РП природоведение 5-6 кл с УО

Рабочая программа
учебного предмета
Предмет: природоведение
Класс: 5-6

Составители: Уланова Галина Николаевна
Количество часов по учебному плану - 132

п. Восточный
2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая
программа учебного предмета «Природоведение» является частью
адаптированной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Данная программа составлена
для обучающихся 5-6 классов. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных
тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам
курса.
Нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию программы
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Закон РФ «Об образовании в РФ» №273 от 29.12. 2012 года.
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области» (с изменениями на 17 февраля 2017 года);
Федеральный государственный образовательный стандарта основного общего образования /
М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.– (Стандарты второго
поколения).
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый приказом
Минобразования РФ №1312 от 09.03.04.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы
общего образования, изменения приказом Минобрнауки России №38 от 26. 01. 2016
года.
Адаптированная образовательная программа основного общего образования для детей с
ОВЗ (с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ) МБОУ СОШ
№1 п. Восточный.
Учебный план МБОУ СОШ №1 п. Восточный на 2017 – 2018 учебный год, приказ №… от
30.08.2017 г.
Программы для специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида, допущенной
Министерством образования Российской Федерации, издательство: гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС, Москва, 2010 год.
Основной целью курса природоведения в обучении детей с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является усвоение и обобщение знаний
обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и
явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в
дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических,
географических и исторических знаний.
Для достижения поставленных целей изучения природоведения в необходимо решение
следующих практических задач:
1. формирование элементарных сведений об окружающем мире: о живой и неживой
природе, о сезонных изменениях, о жизни растений и животных, о здоровье человека
2. установление несложных причинно-следственных связей в природе и
2

взаимозависимость природных явлений
3. экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса
условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе.
4. привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
5. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе,
чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты.
1. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
В результате изучения предмета природоведение
5 класс
1-й уровень
Обучающиеся должны знать:
узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях, знать
способы получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию учителя;
иметь представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
относить изученные объекты к определённым группам с учётом различных оснований для
классификации;
простейшую классификацию растений (деревья, кустарники, травы) и животных
(насекомые, рыбы, птицы, звери);
знать и соблюдать основные санитарно-гигиенические требования, правила безопасного
поведения в природе и обществе, правила здорового образа жизни;
название своей страны, столицы и народов, населяющих Россию;
выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и
итогового контроля), осмысленно оценивать свою работу и работу одноклассников,
проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватно воспринимать
похвалу;
вступать в беседу, обсуждать изученное, проявлять желание рассказать о предмете
изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте.
Обучающиеся должны уметь:
демонстрировать простейшие опыты;
проводить наблюдения за природой, заполнять дневники наблюдений;
называть разнообразных представителей животного и растительного мира;
ухаживать за домашними животными и комнатными растениями;
соблюдать правила элементарной гигиены;
оказывать простейшую медицинскую помощь.
2-й уровень
узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
иметь представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
относить изученные объекты к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);
называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (полезные
ископаемые);
соблюдать режим дня, правила личной гигиены и здорового образа жизни, понимать их
значение в жизни человека;
соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе и обществе (под
контролем взрослого);
выполнять несложные задания под контролем учителя;
адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку

3

педагога.
6 класс
1-й уровень
В разделе «Неживая природа» обучающиеся должны знать:
отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
отличительные признаки основных полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха,
металлов: расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность хорошо или
плохо проводить тепло.
Обучающиеся должны уметь:
обращаться с простым лабораторным оборудованием;
определять температуру воздуха, воды;
проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.
2.Содержание учебного предмета природоведение
5 класс
Введение (1 ч)
Что такое природоведение. Зачем надо изучать природу. Знакомство с учебником,
тетрадью.
1. Вселенная (4 ч)
Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды.
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос.
Современные исследования.
Практические работы
Зарисовки звездного неба, форма Земли, Луны, космического корабля.
Межпредметные связи: «Живой мир», математика, изобразительная деятельность,
пропедевтика истории в 6 классе.
2. Наш дом — Земля (13 ч)
Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера.
Соотношение воды и суши на Земле.
Воздух и его охрана. Состав воздуха. Значение для жизни на Земле.
Поверхность суши. Равнины, горы, холмы, овраги.
Почва (охрана почвы). Свойства почвы.
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др.
Свойства, значение. Способы добычи.
Вода. Свойства. Вода в природе: осадки, воды суши.
Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Сезонные изменения.
Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека.
Обозначение морей и океанов на карте.
Экскурсия (в планетарий, музей космоса, обсерваторию) или наблюдение за звездным
небом.
Экскурсии к местным природным объектам (почвенные обнажения, формы поверхности
земли, водоемы).
Практические работы
Зарисовка форм поверхности суши.
Составление таблицы «Полезные ископаемые».
Заполнение схемы «Воды суши».

