Рабочая программа по предмету родной язык 10-11 класс

Рабочая программа
учебного предмета

Предмет: Родной язык
Класс: 10 -11

Составитель: Владимирова Нина Валерьевна

Количество часов по учебному плану - 68

п. Восточный,
2021

Пояснительная записка
к рабочей программе по родному (русскому) языку для 10-11 классов.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на
базовом уровне, что соответствует Основной образовательной программе школы.
В системе школьного образования учебный предмет «Родной язык» занимает особое место: он
является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания
действительности русская словесность обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих
способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует
навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, данная дисциплина неразрывно связана с
учебными предметами русский язык и литература. Изучение особенностей родного языка
необходимо каждому ученику. Тот, кто хочет быть личностью, должен научиться воспринимать
слово, письменное и устное. Больше всего учит этому художественная словесность, потому что
именно в ней слово предстаёт во всём его богатстве. Ученик, владеющий искусством вдумчивого,
аналитического чтения, сможет не только понимать текст, но и интерпретировать его, создавая свой.
Изучение родного (русского) языка на базовом уровне среднего общего образования
направлено на достижение следующих целей:
- формирование навыков практического использования родного (русского) языка как средства
общения;
- развитие общей культуры;
- формирование потребности саморазвития и самоопределения личности;
- воспитание гражданственности, человеческого достоинства и любви к отечеству;
- формирование нравственных ценностей личности;
- формирование уважения к своему и чужому слову (речи, тексту) как средству самовыражения и
самореализации в личностном и социальном аспектах;
- формирование способности воспринять чужую мысль, облеченную в слово, и в ответ создать свой
текст, в котором собственная мысль получает ситуативно необходимое композиционное и речевое
оформление;
- освоение определенных умений предметно – практической (нехудожественной речи), необходимых
в различных ситуациях общения, т.е. речи, прямо воздействующей на адресата и способствующей
взаимопониманию автора и адресата.
Требования к уровню подготовки обучающегося (выпускника):
В результате изучения родного (русского) языка на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать:
- виды речевой деятельности, виды речи и текста (устная – письменная, монолог – диалог),
взаимовлияние речи и речевой ситуации;
- логические основы текста (тема, основная мысль, тематическая цепочка, заголовок, план);
- общие законы человеческого мышления (индукция, дедукция, анализ, синтез, аналогия,
противопоставление, причина, следствие);
- смысловые модели (топы): определения, целое – части, свойства, сопоставление, причина –
следствие, пример – свидетельство, обстоятельства (место, время, образ действия);
- целевые установки автора текста: основная, коммуникативная цель (информировать, убедить,
развлечь), цель, обусловленная сферой общения, и дополнительная, зависящая от ситуации (утешить,
развеселить, предложить, подумать и т.д.);
-особенности работы при создании описательных, повествовательных текстов и текстов –
рассуждений на этапах изобретения, расположения, оформления, исполнения текста;
-психологические аспекты межличностного (непосредственного, контактного) общения: параметры
оценки собеседника, мотивы общения, ситуативное целеполагание;

