СОДЕРЖАНИЕ 1.Комплекс основных характеристик……………………………….. ………….. 3 1.1. Пояснительная записка……………………………………………..……... 3 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы…………………………… 7 1.3. Цель и задачи 1 года обучения общеразвивающей программы…………8 1.4. Цель и задачи 2 года обучения общеразвивающей программы ………...8 1.5. Цель и задачи третьего года обучения общеразвивающей программы…9 1.6. Содержание общеразвивающей программы учебно-тематический план 1 года обучения………………………………………………………………10 1.7. Содержание общеразвивающей программы учебно-тематический план 2 года обучения…………………………………………………………….. 12 1.8. Содержание общеразвивающей программы учебно-тематический план 3 года обучения……………………………………………………………..14 2. Планируемые результаты программы……………………………………….... 16 3. Система контроля и зачётные требования……………………………………17 3.1. Комплекс организационно-педагогических условий. Условия реализации программы…………………………………………………………………………... 18 3.2. Календарный график…………………………………………………………21 3.3. Календарно – тематический план на год обучения………………………...21 3.4. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы……………………22 4. Список литературы………………………………………………………………23 1.Комплекс основных характеристик. 1.1.Пояснительная записка. Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» (далее программа) относится к общеразвивающим программам физкультурно-спортивной направленности. Программа разработана в соответствии с нормативными и методическими документами: -Федеральным законом от 29.12.2012. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 4.09 2014. №1726-р; -Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; -Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Минобрнауки России от 18.11.2015. № 09-3242; -Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей» Минобрнауки от 29.03.2016 N ВК641/09; -Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; -Уставом Муниципального бюджетного образовательного учреждения СОШ№1 п. Восточный; Актуальность программы: шахматы представляют собой организованный вид спорта с иерархией званий, развитой системой регулярных турниров, национальными и международными лигами, шахматными конгрессами. Возникновение профессионального спорта привело к появлению профессиональных спортсменов, тренеров, журналистов, функционеров, опирающиеся на армию любителей игры. Широкое применение игры в Шахматы в системе дополнительного образования объясняется несколькими причинами: - доступностью игры для любого возраста; - малозатратностью. Отличительная особенность программы: из всех видов игр, когда-либо придуманных человечеством, есть одна, которая близка и спорту, и науке, и искусству. Шахматы развивают память и внимание, смекалку и математические способности, логику и фантазию, воспитывают волю, находчивость, характер, усидчивость, содействуют здоровому образу жизни. Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр. Шахматы имеют воспитательное значение: способствует становлению личности, учит логически мыслить и планировать свои действия, развивает концентрацию внимания. При игре в шахматы проявляются многие особенности человеческой личности, поэтому они иногда используются в качестве модели научных исследований в психологии и педагогике. Данная программа предусматривает взвешенный личностноориентированный подход к изучению шахмат, дает необходимый минимум знаний, дающий полное представление о шахматах. В последние годы возросли требования к качеству образования. Получили широкое распространение компьютеры: специализированные шахматные и персональные, оснащенные разнообразными игровыми, учебными и информационными программами, с выходом в Интернет. Обучающиеся получили дополнительные возможности для повышения своего мастерства и обучения. Процесс обучения в группах носит постепенный и непрерывный, переходящий из года в год характер. Учебный материал подается последовательно от простого к сложному в виде учебных тем и практических заданий, в соответствии с учебным планом. В группах решаются определенные задачи. В группах первого года обучения «Элементы шахматной партии»: закрепление интереса к занятиям шахматами, овладение элементарными техническими приемами легкофигурного эндшпиля, ознакомление с основными тактическими идеями и приемами, усвоение понятия о спортивном режиме и физической подготовке шахматиста, участие в соревнованиях. В группах второго года обучения «Основы шахматной тактики и стратегии»: развитие тактического зрения, ознакомление с приемами атаки и проблемами центра, изучение легкофигурных окончаний и основных технических приемов в эндшпиле, изучение понятия инициативы в дебюте, получение углубленных знаний о режиме шахматиста и методике тренировки, овладение принципами составления дебютного репертуара, участие в квалификационных соревнованиях, выполнение нормативов юношеских разрядов. Адресат программы - данная программа ориентирована для обучающихся с 6-17 лет, с различным уровнем физической подготовки, относящиеся к основной и подготовительной группе здоровья и имеющие медицинский допуск врача. Основные возрастные особенности обучающихся. Обучение шахматной игре ведется в группах. Группы комплектуются из детей младшего (с 6-8 