РП чтение 8-9 кл с УО

Предмет: чтение
Класс: 8-9

Составитель: Васильевых Наталья Александровна

Количество часов по учебному плану - 264

п. Восточный
2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа учебного предмета «Чтение» является частью адаптированной
общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Данная программа составлена для
обучающихся 8-9 классов. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных
тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по
разделам курса.
Нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию программы
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.
Закон РФ «Об образовании в РФ» №273 от 29.12. 2012 года.
2. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области» (с изменениями на 17 февраля 2017 года);
3.
Федеральный государственный образовательный стандарта основного общего
образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.–
(Стандарты второго поколения).
4.
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый
приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.04.
5.
Федеральный
перечень
учебников,
рекомендованных (допущенных)
к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,
реализующих программы общего образования, изменения приказом Минобрнауки
России №38 от 26. 01. 2016 года.
6.
Адаптированная образовательная программа основного общего образования для
детей с ОВЗ (с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) )
МБОУ СОШ №1 п. Восточный.
7.
Учебный план МБОУ СОШ №1 п. Восточный на 2017 – 2018 учебный год, приказ
№… от 30.08.2017 г.
8.
Программы для специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида,
допущенной Министерством образования Российской Федерации, издательство:
гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Москва, 2010 год.
9.
В программе в каждом классе четко обозначены базовые представления и два
уровня умений практического применения знаний.
В программе определены два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не
является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по чтению
на конец школьного обучения:
Основные требования к умениям обучающихся
8 класс
1-й уровень
• читать вслух правильно, бегло, выразительно;
• читать про себя доступные по содержанию тексты;
• выделять тему и определять идею произведения (последнее задание — с помощью
учителя);
• определять черты характера главных героев и выражать свое отношение к ним (с
помощью учителя);
• самостоятельно делить текст на части по данному плану или составлять план к
2

выделенным частям текста;
• отбирать (коллективно) опорные слова для пересказа, обращая внимание на лексику,
характеризующую эмоциональное состояние действующих лиц, природы, образные
выражения, и употреблять их в пересказе;
• пересказывать прочитанный текст с ориентацией на план и опорные слова;
• ставить вопросы к тексту, задавать их одноклассникам;
• выделять незнакомые слова и давать им объяснения (с помощью учителя);
• заучить наизусть 10 стихотворений;
• читать внеклассную литературу, в том числе отдельные статьи из периодической
печати, и принимать участие в их обсуждении.
2-й уровень
• читать вслух правильно, выразительно, целыми словами;
• читать про себя проанализированные тексты, читать короткие, доступные тексты
самостоятельно;
• пересказывать отдельные части произведения, доступные по изображаемым
событиям;
• выделять тему произведения, участвовать в обсуждении идеи;
• выражать свое отношение к поступкам героев и событиям (с помощью учителя);
• находить в тексте незнакомые слова, учиться объяснять их, опираясь на текст (с
помощью учителя);
• учить стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей учеников);
• участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по
прочитанному тексту.
9 класс
1-й уровень
• читать вслух правильно, бегло, выразительно;
• читать про себя доступные по содержанию тексты;
• выделять идею произведения (с помощью учителя);
• называть главные черты характера героев, подтверждать их фактами из
произведения;
• самостоятельно делить простой по содержанию текст на части и озаглавливать их;
• ставить вопросы к тексту и задавать их классу;
• выделять незнакомые слова, опираясь на контекст (с помощью учителя);
• использовать образные средства языка в составлении характеристики героев,
описании событий и пересказе;
• выучить наизусть 10 стихотворений;
• читать внеклассную литературу, в том числе отдельные статьи из периодической
печати, и принимать участие в их обсуждении.
2-й уровень
• уметь читать вслух и про себя доступные по содержанию тексты, правильно отвечать
на вопросы;
• участвовать в анализе произведения;
• выбирать из данных заглавия к выделенным частям;
• пересказывать доступный текст и отдельные его части по плану;
• высказывать свое отношение к поступкам действующих лиц и событиям;
• учить стихотворения наизусть;
• участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по
прочитанному тексту.
ЧТЕНИЕ
8 класс
3

(132 ч в год, 4 ч в неделю)