-этикет говорящего и слушающего;
- понятие ситуативной обусловленности речевой деятельности.
- понятие риторической деятельности.
- понятие общения как интенсивного интеллектуального труда для говорящего и слушателя.
- понимание своих целей в конкретной ситуации общения в соотношении с пониманием этой
ситуации.
- понимание взаимовлияния ситуации общения и создаваемого текста.
- текст, смешанный по типу речи.
- соотнесение коммуникативной цели, типа речи и основной мысли.
- соотнесение в своей речевой практике коммуникативной (основной) цели, цели, обусловленной
сферой общения и предполагаемым адресатом, и конкретной ситуативной цели.
- целеполагание при восприятии чужой речи (текста).
- средства оформления текста, особенности композиции описательных, повествовательных текстов и
текстов-рассуждений.
- осмысление этикетной ситуации не как искусственной, навязанной, а как ситуации общения с
подчеркнутой бесконфликтностью.
- уважение к возможному несогласию со стороны собеседника.
- самоопределение и самовыражение в речи через выбор речевого жанра и речетворчество.
- речетворчество как самовыражение.
Уметь:
- анализировать ситуацию общения (речевую ситуацию) по ее составляющим;
- применять правила говорящего и слушающего в конкретной ситуации общения;
-формулировать и сохранять тему, основную мысль, применять приемы сохранения («удержания»)
темы и основной мысли в текстах различной коммуникативной направленности в зависимости от
коммуникативной цели;
- выбирать тип речи;
- осмысленно использовать смысловые модели (топы) в письменной и устной речи;
- практически владеть жанрами информационной речи (сжатое изложение, сочинение-описание,
сочинение-рассказ, деловое и личное письмо, инструкция, аннотация, заметка, репортаж,
объявление, заявление, устный ответ, устное высказывание на темы, не связанные с изученным
материалом, устные рассказы – описания, повествования, объяснения;
- практически владеть жанрами убеждающей речи (рецензия, отзыв, беседа на нравственную тему
как воодушевляющая речь, устная реплика в споре, доклад, анализ высказывания товарища, реклама,
наставление, отказ, просьба, призыв, похвала, представление);
- использовать риторические фигуры и тропы в зависимости от целей, выбранного типа речи и
жанра;
- соблюдать нормы словоупотребления, орфографические и грамматические нормы;
- владеть приемами эффективного изложения своей точки зрения (с учетом ситуации и целей
собеседника).
- владеть общими законами человеческого мышления (индукция, дедукция, анализ, синтез, аналогия,
противопоставление, причина, следствие) при создании любой речи (текста);
- владеть основными способами выражения мысли – смысловыми моделями (топами);
- выстраивать риторическую деятельность по созданию текста в соответствии с риторическим
каноном (изобретение – расположение - оформление – исполнение - анализ);
- владеть типами речи (описание, повествование, рассуждение) как способом интерпретации и
обобщения информации, на основе которой строится текст.
Обязательный минимум содержания образовательной программы
Общие сведения о родном языке
Родной язык – язык внутринационального общения. Родной язык – первоэлемент родной культуры.
Родной язык в современном обществе. Богатство, красота, выразительность родного языка.

Художественный текст в изучении родного языка. Родной язык в кругу других языков. Родной язык
и языковые контакты.
Общение. Компоненты речевой ситуации (ситуации общения, в т. ч. этикетной ситуации). Цели
(коммуникативная, зависящая от сферы общения, и ситуативно обусловленная) общения, цели
говорящего и цели слушающего. Речь, виды речевой деятельности, формы речи (устная-письменная,
монолог-диалог), тип речи (повествование, описание, рассуждение – объяснение, рассуждение –
доказательство). Общение эффективное и бесконфликтное. Узкое и широкое понимание диалога: как
вида текста (речи) в определенных речевых жанрах и как превращенной формы общения между
поколениями и культурами.
Ситуативно – уместный текст: его цельность и связность, логические основы (тема, основная мысль,
тематическая цепочка, цепочка «нового»), приемы удержания темы и основной мысли. Текст как
речевое событие.
Смысловые модели (топы) как способы развития содержания текста.
Предъявление в тексте адресности и авторской позиции.
Информационная речь как реализация коммуникативной цели – информировать (описать,
повествовать, объяснить) об основной мысли, не вызывающей споров. Замысел, подготовка,
исполнение информационной речи, ее композиция, жанры, средства выразительности и
эмоциональной убедительности. Убеждающая речь как реализация коммуникативной цели –
убедить (доказать) некий спорный основной тезис. Замысел, подготовка, исполнение, композиция
жанры, средства выразительности, логической и эмоциональной убедительности.
Риторические фигуры и тропы. Соблюдение норм словоупотребления.
Создание, исполнение и восприятие коммуникативно эффективного (ситуативно уместного) текста.
Совершенствование текста. Текст как цель и как средство общения.
Образцовый в риторическом отношении текст. Методики риторического анализа текста.
Риторическая деятельность в общении в соответствии с риторическим каноном: изобрести,
расположить, оформить, исполнить, проанализировать.
Речетворчество.

