рамках федеральной системы оценки качества подготовки обучающихся рассматриваются
следующие треки (траектории) развития системы оценки качества подготовки обучающихся:
1. объективность оценки качества подготовки обучающихся;
2. сбалансированность системы оценки качества подготовки обучающихся;
3. оценка ключевых характеристик качества подготовки обучающихся.
На основании этих треков целями системы оценки качества образования являются:

определение уровня подготовки обучающихся в соответствии с ФГОС (НОО, ООО, СОО);
формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей
определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в
школе;
• обеспечения объективности процедур оценки качества образования;
• получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в
школе, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
• оптимизация графиков проверочных и диагностических работ в соответствии с рекомендациями
Минпросвещения и Рособнадзора;
• предоставление всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной
информации о качестве образования;
• выявление уровня сформированности предметных и метапредметных результатов (НОО, ООО,
СОО);
• оценка функциональной грамотности;
• популяризация материалов исследований качества образования, проводимых на национальном
уровне (НИКО, МСИ и др.);
• принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию
образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при
принятии таких решений;
• прогнозирование развития образовательной системы школы.
2.2. Задачами построения системы оценки качества образования являются:
• формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению;
• формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать
основные цели оценки качества образования;
• формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования школьной образовательной
статистики и мониторинга качества образования;
• изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности школы;
• определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса
государственным требованиям;
• определение степени соответствия образовательных программ с учетом запросов основных
потребителей образовательных услуг нормативным требованиям;
• обеспечение доступности качественного образования;
• оценка уровня индивидуальных образовательных достижений учащихся;
• определение степени соответствия качества образования на различных ступенях обучения в
рамках мониторинговых исследований качества образования государственным и социальным
стандартам;
• формирование позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов
• выявление факторов, влияющих на качество образования;
• принятие мер по повышению объективности на этапе проведения процедур оценки качества
образования и при проверке результатов;
• содействие повышению квалификации учителей, принимающих участие в процедурах оценки
качества образования; определение направлений повышения квалификации педагогических
работников по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов, индивидуальным
достижениям учащихся;
• определение стимулирующих доплат педагогам;
• расширение общественного участия в управлении образованием в школе; содействие подготовке
общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования.
2.3. В основу системы оценки качества образования положены следующие принципы:
• объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
• реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и
личностной значимости, учёта индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при
оценке результатов их обучения и воспитания;
• открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в
образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования;
• доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
• рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и
самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения
потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;
• оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей
качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования);
•
•

инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих
возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных,
подготовленности потребителей к их восприятию);
• минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления;
сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными аналогами;
• взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и
взаимозависимости;
• соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в
школе.
3. ОРГАНИЗАЦИОННА И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ
КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
3.1. Организационная структура, занимающаяся внутришкольной оценкой, экспертизой
качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию
школы, педагогический совет, Методический совет школы, методические объединения учителей предметников, временные рабочие группы.
3.2. Администрация школы:
• формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование СОКО школы и приложений
к ним, утверждает приказом директора школы и контролирует их исполнение;
• разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы
оценки качества образования школы, участвует в этих мероприятиях;
• обеспечивает на основе образовательной программы проведение в школе контрольно - оценочных
процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества
образования;
• организует систему мониторинга качества образования в школе, осуществляет сбор, обработку,
хранение и представление информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты
оценки качества образования на уровне школы;
• организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества
образования;
• обеспечивает условия для подготовки работников школы и общественных экспертов по
осуществлению контрольно-оценочных процедур;
• обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и
региональный уровни системы оценки качества образования; формирует информационно аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы школы за
учебный год);
• принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа
результатов, полученных в процессе реализации СОКО.
3.3. Методический совет школы и школьные методические объединения учителей предметников:
• участвуют в разработке методики оценки качества образования;
• участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития
школы;
• участвуют в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности
педагогов школы;
• содействуют проведению подготовки работников школы и общественных экспертов по
осуществлению контрольно-оценочных процедур;
• проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации учащихся и формируют
предложения по их совершенствованию;
• готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам
оценки качества образования на уровне школы.
3.4. Педагогический совет школы:
• содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников,
развитию их творческих инициатив;
• принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику
развития системы образования в школе;
• заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей
организаций и учреждений, взаимодействующих со школой по вопросам образования и воспитания
подрастающего поколения, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарногигиенического режима в школе, об охране труда, здоровья и жизни учащихся и другие вопросы
образовательной деятельности школы;
• принимает решение о формах проведения промежуточной аттестации.
•

4. РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
4.1. Мероприятия по реализации целей и задач СОКО планируются и осуществляются на основе
проблемного анализа образовательного процесса школы, определения методологии, технологии и
инструментария оценки качества образования.
4.2. Предметом системы оценки качества образования являются:
• качество образовательных результатов учащихся (степень соответствия индивидуальных
образовательных достижений и планируемых результатов освоения учащимися образовательных
программ);
• качество организации образовательного процесса, включающей условия организации
образовательного процесса, в том числе доступность образования, условия комфортности получения
образования, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, организация
питания;
• качество реализации основных и дополнительных образовательных программ, принятых и
реализуемых в школе, условия их реализации (включая сетевое взаимодействие с образовательными
учреждениями);
• воспитательная работа;
• профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению требуемого
качества результатов образования;
• эффективность управления качеством образования и открытость деятельности школы;
• состояние здоровья учащихся.
4.3. Реализация СОКО осуществляется посредством существующих процедур и экспертной
оценки качества образования.
4.3.1.Содержание процедуры оценки качества образовательных результатов обучающихся
включает в себя:
• государственную итоговую аттестацию выпускников 9-х классов, 11 классов;
• промежуточную и текущую аттестацию учащихся;
• мониторинговые исследования качества знаний учащихся;
• участие и результативность во Всероссийской олимпиаде школьников, школьных, областных и др.
предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
• мероприятия по повышению объективности на этапе проведения ВсОШ и при проверке
результатов;
• мониторинговое исследование учащихся 1-х классов «Готовность к обучению в школе и
адаптация»;
• мониторинговое исследование образовательных достижений учащихся.
4.3.2. Содержание процедуры оценки качества организации образовательного процесса
включает в себя:
• результаты лицензирования и государственной аккредитации;
• эффективность механизмов самооценки и внешней оценки деятельности путем анализа ежегодного
отчета самообследования школы;
• программно-информационное обеспечение, наличие школьного сайта, регулярное пополнение,
интернет и эффективность его использования в учебном процессе;
• оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью;
• обеспеченность учебной литературой;
• оценку соответствия службы охраны труда и обеспечение безопасности (ОТ, пожарной
безопасности, СанПиН, антитеррористической безопасности, требования нормативных документов);
• оценку состояния условий обучения нормативам и требованиям СанПиН 2.4.2.2821- 10;
• оценку отсева учащихся на всех уровнях обучения и сохранение контингента учащихся;
• анализ результатов дальнейшего трудоустройства выпускников;
• оценку открытости школы для родителей и общественных организаций, анкетирование родителей.
4.3.3. Содержание процедуры оценки системы дополнительного образования включает в себя:
• степень соответствия программ дополнительного образования нормативным требованиям
(включая дополнительные образовательные программы в рамках сетевого взаимодействия);
• реализация направленности программ дополнительного образования, заявленной в лицензии;
• доля обучающихся (%), охваченных дополнительным образованием.
4.3.4. Содержание процедуры оценки качества воспитательной работы включает в себя:
• степень вовлеченности в воспитательный процесс педагогического коллектива и родителей;
• качество планирования воспитательной работы;
• охват учащихся таким содержанием деятельности, которая соответствует их интересам и
потребностям в рамках внеурочной деятельности;
• наличие детского самоуправления;

удовлетворенность учащихся и родителей воспитательным процессом;
исследование уровня воспитанности учащихся;
отрицательная динамика количества правонарушений и преступлений учащихся.
4.3.5. Содержание процедуры оценки профессиональной компетентности педагогов и их
деятельности по обеспечению требуемого качества образования включает в себя:
• аттестация педагогов;
• отношение и готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность
прохождения курсов, участие в работе городских методических объединений и т.д.);
• знание и использование современных педагогических методик и технологий;
• образовательные достижения учащихся;
• подготовку и участие в качестве экспертов ЕГЭ, аттестационных комиссий, жюри и т.д.;
• участие в профессиональных конкурсах разного уровня.
4.4. Содержание процедуры оценки здоровья учащихся включает в себя:
• наличие медицинского кабинета и его оснащенность;
• регулярность и качество проведения санитарно-эпидемиологических профилактических
мероприятий;
• оценку заболеваемости учащихся, педагогических и других работников школы;
• оценку эффективности оздоровительной работы (здоровьесберегающие программы, режим дня,
организация отдыха и оздоровления детей в каникулярное время);
• оценку состояния физкультурно-оздоровительной работы;
• диагностика состояния здоровья учащихся.
4.5. Критерии выступают в качестве инструмента, призванного наполнить содержанием оценку
и обеспечить измерение уровня достижений результатов деятельности школы.
4.6. Критерии представлены набором расчетных показателей, которые при необходимости могут
корректироваться, источником расчета являются данные статистики.
•
•
•