Примерная тематика чтения
Устное народное творчество
Кто мы? Откуда мы? Произведения, формирующие понятия о народе, народной
культуре, об исторической народной памяти.
Былины, исторические песни, предания,
сказки.
Нравственный смысл сказки: добро должно побеждать зло; хочешь счастья —
учись уму-разуму; не нарушай данного слова и т. д.
Народная точка зрения на добро и
зло.
Образ русского человека в произведениях устного народного творчества.
Русская литература XIX века
(Примерный перечень как дополнение и расширение тематики для 7 класса.)
Биография и творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова,
Н. А. Некрасова,
И. С. Тургенева,
К. Пруткова,
И. С. Никитина,
А. П. Чехова,
А. И. Куприна и др.
Русская литература XX века
(Примерный перечень как дополнение и расширение тематики для 7 класса.)
Биография
и
творчество
М. Горького,
В. В. Маяковского,
С. А. Есенина,
Н. А. Островского, И. А. Бунина, А. Н. Толстого, А. А. Платонова, А. А. Фадеева,
М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, К. М. Симонова, К. Г. Паустовского, Н. М. Рубцова,
Ф. А. Абрамова, В. М. Шукшина, Р. П. Погодина, Ю. М. Нагибина, В. П. Астафьева,
В. Г. Распутина, К. Булычева, Ф. А. Искандера.

Навыки чтения
Дальнейшее совершенствование сознательного, правильного, выразительного и
беглого чтения в соответствии с нормами литературного произношения.
Самостоятельное чтение текста про себя с предварительными заданиями учителя.
Самостоятельная подготовка к выразительному чтению с последующей его оценкой
классом.
Чтение по ролям и драматизация.

Работа над текстом
Совершенствование умения устанавливать смысловые связи событий, поступков
героев, выделять части текста. Определение основной мысли каждой части и
произведения в целом (с помощью учителя). Анализ (с помощью учителя) литературного
произведения с точки зрения отражения в нем нравственных истин.
Составление
характеристики героев путем отбора соответствующих мест текста для подтверждения
определенных черт характера.
Выделение авторского отношения к изображаемым
событиям и героям произведения (с помощью учителя).
Формирование умения
размышлять над поступками героев с точки зрения современной жизни.
Нахождение в тексте фрагментов описательного и повествовательного характера,
установление их различий.
Самостоятельное озаглавливание данных частей в простых
по содержанию текстах.
Отбор опорных слов в каждой части для пересказа. Пересказ
прочитанного. Составление пересказа от имени одного из героев. Творческое
4

продолжение
рассказа.
Развитие умения ставить вопросы к тексту и задавать их классу, выступая в роли
учителя. Составлять ответы на вопросы, используя сложные предложения.
Совершенствование умения работать со словом, выделять особенности речи
действующих лиц, их эмоциональное состояние. Нахождение в тексте слов и
словосочетаний, употребленных в переносном значении, установление их роли (с
помощью учителя) в описании природы, изображении событий, героев.
Использование в пересказе образных средств языка. Формирование умения выделять
незнакомые слова из текста и объяснять их.
Определение жанровых особенностей
произведения.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет, журналов.
Обсуждение прочитанного. Ведение дневников внеклассного чтения (с помощью
учителя).
ЧТЕНИЕ
9 класс
(132 ч в год, 4 ч в неделю)

Примерная тематика чтения
Русская литература XIX века

(Примерный
перечень
с
учетом
расширения
данных
биографии
и
систематизированных
разножанровых
произведений
одного
автора.)
А. С. Пушкин (поэзия, проза), Н. А. Некрасов (отрывки из поэтических произведений),
А. А. Фет, А. Н. Майков (лирическая поэзия, природа родины), И. С. Тургенев (поэзия,
отрывки из прозы), В. М. Гаршин (детская тематика, отрывки), А. П. Чехов (короткие
рассказы), Л. Н. Толстой (рассказы, отрывки), И. А. Бунин (поэзия, рассказы),
А. И. Куприн и др.
Русская литература XX века
(Примерный перечень с учетом требований современной жизни общества.)
А. Н. Толстой, А. А. Платонов, М. А. Шолохов, К. М. Симонов, А. Т. Твардовский,
В. М. Шукшин, В. П. Астафьев, В. П. Быков, Ф. А. Искандер, В. Г. Распутин и др. (В этой
части уместно отбирать литературу, корректируя ее содержание с программой по истории
для 9 класса.)

Навыки чтения
Продолжение
работы
над
техникой
чтения.
Совершенствование навыка сознательного чтения: установление логических связей
описываемых событий, определение мотивов поступков героев, подбор фактов для
подтверждения высказанной мысли, выделение основной мысли произведения (с
помощью учителя).
Развитие умения чувствовать настроение героя, понимать
отношение автора к нему и к описываемым событиям.
Составление характеристики
действующих лиц по данному плану (с помощью учителя), подбор соответствующих мест
текста для подтверждения определенных черт характера действующего лица.
Выделение в тексте описаний и повествований. Составление планов к этим типам
текстов и пересказ их по плану.
Работа над кратким пересказом и пересказом с
элементами рассуждения.
Выделение незнакомых слов в тексте, их объяснение. Работа
над образностью языка произведения.
Разыгрывание диалогов действующих лиц
произведения с сохранением авторской лексики.
Развитие умения доказывать (с
помощью учителя) принадлежность произведения или его фрагмента к определенному
5

жанру.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение художественной литературы,
статей из газет и журналов с последующим обсуждением.