Планирование 10 класс
СОДЕРЖАНИЕ
Общие сведения о родном языке
Родной язык – язык внутринационального
общения. Родной язык – первоэлемент родной
культуры. Родной язык в современном
обществе. Богатство, красота, выразительность
родного языка. Художественный текст в
изучении родного языка.
Родной язык в кругу других языков. Родной
язык и языковые контакты.
Общение. Компоненты речевой ситуации
(ситуации общения, в т.ч. этикетной
ситуации). Цели (коммуникативная, зависящая
от сферы общения, и ситуативно
обусловленная) общения, цели говорящего и
цели слушающего. Речь, виды речевой
деятельности, формы речи (устнаяписьменная, монолог-диалог), тип речи
(повествование, описание, рассуждение –
объяснение, рассуждение – доказательство).
Общение эффективное и бесконфликтное.
Узкое и широкое понимание диалога: как вида
текста (речи) в определенных речевых жанрах
и как превращенной формы общения между
поколениями и культурами.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1. Родной язык как первоэлемент родной культуры.
2. Богатство, красота, выразительность родного языка.
3. Родной язык в кругу других языков.
4. Родной язык и языковые контакты.
5. Общение. Компоненты речевой ситуации.
6. Цели речевой ситуации, цели говорящего и слушающего.
7. Виды речевой деятельности.
8. Устная речь как вид речевой деятельности. Виды устной речи.
9. Пересказ как вид устной речи.
10. Беседа на нравственную тему как воодушевляющая речь.
11. Анализ высказывания товарища один из видов устной речи.
12. Реклама.
13. Создание рекламных лозунгов.
14. Письменная речь как вид речевой деятельности.
15. Монолог – один из видов речевой деятельности.
16. Монолог в художественной литературе.
17. Влияние монолога на читателя.
18. Диалог как вид речевой деятельности.
19. Узкое и широкое понимание диалога.
20. Типы речевого высказывания.
21. Повествование как тип речевого высказывания.
22. Особенности создания повествовательных текстов.
23. -24. Практическое занятие. Создание текста – повествования о добре и зле.
25.Описание как тип речевого высказывания.
26. Особенности создания описательных текстов.
27. Рассуждение как тип речевого высказывания.
28. Особенности создания текстов-рассуждений.
29. Рассуждение – объяснение как вид текста.
30. -31. Практическое занятие. Создание текста рассуждения- объяснения о проблемах
воспитания человека.
32.Рассуждение – доказательство как вид текста.
33-34. Практическое занятие. Создание текста – доказательства по теме: «Нужно ли
милосердие в современном обществе?»

Тематическое планирование 11 класс
СОДЕРЖАНИЕ
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Ситуативно – уместный текст: его цельность и
1. Ситуативно-уместный текст. Цельность и связность ситуативно-уместного текста.
связность, логические основы (тема, основная
2. Тема и основная мысль ситуативно- уместного текста. Тематическая цепочка и цепочка
мысль, тематическая цепочка, цепочка «нового»), «нового».
приемы удержания темы и основной мысли.
3. Практическое занятие. Приемы удержания темы и основной мысли.
Текст как речевое событие. Смысловые модели
4. Текст как речевое событие. Смысловые модели (топы) как способы развития содержания
(топы) как способы развития содержания текста. текста.
Предъявление в тексте адресности и авторской
5. Топ (смысловая модель) - «род-вид» («разновидности»). Топ (смысловая модель) – «целое
позиции.
- части».
Информационная речь как реализация
6. Топ (смысловая модель) – «свойства». Топ (смысловая модель) – «сопоставление».
коммуникативной цели – информировать
7. Топ (смысловая модель) – «Причина и следствие».
(описать, повествовать, объяснить) об основной
8-9. Практическое занятие. Определение топов (смысловых моделей) текста.
мысли, не вызывающей споров. Замысел,
10. Проявление в тексте авторской позиции.
подготовка, исполнение информационной речи,
11-12. Практическое занятие. Нахождение и обоснование позиции автора текста.
ее композиция, жанры, средства выразительности 13. Информационная речь как реализация коммуникативной цели. Основная мысль текста.
и эмоциональной убедительности. Убеждающая 14-15. Определение основной мысли текста - повествования, текста – описания и текста –
речь как реализация коммуникативной цели –
рассуждения.
убедить (доказать) некий спорный основной
16. Замысел, подготовка и исполнение информационной речи.
тезис. Замысел, подготовка, исполнение,
17. Композиция информационной речи.
композиция, жанры, средства выразительности,
18. Жанры информационной речи.
логической и эмоциональной убедительности.
19-20.Средства выразительности и эмоциональной убедительности информационной речи.
Риторические фигуры и тропы. Соблюдение норм 21-22. Практическое занятие. Конкретизация изложения через использование образных
словоупотребления.
средств языка.
Создание, исполнение и восприятие
23. Убеждающая речь как реализация коммуникативной цели.
коммуникативно эффективного (ситуативно
24. Замысел, подготовка и исполнение убеждающей речи. Композиция убеждающей речи.
уместного) текста.
25. Жанры убеждающей речи.
Совершенствование текста. Текст как цель и как
26-27.Средства выразительности, логической и эмоциональной убедительности.
средство общения.
28-29. Риторические фигуры и тропы. Соблюдение норм словоупотребления.
Образцовый в риторическом отношении текст.
30. Образцовый в риторическом отношении текст. Методики риторического анализа текста.
Методики риторического анализа текста.
31-32. Практическое занятие. Риторический анализ текста. Риторическая деятельность в
Риторическая деятельность в общении в
соответствии с риторическим каноном: изобретение, расположение, оформление,
соответствии с риторическим каноном:
исполнение, анализ.
изобрести, расположить, оформить, исполнить,
33. Речетворчество.
проанализировать.
34. Практическое занятие. Создание риторического текста.
Речетворчество.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ 10 КЛАСС (34 часа)

