РП изобраз искусство 5 кл с УО

Рабочая программа
учебного предмета
Предмет: изобразительное
Класс:

искусство

5
Составитель: Мерзлякова Елена Викторовна

Количество часов по учебному плану - 34

п. Восточный
2017

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии
с государственным стандартом общего
образования, программой «Изобразительное искусство. 5-9» под редакцией авторского коллектива В. С.
Кузина с учетом особенностей интеллектуального и физического развития ребенка, развитие его
эмоционально-волевой сферы, своеобразия формирования изобразительной деятельности умственно
отсталых детей, а также исходя из накопленного (как положительного, а так и отрицательного) опыта
обучения этому предмету детей с нарушением интеллекта и объемом времени, отведенным на изучение
предмета «Изобразительное искусство. 5-9 классы» по базисному учебному плану (1час в неделю, всего
34 часа).Составлена в соответствии с государственным стандартом общего образования, на основании
следующих нормативно-правовых документов:

1. Закон РФ «Об образовании в РФ» №273 от 29.12. 2012 года.
2. Приказ Минобразования России от05.03.2004 г. №1089 (редакция от23.06.2015) «Об
утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего образования и среднего общего образования».
3. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый
приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.04.
4. Закона Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области» (с изменениями на 17 февраля 2017 года);
5. Федеральный
перечень
учебников,
рекомендованных (допущенных)
к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих
программы общего образования, изменения приказом Минобрнауки России №38 от 26. 01.
2016 года.
5. Основная образовательная программа основного общего образования (среднего общего
образования) МБОУ СОШ №1 п. Восточный.
6 . Учебный план МБОУ СОШ №1 п. Восточный на 2017 – 2018 учебный год, приказ
№ ___от 30.08.2017 г.
7. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта по учебному
предмету изобразительное искусство.
Школьный курс по изобразительному искусству в 5 классе направлен на продолжение
решения следующих основных задач:
 коррекции недостатков развития познавательной деятельности учащихся путем
систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них
правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в
пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать
сходство и различие между предметами:
 развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения,
обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании
работы, последовательном выполнении рисунка;
2

 улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и
многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного
материала;
 формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков
рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения
применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
 развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое,
высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства,
воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
 ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративноприкладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;
 расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специальной лексики,
совершенствование фразовой речи;
 развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и
самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий; рисование с
натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Рисование с натуры.
Содержанием уроков рисования с натуры является изображение разнообразных
предметов, подобранных с учетом графических возможностей учащихся. Объекты изображения
располагаются, как правило, несколько ниже уровня зрения. Во время работы должны быть дветри однотипные постановки, что обеспечит хорошую видимость для всех учащихся. Модели
небольших размеров раздаются им на рабочие места.
Для активизации мыслительной деятельности учащихся целесообразно подбирать такие
предметы, чтобы можно было проводить их реальный анализ. Очень полезным в этом
отношении может быть детский строительный конструктор, позволяющий составлять из
кубиков, брусков и других фигур различные варианты построек (домики, башенки, воротца и т.
п.).
Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение (обследование) изображаемого
предмета; определение его формы, конструкции, величины составных частей, цвета и их
взаимного расположения.
У учащихся важно выработать потребность сравнивать свой рисунок с натурой и
отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у
детей умения применять среднюю, (осевую) линию, а также пользоваться вспомогательными
(дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
Декоративное рисование.
Содержанием уроков декоративного рисования является составление различных узоров,
предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных
открыток, плакатов, пригласительных билетов и т. п.
Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования учащиеся
знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация
произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность
использования их в быту. Во время занятий школьники получают сведения о применении
3

узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по
дереву, кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Задания по декоративному рисованию должны иметь определенную последовательность;
составление узоров по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов,
самостоятельное составление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически
сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет
коррекционно-развивающее значение для умственно отсталых школьников.

Рисование на темы.
Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений
окружающей жизни и иллюстрирование отрывками из литературных произведений.
В 5 классах рисование на темы должно тесно связываться с уроками рисования с натуры.
Умения и навыки, полученные на уроках рисования с натуры, учащиеся переносят на рисунки
тематического характера, в которых, как правило, изображается группа предметов,
объединенных общим сюжетом и соответственно расположенная в пространстве.
Коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования,
будут решаться значительно эффективнее, если перед практической работой школьников
проводится соответствующая теоретическая подготовительная работа. Необходимо предложить
учащимся определить сюжет, назвать и устно описать объекты изображения, рассказать, как,
где и в какой последовательности их нарисовать.для более точной передачи предметов в
рисунке целесообразно использовать, когда это возможно, реальные объекты, а для более
точного расположения элементов рисунка на листе бумаги следует активнее включать
комбинаторную деятельность учащихся с моделями и макетами.
С целью обогащения зрительных представлений школьников можно использовать как
подсобный материал (не для срисовывания) книжные иллюстрации, плакаты, открытки. Не
следует забывать и о применении диафильмов.
Беседы об изобразительном искусстве.
В 5 классах для бесед выделяются специальные уроки. На одном уроке рекомендуется
показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных
на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства. Большое внимание
учитель должен уделять выработке у учащихся умения определять сюжет, понимать
содержание произведения и его главную мысль, а также некоторые доступные для осмысления
умственно отсталых школьников средства художественной выразительности.
Под влиянием обучения у учащихся постепенно углубляется понимание событий,
изображенных на картине, а также вырабатывается некоторая способность рассказывать о тех
средствах, которыми художник передал эти события (характер персонажей, расположение
предметов и действующих лиц, краски и т. п.). Этому учитель учит детей: ставит вопросы,
вместе с ними составляет план рассказа по картине, дает образец описания картины.
Организуя беседы об искусстве, необходимо (если это возможно) проводить экскурсии в
музеи, картинные галереи, в мастерские живописцев и скульпторов, в места народных
художественных промыслов.
Распределение учебного времени
№