2. Тематическое планирование
класс
8 класс
9 класс

Название темы
1.
2.
3.
1.
2.
3.
4.

Устное народное творчество
Русская литература XIX века
Произведения русских писателей ХХ века
Устное народное творчество
Литература XIX века
Из произведений русской литературы ХХ века
Из произведений зарубежной литературы

Количество
часов
11
53
68
13
58
42
19

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО «ЧТЕНИЮ»
8 КЛАСС (132 часов).
№
п/п
1
2-3
4
5-6
7
8-9-1011
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21-22-23
24
25-26
27
28
29

Содержание
Устное народное творчество.
Устное народное творчество.
Сказки. «Волшебное кольцо».
Пословицы и поговорки.
Баллада. В.А.Жуковский. «Перчатка».
И.З.Суриков. «Нашла коса на камень»
Былины. «Садко».

11 часов.

Русская литература Х1Х века. 53 часов.
А.С. Пушкин. Биографический очерк.
«Публичное испытание». М.Я.Басин.
«Записки о Пушкине» (отрывок). И.И.Пущин.
«Памятник».
«Во глубине сибирских руд…»
«Зимнее утро».
«И.И.Пущину».
«Няне».
«Сюжетное письмо». «Я вас любил…».
«Сказка о попе и о работнике его Балде».
Вн.чт. по творчеству А.С.Пушкина.
Обобщающий урок по творчеству А.С.Пушкина.
М.Ю.Лермонтов. Биографический очерк.
«Смерть поэта».
«Родина» (отрывок).

Кол-во
часов

Дата

1
2
1
2
1
4

1
1
1
1
1
1
1
1
1
33
1
2
1
1
1
6

30
31-3233-34
35-36
37
38
39
40
41
42
43
44-45-46
47-48-49
50
51
52
53
54-5556-5758-59
60
61-62-63
64

65
66-67
68
69-7071-72-73
74
75-7677-78
79
80-81-82
83
84
85
86-87-88
89
90-91-92
93-94
95

«Парус».
«Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника и
удалого купца Калашникова» (отрывок).

1
4

Обобщающий урок по творчеству М.Ю.Лермонтова.
И.А.Крылов. Биография.
«Волк на псарне».
«Осел и соловей».
«Муха и пчела».
Н.А.Некрасов. Биографический очерк.
«Размышления у парадного подъезда».
«В полном разгаре страда деревенская…».
«Мороз красный нос» (отрывок).
«Русские женщины» (отрывок).
И.С.Никитин. Биография.
«Русь» (отрывок).
«Утро на берегу озера».
И.С.Тургенев. Биография.
«Муму».

2
1
1
1
1
1
1
1
3
3
1
1
1
1
6

Л.Н.Толстой. Биография.
1
«После бала» (отрывок).
3
Вн.чт. по произведениям писателей Х1Х века.
1
Произведения русских писателей ХХ века. 68 часов.
Произведения русских писателей 1-ой половины ХХ века.
30 часов
А.П.Чехов. Биография.
1
«Лошадиная фамилия».
2
В.Г.Короленко. Биографический очерк.
1
«Слепой музыкант».
5
М.Горький. Биография.
«Макар Чудра».
Сергей Есенин. Биография.
«Спит ковыль…». «Пороша». «Отговорила роща золотая…».
А.П.Платонов. Биография.
«Разноцветная бабочка».
А.Н.Толстой. Биография.
«Русский характер».
Н.А.Заболоцкий. Биография.
«Некрасивая девочка».
Вн.чт. по произведениям писателей 1-ой половины ХХ века.
Произведения русских писателей 2-ой половины ХХ века.
К.Г.Паустовкий. Биографический очерк.

1
4
1
3
1
1
1
3
1
3
2
38 часов.
1
7

96-97-98
99
100-101102-103104
105
106-107108-109
110
111-112113-114115-116
117
118-119120
121
122-123124
125
126-127128-129
130
131-132

«Телеграмма».
Р.И. Фраерман. Биография.
«Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви».

3
1
5

Л.А.Кассиль. Биография.
«Пекины бутсы».

1
4

А.Т.Твардовский. Биография.
«Василий Тёркин» (отрывок).

