Рабочая программа элективного курса. География .Государство на карте мира

Рабочая программа
элективного курса
«География. Государства на карте мира»

Класс:

10
Составитель: Нефедова Галина Васильевна

Количество часов по учебному плану – 17

п. Восточный,
2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса «География. Государства на карте мира» предназначена для
обучающихся
10
класса.
Рабочая
программа
курса
составлена
в
соответствии
с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Основные цели курса:
- познакомить обучающихся с современной политической картой мира и этапами ее формирования, с
качественными и количественными сдвигами на ней, с главными объектами политической карты –
государствами;
- выяснить, что относится к государственной территории и какими бывают государственные
границы;
- сформировать представление о типах стран современного мира и основных международных
организациях;
- познакомить обучающихся с формами государственного правления и государственного устройства
стран;
- вызвать интерес к странам мира, культурному наследию через знакомство с культурными и
природными достопримечательностями;
- познакомиться с Программой ЮНЕСКО по охране Объектов Всемирного Наследия.
Данный курс актуален, так как дает возможность обучающимся получить углубленные знания
по экономической и социальной географии.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: текстовыми
(учебник, дополнительная литература); картографическими (физическими, политическими картами);
схемами, таблицами, диаграммами, рисунками. Содержание каждой темы включает в себя
практическую (индивидуальную или коллективную) работу учащихся. При организации занятий
целесообразно создать ситуацию, в которой ученик мог выполнить индивидуальную работу и
принять участие в работе группы.
Место курса в учебном плане
В учебном плане МБОУ СОШ №1 п. Восточный на освоение программы элективного курса
«География. Государства на карте мира» отводится 17 часов, из расчёта 1 час в неделю в I
полугодии.
Промежуточная итоговая аттестация проводится на завершающем уроке в форме мини-проекта
«Мечта туриста».
Планируемые результаты освоения элективного курса
«География. Государства на карте мира»
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое
и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед
Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта
участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,

его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности
вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно- оценочной
и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и
по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,

коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты
- формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о
географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения
современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны
окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы
географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро
изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и
неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее
географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности
людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для
определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в
том числе ее экологических параметров;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как
одного из языков международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической
информации;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в
повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания
уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания,
соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и
развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и
навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Обучащиеся научатся:
- понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;
- определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов,
явлений; составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие
географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные
взаимодействия;
- сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления
закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;
- сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
- выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических
процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;
раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов; выделять и
объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; выявлять и объяснять
географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;
- описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;
- решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни
человека;
- оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах
мира;
- объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их
частей;
- характеризовать географию рынка труда;
- рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения
стран, регионов
- анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных
стран и регионов мира;
- характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
- приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;

- определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя
показатель внутреннего валового продукта;
- оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников
информации в современных условиях функционирования экономики;
- оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
- объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового
хозяйства.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между
собой, делать выводы на основе сравнения;
- переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения
географических карт, работы с графиками и диаграммами;
- составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки
отдельных стран и регионов мира;
- делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их
компонентов;
- выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
- давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в
географической оболочке;
- понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на
безопасность окружающей среды;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных
географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
- раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
- прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных
отношений;
- оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты
мира;
- оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими
процессами, происходящими в мире;
- оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
- оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
- анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
- анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;
- понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной
территорией и исключительной экономической зоной России;
- давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем
человечества.
В результате изучения курса обучающиеся должны
- иметь представление:
 о различных видах достопримечательностей;
 о международных экономических группировках;
 о профессии гидов, экскурсоводов и других специальностях данной области;
 об уровне жизни в различных государствах;
 о традициях и обычаях населения стран мира;
 о ценностях культуры данной страны.
- знать:
 этапы формирования и особенности развития политической карты мира;
 структуру политической карты мира;
 структуру суверенного государства;
 основные политические характеристики государства;
 формы экономических отношений;
 страны и столицы;







флаги стран;
виды достопримечательностей;
основные международные организации;
туристические макрорегионы мира;
примеры достопримечательностей под эгидой ЮНЕСКО.