Темы программного материала

Количество часов по классам
5 класс
4

1

Декоративное рисование

10

2

Рисование с натуры

14

3

Рисование на темы

6

4

Беседы об изобразительном искусстве

4

Итого:

34
5 класс
(1 ч в неделю)
Содержание учебного материала
Рисование с натуры

Совершенствование умения учащихся анализировать объекты изображения (определять
форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом
изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения
рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании
предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема
предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления
воды в краску.
Декоративное рисование
Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате,
круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при
рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и
гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдёнием контура
изображения).
Рисование на темы
Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать
сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг
друга (ближе — дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на
основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать
в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками.
Беседы об изобразительном искусстве
Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений
изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах,
развивая чувство формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании
рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять
эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие
декоративно-прикладного искусства.
Примерные задания
I четверть
5

Беседа на тему «Произведения мастеров народных художественных промыслов и
искусство родного края (художественные лаки:Федоскино, Жостово, Палех).
Рисование узора в полосе из повторяющихся (или чередующихся) элементов
(стилизованные ягоды, ветки, листья).
Самостоятельное составление в полосе узора из растительных элементов (чередование по
форме и цвету).
Рисование геометрического орнамента в круге (построение четырех овалов-лепестков на
осевых линиях круга; круг — по шаблону).
Рисование простого натюрморта (например, яблоко и керамический стакан).
Рисование симметричного узора по образцу.
Декоративное рисование — изобразительный узор в круге из стилизованных природных
форм (круг — по шаблону диаметром 12 ем).
Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы (ваза керамическая).
Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (керамика: посуда, игрушки, малая
скульптура).
II четверть
Рисование е натуры дорожных знаков треугольной формы («Крутой спуск», «Дорожные
работы»).
Рисование с натуры объемного предмета конической формы (детская раскладная
пирамидка разных видов).
Беседа на тему Народное декоративно-прикладное искусство (богородская деревянная
игрушка: «Кузнецы», «Клюющие курочки» , «Вершки и корешки», «Маша и медведь» и др.).
Декоративное рисование — оформление новогоднего пригласительного билета (формат 7
* ЗО см).
Рисование новогодних карнавальных очков (на полоске плотной бумаги размером 10 х ЗО
см).
Рисование на тему «Лес зимой» (примерное содержание рисунка: на переднем плане
пушистая ель и небольшая березка; затем полянка, по которой бежит лыжник, чуть дальше —
заснеженный лее е четко выделяющимися верхушками деревьев). Рисунок выполняется на
серой или голубой бумаге с использованием белой гуаши.
III четверть
Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, товарищах и семье»
(Д. Мочальский. «Первое сентября»; И. Шевандронова. «В сельской библиотеке»; А. Курчанов.
«У больной подруги»; Ф. Решетников. «Опять двойка», «Прибыл на каникулы»).
Рисование с натуры фигуры человека (позирующий ученик).
Рисование на тему «Зимние развлечения» (примерное содержание рисунка: дома и
деревья в снегу, дети лепят снеговика, строят крепость, спускаются с горы на лыжах и санках,
играют на катке в хоккей, катаются на коньках и т. п.).
Рисование с натуры цветочного горшка с растением.
Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий
(например, елочки по углам квадрата, веточки — посередине сторон).
Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (телевизор, радиоприемник,
часы с прямоугольным циферблатом).
Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему «Мы
победили» (В. Пузырьков. «Черноморцы»; Ю. Непринцев. «Отдых после боя»; П. Кривоногов.
«Победа»; М. Хмелько. «Триумф победившей Родины»).
Декоративное рисование плаката «8 Марта».
Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (чемодан, ящик, коробка).
Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета, повернутого к учащимся углом
(коробка с тортом, перевязанная лентой; аквариум с рыбками).
6