до 9-11 лет) и среднего (12-17 лет) школьного возраста. Наполняемость этих групп — первого года обучения не более 15 человек, второго 12 человек и третьего года обучения 10 человек. Особенности набора учащихся. Набор учащихся — свободный, принимаются в шахматную секцию новички и все желающие, прошедшие начальную шахматную подготовку, умеющие вести самостоятельную игру в соответствии с общепринятыми правилами (ФИДЕ). Объем и срок освоения программы - программа рассчитана на 3 года обучения. Режим занятий: 4 часа в неделю - 144 часа в год при 36 учебных неделях для первого и второго года обучения и 5 часов в неделю – 180 часов в год при 36 учебных неделях третьего года обучения. Материал программы спланирован в виде занятий шахматной игры. Занятия в недельном цикле состоят из теории и практики. Каждое занятие состоит из проверки усвоения материала предыдущего урока, объяснения нового теоретического материала и практической части. Для изложения теоретического материала используется лекционный метод. Практическая часть включает тренировочные партии, конкурсы решений, сеансы одновременной игры — обычные и тематические, игру в турнирах для детей каждой учебной группы, игру в матчевых встречах с коллективами других групп, разбор итогов конкурсов и сыгранных партий. Уровневость: Уровень сложности или три года обучения: исходя из возможностей и возрастных особенностей обучающихся, содержание и материал программы организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности: «стартовый уровень» 1 год обучения: предполагают обеспечение обучающихся общедоступными и универсальными формами организации учебного материала, минимальную сложность предлагаемых теоретических и практических заданий, приобретение первоначальных умений и навыков. «базовый уровень» 2 год обучения: предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний; -«продвинутый уровень» 3год обучения: использование и реализация общедоступных и универсальных форм и методов организации физкультурноспортивной деятельности, обеспечивающий доступ к сложным разделам направления программы, углубленное изучение содержания программы. Формы обучения: программа предполагает очную форму обучения. Формы обучения и виды занятий: индивидуальная, групповая. Основные методы обучения: Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов. На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обучении правилам игры, реализации материального перевеса. Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчѐт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля. При изучении дебютной теории основным методом является частичнопоисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно. На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.). Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре. Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач. Формы обучение и виды занятий групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. дидактические игры и задания, игровые упражнения; теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки. участие в турнирах и соревнованиях. Формы подведения итогов реализации программы: Тестирование контрольных нормативов, беседы, соревнования Структура системы многолетней подготовки. Наполняемость групп, объем тренировочной нагрузки в неделю, минимальный возраст и требования для зачисления на этап подготовки Таблица 1 Этап подготовки Период обучения Этапы Первый год Второй год Третий год Макс. объем тренирово чной нагрузки в неделю, в академ. часах Минимальная Максимальный наполняемость количественный состав группы групп (чел) (чел) 4 10 15 4 10 12 5 8 10 Рекомен дуемый возраст, лет 6-17 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель программы: способствовать самосовершенствованию, познанию и творчеству детей, формированию здорового образа жизни, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, профессиональному самоопределению, достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям. Задачи: Обучающие: - ознакомить с историей шахмат; - дать обучающимся теоретические знания по шахматной игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения. Воспитывающие: - привить любовь и интерес к шахматам и спорту в целом; - научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно; - научить уважать соперника. Развивающие: - развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности; - ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире; - создания необходимых условий для личностного развития обучающихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения. 1.3. Цель и задачи 1 года обучения общеразвивающей программы Цель : привитие интереса к шахматной игре, подготовка юных шахматистов, владеющих начальными навыками стратегии, тактики и техники шахматной борьбы, основами общей шахматной культуры. Задачи : - Познакомить с основными понятиями, правилами и историей шахматной игры. Обучить правилам хода и взятия каждой фигуры. - Развивать познавательные психические процессы (внимание, воображение, память, мышление) и волевые качества личности. - Помочь достичь каждому ребенку своего уровня в обучении, создать «ситуацию успеха». - Сформировать положительные эмоции, благоприятный психологический климат в процессе досуговой деятельности и межличностного общения. 