Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Красочный мир

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
1.

Комплекс основных характеристик

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2. Цели и задачи общеразвивающей программы обучающихся 8 – 12 лет по
двухгодичному обучению
5
1.3.

Модуль по годичному обучению

1.4. Модуль по двухгодичному обучению

6
10

2.

Комплекс организационно-педагогических условий

16

2.1.

Условия реализации программы

16

2.2.

Календарный график

17

2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

19

3.

Список литературы

21

4.

Приложения

22

1.Комплекс основных характеристик
1.1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая
программа
«Красочный мир» (далее программа) относится к общеразвивающим
программам художественной направленности.
Программа разработана
методическими документами:

в

соответствии

с

нормативными

и

-Федеральным законом от 29.12.2012. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
-Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение
правительства РФ от 4.09 2014. №1726-р;
-Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
-Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Минобрнауки России от 18.11.2015. № 09-3242;
-Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом
их особых образовательных потребностей» Минобрнауки от 29.03.2016 N ВК641/09;
-Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»;
-Уставом Муниципального бюджетного образовательного учреждения
Средней образовательной школы №1 п. Восточный.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время
возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических
искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и
развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего
поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение

видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию
культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и
творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость,
чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации
личности.
Занятия являются эффективным средством приобщения обучающихся к
изучению народных традиций.
Отличительные особенности данной общеразвивающей программы от
уже существующих в этой области заключается в том, что программа
ориентирована
на
применение
широкого
комплекса
различного
дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, каждое занятие было направлено на
овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся
к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения
изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных
методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний,
законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются
творческие начала.
Адресат программы – данная программа рассчитана на обучающихся в
возрасте 8 -12 лет, подростковый возраст - это период выработки
мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения, а так же
благоприятный период для развития творческих задатков и творческих
способностей у подростков. Исследования психологов и педагогов указывают
на связь творческих способностей с развитием личности и интеллекта, с
развитием воображения, которое имеет свои особенности у обучающихся
подросткового возраста. Творческие способности ребенка развиваются в ходе
взаимодействия его со средой, под влиянием обучения и воспитания.
Количество детей в группе – от 10 – 12 обучающихся.
Режим занятий
Возраст
обучающихся
8 -10 лет
11 – 12 лет

Год
обучающихся
1 год
2 год

Количество
часов в неделю
3 часа
6 часов

Всего часов
в год
108 часа
216 часов

Объем программы
1 год обучения (8-10 лет) – 3 часа в неделю – 108 часа в год.
2 год обучения (11-12 лет) – 6 часов в неделю – 216 часа в год.

Всего часов 540 в год.
Продолжительность занятий 40 минут.
Сроки освоения программы
1 год обучения (8-10 лет) – 39 недель, 9 месяцев, 1 год.
2 год обучения (11-12 лет) – 39 недель, 9 месяцев, 1 год.
Уровневость общеразвивающей программы:
Стартовый уровень обучения является подготовительным этапом и
направлен на первичное знакомство с изобразительным искусством, историей
развития рисунка у разных народов, знакомство с произведениями искусства,
выполненными различными художественными материалами.
Базовый уровень предполагает формирования прочного фундамента для
успешной творческой деятельности и творческого развития личности, переход
от репродуктивной практической деятельности к совместной с педагогом
разработке творческих работ по индивидуальному замыслу.
Форма обучения - очная
Виды занятий – практическое занятие, мастер-класс, открытое занятие,
рисование с натуры, рисование на заданные темы по памяти и по
представлению, декоративное рисование; беседы об изобразительном
искусстве; подготовка к конкурсам.
Формы
проведения
итогов
реализации
общеразвивающей
программы - педагогическое наблюдение, викторина, мастер-класс, анализ
работ обучающихся, беседа, творческая работа, презентация, выставки.

1.2. Цели и задачи общеразвивающей программы обучающихся 8 – 12 лет
по двухгодичному обучению
Цель программы: развитие художественно-творческих способностей в
сфере изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы:
Обучающие
- познакомить с изобразительными возможностями различных материалов, с
видами и жанрами изобразительного искусства и с творчеством великих
художников, историей декоративно-прикладного творчества.

- обучить основам изобразительной грамоты; способам лепки, правилам
росписи изделий.
- познакомить с особенностями и свойствами глины.
Развивающие
- развивать творческие способности; мышление, способность аргументировать
свою точку зрения по отношению к различным произведениям
изобразительного искусства.
- развивать познавательную активность; навыки работы изобразительными
средствами (работа карандашом, восковыми мелками, фломастером, с
акварельными и гуашевыми красками, глиной).
Воспитательные
- воспитывать эстетические чувства и понимание прекрасного.
- воспитывать положительное отношение к традициям русского народа,
бережное отношение к природе.
- формировать уважение к культуре народов разных национальностей.
1.3. Модуль по одногодичному обучению
Обучающиеся 8 – 10 лет перового года обучения
Цель программы первого года обучения- приобщение через изобразительное
творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование
творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное
самоопределение.
Задачи программы:
Развивающая
– развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного
мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и
решений в реализации творческих идей;
- способствовать адаптации учащихся к условиям современного мира;
- прививать интерес к процессу творчества;
Обучающая
– освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства
(рисунка, живописи и композиции);
- познакомить с элементарными знаниями основ реалистического рисунка;
Воспитательная
– формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру
через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества –
как основу приобретения личностного опыта.

- формирование основных этических норм и понятий как условия правильного
восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни;
- организация диалога обучающихся со сверстниками, взрослыми;
- формирование потребности в самообразовании, самовоспитании.

Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план:
1 - года обучения
3 ч/нед.
№ Наименование тем
Кол- Теория Практик Формы
во
а
аттестации/
контроля
часов
1 Вводная часть
2
1
1
Беседа,
пед. набл.,
2 Основы рисунка.
8
3
5
Пед. набл.,
Изобразительные средства
Презентация
рисунка.
работ
3 Основы цветоведения.
8
3
5
Анализ работ,
Живопись – искусство
тест
цвета.
4 Изображение растительного 15
3
12
Викторина
мира.
5

6
7

8

9

Основы композиции.
Взаимосвязь элементов в
произведении.
Орнамент. Стилизация.

8

3

5

Беседа,
анализ работ

6

2

4

Основы декоративноприкладного искусства.
Приобщение к истокам.
Жанры изобразительного
искусства: пейзаж
портрет
натюрморт
Тематическое рисование.

15

2

13

Анализ работ,
выставка
Презентация,
тест

25

3

22

Творческая
работа,
викторина

12

2

10

9

2

7

Беседа,
выставка
Выставка

108

24

84

10 Оформительские,
творческие и выставочные
работы.
Итого:

Содержание учебного (тематического) плана
1. Введение.2 часа
Теория: Вводный инструктаж по ОТ. Введение в образовательную программу.
Источники знаний об изобразительном искусстве. (1 час)
Практика: передавать объем средствами светотени с учетом тональных
отношений, выполнять зарисовки и наброски. (1 час)
2. Основы рисунка. 8 часов
Теория: Изобразительные средства рисунка. Знакомство с материалами для
уроков изобразительного искусства. Ведущие элементы изобразительной
грамоты – линия, штрих, тон в рисунке. (3 часа)
Практика: Изображаем силуэт дерева. Линия горизонта. Последовательность
изображения предмета. (5часов)
3. Основы цветоведения. 8 часов
Теория: Живопись – искусство цвета. Первичные цвета. Цветовая гамма.
Красоту нужно уметь замечать. (3 часа)
Практика: Рассматривание различных поверхностей: кора дерева, пена волны,
капли на ветках и т.д. Рисуем дерево тампованием. Выбор и применение
выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. (5
часов)
4. Изображение растительного мира. 15 часов
Теория: Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Передача
настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Знакомство с
отдельными композициями выдающихся художников: И. И. Левитан «Золотая
осень». (3 часа)
Практика: Выполнение линейных рисунков трав. Выполнение рисунка в цвете
(акварель, гуашь, цветные мелки). Составление орнамента в полосе. (12 часов)
5. Основы композиции. 8 часов
Теория: Взаимосвязь элементов в произведении. Узор из кругов и
треугольников. Знание основных законов композиции, выбор главного
композиционного центра. (3 часа)
Практика: Лепка из солёного теста. «Корзина с грибами, овощами».(5 часов)
6. Орнамент. Стилизация.6 часа
Теория: Виды орнаментов: бесконечный, ленточный и др. (2 часа)
Практика: «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика» (4
часа)
7. Основы декоративно-прикладного искусства.15 часов
Теория: Приобщение к истокам. Сказка в декоративном искусстве. Знакомство
с особенностями декоративно-прикладного искусства, с образцами русского
народного декоративно-прикладного искусства: русские матрешки, Хохлома,
Городец, Полхов-Майдан. (2 часа)

Практика: Коллективная работа «Хоровод матрешек», декоративная роспись
разделочной доски, роспись сказочной птицы (13 часов)
8. Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт. 25
часов
Теория: Беседа: «Выдающиеся русские художники – И. Репин, И. Шишкин».
Ознакомление с произведениями русского, советского и зарубежного
изобразительного искусства; с видами и жанрами искусства, с крупнейшими
художественными музеями и замечательными художниками. Родные просторы
в произведениях русских художников и поэтов. Красота окружающего мира. (3
часа)
Практика: Развитие наблюдательности, умения передавать характерные
особенности.
Выполнение композиций на заданные темы. (22 часов)
9.Тематическое рисование. 12 часов
Теория: Красота народного костюма. Красота традиционной народной одежды
Национальный костюм как символ народа, страны. Украшения в народном
костюме. Виды орнамента. (2 часа)
Практика: Использование орнамента для украшения народной одежды. (10
часов)
10. Оформительские, творческие и выставочные работы. 9 часов
Теория: Мы – юные дизайнеры. Дизайн как область искусства предметного
мира. Критерии, ценности дизайнерских разработок. Искусство оформление
книги. Книга как форма полиграфической продукции. Художники иллюстраторы. Знакомство с различными гарнитурами шрифтов. (2 часа)
Практика: Итоговое занятие. Обобщение изученного. Элементы оформления
книги Стилевое единство изображения и текста. (5 часов)

Планируемые результаты перового года обучения
Личностными результаты:
- формирование у обучающихся ценностных ориентиров в области
изобразительного искусства;
- воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других
людей;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных
задач;
- формирование духовных и эстетических потребностей;
- овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.
Метапредметными результаты:
- проговаривать последовательность действий на занятии;

- учиться работать по предложенному плану;
- учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
- учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и
деятельности других;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией обучающихся;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по
предложенному плану с опорой на образцы.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы;
- уметь слушать и понимать речь других.

1.4. Модуль по двухгодичному обучению
Обучающие 11 – 12 лет второго года обучения
Цель программы - развитие творческих способностей детей через освоение
различных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства,
воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных качеств.
Задачи программы:
Обучающие:
– формирование у детей представления о различных видах искусства
(живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладное искусство,
народное художественное творчество);
– становление умений и навыков в области изобразительного декоративноприкладного, в том числе народного искусства при работе с различными
живописными, графическими, скульптурными материалами и инструментами,
тканью, кожей, стеклом, деревом, бросовыми материалами и так далее.
Развивающие:
– развитие у воспитанников художественного вкуса посредством посещения и
создания художественных экспозиций;
– развитие в практической деятельности творческого воображения,
пространственного мышления.
Воспитательные:
– воспитание нравственной отзывчивости через сюжеты искусства (категории
добра и зла, красивого и уродливого);
– воспитание интереса к искусству, наблюдательности, эстетического чутья и
понимания прекрасного.

Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план:
2 - года обучения
6 ч/нед
№
Наименование тем
КолТеория Практика
во
часов
1 Вводная часть
4
2
2
2

3
4
5

6

7

8

9

Формы
аттестации/
контроля
Беседа,
пед. набл.,
Творческая
работа,
выставка
Презентация,
пед. набл.,
Беседа,
викторина,

Основы рисунка.
Изобразительные средства
рисунка.
Основы цветоведения.
Живопись – искусство цвета.
Изображение животного мира.

16

4

12

16

6

10

20

6

14

Основы композиции.
Взаимосвязь элементов в
произведении.
Стилизация.

20

6

14

Творческая
работа, тест

20

6

14

Основы декоративноприкладного искусства.
Приобщение к истокам.
Жанры изобразительного
искусства: пейзаж
портрет
натюрморт
Тематическое рисование.

44

8

36

пед. набл.,
Анализ
работ
Презентация
работ

38

6

32

Анализ
работ, тест

20

4

16

18

1

17

Мастеркласс
Выставка

216

49

167

10 Оформительские, творческие и
выставочные работы.
Итого:

Содержание учебного (тематического) плана
1.Введение.4 часа
Теория: Вводный инструктаж по ОТ. Знакомство с нетрадиционными
методами рисования. Акриловые краски, мокрая бумага, восковые свечи,
коллаж и т.д.(2 часа)

Практика: Передача деревьев в рисунке монотипией, акриловая живопись,
черно-белый граттаж (2 часа)
2.Основы рисунка. 16часов
Теория: Изобразительные средства рисунка. Картины-фантазии. Оригинальная
декоративная живопись, приемы оформления плоскости, переходы цвета, такие
как заход солнца над морем, и многое другое. (4 часа)
Практика: Последовательность составления композиции. (12 часа)
3.Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета.16 часов
Теория: Акриловая живопись. Показ иллюстраций. Декоративные пейзажные
мотивы, картины, творчески оформить шедевры великих мастеров, используя
акриловые краски.
(6 часов)
Практика: Контурные зарисовки животных, которые заполняют весь лист с
выделением центра и гармонии всех цветов и оттенков. Выполнение
композиции на контрастные и дополнительные цвета. (10 часов)
4. Изображение животного мира. 20 часов
Теория: Причудливый мир животных. Рисование силуэтов животных.
Светотень. Мех и кожа животных. (6 часов)
Практика: Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать,
сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты. (14 часов)
5. Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении.20 часов
Теория: Монограмма – нарисованный знак из украшенных и переплетенных
начальных букв имени и фамилии. Многие художники на своих картинах
ставят монограмму вместо подписи. Печатки из пластилина. (6 часов)
Практика: составление монограммы (14 часа)
6. Стилизация.20часов
Теория: Участие в различных видах декоративно-прикладной деятельности.
Стилизованные лица – это лица с упрощенными или преувеличенными
чертами. (6 часов)
Практика: Реалистическое изображение; декоративное изображение;
абстрактное изображение натюрморта, объектов природы и знаковых
изображений в графическом рисунке. (14 часов)
7.Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам. 44
часа
Теория: Художественные промыслы: Гжель, Жостово, Городец и др.
Элементы орнамента и его виды. Контрастные цвета. (8 часов)