Рисование с натуры объемного предмета, расположенного выше уровня зрения
(скворечник).
IУ четверть
Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя с учетом
возможностей учащихся).
Рисование с натуры игрушки (грузовик, трактор, бензовоз). Иллюстрирование отрывка из
литературного произведения (по выбору учителя с учетом возможностей учащихся).
Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора из растительных
декоративно переработанных элементов в геометрической форме (по выбору учащихся).
Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукции картин на тему о Великой
Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков (А. Пластов. «Фашист
пролетел»; С. Герасимов. «Мать партизана»; А. Дейнека. «Оборона Севастополя»; Кукрыниксы.
«Потеряла я колечко» — карикатура).
Рисование симметричных форм: насекомые — бабочка, стрекоза, жук — по выбору
(натура — раздаточный материал).
Рисование с натуры весенних цветов несложной формы.
Составление узора в круге с применением осевых линий и использование декоративно
переработанных природных форм (например, стрекозы и цветка тюльпана).
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны уметь:
 передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и пропорции
(отношение длины к ширине и частей к целому);
 определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю. (осевую)
линию как вспомогательную;
 составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и
круге, применяя осевые линии;
 передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их
положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);
 ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;
 пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не
выходящая за контуры изображения);
 самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей; употреблять в речи
слова, обозначающие пространственные отношения предметов и граф
 рассказывать содержание картины; знать названия рассмотренных на уроках
произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние
изображенных на картине лиц;
 изображать предметы прямоугольной, цилиндрической, конической, округлой и
комбинированной формы, передавая их объем и окраску;
 проявлять художественный вкус в рисунках декоративного характера, стилизовать
природные формы, выполнять построение узоров (орнаментов) в основных
геометрических формах, применяя осевые линии;
 использовать прием загораживания одних предметов другими в рисунках на заданную
тему, изображать удаленные предметы с учетом их зрительного уменьшения;
 проявлять интерес к произведениям изобразительного искусства и высказывать о них
оценочные суждения.
Учащиеся должны знать:
 виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное
рисование, рисование на тему);
7

 отличительные признаки видов изобразительного искусства (живопись, скульптура,
графика, архитектура, декоративно-прикладное творчество);
 основные средства выразительности живописи (цвет, композиция, освещение);
 особенности некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве
(акварель, гуашь, масло, бронза, мрамор, гранит, дерево, фарфор);
 отличительные особенности произведений декоративно-прикладного искусства;
 названия крупнейших музеев страны.
Поурочное планирование 5 класс
№ пп
1

Дата

Кол-во
часов
1

2

1

3

1

4
5

1
1

6
7

1
1

8

1

9

1

10

1

11

1

12

1

13

1

14
15
16

1
1
1

17

1

18
19

1
1

Учебно-методическое планирование
Произведения
мастеров
народных
художественных промыслов. Жостово, Нижний
Тагил
Составление в полосе узора из растительных
элементов
Рисование узора в полосе из повторяющихся
элементов (стилизованные ягоды, ветки,
листья).
Рисование геометрического орнамента в круге
Рисование простого натюрморта (яблоко и
керамический стакан).
Рисование симметричного узора по образцу.
Декоративное рисование — изобразительный
узор в круге из стилизованных природных форм
Рисование с натуры объемного предмета
симметричной формы (ваза керамическая).
Беседа «Декоративно-прикладное искусство»
(керамика: посуда, игрушки, малая скульптура).
Рисование е натуры дорожных знаков
треугольной
формы
(«Крутой
спуск»,
«Дорожные работы»).
Рисование с натуры объемного предмета
конической
формы
(детская
раскладная
пирамидка разных видов).
Народное декоративно-прикладное искусство
Богородская деревянная игрушка.
Декоративное рисование — оформление
новогоднего пригласительного билета
Рисование новогодних карнавальных очков
Рисование на тему «Лес зимой»
Беседа об изобразительном искусстве «Картины
художников о школе, товарищах и семье»
Рисование с натуры фигуры человека
(позирующий ученик).
Рисование на тему «Зимние развлечения»
Рисование с натуры цветочного горшка с
растением.
8

20

1

21

1

22

1

23
24

1
1

25

1

26

1

27
28

1
1

29
30-31
32

1
2
1

33

1

Рисование в квадрате узора из растительных
форм с применением осевых линий
Рисование с натуры объемного прямоугольного
предмета
Беседа об изобразительном искусстве с показом
репродукций картин на тему «Мы победили»
Декоративное рисование плаката «8 Марта».
Рисование с натуры объемного прямоугольного
предмета (чемодан, ящик, коробка).
Рисование с натуры объемного прямоугольного
предмета, повернутого к учащимся углом
Рисование с натуры объемного предмета,
расположенного
выше
уровня
зрения
(скворечник).
Иллюстрирование сказок
Рисование с натуры игрушки (грузовик, трактор,
бензовоз).
Декоративное рисование.
ВОВ 1941-1945 гг. в произведениях искусства
Рисование симметричных форм: насекомые —
бабочка, стрекоза, жук
Рисование с натуры весенних цветов несложной
формы.

Нормы и критерии оценок .
Знания и умения, учащихся по изобразительному искусству оцениваются:
Оценка "5"
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на
практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все
компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает
неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет
подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
Оценка "3"
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
9

не

справляется с поставленной целью урока;
Литература

Н.Н. Ростовцев «История методов обучения рисованию» М: - Просвещение 1981
В.С. Кузина. Методическое пособие для учителя по изобразительному искусству. М:
Просвещение, 1999г.

10

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».