- уметь:
 работать с различными источниками информации;
 использовать карты, таблицы, атласы, дополнительную литературу для изучения мировой
географии;
 владеть приемами статистического анализа и географического исследования;
 работать на контурных картах, наносить данные и давать характеристику по этим данным
устно;
 оценивать рекреационные ресурсы различных стран мира;
 разбираться в вопросах определения достопримечательностей;
 ориентироваться по карте;
 свободно рассказывать о достопримечательностях мира.
- иметь опыт:
 сотрудничества, взаимопомощи;
 самостоятельного выбора будущей профессии;
 общения в процессе учебной деятельности.
Содержание программы
Введение в политическую географию (1ч)
Предмет и место политической географии в системе политических и географических наук.
Уровни изучения политической географии. Политическая карта – государство – регион. Задачи и
методы политической географии. История политической географии и политической картографии.
Тема 1. Формирование и развитие политической карты мира (1 ч )
Изменения на политической карте мира: качественные и количественные. Формирование и
развитие политической карты мира как объекта научного исследования. Этапы формирования
политической карты мира. Древний этап. Древнейшие государства. Египет, Месопотамия – Шумер Ассирия – Вавилония - Персия, Индия, Китай, Греция, Рим. Империя А. Македонского и Римская
империя. Средневековый этап. Феодализм. Изменения на политической карте Европы. Начало эпохи
Великих географических открытий. Новый этап. Великие географические открытия. Колониализм.
Колониальные империи. Новейший этап. Первая мировая война. Вторая мировая война. Интеграция.
Падение коммунизма. Распад СССР.
Практические работы:
1. Работа с картами, статистическим материалом. Выведение основных качественных и
количественных изменений. Определение основных факторов, повлиявших на изменение
политической карты мира в XX-XXI веках.
Тема 2. Структура политической карты мира (2 ч)
Типология государств мира по физико-географическим показателям. Типология стран мира по
территории и численности населения. Лидеры и аутсайдеры. Типология стран мира по физическим
принципам: по структуре суши, по выходу к морю, по рельефу, климату, почвам и т.д. «Большая
восьмерка».
Типология стран и территорий по уровню экономического развития и наличия
суверенитета. Развитые и развивающиеся страны. Колонии и колониальные империи.
Несамоуправляющиеся территории. Европа: Гибралтар, Фарерские острова, Шпицберген и др.
Америка: Бермуды, Сен-Пьер и Микелон, Гвиана, Фолклендские острова. Океания.
Несамоуправляющиеся территории океанов. Спорные территории.
Практические работы:

1. Составление классификаций стран мира по разным признакам.
Тема 3. Структура суверенного государства (3 ч)
Понятие суверенитета и государства. Структурные элементы государства. Структура власти.
Исполнительная, законодательная и судебная власть. Конституция. Территория. Сопредельные
государства 1 и 2 порядка. Морские границы.
Столица. Макростолицы и микростолицы. Макростолицы: Лондон, Париж, Мадрид, Токио,
Пекин, Дели, Рим и др. Микростолицы: Вашингтон, Оттава, Канберра, Бразилиа и др.
Государственные символы: флаг, герб, гимн. Флаги мира. Основы политической геральдики.
Валюта как символ государства. Валюты мира. Другие символы государства: девиз, животное,
растение и т.д.
Практические работы:
1. Составление инфографики по выбору обучающихся «Символы на флагах мира (звёзды,
полосы, животные, растения)».
Тема 4. Основные политические характеристики государства (2 ч)
Основные политические характеристики государства. Форма правления. Монархическая
форма правления. Абсолютные монархии. Саудовская Аравия. Оман, Бруней, Кувейт.
Конституционные монархии. Монархии Европы. Республиканская форма правления. Президентские
и парламентские республики. США, Россия, Индия. Особенности республик мира.
Социалистические республики. Китай. Северная Корея. Куба.
Характеристики территориального устройства государств мира. Унитарное государство.
Принцип федерализма. Типы федеративного государства. Структура субъектов. Федерация. США,
Канада, Германия, Россия, Индия и др. Конфедерация. Швейцария.
Практические работы:
1.Экскурсия по карликовым государствам Европы (по выбору обучающихся).
Тема 5. Туристические макрорегионы мира. (1 ч)
География международного туризма, виды международного туризма: рекреационный,
экскурсионный, спортивный и др. Туристические макрорегионы мира: Европейский, Американский,
Азиатско-Тихоокеанский,
Средневосточный,
Африканский,
Южноазиатский.
Основные
туристические центры.
Практические работы:
1.Туристический маршрут по одной из стран мира (по выбору обучающихся).
Тема 6. Всемирное культурное и природное наследие. (6 ч)
Деятельность комитета ООН – ЮНЕСКО. Положение об охране Объектов Всемирного
Наследия. Положение о внесении Объектов в Список. Объекты природные, культурные, заповедные.
Охраняемые территории. Природные и культурные достопримечательности мира – Объекты
Всемирного Наследия по странам мира. Списки Объектов по странам мира. Выделение наиболее
интересных и привлекательных для туристов достопримечательностей.
Великое Наследие и достопримечательности Зарубежной Европы. Столицы Зарубежной
Европы. Экскурсия по достопримечательностям: Елисейские поля, Эйфелева башня, Марсово поле,
Сорбонна, Музей Тюссо, Букингемский дворец, Биг – Бэн, аукцион тюльпанов, Трептов – парк,
Собор Святого Петра, оперный театр Ла – Скала, Пизанская башня, Колизей, фонтан Треви, катание
по каналам Венеции, Дворец Дождя, долина Роз, ледяной отель в Кирунаваре, ветряные мельницы в
Нидерландах.
Великое Наследие и достопримечательности Зарубежной Азии и Австралии. Столицы
Зарубежной Азии. Экскурсия по достопримечательностям: мечети, палаточные города Кувейта,
оригинальные достопримечательности Омана, ОАЭ; Катманду – памятник культуры, Тадж – Махал,
Храм золотого Будды, Храм изумрудного Будды, парк Камней в Японии, гора Фудзияма, Замок
Химедзи, Портик, Китайская стена, Храм Неба, усыпальница первого императора, Айерс – Рок
(Улуру), оперный театр в Сиднее.
Америка с севера на юг. Экскурсия по достопримечательностям: Канада - памятник в память
терактам в США, Ниагарский водопад, телебашня «Си – Эн – Тауэр», индейские тотемы. США –

Статуя Свободы, мост «Золотые ворота», Долина Монументов, арка в Сент – Луисе, памятник на
горе Маунт – Рашмор. Мексика – пирамида Чичен – Ица, птица кецаль, мурали Диего Ривори.
Бразилия – водопад Игуасу, Храм Тернового Венца, Статуя Свободы. Эквадор – памятный знак,
посвященный экватору. Перу – пустыня Наска.
Великое Наследие и достопримечательности Африки. Встреча с прекрасным Марокко.
Знаменитые мечети. Вади Сахары – историческая справка. По памятным местам Давида
Ливингстона. Водопад Виктория. Пирамиды в Гизе. Танзания – национальный парк в Серенгети.
Деревня пигмеев. Алмазные рудники в ЮАР.
Объекты Всемирного Наследия в России: исторический центр Санкт – Петербурга и его
окрестности, Кижский погост, Кремль и Красная площадь в Москве, исторические памятники
Новгорода и его окрестностей, Соловецкие острова, белокаменные памятники Владимира и Суздаля,
Троице – Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде, церковь Вознесения в Коломенском, девственные
леса Карелии, озеро Байкал, вулканы Камчатки, исторический центр Ярославля и его окрестности.
Практические работы:
1.Составление инфографики «Объекты Всемирного Наследия в России».
Итоговое занятие (1ч)
Защита творческих проектов «Мечта туриста» (об одном из географических объектов по выбору
обучающихся)
Учебно-тематический план
№ Раздел