Практика: Рисование узоров и декоративных элементов по образцам.
Составление эскиза узора из декоративных цветов, листьев для украшения
тарелочки «Синее чудо», Жостовская роспись «Букеты цветов на подносе»
(декоративная работа). Создание моделей предметов бытового окружения
человека. Выбор и применение выразительных средств для реализации
собственного замысла в рисунке. Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи
сосуда. (36 часов)
8.Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт.38
часов
Теория: Основы натюрморта. Ознакомление с произведениями
изобразительного искусства. (6 часов)
Практика: Рисование с натуры натюрморта: кувшин и яблоко. Рисование
фруктов и овощей. (32 часов)
9.Тематическое рисование. Красота народного костюма. 20 часов
Теория: Красота традиционной народной одежды Национальный костюм как
символ народа, страны. Украшения в народном костюме. (4 часа)
Практика: Обучение умению простейшими средствами передавать основные
события сказки. Работа над выразительными средствами в рисунке. Передача
настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма. (16
часов)
10.Оформительские, творческие и выставочные работы.18часов
Теория: Мы –дизайнеры. Дизайн как область искусства предметного мира.
Критерии, ценности дизайнерских разработок. Искусство оформления газет.
Элементы оформления газеты. Художники - иллюстраторы. Знакомство с
различными гарнитурами шрифтов. (1час)
Практика: Итоговое занятие. Обобщение изученного. (17 часов)

Планируемые результаты второго года обучения
Предметные результаты:
- передача в собственной художественно-творческой деятельности
произведения народного фольклора; выражение своих эмоциональных
переживаний художественными средствами;
- пользоваться приемом «перехода цвета в цвет» и «вливания цвета в цвет».
Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов
действительности.
- понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного
равновесия форм и цвета. Самостоятельное выполнение эскизов оформления

различных изделий на основе орнаментальной и сюжетной декоративной
композиции.
- умение работать разными художественными материалами и использование
различных техник: графические карандаши, акварель, гуашь, пастель, цветные
мелки, цветная тонированная бумага, аппликация.
Метапредметные результаты программы обеспечиваются
познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также
межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность
неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях
курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий
спектр понятий, усвоение которых поможет обучающимся осознанно
включиться в творческий процесс.
Личностные результаты:
- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного
искусства.
- воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других
людей.
- развитие самостоятельности;
- умение отличать правильно выполненное задание от неверного;
- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной
задачи;
- умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Планируемые результаты программы
Личностные результаты:
- познание мира через образы и формы изобразительного искусства;
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и
воспринимать народное декоративно-прикладное искусство;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении
практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной
художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и
самоопределение личности на эстетическом уровне;
- умение объективно оценивать собственную художественную деятельность,
сравнивая ее с работой обучающихся;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
творческой деятельности;
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, народной мудрости;
- умение выражать свое отношение, давать эстетическую оценку
художественным произведениям.
Метапредметные результаты:
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении
практических творческих работ;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения.
Предметные результаты:
- сравнение благозвучных сочетаний цветов в природе и в произведениях
искусства;
- освоение различных приемов живописи, графики, декоративной росписи;
- создание композиции в процессе практической творческой работы;
- осознание нерасторжимой связи конструктивных, декоративных и
изобразительных элементов, единства формы и декора.

2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Занятия проходят в кабинете № 47, МБОУ СОШ №1 п.Восточный.
Кабинет соответствует санитарным требованиям СанПиНа 2.4.4.3172-14.
Ученические столы и стулья по количеству обучающихся, учительский стол.
Расписание занятий составляется в соответствии с возрастными и психологопедагогическими особенностями обучающихся, санитарными правилами и
нормами. Продолжительность занятия исчисляется в академических часах.
Продолжительность академического часа – 40 минут. После каждого
академического часа занятий предусмотрен короткий перерыв 10 минут. Работа
объединения ведётся во внеурочное время. Строгих условий набора,
обучающихся в объединении «Эскиз» нет. В группы записываются все
желающие по заявлению родителей.
При составлении программы были учтены возрастные и психологические
особенности детей по восприятию, усвоению материала и физическим
возможностям. Занятия основаны на любознательности, интересе,
познавательной потребности младших школьников. В ходе реализации
программы обеспечиваются полнота, согласованность и взаимодействие её
компонентов, последовательность действий для достижения цели. При
необходимости программа может быть откорректирована в частных аспектах
(формулировка и содержание тем, формы практических занятий, количество
учебных часов). Предусмотрена возможность варьирования компонентов
содержания и методик обучения.
Кадровое обеспечение
Замараева Ирина Вячеславовна
Педагог дополнительного образования МБОУ СОШ № 1 п. Восточный.
Первая квалификационная категория.
Образование среднее профессиональное (педагогическое):
Северный педагогический колледж г. Серова, педагогический стаж – 16 лет.
Домашний адрес: 624975 Свердловская область, Серовский район, п.
Восточный, ул. Ленина, 45-6.
Методическое материалы
Данная программа «Красочный мир» разработана с применением современных
методических ресурсов и технологий (технология кейсов, игровые технологии,
новые информационные технологии), направлена на организацию
образовательной деятельности учащихся в соответствии с компетентностным и
системно-деятельностным подходами.
Методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский
проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.

Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование,
мотивация и др.
Применяемые технологии: технология группового обучения, технология
коллективного взаимообучения, технология дифференцированного обучения,
технология
исследовательской
деятельности,
технология
проектной
деятельности, технология игровой деятельности, технология коллективной
творческой деятельности.
Формы организации учебного занятия - теоретическое занятие, групповые и
индивидуальные практические занятия, наблюдения, викторины, тестирование.
Дидактические материалы, электронные образовательные ресурсы:
Канцелярские принадлежности для теоретических занятий в помещении,
выполнения рисунков (тетради, альбомы, ручки, карандаши, линейки,
транспортиры, циркули, фломастеры);
Компьютер, теле- и видеоаппаратура;
Наглядные пособия (фотографии, схемы, рисунки, коллекции экспонатов,
иллюстрации справочников и т.д.);
Образовательные и иллюстративные материалы электронной сети
Интернет.

Год
обучения

1 год

2 год

2.2. Календарный учебный график реализации дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы
«Красочный мир»
Дата
Дата
Количество
Количество Количест Режим
начала
окончания учебных
учебных
во
занятий
обучения обучения недель
дней
учебных
часов
сентябрь май
36
36
108
1
раз
неделю по
часа
сентябрь май
36
36
216
2 раза
неделю по
часа

в
3
в
3

Календарный учебно-тематический план
по общеобразовательной (общеразвивающей) программе
«Красочный мир»
Будет составлен после утверждения учебного расписания
№ Месяц Число
п
/
п
1
2

план

фа
кт

Время
Форма занятия Количество
проведения
часов
Теория Практи
ка

Тема
занятия

Место
Форма
Примеча
проведения контроля и ние
аттестации

2.3.Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Текущий контроль – проходит на каждом занятии. Педагог следит за
правильностью усвоения нового материала (мини – опрос, наблюдение).
Комплексный контроль – проходит после изучения каждого раздела
программы (тестирование, викторины, конкурсы, занимательные материалы,
мини-выставки). Этот контроль помогает педагогу проверить усвоение данного
материала и выявить обучающихся, которым нужна помощь педагога.
Итоговый контроль – проводится в конце учебного года, для того,
чтобы выявить уровень полученных знаний и умений, приобретенных в данном
учебном году (итоговое занятие, составление альбома творческих работ,
выставки, участие в творческих конкурсах).
В конце учебного года обучения по дополнительной образовательной
программе каждый обучающийся на итоговое занятие готовит презентацию
своих лучших работ. На итоговое занятие приглашаются родители
обучающихся. Презентацию можно также провести на итоговом собрании в
школе, классе.
По итогам работы за весь период обучения вручаются благодарственные
письма родителям лучших воспитанников
Итоговая аттестация
Программа мониторинговых исследований, проводимых в Филиале
Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного
образования Дом детского творчества п. Сосьва в п. Восточный (мониторинг,
проводимый образовательным учреждением по результатам освоения
дополнительных образовательных программ) в течение учебного года
включает:
1. Мониторинг результатов обучения по дополнительной образовательной
программе (теоретическая подготовка, практическая подготовка,
основные общеучебные компетентности).
2. Мониторинг развития качеств личности обучающихся
Карта освоения обучающимися дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей) программы.
№