4

Нахождение на карте морей и океанов*.
Зарисовка форм поверхности своей местности.
Изготовление из пластилина макетов форм поверхности суши.
Изготовление плакатов на тему «Охрана воды, воздуха, почвы»*.
Опыты: свойства почвы, состояние воды, свойства полезных ископаемых.
Межпредметные связи: «Живой мир», ручной труд, изобразительная деятельность.
3. Растительный мир Земли (12 ч)
Разнообразие растительного мира. Части растения.
Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов).
Деревья, кустарники, травы. Части растения.
Дикорастущие и культурные растения.
Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения).
Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня.
Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница.
Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина, боярышник,
жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина.
Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник. Одуванчик, ромашка, укроп,
петрушка.
Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика и др. Внешний вид. Места
произрастания.
Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. Правила сбора. Использование.
Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. Уход. Значение.
Береги растения (Почему нужно беречь растения. Красная книга).
Практические работы
Зарисовки деревьев, кустарников, трав.
Выделение составных частей (органов) растений*.
Изготовление гербариев отдельных растений*.
Сезонные наблюдения за растениями.
Зарисовка растений в разные времена года.
Заполнение таблиц. Игры на классификацию растений по месту произрастания.
Уход за комнатными растениями.
Составление букетов из сухоцветов*.
Сбор лекарственных растений, запись правил их использования в тетрадь*.
Экскурсии в парк, сквер, сад, лес, поле, огород (в зависимости от местных условий).
Межпредметные связи: «Живой мир», ручной труд, русский язык, математика, чтение,
изобразительная деятельность.
4. Животный мир Земли (12 ч)
Разнообразие животного мира.
Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.
Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери
(млекопитающие).
Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение.
Охрана.
Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана.
Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.
Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение.
Охрана.

5

Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне.
Уход за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы,
морская свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания.
Охрана животных. Заповедники. Красная книга.
Практические работы
Зарисовки животных: насекомых, рыб, птиц, зверей.
Упражнения в классификации животных (таблица, игры).
Изготовление кормушек, скворечников.
Наблюдение за животными живого уголка и домашними животными.
Сезонные наблюдения за животными.
Составление правил ухода за домашними животными.
Уход за животными живого уголка.
Составление рассказов о своих домашних животных*.
Экскурсии в зоопарк, зверинец, парк, живой уголок, на ферму (в зависимости от
местных условий).
Межпредметные связи: «Живой мир», ручной труд, чтение, русский язык, математика,
изобразительная деятельность.
5. Человек (8 ч)
Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы.
Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов.
Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т. д.).
Осанка (гигиена, костно-мышечная система).
Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила
гигиены.
Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины.
Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.
Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при ушибах, порезах,
ссадинах. Профилактика простудных заболеваний.
Практические работы
Составление распорядка дня.
Упражнение в оказании первой медицинской помощи (обработка ссадин, наложение
пластыря, перевязывание мелких ран — порезов). Подсчет частоты пульса, измерение
температуры тела.
Уборка классного помещения (проветривание, влажная уборка).
Составление схем, зарисовка по контуру, работа на магнитной доске (показ на таблицах
и муляжах частей тела и важнейших органов).
Экскурсия в школьный медицинский кабинет, поликлинику, аптеку.
Межпредметные связи: физическая культура, домоводство, изобразительная
деятельность.
6. Есть на Земле страна — Россия (14 ч)
Россия — Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические
объекты.
Население России. Городское и сельское население. Народы России.
Столица Москва.
Санкт-Петербург.
Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Новосибирск, Владивосток
(или другие города по усмотрению учителя).

