Рабочая программа курса по обществознанию «Мир. Общество. Человек» Класс: 11 Составители: Гарбуз Елена Григорьевна Нефёдова Галина Васильевна Количество часов по учебному плану - 17 п. Восточный 2021 Пояснительная записка Актуальность программы определяется тем, что при гуманитарном подходе к образованию признаётся не набор информации, усвоенной обуучающимися на репродуктивном уровне, а его «знание о незнании». Безусловный приоритет над знанием отдаётся пониманию (прежде всего пониманию того, «что и зачем ты делаешь»), связи понимаемого с собственным личным опытом. Курс выстроен как система интеллектуальных задач, направленных на формирование способности у старшеклассников понимания современных явлений, событий, процессов. Курс практико – ориентированный: 17часов теории, 17 часов практических занятий. Цели курса: - выявление принципиального подхода к пониманию глобальных проблем человечества, способов и перспектив их решения; - формирование мышления, осмысленной коммуникации, коллективной мыследеятельности. Задачи курса: - освоение учащимися ряда базовых умений (речевых, логических, рефлексивных, психотехнических, коммуникативных) и типов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой); - введение учащихся в мир этической культуры (духовных ценностей, проблем и традиций), в мир искусства; - формирование у обучающихся понимания полученной информации в соответствии с собственным личным опытом, выработка способности самостоятельно ориентироваться в окружающем мире. Контроль качества обучения предусматривает как репродуктивную проверку усвоения информации (основных терминов, понятий, фактов) в виде тестовых заданий, так и проверку сформированности исследовательских и коммуникативных умений. Для этой цели используются рефераты, самостоятельные исследования, доклады. Требования к уровню подготовки обучающихся Учащиеся должны знать/понимать: - сущность принципиальных подходов изучения глобальных проблем человечества, выявлять способы и перспективы их решения; - полученную информацию в соответствии с собственным личным опытом Уметь: -вырабатывать способность самостоятельно ориентироваться в окружающем мире. - алгоритм осмысленной коммуникации, коллективной мыследеятельности; - уметь применять полученные знания и навыки на практике; -выдвигать гипотезы и аргументировать их; -находить объяснения рассматриваемым явлениям и событиям Содержание курса «Мир. Общество. Человек». 11 класс (17 часов) Международный терроризм (3 часа) Международная террористическая деятельность в 20-21 веке. Современные террористические организации. Борьба с международным терроризмом. Глобализация и поддержание мира и стабильности (3 часа) Взаимодействие между народами разных цивилизаций. Движение антиглобалистов. Проблема сохранения культурного многообразия. Поиск координированных усилий (сотрудничество в космосе и т.п.). Попытки выработки цивилизационных универсалий (2 часа) «Право сильных» объявлять свои ценности общечеловеческими. «Право слабых» воспринимать и адаптировать эти ценности. Нарастание цивилизационных кризисов (2 часа) Экологические кризисы. Геополитический кризис (США как супердержава и строительство новой Европы). Кризисная ситуация как система «вызовов» и типы ответов на неё (4 часа) 2 Активизация национального и религиозного факторов, движение «анти». «Принуждение к миру» (США). Ориентация на собственные силы (Китай). Российский ответ (традиции, государственность, коллективизм). Взаимодействие цивилизаций и направления скоординированных усилий человечества (2 часа) Концепция устойчивого развития. Россия и переход к устойчивому развитию мирового сообщества. Главные загадки и тайны 3 тысячелетия (1 час) Повторение и обобщение материала курса. Календарно - тематическое планирование элективного курса « Мир. Общество. Человек», 11 класс. Содержание учебного плана Количество часов Теория Практикум Дата дата 2 1 Международный терроризм Глобализация и поддержание мира и стабильности 2 1 Попытки выработки цивилизационных универсалий 1 1 Нарастание цивилизационных кризисов 2 Кризисная ситуация как система «вызовов» и типы ответов на неё 2 2 Взаимодействие цивилизаций и скоординированных усилий человечества 1 1 направления Главные загадки и тайны 3 тысячелетия Итого: 1 Круглый стол 10 часов 7 часов Учебно – методическое обеспечение курса 1.Обществознание: глобальный мир в 21 веке:10-11 классы: кн. для учителя\ Л.В. Поляков, В.В. Фёдоров, К.В. Симонов\; под ред. Л.В. Полякова.- М., 2007. 2. Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России\ В.Ю. Сурков. – М., 2006. 3. Волошина О.И., Логунов А.П., Шатилов А.Б., Юдельсон А.В. Программа элективного курса «Мир. Общество. Человек». – М., 2007. Информационное обеспечение Медиа – ресурсы: -«Обществознание. Практикум». – М., 2009. Интернет – ресурсы: -www.c-mentor.ru/cm_games_social.shtml - http://danur-w.narod.ru/ 3