ФИ обучающегося

1
2
3
4
5
Итого:

Предметная деятельность по
разделам программы

Личностное развитие
обучающегося

Сводная карта освоения обучающимися дополнительной
общеобразовательной (общеразвивающей)
программы по объединению.
№

Группы

Предметная деятельность по
разделам программы

Личностное развитие
обучающегося

1
2
3
4
5
Итого:

Методы диагностики: наблюдение за практической деятельностью
обучающихся, теоретические и практические задания.
Метод применения информационно-коммуникационных технологий
позволяет обучать детей на основе самостоятельного поиска информации в сети
интернет.
Занятия проводятся с использованием различных форм организации
учебной деятельности (групповая, массовая, индивидуальная). Разные типы и
формы занятий создают условия для развития познавательной активности,
повышения интереса обучающихся к обучению. Рекомендуемые типы занятий:
изучение новой информации, занятия по формированию новых умений,
обобщение и систематизация изученного, практическое применение знаний,
умений (закрепление), комбинированные занятия, контрольно-проверочные
занятия, тестирование.

Список литературы
1. Конвенция о защите прав ребенка.
2. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г №273-Ф3
Об образовании в РФ.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
29.08.2013 № 1008 Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам.
4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации
режима
работы
образовательных
организаций
дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14 (утверждены
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 04.07.2014 № 41).
5. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по
изобразительному искусству. - М: ТЦ Сфера, 2000. - 80 с.
6. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и
развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия развития 1998.
– 256 с.
7.
Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006.
– 96 с.
8. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63 с.
9. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: Издательство «Астрель», 2005. – 63 с.
10. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство РОСМЭН –
ПРЕСС, 2003. – 96 с.
11. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного
творчества детей 5-7 лет. – Москва: 2001.
12. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб: Детство Пресс,
2004. – 128 с.
13. А. Д. Алехин. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн.
для учителя. - М: Просвещение, 1984. - 160 с.
14. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 2-е изд.
- Москва: Просвещение, 1967. - 93 с.
15. Сост. Н. Н. Фомина Изобразительное искусство и художественный труд. 58 классы. Книга для учителя. - М: 1995. - 270 с.
16. Как
научиться
рисовать
[Электронный
ресурс].
//
URL:
http://paintmaster.ru/linejnaja-perspektiva.php
17. Научиться рисовать за 30 дней [Электронный ресурс]. // URL:
http://www.webpaint.ru
18. Учебные пособия по рисунку [Электронный ресурс]. – // URL:
http://gogr.narod.ru

Приложение 1
По темам: «Материалы, инструменты и принадлежности для занятий ИЗО»
и «Основы цветоведения»
1 Вариант.
Задание 1. Вставьте в текст, пропущенные слова.
Небольшая тонкая дощечка с вырезом для большого пальца, на которой
живописец смешивает краски, называется ____________ (палитрой).
Материал, изготовляемый из равномерно обожжённых тонких веток,
называется____________ (углём).
___________(Бумага) - это материал для письма и рисования,
изготовляемый из древесной и тряпичной массы.
Задание 2. Выберите правильный ответ.
Эти краски имеют следующие свойства: прозрачность, чистоту цвета.
(Гуашь, темпера, акварель)
Маркировка на карандашах (ТМ, Т, 2М и т.д.) обозначает. (Степень
оттенка цвета, код производителя, степень твёрдости или мягкости).
3.К основным цветам относятся:
а) красный, синий, зелёный;
б) жёлтый, зелёный, красный;
в) красный, жёлтый, синий.
4. К тёплым цветам относятся:
а) голубовато-зелёный, голубой;
б) красный, жёлтый;
в) сине-зелёный, синий.
5. Цвета, в цветовом круге , которые находятся напротив друг друга и
дающие при смешивании ахроматический цвет, называются:
а) нейтральными;
б) оптическими;
в) дополнительными.

Приложение 2

2 Вариант.
Задание 1. Вставьте в текст, пропущенные слова.
Акварель - это ____________(водяные краски с растительным клеем в
качестве связующего вещества).
Холст – это __________(льняная) ткань, на которой пишут ___________
(масляными красками).
Пучок щетины, волос на рукоятке для нанесения клея или краски на
какую-либо поверхность называется ___________ (кистью).
Задание 2. Выберите правильный ответ.
Холст изготавливают из (целлюлозы, шерстяных волокон, льняного
волокна).
Из пластичного природного материала, имеющего разную окраску,
скульпторы лепят скульптуры малых форм или делают эскизы для больших
скульптур. ( Пластилин, глина, базальт).
3.Фиолетовую краску можно получить, смешав:
а) синюю и красную;
б) красную и зелёную;
в) синюю и зелёную.
4. Суть ахроматического контраста заключается в том, что:
а) светлое пятно на тёмном фоне кажется ещё светлее;
б) светлое пятно на тёмном фоне кажется темнее.
5. К составным цветам относятся:
а) синий, жёлтый, красный;
б) жёлтый, зелёный, оранжевый;
в) оранжевый, зелёный, фиолетовый.

Приложение 3

3 Вариант.
Задание 1. Вставьте в текст, пропущенные слова.
__________ (карандаш) – это графитная палочка, обычно оправленная в
дерево.
___________ (мольберт) – подставка для подрамника с холстом, на
котором художники пишут картины.
Ластик – это предмет, предназначенный для ___________ (удаления
ненужных карандашных линий).
Задание 2. Выберите правильный ответ.
Этот материал для рисования представляет собой палочки без оправы
различных красно-коричневых тонов. (Пастель, сангина, уголь).
Эти краски разводят водой, перед нанесением на бумагу, закрашивают
рисунок плотно, а поверхность после окрашивания светлеет и имеет матовую
поверхность. (Гуашь, акварель, тушь).
3.Зелёный цвет получают смешением:
а) жёлтой и фиолетовой краски;
б) синей и жёлтой;
в) синей и оранжевой.
4. К холодным цветам относят:
а) голубой, синий;
б) красный, синий;
в) сине-зелёный, жёлто-зелёный.
5. Различные оттенки серого называют:
а) дополнительными;
б) нейтральными;
в) доминирующими.

Приложение 4

Вариант.
Задание 1. Вставьте в текст, пропущенные слова.
1. Сухие, мягкие, цветные мелки в ИЗО называются_____________
(пастель).
2. Краски, состоящие из тонко растертых пигментов с водноклеевым
связующим и примесью белил, называются____________ (гуашью).
3. Принадлежность для рисования с пористым стержнем, пропитанным
красителем называется_____________ (фломастер).
Задание 2. Выберите правильный ответ.
Этот материал для лепки является искусственной невысыхающей массой.
(Глина, пластилин, фарфор, воск).
Этот предмет удобен для рисования. Он имеет наклонную плоскость, к
которой крепится материал, на котором рисуют. (Палитра, мольберт, кульман).
3.Задуманное художником цветовое сочетание, с помощью которого он
создаёт художественный образ, называют:
а) гармонией;
б) гаммой цвета;
в) колоритом.
4. Оранжевый цвет можно получить путём смешения:
а) красного и синего;
б) красного и жёлтого;
в) синего и зелёного.
5. К хроматическим цветам относятся:
а) чёрный, белый, все оттенки серого;
б) красный, синий, жёлтый;
в) оранжевый, фиолетовый, зелёный.