1
2

3

4
5

6
7
8

Всего В том числе
Формы контроля
часов Лекция Семинар Практическая
работа
Введение
1
1
Эвристическая беседа
Формирование
и 1
1
1
Участие
в
семинаре,
развитие политической
выполнение практической
карты мира
работы
Структура
2
1
1
1
Участие
в
семинаре,
политической
карты
выполнение практической
мира
работы
Структура суверенного 3
1
1
1
Выполнение практической
государства
работы
Основные
2
2
1
Выполнение практической
характеристики
работы
государства
Туристические
1
1
1
Выполнение практической
макрорегионы мира
работы
Всемирное природное 6
6
1
Выполнение практической
и культурное наследие
работы
Итоговое занятие
1
1
Защита проектов
ИТОГО
17
3
12
7
Критерии оценки мультимедийной презентации
СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ

Титульный слайд с заголовком
Минимальное количество – 10 слайдов
Использование дополнительных эффектов PowerPoint
(смена слайдов, звук, графики)
СОДЕРЖАНИЕ
Использование эффектов анимации
Вставка графиков и таблиц

Максимально
е количество
баллов
5
10
5

15
10

Оценка
группы

Оценка
учителя

Выводы, обоснованные с научной точки зрения,
основанные на данных
Грамотное создание и сохранение документов в папке
рабочих материалов
ОРГАНИЗАЦИЯ
Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно
изложены и структурированы
Слайды представлены в логической последовательности
Эстетичное оформление презентации
Слайды распечатаны в формате заметок.
ОБЩИЕ БАЛЛЫ
Окончательная оценка:

10
5

10
5
10
5
90

Критерии оценивания учебно-исследовательской и проектной работы учащихся 10 класса
Критерий
Кол-во
баллов
Критерий 1: Постановка цели проекта (максимум 1 балл)
Цель не сформулирована
0
Цель четко сформулирована и убедительно обоснована
1
Критерий 2: Планирование путей (задачи) достижения цели проекта (максимум 2 балла)
План (задачи) отсутствует
0
Представлен краткий план достижения цели проекта
1
Представлен развернутый план достижения цели проекта
2
Критерий 3: Глубина раскрытия темы проекта (максимум 2 балла)
Тема проекта не раскрыта
0
Тема проекта раскрыта поверхностно (все аспекты темы упомянуты, но раскрыты неглубоко)
1
Тема проекта раскрыта полностью и исчерпывающе
2
Критерий 4: Степень самостоятельности автора, творческий подход к работе в проектах (максимум 2 балла)
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора
0
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята
1
попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее
2
проекта
Критерий 5: Соответствие требованиям оформления письменной части (максимум 2 балла)
Письменная часть проекта отсутствует
0
В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура,
1
допущены ошибки в оформлении
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными
2
правилами
Критерий 6: Качество проведения презентации (максимум 2 балла)
Презентация не проведена
0
Выступление не соответствует требованиям проведения презентации
1
Выступление соответствует требованиям проведения презентации, оно не вышло за рамки
2
регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, презентация хорошо подготовлена,
автору удалось заинтересовать аудиторию
Критерий 7: Качество проектного продукта или печатного варианта исследовательской работы (максимум 2
балла)
Проектный продукт отсутствует
0
Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство
1
использования, соответствие заявленным целям)
Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании,
2
соответствует заявленным целям)
Максимальное количество баллов
13

Проектная работа оценивается как дифференцированный зачёт:
6 – 13 баллов – зачтено
5 и менее баллов – не зачтено, рекомендовано доработать проект