1.4. Цель и задачи 2 года обучения общеразвивающей программы Цель: удовлетворение индивидуальных потребности детей в интеллектуальном совершенствовании, подготовка юных шахматистов, владеющих базовыми навыками стратегии, тактики и техники шахматной борьбы, основами общей шахматной культуры. Задачи: - Научить элементарным основам шахматной стратегии: простейшим схемам достижения матовых ситуаций, закономерностям дебютных, миттельшпильных и эндшпильных позиций, техническим окончаниям и вариантами их разыгрывания. - Привить основы шахматной этики. - Развивать логическое мышление, память, концентрацию внимания, пространственное воображение. - Развивать волевые качества личности (решительность, ответственность умение управлять своим поведением и преодолевать трудности), формировать адекватную самооценку. - Привить навыки общения в коллективе (доброжелательность, отзывчивость, уважение к чужому мнению). - Формировать культуру здорового и безопасного образа жизни, снизить риск асоциального поведения. - Сформировать положительные эмоции, благоприятный психологический климат в процессе досуговой деятельности и межличностного общения. 1.5. Цель и задачи третьего года обучения общеразвивающей программы Цель : удовлетворение индивидуальных потребности детей в интеллектуальном совершенствовании, подготовка юных шахматистов, владеющих базовыми навыками стратегии, тактики и техники шахматной борьбы, основами общей шахматной культуры. Задачи : - Научить основам шахматной стратегии: схемам достижения матовых ситуаций, закономерностям дебютных, миттельшпильных и эндшпильных позиций, техническим окончаниям и вариантами их разыгрывания. - Развивать логическое мышление, память, концентрацию внимания, пространственное воображение. - Развивать волевые качества личности (решительность, ответственность умение управлять своим поведением и преодолевать трудности), формировать адекватную самооценку. - Формировать культуру здорового и безопасного образа жизни, снизить риск асоциального поведения. - Сформировать положительные эмоции, благоприятный психологический климат в процессе досуговой деятельности. 1.6. Содержание общеразвивающей программы учебно-тематический план 1 года обучения № п/п Название раздела, темы 1. Кол-во часов Формы аттестации/ контроля Всего Теория Практика Раздел «Физическая культура и спорт в России» Раздел «Шахматный кодекс и первоначальные понятия» 1 1 - Тестирование Опрос 8 5 3 2 2 - 4. Раздел «Исторический обзор развития шахмат» Раздел «Дебют» Тестирование/Опрос Упражнения Турнир Тестирование Опрос 22 20 2 5. Раздел «Миттельшпиль» 23 17 6 6. Раздел «Эндшпиль» 44 23 21 7. 36 Раздел «Квалификационные турниры». Анализ партий и типовых позиций 5 Раздел «Сеансы одновременной игры» - 36 - 5 2. 3. 8. Тестирование/Опрос Упражнения Турнир Тестирование/Опрос Упражнения Турнир Тестирование/Опрос Упражнения Турнир Турниры Сеансы одновременной игры 9. Раздел «Конкурсы решений задач, этюдов и нахождения комбинаций» 3 - 3 Итого: 144 68 76 Упражнения Разыгрывание Содержание учебно-тематического плана 1 года обучения Раздел 1. Физическая культура и спорт в России Теория: Понятие о физической культуре. Шахматы – как вид спорта. Раздел 2. Шахматный кодекс и первоначальные понятия Теория: Правила шахматной игры. Первоначальные понятия. Шахматная доска, как поле сражения. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Нотация. Обозначения горизонталей и вертикалей. Шахматные фигуры, место фигур в начале партий. Легкая и тяжелая фигура. Качество «Стоять под боем». Шах. Защита от шаха. Цель игры. Мат. Ничья, виды ничьей. Пат. Отличие пата от мата. Вечный шах. Длинная и короткая рокировки. Практика: Расположение шахматной доски между партнерами. Обозначение полей на доске. Требование записи турнирной партии. Мат различными фигурами в простых позициях с минимальным количеством фигур. Правила выполнения рокировки. Турнир. Первенство группы на призы Деда Мороза. Решение задач на мат в 1 ход. Конкурс задач. Игра всеми фигурами. Правила поведения во время игры. Правила «взялся – ходи», будьте взаимовежливы. Дидактические игры и задания: «Один в поле воин», «Лабиринт», «Сними часовых», «Шах или мат», «Шах или пат», «Мат в один ход». Раздел 3. Исторический обзор развития шахмат Теория: Происхождение шахмат. Легенда о Радже и Мудреце. Распространение шахмат на Востоке. Чатуранга и шатрандж. Табии. Мансуба. «Мат Диларам» как типичная задача средневекового Востока. Раздел 4. Дебют Теория: Определение дебюта как подготовительной стадии к борьбе в середине игры. Основные принципы развития дебюта. Мобилизация фигур. Борьба за центр. Безопасность короля. Демонстрация коротких партий. Ошибка в начале партии. Ловушки в дебюте. Практика: Игра всеми фигурами. Тренировочные партии. Анализ сыгранных партий. Сеанс одновременной игры. Дидактические игры и задания: «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Защитись от мата». Раздел 5. Миттельшпиль Теория: Понятие о тактике. Понятие о комбинации. Темы комбинаций. Основные тактические приемы: связка, полусвязка, двойной удар, «вилка», отвлечение, завлечение, блокировка. Разрушение