Приложение 5
ВИКТОРИНА
«Жанры изобразительного искусства»
Цель: В игровой форме закрепить знания педагогов о жанрах
изобразительного искусства.
Способствовать развитию творчества, фантазии, расширение кругозора;
Воспитывать дух соперничества, товарищества, взаимопомощи, лидерских
качеств
Материалы и оборудование: Вопросы и задания для команд на отдельных
листах бумаги, подборка репродукций картин для каждой команды, предметы
быта, драпировки, муляжи овощей и фруктов, предметы декоративноприкладного искусства (подносы, матрешки и пр.), книги, музыкальные
инструменты, репродукции знаменитых портретов В. Васнецова «Алёнушка»,
«Три богатыря», М. Врубеля «Царевна – лебедь», «Демон» и др., различные
атрибуты (элементы одежды, головные уборы и др.), музыкальное
сопровождение, фишки для подсчета правильных ответов, сувениры и грамоты
для награждения.
Ход мероприятия:
Пед. Здравствуйте, уважаемые коллеги (родители). Рада видеть вас на
викторине по изобразительному искусству. Разрешите представить вам наше
компетентное жюри (представление жюри). Я предлагаю вам разбиться на 2
команды и выбрать для каждой команды капитана.
Задание 1: Разминка.
Назовите единственное на Земле рисующее существо.
(Человек.)
Каким соцветием художники рисуют?
(Кистью. Кисть - соцветие с удлинённой главной осью и цветками
развивающимися от основания к вершине, например у ландыша, у черёмухи.)
Какой материал для рисования заливает лицо от стыда?
(Краска.)
Её художник «вгоняет в краску». Назовите её.
(Кисть.)
Что, по мнению художников, маслом не испортишь?
(Картину.)
Художник с чувством юмора - это... Кто?
(Карикатурист.)
В каком жанре живописи работает человек, красящий на заводе станки?
(В жанре станковой живописи.)

Что делает человек, о котором говорят, что он рисуется: ведёт себя
жеманно, стараясь показать себя с лучшей стороны, или рисует автопортрет?
(Ведёт себя жеманно.)
Врач произведений искусств - это... Кто?
(Реставратор.)
Какой русский художник нарисовал картину для фантиков любимых
детворой шоколадных конфет «Мишек»?
(И.И. Шишкин.)
Какую скульптуру часто приводят в пример детям, пытаясь отучить их от
привычки грызть ногти: «Вот что с тобой будет!»?
(Венеру Милосскую: «будешь грызть ногти, и у тебя не будет рук».)
Как называется особа женского пола, позирующая художникам?
А. Сиделка.
В. Натурщица.
Б. Позёрка.
Г. Модельщица.
Что говорят о человеке, который драматизирует ситуацию?
А. Точит карандаши.
В. Моет кисти.
Б. Сгущает краски.
Г. Ломает палитру.

Как в повести Н. Носова звали художника, приятеля Незнайки?
А. Карандаш.
В. Кисточка.
Б. Тюбик.
Г. Мольбертик.
Автопортрет - это:
А. Изображение любимого автомобиля.
В. Портрет человека в автомобиле.
Б. Портрет, часто переезжающий с выставки на
выставку.
Г. Портрет художника, выполненный им
самим.
Как называется картина Ильи Репина?
А. «Бурлаки на «Жигулях».
Б. «Бурлаки на «Волге».
В. «Бурлаки на «Запорожце».
Г. «Запорожцы на «Оке».
(Только нужно убрать лишние кавычки.)
Кто изображён на знаменитой картине Васнецова?
А. Три богатыря.
В. Три мушкетёра.
Б. Три поросёнка.
Г. Три толстяка.

Задание 2. Каждая команда должна за 15 минут правильно ответить на
большее количество вопросов. Вопросы даны с правильным вариантом ответа.
Для команд распечатываются вопросы без ответов, они приведены ниже.

Вопросы команде №1
1.
Как называется жанр, изображающий «мертвую природу»?
(натюрморт)
2.
В какой гамме написан натюрморт И. Машкова «Хлебы»:
- теплой;
- холодной;
- контрастной?
3.
Как называется картина И. Машкова:
- «Синие сливы»;
- «Оранжевый апельсин»?
4.
К какому виду относится натюрморт И. Грабаря «Неприбранный
стол»:
- однопорядковому;
- смешанному;
- сюжетному?
5.
Что такое профиль?
6.
Определите вид портрета по репродукции (Б. М. Кустодиев
«Портрет И. Б. Кустодиевой, дочери художника»):
- парадный;
- камерный;
- групповой.
7.
Определите вид изображения человека на портрете И. Н. Крамского
«Неизвестная»:
- голова;
- голова с плечевым поясом;
- полуфигура;
- фигура.
8.
Назовите автора портрета «Девочка с персиками» (В. А. Серов)
9.
Что такое ведута? (архитектурный пейзаж)
10. В какой гамме написан пейзаж Е. Е. Волкова «Октябрь»
- теплой;
- холодной;
- смешанной?
11.К какому виду относится пейзаж И. Левитана «Весна. Большая вода»
- эпическому;
- лирическому?
12.
Назовите автора картины «Февральская лазурь»? (И. Э. Грабарь)

13.Как называют художников, изображающих животных? (анималисты)
14.Определите жанр картины по репродукции В. Васнецова «Три
богатыря» (мифологический жанр)
Вопросы команде №2
1.
Как называется жанр, изображающий людей? (портрет)
2.
В какой гамме написана картина И. Машкова «Синие сливы»:
- теплой;
- холодной;
- контрастной
3. Как называется натюрморт П. Кончаловского:
- «Сирень в корзине»?
- «Астры в корзине»?
4. К какому виду относится натюрморт Ф. Толстого «Букет цветов, бабочка
и птичка»?
- однопорядковому;
- смешанному;
- сюжетному?
5. Что такое анфас?
6. Определите вид портрета по репродукции А. Г. Венецианова «Захарка»
- парадный;
- камерный;
- групповой.
7. Определите вид изображения человека на портрете А. Г. Венецианова
«Крестьянка с васильками»:
- голова;
- голова с плечевым поясом;
- полуфигура;
- фигура.
8. Назовите автора портрета «Мика Морозов». (В. А. Серов)
9. Что такое марина? (морской пейзаж)
10. В какой гамме написан пейзаж И. Левитана «Золотая осень»:
- теплой;
- холодной;
- контрастной?
11. Назовите автора картины «Грачи прилетели» (А. К. Саврасов).
12. К какому виду относится пейзаж И. Шишкина «Рожь»:
- эпическому;
- лирическому?
13.Как называют художников, изображающих сражения и военные
походы (баталисты).

14.Определите жанр картины по репродукции М. Врубель «Царевна –
лебедь» (мифологический жанр).
Задание 3. Творческие задания и упражнения:
1.
Упражнение «Определи тип натюрморта»
Каждому воспитателю или группе воспитателей предлагается подборка
репродукций картин, в ходе самостоятельной работы определяются типы
натюрмортов, после чего происходит их демонстрация и коллективное
обсуждение результатов выполнения упражнения.
2.
Упражнение «Определи вид натюрморта»
Каждой группе воспитателей предлагается подборка репродукций картин,
в ходе самостоятельной работы определяются виды натюрмортов, после чего
происходит их демонстрация, жюри оценивает работу каждой группы.
3.
Творческое задание «Составь натюрморт»
Воспитатели выбирают необходимые вещи: предметы быта, драпировки,
муляжи овощей и фруктов, предметы декоративно-прикладного искусства
(подносы, матрешки и пр.), книги, музыкальные инструменты и составляют
натюрморты. Варианты предложенных названий для натюрмортов: «День
рождения», «Бедность», «Дары осени», «Овощи», «Фрукты», «Чайный стол»,
«Грибы» и другие.
4.
Упражнение «Определи вид портрета»
Каждому воспитателю или группе воспитателей предлагается подборка
репродукций портретов. В ходе самостоятельной работы определяются виды
портретов, после чего жюри или вторая команда оценивают правильность
выполнения.
5.
Творческое задание «Живой портрет»
Каждой группе воспитателей предлагаются репродукции знаменитых
портретов художников, например, В. Васнецова «Алёнушка», «Три богатыря»,
М. Врубеля «Царевна – лебедь», «Демон» и другие.
Используя различные атрибуты (элементы одежды, головные уборы и др.),
воспитатели создают «живые портреты». После чего они рассматриваются и
оцениваются по степени сходства с репродукциями.
6.
Дидактическое упражнение «Найди лишний портрет»
Каждой группе предлагается подборка репродукций парадных, камерных,
групповых портретов. В ходе самостоятельной работы необходимо обнаружить