Календарно-тематическое планирование
17 ч. (1 ч/нед.)
№
п/п
1
2

3
4

5
6
7

8
9

10

11
12

13

14
15
16

17

Дата

Тема

Практические работы

Введение в политическую географию (1ч)
Введение в политическую географию
Тема 1. Формирование и развитие политической карты мира (1 ч)
Формирование и развитие
№1. Работа с картами, статистическим материалом.
политической карты мира
Выведение основных качественных и количественных
изменений. Определение основных факторов,
повлиявших на изменение политической карты мира в
XX-XXI веках.
Тема 2. Структура политической карты мира (2 ч)
Типология государств мира по
физико-географическим показателям
Типология стран и территорий по
№2. Составление классификаций стран мира по разным
уровню экономического развития и
признакам.
наличия суверенитета.
Тема 3. Структура суверенного государства (3 ч)
Понятие суверенитета и государства.
Столица. Макростолицы и
микростолицы
Государственные символы: флаг,
№3. Составление инфографики по выбору обучающихся
герб, гимн
«Символы на флагах мира (звёзды, полосы, животные,
растения)».
Тема 4. Основные политические характеристики государства (2 ч)
Основные политические
характеристики государства
Характеристики территориального
№4. Экскурсия по карликовым государствам Европы (по
устройства государств мира
выбору обучающихся).
Тема 5. Туристические макрорегионы мира. (1 ч)
География международного туризма №5. Туристический маршрут по одной из стран мира (по
выбору обучающихся)
Тема 6. Всемирное культурное и природное наследие (6 ч)
Деятельность комитета ООН –
ЮНЕСКО
Великое Наследие и
достопримечательности Зарубежной
Европы
Великое Наследие и
достопримечательности Зарубежной
Азии и Австралии
Америка с севера на юг
Великое Наследие и
достопримечательности Африки
Объекты Всемирного Наследия в
№6. Составление инфографики «Объекты Всемирного
России
Наследия в России».
Итоговое занятие (1ч)
Итоговое занятие
№7. Защита творческих проектов «Мечта туриста» (об
одном из географических объектов по выбору
обучающихся)

Литература для обучающихся:
1. Максаковский В.П. Экономическая
Учебник
для
общеобразовательной
2. Атлас для 10 класса. М.: Дрофа, 2020.

и социальная
школы.
-

география мира. 10
М.:
Просвещение,

класс:
2020.

Литература для учителя.
1.Максаковский
В.П.
экономическая
и
социальная
география
мира.
10
класс:
Учебник
для
общеобразовательной
школы.
–
М.:
Просвещение,
2009.
2.Максаковский В.П. Новое в мире: цифры и факты. Доп.главы к учеб. «Экономическая и социальная
география мира». 10 кл.: пособ.для учащихся общеобразовательных учреждений.-М.:Дрофа,2007.287.
3. География. 10-11 классы: уроки с использованием информационных технологий/авт.-сост
Н.В.Яковлева.-Волгоград:Учитель,2009.
4.География.9-11 классы: проектная деятельность учащихся/ авт.-сост.Н.В.Яковлева.- Волгоград:
Учитель, 2008.
5.Жижина Е.А.,Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии: 10 класс. – М.: ВАКО, 2007.
Электронные издания:
1.Мультимедийная обучающая программа: География 10 класс. Экономическая и социальная
география мира
2.География. 6-11 классы. Учебное электронное издание.
Интернет-ресурсы:
www.geo.1september.ru - для учителей "Я иду на урок Географии".
www.it-n-ru – сайт творческих учителей (презентации и методические разработки учителей)
www.prosv.ru – презентации и методические разработки учителей
www.openklass.ru - презентации к уроку
www.pedsovet.org - презентации к уроку
www.uroki.ru - материалы к урокам
www.proshkolu.ru- сайт творческих учителей (презентации и методические разработки учителей)
WWW.mirgeografii.ru – материалы к урокам географии, презентации


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».