Критерии

Показатели

Образовательные
результаты по
уровням
образования
(внутренняя
оценка)

Доля учащихся, которые учатся на «4» и «5» (% качества знаний);
Доля учащихся, подтвердивших текущую успеваемость по результатам
участия в оценочных процедурах, к текущей успеваемости по предмету;
Доля учащихся, которые участвуют в конкурсах, ВсОШ, олимпиадах, научнопрактических конференциях;
Наличие общественных наблюдателей при проведении школьного этапа
ВсОШ;
Наличие предметных комиссий при проверке работ школьного этапа ВсОШ;
Доля обучающихся, имеющих отметку «2» (% успеваемости);
Доля учащихся 9 классов, получивших документ об образовании;
Доля учащихся 9 классов, получивших документ об образовании особого
образца;
Доля выпускников 11 классов, получивших документ об образовании;
Доля выпускников 11 классов, получивших документ об образовании особого
Образца;
Внешняя оценка Результаты независимой оценки выпускников средней школы (результаты
ЕГЭ по предметам);
Результаты независимой аттестации выпускников 9 класса (результаты ГИА-9
по русскому языку и математике);
Результаты независимого регионального комплексного исследования качества
общего образования;
Уровень освоения стандарта (доля выпускников, сдавших ЕГЭ по русскому
языку и математике ниже установленного минимума);
Доля учащихся, участвующих в муниципальных и региональных предметных
олимпиадах;
Доля учащихся, победивших в муниципальных и региональных предметных
олимпиадах;
Доля учащихся, принимавших участие в различных конкурсах и мероприятиях
Здоровье
учащихся
Социализация
учащихся

Доля учащихся, которые занимаются физической культурой и спортом Доля
учащихся, которые занимаются в спортивных секциях Доля учащихся по
группам здоровья
Доля выпускников, не работающих и не продолживших обучение, к
численности выпускников;
Доля учащихся, состоящих на учете в ПДН к общей численности учащихся;
Доля выпускников, поступивших в специальные учебные заведения;
Доля выпускников, поступивших в ВУЗы, поступивших на ИТ-специальности
Доля выпускников, поступивших в учреждения СПО
Доля родителей (законных представителей), участвующих в жизни школы, в
управлении

Готовность
родителей к
участию в
управлении
школой
Инновационный Доля учителей, которые используют современные педагогические технологии
потенциал
Доля учителей, которые используют ИКТ на уроках;
учителей
Доля педагогических работников, имеющих первую квалификационную
категорию;
Доля педагогических работников, имеющих высшую квалификационную
категорию;
Доля педагогических работников, прошедших курсы повышения
квалификации;
Доля педагогических работников, принимавших участие в профессиональных
конкурсах
Соответствие Укомплектованность педагогическими кадрами, имеющими необходимую
требованиям к квалификацию, по каждому из предметов учебного плана;
условиям
Соответствие нормам и требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10;
обучения
Наличие дополнительного образования, количество программ
дополнительного образования;
Наличие столовой для организации горячего питания в соответствии с
утвержденными нормами;
Наличие оборудованного медицинского кабинета

4.7. Для проведения оценки качества образования из всего спектра получаемых в рамках
информационной системы СОКО показателей определяется набор ключевых показателей,
позволяющих провести сопоставительный анализ образовательной системы школы. Совокупность
показателей обеспечивает возможность описания состояния системы, дает общую оценку
результативности ее деятельности.
4.8. К проведению диагностических и оценочных процедур в рамках СОКО могут
привлекаться профессиональные и общественные эксперты.
4.9.
Для обеспечения объективности проведения школьного этапа ВсОШ, проверка работ
осуществляется комиссией под председательством учителя с высшей категорией. Работы
передаются комиссии в зашифрованном виде в присутствии наблюдателей. Проверка
осуществляется при включении видеонаблюдения.
5.
ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ В СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ И КОНТРОЛЯ
КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
5.1. Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования
осуществляется путем предоставления информации: основным потребителям результатов СОКО;
размещение аналитических материалов, результатов оценки качества образования на официальном
сайте школы.
5.2.
Система оценки качества образования предполагает участие в осуществлении
оценочной деятельности общественности и профессиональных объединений в качестве экспертов.
Требования к экспертам, привлекаемым к оценке качества образования, устанавливаются
нормативными документами, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества
образования.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».