королевского прикрытия. Освобождение пространства. Уничтожение защиты. Вскрытое нападение, вскрытый шах. Двойной шах. Размен фигур. Понятие стратегии. Шахматные комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Принципы реализации материального преимущества. Простейшие принципы разыгрывания середины партии: целесообразное развитие фигур. Мобилизация сил, определение ближайшей и последующей задач. Практика: Конкурс решения, комбинации. Квалификационные турниры. Демонстрация коротких партий. Анализ сыгранных партий. Дидактические игры и задания: «Двойной удар», «Игра на уничтожение», «Выиграй фигуру», «Ограничение подвижности», «Объяви мат в два хода», «Сделай ничью». Раздел 6. Эндшпиль Теория: Определение эндшпиля. Матование одинокого короля. Мат тяжелыми фигурами. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Ферзь и король против короля. Ладья и король против короля. Оппозиция. Борьба пешек. Простейшие пешечные окончания. Роль короля в эндшпиле. Король и пешка против короля. Правило квадрата. Ключевые поля. Борьба ферзя, ладьи против пешки. Практика: Техника матования одинокого короля. Эндшпильный турнир. Игровая практика. Турнир на первенство группы. Дидактические игры и задания: «Ограниченный король», «В угол», «На крайнюю линию», «Кратчайший путь». Раздел 7. Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций Практика: Участие в турнирах внутри группы, городских квалификационных турнирах, выступление в составе команды за сборную школы в районных, городских соревнованиях. Анализ сыгранных партий и типовых ошибок. Раздел 8. Сеансы одновременной игры Практика: Сеансы одновременной игры (в том числе тематические) с последующим анализом типичных ошибок. Раздел 9. Конкурсы решений задач, этюдов и нахождения комбинаций Практика: Решение задач, этюдов, комбинаций по теме освоения программного материала. Примечание. Количество учебных часов разделов «Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций», «Сеансы одновременной игры», «Конкурсы решений задач, этюдов и нахождения комбинаций» распределяется педагогом по необходимости в течение всего учебного года как отдельными занятиями, так и в составе занятий по освоению других разделов программы. 1.7. Содержание общеразвивающей программы учебно-тематический план 2 года обучения № п/п Название раздела, темы 1. Раздел «Физическая культура и спорт в России» Раздел «Шахматный кодекс и первоначальные понятия» 2. Кол-во часов Формы аттестации/ контроля Всего Теория Практика 1 1 - Тестирование Опрос 8 5 3 Тестирование/Опрос Упражнения Турнир 2 2 - Тестирование Опрос 4. Раздел «Исторический обзор развития шахмат» Раздел «Дебют» 14 10 4 5. Раздел «Миттельшпиль» 33 17 16 6. Раздел «Эндшпиль» 44 13 31 7. 36 Раздел «Квалификационные турниры». Анализ партий и типовых позиций 3 Раздел «Сеансы одновременной игры» 3 Раздел «Конкурсы решений задач, этюдов и нахождения комбинаций» - 36 Тестирование/Опрос Упражнения Турнир Тестирование/Опрос Упражнения Турнир Тестирование/Опрос Упражнения Турнир Турниры - 3 Сеансы одновременной игры - 3 Упражнения Разыгрывание Итого: 48 96 3. 8. 9. 144 Содержание учебно-тематического плана 2 года обучения Раздел 1. Физическая культура и спорт в России Теория: Физическая культура как составная часть общей культуры – одно из важнейших средств воспитания. Задачи физического воспитания. Укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие людей, культивирование здорового образа жизни. Раздел 2. Исторический обзор развития шахмат Теория: Шахматы в культуре стран Арабского Халифата. Проникновение шахмат в Европу (в конце XV века в Европе появляются шахматные трактаты, основанные на реформированных правилах). Реформа шахмат (вторая половина XIX столетия считается завершающим этапом реформы шахмат). Шахматные трактаты. Испанские и итальянские шахматисты XVI-XVIIвв. (о руководствах испанца Рюк Лопеса и итальянца Джулио Полерно). Калабрииц Греко (особое место среди представителей ранней итальянской школы принадлежит Джоакино Греко). Ранняя итальянская школа. Шахматы как придворная игра. Раздел 3. Дебют Теория: Три главных правила дебюта. Разбор партий, в которых не соблюдались правила дебюта. Принципы разыгрывания дебюта. Ошибки в дебюте. Классификация дебютов. Значение флангов в дебюте. Захват центра с флангов. Подрыв центра. Атака на короля в дебюте. Гамбиты. Стратегические идеи гамбита Эванса, венской партии, королевского гамбита. Практика: Тренировочные партии. Анализ и разбор партий миниатюр. Дидактические игры и задания: «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Взятие». Раздел 4. Миттельшпиль Теория: Сравнительная ценность фигур. Материальное и позиционное преимущество. Операции, основанные на превосходстве в количестве ударов, направленных на поле, с которого дается мат. Одновременное нападение на несколько объектов. Освобождение поля или линии. Завлечение. Отвлечение. Связка, развязывание, уничтожение связки. Перекрытие линии, привлечение фигуры. Комбинация с мотивом «спертого мата», использование слабости последней горизонтали. Недостаточная защищенность последней и предпоследней горизонтали. Разрушение пешечного прикрытия короля. Операции на возможность пата. Центр, централизация. Открытые