6

Золотое кольцо. Древние русские города. Исторические и культурные
достопримечательности.
Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира России
и своего края.
Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители животного мира
России и своего края.
Заповедники. Заказники. Охрана природы.
Наш город (село, деревня). Достопримечательности. Растения и животные своей
местности. Занятия населения. Ведущие предприятия.
Экскурсии по городу, поселку, в краеведческий музей; знакомство с местными
достопримечательностями, предприятиями.
Практические работы
Зарисовка Государственного флага России.
Подбор иллюстраций (население России, города, реки, озера, горы, изделия народных
промыслов и т. д.).
Изготовление альбома «Россия — наша Родина».
Нахождение России на политической карте*.
Зарисовка животных и растений своей местности.
Составление таблицы «Животные и растения нашей местности».
Составление рассказа о своем городе, поселке, селе*.
Изготовление альбома «Наш город (поселок)».
Межпредметные связи: чтение, ручной труд, изобразительная деятельность.
Повторение (2 ч)
6 КЛАСС
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
Введение (4 ч)
Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы. Изменения в
природе. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей
в газы. Наблюдение этих явлений в природе. Для чего нужно изучать неживую природу.
Вода (15 ч)
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как жидкости:
непостоянство формы, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение
при замерзании. Способность растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.).
Учет и использование свойств воды.
Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной
воды. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и морская
вода. Питьевая вода.
Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения температуры —
градус. Температура плавления льда и кипения воды.
Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы
защиты от наводнения). Значение воды в природе.
Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.
Охрана воды.
Демонстрация опытов
Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.
Растворение соли, сахара в воде.

7

Очистка мутной воды.
Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды.
Расширение воды при замерзании.
Практические работы
Измерение температуры питьевой воды, кипящей воды и теплой воды, используемой
для мытья посуды и других целей.
Наблюдения за расходом воды и электроэнергии в школе.
Воздух (15 ч)
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование
упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в
быту. Давление.
Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче
холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение
воздуха.
Состав: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение.
Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в
медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение
углекислого газа при тушении пожара. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе.
Направление ветра. Ураган (способы защиты).
Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль).
Поддержание чистоты воздуха.
Значение воздуха в природе.
Демонстрация опытов
Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва).
Воздух занимает объем.
Воздух упругий.
Воздух — плохой проводник тепла.
Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.
Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и обратно. Наблюдение за
отклонением пламени свечи.
Получение кислорода и демонстрация его свойства поддерживать горение.
Получение углекислого газа и демонстрация его свойства не поддерживать горение.
Практические работы
Зарисовка барометра и флюгера.
Определение направления ветра по модели флюгера.
Полезные ископаемые (20 ч)
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов.
Гранит, известняки, песок, глина.
Горючие полезные ископаемые.
Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость, горючесть.
Образование торфа, добыча и использование.
Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть,
твердость, хрупкость. Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча
нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.
Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила
обращения с газом в быту.

8

Полезные ископаемые, которые используются для получения минеральных удобрений.
Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и
использование.
Фосфориты. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и
использование.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов: железная руда, ее
внешний вид.
Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет,
блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание
стали и чугуна.
Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных
металлов.
Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твердость, пластичность,
теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание алюминия.
Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность.
Распознавание меди. Ее применение.
Местные полезные ископаемые. Их физические свойства и использование.
Экономия металлов при использовании человеком. Охрана недр.
Демонстрация опытов
Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагоемкости торфа и
хрупкости каменного угля.
Определение растворимости и нерастворимости калийной соли, фосфоритов.
Определение свойств черных и цветных металлов: упругости, пластичности, хрупкости,
теплопроводности.
Практическая работа
Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различных изделий из этих
металлов.
Экскурсии в краеведческий музей и к местам добычи и переработки полезных
ископаемых (в зависимости от местных условий).
Почва (10 ч)
Почва — верхний слой земли. Ее образование. Состав почвы: перегной, глина, песок,
вода, минеральные соли, воздух.
Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы.
Глина, песок и соли — минеральная часть почвы.
Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и
глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение
песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по
водным свойствам. Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы. Значение
почвы в народном хозяйстве.
Эрозия почв. Охрана почв.
Демонстрация опытов
Выделение воздуха и воды из почвы.
Выделение песка и глины из почвы.
Выпаривание минеральных солей из водной вытяжки.
Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.
Практические работы
Определение типов почв своей местности.

9

Различение песчаных и глинистых почв.
Обработка почвы на пришкольном участке: вскапывание и боронование лопатой и
граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы
мотыгами.
Экскурсия к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза.
Повторение (2 ч)

3.Тематическое планирование предмета природоведение для 5-6 классов
класс
5 класс

6 класс

Название темы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
1.
2.
3.
4.
5.