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23-24
25
26
27
28
29
30-31

Содержание

Дата

Родной язык как первоэлемент родной культуры.
Богатство, красота, выразительность родного языка.
Родной язык в кругу других языков.
Родной язык и языковые контакты.
Общение. Компоненты речевой ситуации.
Цели речевой ситуации, цели говорящего и слушающего.
Виды речевой деятельности.
Устная речь как вид речевой деятельности. Виды устной речи.
Пересказ как вид устной речи.
Беседа на нравственную тему как воодушевляющая речь.
Анализ высказывания товарища один из видов устной речи.
Реклама.
Создание рекламных лозунгов.
Письменная речь как вид речевой деятельности.
Монолог – один из видов речевой деятельности.
Монолог в художественной литературе.
Влияние монолога на читателя.
Диалог как вид речевой деятельности.
Узкое и широкое понимание диалога.
Типы речевого высказывания.
Повествование как тип речевого высказывания.
Особенности создания повествовательных текстов.
Практическое занятие. Создание текста – повествования о добре и зле.
Описание как тип речевого высказывания.
Особенности создания описательных текстов.
Рассуждение как тип речевого высказывания.
Особенности создания текстов-рассуждений.
Рассуждение – объяснение как вид текста.
Практическое занятие. Создание текста рассуждения- объяснения о проблемах
воспитания человека.
32
Рассуждение – доказательство как вид текста.
33-34 Практическое занятие. Создание текста – доказательства по теме: «Нужно ли
милосердие в современном обществе?»
ИТОГО: 34

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ 11 КЛАСС (34 часа)

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8-9
10
11-12
13
14-15
16
17
18
19-20
21-22
23
24
25
26-27
28-29
30
31-32

33
34

Содержание

Дата

Ситуативно-уместный текст. Цельность и связность ситуативно-уместного текста.
Тема и основная мысль ситуативно- уместного текста. Тематическая цепочка и
цепочка «нового».
Практическое занятие. Приемы удержания темы и основной мысли.
Текст как речевое событие. Смысловые модели (топы) как способы развития
содержания текста.
Топ (смысловая модель) - «род-вид» («разновидности»). Топ (смысловая модель) –
«целое - части».
Топ (смысловая модель) – «свойства». Топ (смысловая модель) – «сопоставление».
Топ (смысловая модель) – «Причина и следствие».
Практическое занятие. Определение топов (смысловых моделей) текста.
Проявление в тексте авторской позиции.
Практическое занятие. Нахождение и обоснование позиции автора текста.
Информационная речь как реализация коммуникативной цели. Основная мысль
текста.
Определение основной мысли текста - повествования, текста – описания и текста –
рассуждения.
Замысел, подготовка и исполнение информационной речи.
Композиция информационной речи.
Жанры информационной речи.
Средства выразительности и эмоциональной убедительности информационной
речи.
Практическое занятие. Конкретизация изложения через использование образных
средств языка.
Убеждающая речь как реализация коммуникативной цели
Замысел, подготовка и исполнение убеждающей речи. Композиция убеждающей
речи.
Жанры убеждающей речи.
Средства выразительности, логической и эмоциональной убедительности.
Риторические фигуры и тропы. Соблюдение норм словоупотребления.
Образцовый в риторическом отношении текст. Методики риторического анализа
текста.
Практическое занятие. Риторический анализ текста. Риторическая деятельность в
соответствии с риторическим каноном: изобретение, расположение, оформление,
исполнение, анализ.
Речетворчество.
Практическое занятие. Создание риторического текста.
ИТОГО: 34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».