и полуоткрытые линии. Тяжелые фигуры на открытых и полуоткрытых линиях. Практика: Решение задач. Разбор и анализ партий. Проведение турнира. Конкурс решения задач. Разбор партий известных шахматистов и юных. Дидактические игры и задания: «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Игра на уничтожение», «Ограничение подвижности». Раздел 5. Эндшпиль Теория: Повторение пройденного. Пешечные окончания с 12 пешками. Превращение пешек. Цугцванг. Мат в 2 хода, основанный на цугцванге. Мат одинокому королю ладьей и королем. Король и пешка против короля. Отдаленная проходная пешка. Защищенная проходная пешка. Пешечный прорыв. Пешечные окончания. Король и ферзь против короля и пешки. Слон против пешки. Конь против пешки. Король, конь и пешка против короля. Король, слон и пешка против короля. Практика: Разыгрывание тренировочных позиций в паре. Решение пешечных окончаний. Конкурс решения задач и пешечных окончаний. Дидактические игры и задания: «Один в поле воин», «Сделай ничью», «На крайнюю линию», «Кратчайший путь». Раздел 6. Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций Практика: Участие в турнирах внутри группы, городских квалификационных турнирах, выступление в составе команды за сборную школы в районных, городских соревнованиях. Анализ сыгранных партий и типовых ошибок. Раздел 7. Сеансы одновременной игры Практика: Сеансы одновременной игры (в том числе тематические) с последующим анализом типичных ошибок. Раздел 8. Конкурсы решений задач, этюдов и нахождения комбинаций Практика. Решение задач, этюдов, комбинаций по теме освоения программного материала. Примечание. Количество учебных часов разделов «Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций», «Сеансы одновременной игры», «Конкурсы решений задач, этюдов и нахождения комбинаций» распределяется педагогом по необходимости в течение всего учебного года, как отдельными занятиями, так и в составе занятий по освоению других разделов программы. 1.8. Содержание общеразвивающей программы учебно-тематический план 3 года обучения № п/п Название раздела, темы 1. Кол-во часов Формы аттестации/ контроля Всего Теория Практика Раздел «Физическая культура и спорт в России» Раздел «Шахматный кодекс и первоначальные понятия» 1 1 - Тестирование Опрос 8 5 3 2 2 - 4. Раздел «Исторический обзор развития шахмат» Раздел «Дебют» Тестирование/Опрос Упражнения Турнир Тестирование Опрос 18 16 2 5. Раздел «Миттельшпиль» 23 17 6 6. Раздел «Эндшпиль» 44 23 21 7. 66 Раздел «Квалификационные турниры». Анализ партий и типовых позиций 5 Раздел «Сеансы одновременной игры» 13 Раздел «Конкурсы решений задач, этюдов и нахождения комбинаций» - 66 - 5 Сеансы одновременной игры - 13 Упражнения Разыгрывание Итого: 74 106 2. 3. 8. 9. 180 Тестирование/Опрос Упражнения Турнир Тестирование/Опрос Упражнения Турнир Тестирование/Опрос Упражнения Турнир Турниры Содержание учебно-тематического плана 3 года обучения Раздел 1. Физическая культура и спорт в России Теория: Важнейшие постановления правительства по вопросам развития физической культуры и спорта в стране и роста достижений спортсменов – соотечественников. Раздел 2. Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований Теория: Судейство соревнований. Воспитательная роль судьи. Виды соревнований: личные, командные, лично-командные, официальные, товарищеские, коммерческие. Раздел 3. Исторический обзор развития шахмат Теория: Мастера ХVIII века. Филипп Стамма. Алгебраическая нотация. Андре Франсуа Филидор и его теория. Моденское трио. Раздел 4. Дебют Теория: План дебюта. Оценка позиции в дебюте. Связь дебюта с миттельшпилем. Стратегические идеи защиты двух коней, дебюта четырех коней, защиты Филидора, шотландской партии, шотландского гамбита. Практика: Анализ и разбор партий миниатюр. Оценка позиции в дебюте. Разыгрывание тематических партий в паре. Раздел 5. Миттельшпиль Теория: Комбинации на совокупность элементарных тактических идей. Сложные комбинации на сочетание идей. Форпост. Вторжение на вторую (седьмую) горизонталь (обжорный ряд). Практика: Решение сложных комбинаций на сочетание идей (двойной удар, связка, отвлечение, завлечение, открытое нападение, открытый шах, двойной шах). Решение позиций на тему форпост. Разыгрывание позиций с вторжением на «обжорный ряд» в паре. Раздел 6. Эндшпиль Теория: Основные идеи и технические приемы в пешечных окончаниях. Конь с пешкой против двух и более пешек. Конь против пешек. Слон с пешкой против двух и более пешек. Слон против пешек. Ладейные окончания. Ладья против пешек. Ладья с пешкой против ладьи. Практика: Разыгрывание тренировочных позиций в паре. Решение пешечных окончаний. Решение ладейных окончаний. Решение позиций: слон против пешек, конь против пешек, ладья против пешек. Конкурс решения задач, пешечных и ладейных окончаний. Раздел 7. Основы методики тренировки шахматиста Теория: Понятие об обучении и тренировке. Обучение и тренировка как единый педагогический процесс. Дидактические принципы в педагогике в процессе обучения и тренировки. Раздел 8. Спортивный режим и физическая подготовка шахматиста Теория: Понятие о гигиене. Краткая характеристика гигиены физических упражнений и спорта. Гигиена умственного труда. Личная гигиена шахматиста. Раздел 9. Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций Практика: Участие в турнирах внутри группы, городских квалификационных турнирах, выступление в составе команды за сборную школы в районных, городских соревнованиях. Анализ сыгранных партий и типовых ошибок. Раздел 10. Сеансы одновременной игры Практика. Сеансы одновременной игры (в том числе тематические) с последующим анализом типичных ошибок. Раздел 11. Конкурсы решений задач, этюдов и нахождения комбинаций Практика: Решение задач, этюдов, комбинаций по теме освоения программного материала. Примечание. Количество учебных часов разделов «Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций», «Сеансы одновременной игры», «Конкурсы решений задач, этюдов и нахождения комбинаций» распределяется педагогом по необходимости в течение всего учебного года, как отдельными занятиями, так и в составе занятий по освоению других разделов программы. 2. Планируемые результаты программы Предметные: - Овладение обучающимися основными техническими и тактическими элементами игры в шахматы; - Овладение обучающимися теоретическими знаниями игры в шахматы; - Умение находить на основе освоенных знаний дополнительную информацию в области физкультуры и спорта; - Умение находить ошибки в своей учебной деятельности и способы их исправлений; - Умение проявлять интерес к изучению новых, неосвоенных элементов учебной деятельности. Метапредметные: - Умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения цели; - Умение анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда; - Умение самостоятельно оценивать свое физическое развитие и стремиться к достижению поставленных целей и развитию физических качеств. Личностные: - Умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие, работоспособность, чувство собственного достоинства и упорство в достижении поставленных целей; - Умение проявлять интерес к физкультуре и спорту; - Умение управлять эмоциями, доброжелательно относиться к сверстникам, делиться полученным опытом и знаниями, помогать исправлять ошибки; - Умение общаться со своими сверстниками на основе принципов взаимоуважения, взаимопомощи. Предметные результаты по окончании первого года обучения: 1.Знать основы шахматного кодекса, уметь записывать партию. 2.Знать историю вопроса о происхождении шахмат и распространении их на Востоке. 3.Показать знания простейших дебютных принципов, стратегических идей итальянской партии. 4.Уметь определять названия и идеи основных тактических приемов. Владеть простейшими принципами реализации материального преимущества, разыгрывания середины партии. 5.Уметь ставить мат одинокому королю: ферзем, ладьей, двумя слонами. Знать правило квадрата. 6.Участвовать в трех турнирах начинающих, первенстве группы. 7.Сдать зачет по общефизической подготовке в соответствии с программой общеобразовательной школы своей возрастной группы. по окончании второго года обучения: 1.Знать основы шахматного кодекса, уметь записывать партию краткой и полной нотацией, определять цвет полей шахматной доски по названным координатам «вслепую». 2.Знать историю вопроса проникновения шахмат в Европу. 3.Владеть основными принципами разыгрывания дебюта. Показать знание стратегических идей гамбита Эванса. 4.Показать умение осуществлять простые шахматные приемы (комбинации) в пределах 2-3-х ходов. 5.Владеть основами пешечного эндшпиля, понятиями «оппозиция», «цуг-цванг». Владеть приемом «лестница» в эндшпиле «ферзь против пешек». 6.Сдать зачет по общефизической подготовке в соответствии с программой общеобразовательной школы своей возрастной группы. по окончании третьего года обучения: 1.Знать задачи физического воспитания в России. 2.Знать основные положения шахматного кодекса, понимать значение спортивных соревнований. 3.Рассказать о реформе шахмат, об испанских и итальянских шахматах XVI-XVII веков. 4.Владеть основными принципами разыгрывания дебюта. Показать знание стратегических идей венской партии, королевского гамбита. 5.Показать умение осуществлять простые шахматные приемы (комбинации) в пределах 2-4-х ходов, составлять простейший план игры, давая оценку позиции. 6.Владеть основами пешечного эндшпиля. Знать окончания «легкая фигура против пешки». 7.Влияние занятий физическими упражнениями на нервную систему. 8.Участие в соревнованиях III разряда. 9.Сдать зачет по общефизической подготовке в соответствии с программой общеобразовательной школы своей возрастной группы. 3. Система контроля и зачётные требования Важнейшей функцией управления тренировочного и воспитательного процессов является контроль. Он осуществляется путем оценки усвоения программного материала по предметным областям: теории и методики физической культуры и спорта, общей и специальной физической подготовке, избранному виду спорта, специальным навыкам материала и выполнения контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке (ОФП, СФП). Промежуточная аттестация (переводные экзамены) для всех групп проводится по графику. На основании результатов проведенных экзаменов проводится предварительное комплектование групп на следующий учебный год. Для перевода на следующий год обучения спортсмену необходимо сдать определенное количество контрольных тестов, указанных в п. 4 «Система контроля и зачетные требования». Освоение программы, в том числе отдельных разделов, согласно учебному плану тренировочной нагрузки, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким разделам программы или не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим разделу учебного плана, не более двух раз в сроки, определяемые учреждением осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося. 3.1. Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы. Продолжительность учебных занятий 36 недель. Учебный процесс организуется по учебным четвертям, разделенным каникулами. В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме 30 дней. Конкретные даты начала и окончания учебных четвертей, каникул ежегодно устанавливаются годовым календарным учебным графиком, утверждаемым приказом директора учреждения. Материально-техническое обеспечение: Шахматный клуб «Юность», в котором проводится учебные занятия проветриваемое и хорошо освещенное. Столы и стулья соответствуют возрасту обучающихся. Предоставляются необходимые для занятий материальнотехнические средства и инструменты, а также дидактические и методические материалы - видеофильмы, наглядные пособия, презентации. Материально-технические средства и инструменты: - шахматные доски с набором шахматных фигур (из расчета 1 доска с фигурами на двоих учащихся) - демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур 1 штука - шахматные часы (из расчета 1 комплект на двоих учащихся) шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной нотации - мешочек, сшитый из любой ткани для игры «Волшебный мешочек» Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих: № Наименование оборудования, Единица Количество п/п спортивного инвентаря измерения изделий 1 Шахматный клуб, подготовленный к Штук 1 учебному процессу в соответствие с требованиями и нормами САНПиНа 2 комплекты шахмат Штук 20 3 шахматные часы Штук 20 4 Штук 2 5 демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур стол для руководителя Штук 1 6 столы и стулья для учащихся штук Штук 40 7 дидактический материал Штук 20 Информационное обеспечение: - Фотоматериалы; - Видеоматерьялы; - Обучающие фильмы. Кадровое обеспечение: Программу может реализовать педагог дополнительного образования со средним или высшим педагогическим образованием. Нелюбин Евгений Викторович, тренер-преподаватель по шахматам. Образование: высшее – ФГБОУВПО «Уральский Государственный Педагогический Университет» г.Екатеринбург. Первая квалификационная категория. Стаж педагогической работы 19 лет. Методические материалы № п/п Раздел, Тема 1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности Физическая культура и спорт в России. 2 Обеспечение программы методическими видами продукции (разработка игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, Разработка беседы Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д. Разработка беседы Беседа Учебник «Уроки шахмат» Рекомендации по системе физического воспитания и спорта Беседа, викторина Учебник «Уроки шахмат» Беседа по технике безопасности Дидактический и лекционный материал, методики по исследовательской работе, тематика опытной или исследовательской работы и т.д. Журнал «Шахматная неделя» 3 Развитие шахматного спорта Описание игры, видеозапись 4 Чемпионы мира по шахматам Разработка беседы, викторины 5 Влияние интеллектуальных упражнений на развития памяти человека Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Функциональная диагностика Спортивный инвентарь и уход за ним Правила игры в шахматы Разработка беседы Требования к проведению занятий «Совершенствование шахматиста» Рохлин Я.Г. Разработка беседы «Гигиенические основы занятий». Функциональные пробы Разработка беседы Умение оказывать первую помощь, навыки самоконтроля Учебник «Анатомия», «Первая медицинская помощь» (методичка), «Спортивная медицина» Соблюдение правил ухода за спортинвентарём Показ, объяснение, права и обязанности спортсменов Беседа Журавлев Н.И. «Шаг за шагом» 6 7 8 Разработка таблицы, беседы 9 Психологическая подготовка Тесты 10 Общая физическая подготовка Разработка беседы по развитию физических качеств. Беседа 11 Сценарии праздников. Разработка сценария. Праздничная викторина Плакаты с цитатами великих шахматистов о шахматах. Официальный свод правил ФИДЕ «Психология спорта» Ильин Е.П. Комплексная программа по развитию двигательных способностей «Незнайка в стране шахмат» «В шахматы мы 12 Техникотактическая подготовка 13 Материалы для беседы с детьми по профилактике ПАВ Итоговое Занятие 14 Разработка тактических схем, Позиций Разработка сценария Теоретический тест 15 Соревнования Тактические схемы 16 Контрольные испытания Теоретический тест Требования по Выполнению Объяснение, беседа Техника безопасности. Требования по Выполнению Психологическая, тактическая подготовка, разбор ошибок Техника безопасности. Требования по Выполнению держим путь» «Путешествие в шахматное королевство» Лисицин Г.