Введение
Вселенная
Наш дом - Земля
Растительный мир Земли
Животный мир Земли
Человек
Есть на Земле страна - Россия
Повторение
Введение
Вода
Воздух
Полезные ископаемые
Почва

Количество
часов
1
4
13
12
12
8
14
2
3
15
13
20
15

4. Критерии оценивания письменных и устных ответов по предмету

Результаты овладения программы выявляются в ходе выполнения обучающимися разных
видов заданий, требующих верного решения: по способу предъявления (устные, письменные,
практические); по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель
надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как
«удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В
текущей
оценочной
деятельности
целесообразно
соотносить
результаты,
продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
«хорошо» — от 51% до 65% заданий.
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

10

№
п/п

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 5 КЛАСС
2 часа в неделю, всего 66 часов
Тема урока

Кол-во
часов



Введение

1



Человек и природа

1



Дом, в котором мы живем.

1



Наша школа

1



Наш город (село)

1



Земля и солнце

1



Погода

1



Дождь, облака и туман

1



Снег и град

1



Роса и иней

1



Времена года

1



Осень (ранняя, золотая, поздняя). Признаки осени.
Экскурсия.
Зима. Признаки зимы.

1

Зимние изменения в жизни растений и животных.
Подкормка животных зимой.
Человек и природа зимой. Зимние праздники и
развлечения.
Весна. Признаки весны. Весенние изменения в
жизни растений и животных.
Весенние изменения в жизни растений и животных.

1

Человек и природа весной. Весенние заботы и
праздники человека.
Лето (жаркое, сухое, теплое, холодное, дождливое)
Признаки лета.
Растения и животные летом.

1

Уход человека за растениями летом. Летние
праздники.
Времена года в жизни человека.

1

Российская Федерация (расположение на
географической карте). Многонациональное
население.

1













Дата

Д/З

1

1
1
1

1
1

1

11







Москва – столица нашей Родины.
Достопримечательности Москвы (музеи, театры,
площади, исторические и культурные памятники)
Транспорт в Москве (метро, автобусы,
троллейбусы, трамваи, такси)
Города нашей Родины. Золотое кольцо России.
Город Екатеринбург -наш областной центр.

1

1
1
1

Средства сообщения между городами (транспорт
железнодорожный, воздушный, водный)
Разнообразие поверхности (рельеф): равнины, горы,
овраги, холмы.
Почвы: песчаная, глинистая, плодородная,
неплодородная
Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники;
моря, океаны.
Свойства воды. Значение воды для человека.

1

Воздух вокруг нас. Значение воздуха. Ветердвижение воздуха.
Температура воздуха. Знакомство с термометрами.

1

1



Полезные ископаемые: песок, глина, торф,
каменный уголь, мрамор, нефть, газ, каменная соль.
Неживая природа в жизни человека.



Растения леса. Лиственные и хвойные деревья.

1



Кустарники: калина, шиповник, можжевельник,
малина. Кустарнички: брусника, черника.
Травы: ландыши, земляника, ветреница, кислица,
мать -и -мачеха, мох.
Грибы леса: съедобные и несъедобные.

1

Животные леса. Звери (медведь, волк, лиса, заяц,
белка, лось, барсук, кабан)
Птицы леса: кукушка, дятел, синица, соловей.

1

Насекомые леса (жуки, бабочки, муравьи, комары,
мухи)
Растения сада. Плодовые деревья: яблоня, груша,
вишня, слива, черешня.
Ягодные кустарники: крыжовник, смородина,
малина.,садовая земляника – клубника.
Животные сада: птицы, насекомые, земноводныелягушки, жабы.
Растения огорода: овощи.
Зеленые культуры: лук, чеснок, укроп, петрушка,
салат.
Друзья и враги огородных растений. Уход за
культурными растениями.
Растения поля: зерновые культуры (рожь, пшеница,
ячмень, овес, кукуруза)

1























1
1
1
1

1

1

1
1

1

1
1
1
1

1
1

12

Вредители полей: суслик, полевая мышь. Хомяк,
насекомые и их личинки.
Растения луга – травы: клевер, колокольчик, мятлик,
тимофеевка.использование лугов человеком.
Животные луга: насекомые (бабочки, жуки.), птицы,
звери (крот, полевка, кузнечик)
Растения болота: травы, мхи, кустарничек
багульник, ягодные растения (клюква, морошка)
Животные болота: птицы, лягушки, насекомые.