1
6

В.М.Шукшин. Биографический очерк.
«Гринька Малюгин» (отрывок).

1
3

В.П.Астафьев. Биография.
«Далёкая и близкая сказка».

1
3

Р.П. Погодин. Биография.
«Алфред».

1
4

А.А.Суриков. «Родина».
Вн.чт. по произведениям писателей 2-ой половины ХХ века.

1
2

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО «ЧТЕНИЮ»
9 КЛАСС (132 часа).
№
п/п
1
2-3
4-5-6
7-8-9-10
11
12-13
14
15-1617-18
19
20-21
22
23-2425-2627-28

Содержание

Кол-во
часов
Устное народное творчество.
13 часов.
Устное народное творчество.
1
Русские народные песни. Колыбельные песни.
2
Былины. «На заставе богатырской».
3
Сказки. «Сказка про Василису Премудрую».
4
«Лиса и тетерев».
1
Вн. чтение по устному народному творчеству.
2
Литература Х1Х века.
58 часов.
1
Василий Андреевич Жуковский. Биографический очерк.
4
«Три пояса».
Иван Андреевич Крылов. Биографический очерк.
Басни. «Кот и повар».
А.С.Пушкин. Биографический очерк.
«Руслан и Людмила».

Дата

1
2
1
6

8

29-3031-3233-34-35
36-37
38-39
40
41
42
43
44
45-4647-48-49
50
51
52
53
54
55
56
57
58-59-60
61-62-63
64-65
66-67
68
69-70
71
72
73-7475-76
77
78-79
80
81
82
83
84-8586-87
88
89
90
91-92

«Барышня и крестьянка».

7

Обобщающий урок по творчеству А.С.Пушкина.
Вн. чтение по творчеству И. А. Крылова
М.Ю.Лермонтов. Биография.
«Тучи».
«Баллада».
«Морская царевна».
Н.В.Гоголь. Биография.
«Майская ночь или утопленница».

2
2
1
1
1
1
1
5

Н.А.Некрасов. Биография.
«Рыцарь на час».
«Саша».
А.А.Фет. Биография.
«На заре ты её не буди».
«Помню я: старушка няня».
«Это утро, радость эта».
А.П.Чехов. Биография.
«Злоумышленники».
«Пересолил».
Вн. чтение по произведениям русских писателей XIX века.
А.С.Пушкин. «Бесы».
М.Ю.Лермонтов.
Н. Некрасов. «Школьник».
А.П.Чехов. «Хирургия»
Обобщающий урок по литературе XIX века.
Из произведений русской литературы XX века.
Максим Горький. Биография.
«Песня о соколе».

1
1
1
1
1
1
1
1
3
3
2
2
1
2
1
42 часа.
1
4

В.В.Маяковский. Биография.
«Необычайное приключение, бывшее с В.Маяковским летом
на даче».
М.И.Цветаева.
«Красною кистью».
«Вчера ещё в глаза глядел».
К.Г.Паустовский. Биография.
«Стекольный мастер».

1
2

С.А.Есенин. Биография.
«Нивы сжаты, рощи голы».
«Собаке Качалова».

1
1
1

Вн. чтение по произведения С.Есенина

2

1
1
1
1
4

9

93
94-9596-97
98-99
100
101-102103-104
105
106
107
108
109
110-111112-113

М.А.Шолохов. Биография.
«Судьба человека».

1
4

Вн. чтение по произведениям М.Шолохова.
Е.И.Носов. Биография.
«Трудный хлеб».

2
1
4

Н.М.Рубцов. Биография.
«Тихая моя родина».
«Русский огонёк».
«Зимняя песня».
Ю.И.Коваль
«Приключения Васи Куролесова».

1
1
1
1
1
4

Из произведений зарубежной литературы. 19 часа.

114-115
116
117-118119-120
121
122-123124-125
126
127-128
129-130
131-132

Роберт Луис Стивенсон. «Вересковый мёд».
Эрнест Сетон-Томпсон. Биография.
«Снап. История бультерьера».

2
1
4

Джеральд Даррелл. Биография.
«Живописный жираф».

1
4

Тестирование учащихся по пройденному материалу 9 класса.
Вн. чтение по произведениям зарубежных писателей.
Вн. чтение по произведениям русских писателей ХХ века.
Ф. Искандер «Запретный плод».

1
2
2
2

Результаты овладения выявляются в ходе выполнения обучающимися разных
видов заданий, требующих верного решения: по способу предъявления (устные,
письменные, практические); по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные,
творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель
надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как
«удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты,
продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50%
заданий;
«хорошо» — от 51% до 65% заданий.
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

10

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».