М. «Стратегия и тактика шахмат» Диспут «Я за спорт, за здоровый образ жизни» Контрольно – переводные Нормативы Стратегия и тактика проведения матча Контрольно переводные нормативы, контрольная игра 3.2 Календарный график Год обучения 1 и 2 год Дата начала обучения сентябрь Дата окончания обучения Май 3 год сентябрь Май Количество учебных недель 36 Количество учебных дней 36 108 72 Количество Режим занятий учебных часов 144 2 занятия по 2 часа в неделю 216 3 занятия по 2 часа в неделю 3.3. Календарно – тематический план на год обучения Будет составлен после утверждения учебного расписания № п/ 1 2 3 Месяц Число Время План Факт проведен ия Фор ма заня тия Количество часов Тео рия Практи ка Тема занятия Место провед ения Форма контроля и аттестации При меча ние 3.4. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Контроль и оценка качества подготовки обучающихся проводятся в ходе текущей аттестации, входящей диагностики, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Формы аттестации – тестирование, участие в турнирах. В конце каждого пройденного материала проводится тестирования в виде решения шахматных задач по пройденным темам. В ходе реализации каждого пройденного материала проводится по 3 тренировочных турнира, где учащиеся показывают уровень практического освоения изученного материала. Оценка качества освоения программы осуществляется с помощью: - педагогических наблюдений; - тестирования; - участия в соревнованиях. Критерии оценки образовательных результатов: Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Обучающийся плохо ориентируется в терминологии, не знает основные типовые позиции и стратегические идеи в шахматных окончаниях Обучающийся знает изученный материал более чем на 50%, но требуется постоянный контроль педагога Обучающийся знает изученный материал. Может дать полный ответ, демонстрирует глубокое владение материалом Практические Не может умения и навыки выполнить задания без помощи педагога. Требуются постоянные пояснения и подсказки педагога Может выполнить задания при помощи педагога. Нуждается в напоминании последовательности работы, но способен после объяснения к самостоятельным действиям Самостоятельно выполняет задания без помощи педагога Теоретические знания 4.Список литературы 1. Авербах Ю. - Шахматные окончания. - М.: Физкультура и спорт, 1983 – 203 с. 2. Авербах Ю., Котов А., Тайманов М. - Шахматная академия / 24 лекции. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003 – 239 с. 3. Голенищев В.Е - Программа подготовки шахматистов IV и III разрядов. - М.: Советская Россия, 1979. -112 с. 4. Голенищев В.Е - Подготовка юных шахматистов II разряда. Программа. - М.: Советская Россия, 1982. -112 с. 5. Голенищев В.Е - Подготовка юных шахматистов I разряда. Программа. - М.: Советская Россия, 1980. -112 с. 6. Калиниченко Н.М. - Энциклопедия шахматных комбинаций. – М.: Физкультура и спорт, 2003. 7. Калиниченко Н.М. - Энциклопедия шахматных окончаний. – М.: Физкультура и спорт, 2003. 8. Прудникова Е. А., Волкова Е.И., Шахматы в школе. Первый год обучения. Методическое пособие. – Москва: Просвещение, - 2017. – 87 с. 9. Прудникова Е. А., Волкова Е.И., Шахматы в школе. Второй год обучения. Методическое пособие. – Москва: Просвещение, - 2017. – 80 с. 10. Прудникова Е.А, Волкова Е.И. - Шахматы в школе. Методические рекомендации. Третий год обучения. – М.: Просвещение, - 93 с. 11. Прудникова Е.А, Волкова Е.И. - Шахматы в школе. Методические рекомендации. Четвёртый год обучения. – М.: Просвещение, - 96 с. 12. Славин И.И. - Учебник-задачник шахмат. – Архангельск: Правда Севера, 2000. - 284 с. 13. Шааб А.А. - Развитие личности детей средствами дополнительного образования: шахматы. Учебно-методическое пособие – Новокузнецк: Кузбасская государственная педагогическая академия, 2004 г. – 125 с. 14. Эйве М. - Стратегия и тактика / Курс шахматных лекций. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 320 с. Литература для учащихся и родителей 1. Авербах Ю., Котов А., Юдович М. - Шахматная школа. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 352 с. 2. Весела И., Веселы И. - Шахматный букварь, - М., 1994. – 133 с. 3. Волчок А.С. - Уроки шахматной тактики, - Николаев: Атолл, 2003. – 168 с. 4. Зак В.Г - Пути совершенствования. – Москва: Физкультура и спорт, 1988. – 280 с. 5. Карпов А.Е., Гик Е.Я. - Шахматный калейдоскоп. - М.: Наука, 1981. - 208 с. 6. Костров В.В. Белявский Б. - Как играть шахматные окончания. Тест-партии. Кн.1, 2. - СПб.: Литера, 2003. 7. Костров В.В., Давлетов Д.В. - Шахматы для детей и родителей. - СПб, 2001. 8. Костров В.В. - Шахматная рабочая тетрадь, - СПб.: Литера, 2002. - 32 с. 9. Костров В.В., Рожков П.П. - 1000 шахматных задач : 1 год : решебник - СанктПетербург : Литера, 2003. - 96 с. 10. Костров В.В., Рожков П.П. - 1000 шахматных задач : 2 год : решебник - СанктПетербург : Литера, 2011. - 96 с. 11. Костров В.В., Яковлев Н. - Эта книга повысит класс игры в шахматы (для шахматистов 2-3 разряда). – СПб.: Книжный мир, 2002. 12. Подгаец О.А. - Прогулки по белым и черным полям. - Ростов на Дону: Феникс, 2006. – 189 с. 13. Пожарский В.А. – Школа шахмат. - Ростов на Дону: Феникс, 2007. - 250 с. 14. Сухин И.Г. - 1000 самых знаменитых комбинаций. - М.: Астрель, 2001. – 526 с. 15. Сухин И.Г. - Полный курс для детей – Шахматы. Большой самоучитель для детей. – М.: АСТ, 2017. – 160 с. 16. Шмагин Ю.П. - Страницы летописи шахмат на Урале. – Екатеринбург: ПАКРУС, 2006. – 301 с..