не вписывающийся (лишний) портрет, после чего проверяется и оценивается
правильность выполнения упражнения.
7.
Упражнение «Подбери словечко»
(глаза, нос, рот, брови, волосы и т.д.) Каждой команде предлагается
таблица, в которую необходимо занести все слова, касающиеся черт лица.
Побеждает команда, которая внесла наибольшее количество слов.
8.
Творческое задание – загадка «Составь описательный портрет
коллеги» Используются описательные слова черт лица. Выбирая подходящие
сравнения, составляется описательный портрет коллеги. По этому описанию
соперникам нужно узнать воспитателя. Побеждает та команда, у которой более
соответствующее описание.
9.
Упражнение «Определи вид пейзажа»
На доске в ряд расположены десять различных пейзажей,
пронумерованных по порядку. Командам необходимо определить вид каждого
из десяти пейзажей и записать его название против соответствующей цифры на
карточке. По окончании работы проверяется правильность выполнения.
Побеждает команда, которая допустила наименьшее количество ошибок.
10.
Упражнение «Найди эпический и лирический пейзажи»
Каждой команде предлагается подборка репродукций пейзажей
И.Айвазовского, И. Шишкина, А. Саврасова, И. Левитана, И. Грабаря, К. Юона
и др. В ходе коллективной работы в группах определяются эпические и
лирические пейзажи, после чего жюри или вторая команда оценивает
правильность выполнения упражнения.
11.
Творческое задание «Нарисуй лирический или эпический пейзаж»
Воспитателям предлагается выполнить пейзаж в технике «по-сырому».
Работами педагогов оформляется студия.
Подведение итогов. Слово жюри. Награждение.

Справочный материал

Приложение 6

Что такое натюрморт?
Что означает слово «натюрморт»? – (мертвая природа)
Расцвет натюрморта как жанра наступил в семнадцатом веке. Прославили
его художники, получившие прозвище «малые голландцы», то ли за малый
размер картин, то ли за «пустяковые» темы, - натюрморт тогда был в новинку.
Больше всего «малые голландцы» любили рисовать красивую посуду,
богатую домашнюю утварь, столы, накрытые изысканными, роскошными
блюдами. Их натюрморты называли «завтраками»
В то же время в соседней Фландрии художники осваивали другую
разновидность натюрморта – «снедь». На больших холстах они изображали
горы дичи, рыбы, фруктов, отчего картины напоминали витрину
продовольственной лавки.
Очень любили натюрморты художники – импрессионисты Франции. Они
рисовали не в мастерских, а прямо на улицах Парижа, добиваясь на своих
полотнах удивительной яркости, сочности, солнечного цвета.
Таким образом, сложилось два типа натюрморта:
- натюрморт, в котором вещи говорят о своем хозяине (его привычках,
характере, профессии);
- натюрморт, в котором вещи говорят прежде всего о самих себе, своих
качествах. Они словно предлагают полюбоваться красотой их облика, формы,
цвета.
Искусствоведы не подразделяют натюрморты по видам. Но для работы с
детьми это представляется важным. Выделяют следующие виды натюрмортов:
- однопорядковый – изображены объекты и предметы одного вида (только
фрукты, овощи, цветы и др.). (П. Кончаловский «Сирень», «Персики», Ф.
Толстой «Ягоды белой и красной смородины», И.Машков «Хлебы»);
- смешанный – представлены разнообразные объекты и предметы (К.
Петров-Водкин «Лимон и бокал», И. Хруцкий «Натюрморт со свечой»);
- сюжетный – изображены разнообразные предметы и объекты,
объединенные сюжетным замыслом («Накрытый стол», «Завтрак», и др.). К
сюжетным можно отнести натюрморты с изображением живых существ: птиц,
животных, человека (К. Петров-Водкин «Утренний натюрморт», Ф.Толстой
«Букет цветов, бабочка и птичка»)
Что такое пейзаж?
Пейзаж – жанр искусства, изображающий природу. До семнадцатого века
пейзаж оставался лишь фоном, на котором разворачивалось действие картин
или позировала модель. Самостоятельным жанром его сделали голландские
художники.

Виды пейзажей:
- городской;
- ведута (архитектурный пейзаж);
- марина (морской пейзаж);
- индустриальный;
- космический;
- фантастический и др.
Первыми появились городские пейзажи и марины. Их родоначальники –
голландцы. В восемнадцатом веке был очень популярен архитектурный пейзаж.
В первой половине девятнадцатого века пейзажисты выходят из мастерских,
где творили с помощью натурных рисунков и воображения, и начинают писать
природу на открытом воздухе. Вторая половина девятнадцатого века приносит
славу художникам- импрессионистам.
Импрессионизм – особая живописная манера накладывания краски на
холст раздельными мазками чистого цвета, которые, смешиваясь в глазах
зрителя, составляют сложные цвета и оттенки. Картины импрессионистов
рассчитаны на восприятие зрителем с некоторого расстояния. Это картины К.
Моне, Ван Гога.
В то же время в русском искусстве сложились два основных вида
пейзажей:
- эпический – изображает мощь и величие природы, большие
пространства: бескрайние степи, горные хребты, морские просторы;
- лирический – напротив, дарит умиротворение, покой.
Что такое портрет?
Портрет – жанр, посвященный изображению человека или группы людей.
Искусство портрета зародилось несколько тысяч лет назад. Самые ранние
сохранившиеся портреты – высеченные из камня гигантские скульптуры
изображения древнеегипетских правителей – фараонов. Почему их делали
такими большими? Статуи должны были вознести фараонов на недосягаемую
высоту, уподобить их богам. Были в Древнем Египте изображения и поменьше.
Например, царица Нефертити. Но выполнены они были так мастерски, что не
верится в их нынешний возраст – 3,5 тысячи лет.
Жанр скульптурного портрета достиг совершенства в Древней Греции, где
высоко ценили человеческую личность. Моделями для скульпторов служили
философы, политики, поэты.
Жанр живописного портрета сложился позднее, в эпоху Возрождения.
Тогда портрет стали делить на парадный и камерный.
Парадный портрет изображает людей в момент их торжества. Вычурность,
горделивая поза, пышная одежда, знаки отличия и украшения («Портрет
инфанты Маргариты» Д. Веласкеса).

Камерный портрет – полная противоположность парадному. Он вводит во
внутренний мир человека («Портрет сына» В. Тропинина).
Парадный портрет – это всегда портрет заказчика (взаимоотношения
деловые – заказчик платит, художник рисует), а камерный портрет – портрет
близкого человека, не обязательно родственника, но понятного и приятного
художнику.
Кроме того, существуют:
- групповой портрет – изображение двух или более человек. Групповые
портреты могут быть семейные или цеховые («Богатыри» В. Васнецова);
- автопортрет – изображение художником самого себя. Как правило,
художник пишет за свою жизнь несколько автопортретов. Это позволяет
проследить его судьбу.
Приступая к изображению человека, художник всегда задумывается над
тем, как лучше изобразить натуру.
Виды изображения человека:
- голова (её изображение занимает практически всю картину);
- голова с плечевым поясом (изображение человека по грудь позволяет
нарисовать часть одежды);
- полуфигура (изображение человека по пояс дает возможность нарисовать
и руки модели, и то, что в них находится);
- фигура (человек изображается во весь рост, в положении сидя, стоя или
лёжа, что позволяет воспроизвести не только всю одежду, но и осанку модели,
её местонахождение (роща, сад, зал, комната) и окружающие предметы).
Работая над портретом, художник думает и о том, какой поворот головы
(ракурс) избрать. Существует три основных вида ракурса:
- профиль – изображение головы сбоку;
- анфас – изображение головы спереди;
- три четверти – изображение головы в положении средне между
положением в профиль и анфас.