1

1



Растения водоёмов(водоросли и
цветковые):кувшинка,кубышка,рогоз и др.
Животные пресных водоемов (рек, озер, ручьев):
рыбы, раки, улитки, жуки.
Животные морей и океанов: рыбы, киты, крабы,
креветки, тюлени, моржи.
Растительный и животный мир Свердловской
области.
Многообразие живой природы.



Растения и животные в жизни человека.

1



1



Организм человека. Строение тела человека:
туловище, верхние и нижние конечности, голова.
Внутренние органы: головной и спинной мозг,
сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки,
мышцы, скелет (позвоночник, череп, конечности)
Органы чувств.



Значение правильной осанки для здоровья человека

1



Правильные питание и дыхание. Предупреждение
заболеваний (желудочно-кишечных, простудных,
инфекционных)
Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены.
Вред курения и употребления алкоголя.

1















1
1
1
1

1
1
1
1

1

1

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 6 КЛАСС
№
п/п

2 часа в неделю, всего 66 часов
Тема урока

Кол-во
часов



Природа живая и неживая

1



Твердые тела, жидкости и газы

1



Для чего изучают природу

1



Вода в природе

1



Вода – жидкость, непостоянство формы и текучесть
воды

1

Дата

Д/З

13



Температура воды и ее измерение

1



1



Изменение уровня воды при нагревании и
охлаждении
Изменение состояния воды при замерзании



Лед – твердое тело

1



Превращение воды в пар и кипение воды

1



Три состояния воды в природе

1



Вода – растворитель.

1



1



Водные растворы и их использование. Водные
растворы в природе.
Нерастворимые в воде вещества.



Вода прозрачная и мутная

1



Питьевая вода

1



1



Использование воды в быту, промышленности и
сельском хозяйстве. Охрана воды
Обобщающий урок.Что мы узнали о воде



Воздух в природе

1



Воздух занимает место

1



Воздух сжимаем и упруг

1



Воздух плохой проводник тепла

1



1



Расширение воздуха при нагревании и сжатие при
охлаждении
Теплый воздух легче холодного



Движение воздуха в природе

1



Состав воздуха

1



Кислород и его значение в жизни растений,
животных и человека
Углекислый газ и его свойства. Применение
углекислого газа
Значение воздуха

1

1



Чистый и загрязненный воздух. Значение воздуха и
борьба за его чистоту
Обобщающий урок Что мы узнали о воздухе



Что такое полезные ископаемые

1



1



Полезные ископаемые, применяемые в
строительстве: гранит
Известняки



Песок и глина

1



Горючие полезные ископаемые

1



Торф

1





1

1

1

1

1
1

1

1

14



Каменный уголь;

1



Нефть

1



Природный газ

1



Полезные ископаемые, используемые для
получения минеральных удобрений
Калийная соль

1

1



Фосфориты и получаемые из них фосфорные
удобрения
Полезные ископаемые, используемые для
получения металлов
Железные руды



Черные металлы. Чугун

1



Сталь

1



Медная и алюминиевая руды;

1



Алюминий

1



Медь и олово

1



Обобщающий урок Что мы узнали о металлах

1



Что называют почвой;

1



Состав почвы

1



Перегной - органическая часть почвы

1



Песок и глина – минеральная часть почвы

1



Минеральные соли в почве

1



Различие почв по их составу

1



Как проходит вода в разные почвы

1



Испарение воды из почвы

1



Весенняя (предпосевная) обработка почвы

1



Осенняя (основная) обработка почвы;

1



1



Значение почвы для народного хозяйства.
Необходимость бережного обращения с ней;
Почвы родного края



Экскурсия на крутой берег реки

1



Практическая работа на учебноучастке
Урок-обобщение «Неживая природа»







опытном

1

1
1

1
1
1

Ресурсное обеспечение рабочей программы:
1. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9
классы, допущенная Министерством образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2001, под
редакцией В. В. Воронковой

15

2. Никишов А.И. Биология. Неживая природа. Рабочая тетрадь. 6 класс. Пособие для учащихся
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.- М.: Просвещение,
2012.
3. Авторская программа «Природоведение» 5 класс для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида (В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк). Москва
«Гуманитарный издательский центр Владос», 2000.
4. http://tana.ucoz.ru- современные уроки природоведения
5. http://pedsovet.su- методические материалы для уроков природоведения

16

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».