ЛЕГЕНДА – ЗАГАДКА.
…Давным – давно некий султан захотел иметь свой портрет. А был он
слеп на один глаз.
Написать портрет вызывались многие художники: султан посулил за это
богатое вознаграждение. О, наивные! Они думали, что достаточно лишь
мастерства, чтобы угодить заказчику. Как жестоко они ошибались. Первый же
портрет получился восхитительным и как две капли воды походил на султана –
вплоть до черной повязки на незрячем глазе.
Султан, увидев портрет, взбесился, и художнику отрубили голову. Но
вскоре еще один безумец решился рискнуть головой.

Художник трудился не покладая рук и завершил работу. Сам автор был
очень доволен. Ведь султан получился весьма похожим и к тому же зрячим на
оба глаза. Но султан разъярился еще сильнее, и художнику отрубили голову.
Желающих написать портрет как ветром сдуло. Но прошло немного
времени, и новый смельчак стучался в ворота дворца. Вскоре портрет был
готов. Все с нетерпением ждали, что скажет заказчик на этот раз.
Султан взглянул на портрет и…остался им очень доволен. Он вознаградил
художника втройне. И не столько за мастерство, сколько за смекалку и ум.
Как художник вышел из положения?
Другие жанры
Все они наполнены действием,
движением и являются разновидностями
сюжетной картины, и отличаются друг
от друга тем, что изображает художник.
Анималистический жанр.
Художников, которые посвящают свое творчество изображению
животных, называют анималистами – от латинского слова «анимал», что
означает «животное». Это – сложный жанр. Анималист должен быть особо
наблюдательным, отличаться терпением и хорошей памятью.
Еще первобытные художники запечатлели в наскальных росписях сцены
охоты на животных. Позднее изображения животных появляются в росписях
дворцовых стен и на рельефах, украшавших древние храмы, на вазах и посуде,
в виде отдельных скульптур. Это было связано с тем, что многие животные
обожествлялись людьми. В Древнем Египте, например, священными считались
кошки.
В Европе обожествление животных прекратилось с появлением
христианства. Зато сложилась традиция изображать сказочных животных, чаще
всего в жанре книжной миниатюры. Страницы пестрели самыми невероятными
существами.
В эпоху Возрождения сказочных животных сменяют настоящие. В Россию
анималистический жанр пришел лишь в XIX веке. Среди разновидностей
анималистического жанра выделяется жанр охоты. На картинах одних
художников она представала как равный поединок человека и зверя. Другие
художники изображали охоту как жестокую расправу, в которой животному
отведена роль жертвы.
Конечно, не могли пройти мимо анималистического жанра и мастера
книжной иллюстрации. Это яркие и веселые рисунки животных, выполненные
В. И. Сутеевым, Е. М. Рачевым, В. В. Лебедевым, Е. И. Чарушиным, Ю. А.
Васнецовым. Сколько в их работах фантазии, оригинальности и вместе с тем
знания животных.

Батальный жанр.
Его можно назвать «старшим братом» исторического жанра. Изображение
сражений и военных походов занимает в нем главное место (название
произошло от французского слова «батай», что означает «битва»). Подобно
историческому, он требует от художника точности в показе событий,
обмундирования, оружия и так далее. К произведениям батального жанра
относят также сцены военного быта.
Во все времена основной целью батального жанра было прославление
полководцев и их побед. Например, картина В. Сурикова «Переход Суворова
через Альпы».
Все свое творчество посвятил батальному жанру В. В. Верещагин.
Мифологический жанр.
Издавна люди поклонялись богам, приписывая их воле все, что не могли
объяснить сами. Так рождались мифы – истории о богах и других
сверхъестественных существах, их жизни, борьбе и подвигах.
Чтобы выразить богам признательность, люди строили в их честь храмы,
которые украшались фресками и мозаиками, скульптурами и статуэтками. Так в
изобразительном искусстве возник мифологический жанр.
Мифологический жанр в России развился лишь в XIX веке. Одним из
первых повернулся лицом к славянской мифологии М. А. Врубель «Царевна –
лебедь», «Богатырь». Но если Врубель обращался к славянской мифологии
лишь время от времени, то для В. М. Васнецова она стала судьбой, смыслом
существования «Аленушка», «Витязь на распутье», «Иван Царевич на сером
волке», «Богатыри» и др.
Описательные слова (Творческое
описательный портрет коллеги»)

задание

–

загадка

«Составь

Волосы – длинные, короткие, мягкие, жесткие, пушистые, вьющиеся,
прямые, струящиеся, волнистые, ежиком, бобриком, блестящие, заплетенные,
распущенные, редкие, густые, кучерявые, средней длины…
Брови – дугой, прямые, пушистые, ниточкой, густые, узкие, нахмуренные,
соболиные, домиком, сросшиеся, вразлет…
Глаза – узкие, большие, прищуренные, раскосые, миндалевидные,
открытые, горящие, искрящиеся, лукавые, хитрые, потухшие, усталые, злые,
страстные, жгучие, серые, бездонные, карие, черные, синие, зеленые, как у
хамелеона…
Губы – приоткрыты, бантиком, узкие, пухлые, капризные, чувственные,
широкие, тонкие, бледные, розовые, яркие…

Нос – луковкой, картошкой, курносый, с горбинкой, загнутый, прямой,
пуговкой, пятачком, орлиный, греческий, длинный, крючком, маленький,
мясистый, аккуратный…
Лицо – овальное, круглое, длинное, вытянутое, лунообразное, квадратное,
широкое, узкое, худое, румяное, добродушное, злое, надменное, грустное.

Приложение 7

Викторина "Удивительный мир растений".
Цель: закреплять знания о растениях, расширять кругозор детей.
Викторина рассчитана для обучающихся 5-8 классов.
Предварительная работа:
1. Оформить стенд с творческими работами детей (рисунками, рефератами,
сообщениями по данной теме).
2. Оформить фотовыставку с изображением растительного мира (по
возможности).
3. Можно также подготовить музыкальное сопровождение (на усмотрение
педагога).
Предлагается разделить ребят на 2 команды, предложить придумать
каждой команде название. Вопросы командам задавать поочерёдно. За каждый
правильный ответ учащийся получает жетон. Побеждает команда (или
участник), набравшая большее количество жетонов.
Вопросы викторины.
1. Какую еду любят многие лесные жители: кабаны, олени, медведи?
(Жёлуди).
2. какое дерево самое высокое? (Эвкалипт).
3. Где растёт клюква? (На болоте или в сосновом лесу).
4. Это растение называют "корнем жизни". (Женьшень).
5. Какая ягода самая большая? (Арбуз).
6. Японская декоративная вишня. (Сакура).
7. Древние индусы и египтяне считали этот цветок, цветком богов. (Лотос).
8. За что столетник (алоэ) получил своё название? (Считается, что он
цветёт в комнатных условиях 1 раз в 100 лет).
9. Какой цветок считается самым красивым? (Роза).
10. Самый важный овощ из паслёновых. (Картофель).
11. Как называется плод ананаса и банана? (Ягода).
12. Какое дерево считается символом России? (Берёза).
13. Другое название земляной груши. (Топинамбур).
14. Какое лекарство получают из морских водорослей? (Йод).
15. Первый весенний лесной цветок. (Ландыш).
16. Дерево с шишками. (Ель, сосна).
17. Какая ягода бывает чёрной, белой и красной? (Смородина).
18. Окаменевшая смола древних хвойных деревьев. (Янтарь).
19. Оранжевые ягоды этого растения содержат много витамин, а маслом
лечат ожоги и обморожения? (Облепиха).
20. Как называются сушёные абрикосы без косточек? (Курага).
21. Плоды этого тропического растения жёлтого цвета, крупные весом до 1
кг. (Манго).

22. Этот цитрус содержит большое количество витамина С. Мореплаватели
Средневековья брали его с собой в плавание как средство от цинги. (Лимон).
23. Сухие листья этого растения добавляют в разные блюда как ароматную
приправу. (Лавр).
24. Какую траву очень любят кошки? (Валериану).
25. Мёд этого дерева считается самым ценным. (Липа).
26. Лекарственное дерево, жгучий сорняк. (Крапива).
27. Самая высокая трава на Земле. (Бамбук).
28. Из каких растений получают сахар? (Сахарного тростника, сахарной
свёклы).
29. Растёт ли дерево зимой? (Нет. Зимой деревья "спят").
30. Какое растение имеет самые крупные плоды в мире? (Тыква).
31. Какое растение считают символом мира? (Олива).
32. Какое дерево самое морозоустойчивое? (Лиственница).
33. Соком этого ядовитого лекарственного растения выводят бородавки.
(Чистотел).
34. Из каких деревьев получают лекарство? (Липа, ель, сосна, берёза).
35. Какой цветок считается самым дорогим? (Тюльпан).
36. Это дерево - одно из самых пахучих, его ягоды используются как
вяжущее средство. (Черёмуха).
37. Какая трава лечит от 99 болезней? (Зверобой).
38. Какой цветок называют касатиком? (Ирис).
39. Какое растение считается вторым хлебом, кормильцем Востока? (Рис).
40. Какая ягода поможет больному горлу? (Малина).

По окончанию викторины победители награждаются

Тест «Основы композиции»
Вариант 1

Приложение 8

Задание I. Выберите один правильный вариант ответа (обведите кружком).
1. Какое из перечисленных понятий основано на ритмическом повторении
каких-либо элементов, мотивов?
а) портрет б) орнамент в) колорит г) формат
2. Композиция – это…
а)составление целого из частей.
б) конструирование объектов.
в) изучение закономерностей.
3. Какая композиция называется симметричной?
а) изображение слева подобно изображению справа.
б) выверенное чередование.
в) чувство гармонии.
Задание II. Выберите правильные ответы (обведите их кружком).
4. Основными средствами выражения художественного образа
композиции являются
а) цвет б) фактура в) пространство г) форма
5. Основными видами композиции являются
а) рельефная б) фронтальная в) объемная г) объемно-пространственная
Задание III. Допишите определение термина. Объемная композиция
6. Объемная композиция –
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7. Асимметрия –
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
8. Нюанс –
___________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание VI. Допишите термин соответствующий данному определению.
9. ________________ – состояние покоя, неподвижность.

в

10. ________________ - состояние композиции, при котором все элементы
сбалансированы между собой, которое вызывает ощущение покоя и
уверенности.
11. ________________ - это изменение формы предмета в необходимую
сторону: округление, вытягивание, увеличение или уменьшение в размере
отдельных частей;
Задание V. Вставьте в указанных выражениях пропущенные слова.
12. При геометрически точном разделении формы на две равные части
нижняя часть кажется ___________, поэтому необходима оптическая
корректировка членения.
13.
Треугольник,
обращенный
вершиной
вверх,
выглядит
__________________.
14.
Горизонтальные
линии,
образующие
квадрат,
зрительно
______________ его в высоту.

(12)

(13)

(14)

Вариант 2

Приложение 9

Задание I. Выберите один правильный вариант ответа (обведите кружком).
1. Что такое ритм?
а) выразительность и гармония.
б) чередование изобразительных элементов.
в) полноправный элемент композиции.
2. Какое из перечисленных понятий определяет характер поверхности
предмета, свойства материала, из которого он состоит, и способ его обработки?
а) рельеф б) фактура в) абрис
3. Стилизация – это…
а) это изменение формы предмета в необходимую сторону: округление,
вытягивание, увеличение или уменьшение в размере отдельных частей;
б) изменение качеств изобразительных средств;
в) один из приемов визуальной организации образного выражения, при
котором выявляются наиболее характерные черты предмета и отбрасываются
ненужные детали.

Задание II. Выберите правильные ответы (обведите их кружком).
4. Средства гармонизации композиции, используемые для качественного
изменения или качественного соотношении изобразительных средств в
произведениях искусства
а) контраст б) симметрия в) тождество г) нюанс

5. Основные законы композиции:
а) цельность и единство в) равновесие
б) пропорциональность г) соподчинение

Задание III. Допишите определение термина. Объемная композиция
6. Объемно-пространственная композиция –
____________________________________________________________
__________________________________________________________________
7.Доминирующий элемент –
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________

8. Контраст ________________________________________________________________
Задание VI. Допишите термин соответствующий данному определению.
9. ________________ - (в изобразительном искусстве) – движение,
отсутствие покоя.
10. ________________ – это вид симметрии, в которой элементы
композиции расположены на одинаковом расстоянии от плоскости симметрии
и при наложении друг на друга их фигуры совпадают по всем точкам
11. ________________ – это повтор элементов одинаковых, подобных по
своим качествам (размер, форма, тон...)
Задание V. Вставьте в указанных выражениях пропущенные слова.
12. Горизонтальная линия кажется _______________, чем такая же
вертикальная.
13. Геометрически точный круг кажется вытянутым в ________________.
14. Один и тот же круг выглядит по-разному в зависимости от его
расположения на плоскости. Вверху – _____________________; внизу –
________________________.

(12)

(13)

(14)

Приложение 10

Тест
Тема: «Виды и жанры изобразительного искусства»
1. Рисунки, сделанные карандашом или тушью, гравюры, плакаты – всё
это
а) живопись
б) скульптура
в) графика
2. Быстрый рисунок с целью изучения натуры:
а) этюд
б) набросок
в) эскиз
З. как называется гравюра на металле:
а) офорт
б) ксилография
в) литография
4. Вид искусства, основным средством художественной выразительности
которого является цвет:
а) графика
б) живопись
в) скульптура
.
5. Какой цвет не относится к основным цветам:
а) желтый
б) красный
в) зеленый
6. Вид изобразительного искусства, дающий объёмно – пространственное
изображение человека, предметов:
а) скульптура
б) живопись
в) графика
7. Кто автор знаменитой скульптуры «Давид»:
а) Рафаэль
б) Микеланджело
в) Леонардо да Винчи
8. Жанр, связанный с изображением животных в графике, скульптуре,
живописи:
а) анималистический
б) мифологический
в) исторический
9. Жанр живописи или графики, в котором основной предмет изображения
– природа:
а) портрет

б) пейзаж
в) натюрморт
10. Изображение человека или группы людей в произведении живописи
или скульптуры:
а) анималистический
б) пейзаж
в) портрет
11. Жанр изобразительного искусства, показывающий различные
предметы обихода, фрукты, цветы, снедь:
а) натюрморт
б) портрет
в) пейзаж
12. Назовите жанр картин И. Машкова «Синие сливы», «Ананасы и
бананы»:
а) натюрморт
б) портрет
в) пейзаж

Задание
№
I
вариант

Ключ к проверке теста по теме:
«Виды и жанры изобразительного искусства»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

11

12

в

а

а

б

а

б

в

а

б

а

б

в


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».