РП русский язык 5-7 кл с УО

Предмет:
Класс:

русский язык

5-7

Составитель: Михайлова И.С.

Количество часов по учебному плану – 408

п. Восточный.
2017

•
•

•
•

•
•

•

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
на основании Закона РФ «Об образовании»,
на основе Федерального базисного учебного плана, утверждённого Приказом
Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1312 «Об
утверждении Федерального базисного учебного плана для образовательных
учреждений РФ, реализующих программы общего образования»,
с учётом приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г.
№889 «О внесении изменений»,
с учетом приказа Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 г. №69 «О
внесении
изменений
в
федеральный
компонент
государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки от
05.03.2004 г. №10
с учетом СанПиН 2.4.2.2821-10
в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении,
утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от
19.03.2001 № 196
Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII
вида 5-9 классы, сборник 1 под ред. В.В. Воронковой.
Программа по русскому языку в 5-9 классах специальных (коррекционных)
образовательных учреждений имеет коммуникативную направленность.
Рабочая программа составлена на основе Программы специальной
(коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов в двух
сборниках, под редакцией Воронковой В. В., Бгажноковой И.М и учебников
«Русский язык» под редакцией Н.Г.Галунчиковой, Э.В.Якубовской в 7 классе.
В программе по русскому языку выделяются два раздела (предмета): 1.
«Грамматика, правописание, развитие речи». 2. «Чтение и рзвитие речи»,
названные разделы включают учебные темы, а также перечень умений,
которыми должны овладеть учащиеся к концу каждого года обучения.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в
зависимости от учебных возможностей школьников. 1-й уровень предполагает
овладение программным материалом по указанному перечню требований, 2-й –
предусматривает уменьшенный объем обязательных умений.
Коммуникативный подход к обучению речи не может быть реализован без
усвоения некоторой суммы языковедческих знаний, так как языковая и речевая
деятельность взаимосвязаны. Реализация названного подхода предполагает
некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с

нарушением интеллекта. Работа над усвоением грамматических категорий и
орфографических правил перестает быть самоцелью, она осуществляется в
процессе формирования собственных речевых умений и навыков. Большое
значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и
орфографических правил, сколько умение применять изученный грамматикоорфографический материал в устной и письменной форме речевой практики.
Так, в теме «Звуки и буквы» дифференциация оппозиционных фонем
(мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные, раздельное и слитное
произношение согласного и гласного в слоге) приобретает значение для
практического усвоения смыслоразличительной функции этих звуков и слогов
(кадушка - катушка, семья - семя), для отработки четкости произносительных
навыков, интонационной выразительности устного высказывания.
Изучая тему «Слово», учащиеся овладевают законами образования слов,
подбирают однокоренные слова, наблюдают за единообразным написанием
гласных и согласных в корне слова, а затем в приставках и суффиксах. Учащиеся
группируют слова по определенным грамматическим признакам (выражение
предметности, единичности, множественности, родовой принадлежности и др.) и
в зависимости от лексического значения слова (например, глаголы,
обозначающие движение, речь, чувства, цвет). Внимание учащихся привлекается
к словам с противоположным и близким значением, к составлению и
употреблению слов с различным эмоционально- оценочным оттенком (дом,
домик, домище), к использованию слова в контексте художественного образа
(солнышко смеется). Старшеклассники учатся точному выбору слов для
выражения мысли, ее обозначения в предложении и тексте.
Знакомство учащихся с частями речи обязательно включает работу по
дифференциации грамматических и семантических признаков, что создает
условия для предупреждения ошибок в смешении грамматических категорий, в
их правильном использовании в речи. Например, существительное и
прилагательное со значением действия противопоставляются глаголу в
словосочетании и предложении (быстрый бег, беговая дорожка, бегать быстро).
Коммуникативная направленность обучения русскому языку наиболее
полно реализуется в теме «Предложение». У учащихся совершенствуется умение
строить разные по структуре предложения (Мне скучно без мамы. Я скучаю без
мамы). Обращается внимание на точность интонирования предложения.
Учащиеся упражняются в чтении и составлении диалогов с опорой на
иллюстрацию, на текст, на заданную речевую ситуацию.
С помощью осваиваемых языковых средств (части речи, словосочетание,
предложение) девятиклассники обучаются конструировать разнообразные
тексты.

Через все разделы программы проходит тема ознакомления учеников с
некоторыми закономерностями построения монологического высказывания. Как
показывает практика, без специального обучения школьники не могут овладеть
связной речью, опираясь только на интуитивный уровень осознания этих
закономерностей. Они должны поэтапно освоить в практической деятельности
основные законы структурирования текста.
При изучении темы «Текст» у учащихся 9 классов формируются
следующие умения:
• определять тему и главную мысль готового текста;
• выделять ведущую мысль, заключенную в отдельном предложении
текста;
• определять части текста, на их основе составлять высказывание,
используя закрепленную структуру текста: вступление, главная часть,
заключение;
• выделять из текста предложения, указывать языковые средства их связи
друг с другом, пользоваться этими средствами в устной и письменной речи;
• с помощью учителя или самостоятельно находить в тексте речевые
недочеты и исправлять их.
Упражнения в связной письменной речи (письменные пересказы, рассказы
по картине) проводятся на уроках систематически и тесно связаны с
содержанием грамматико-орфографического материала урока. Связь эта
выражается в подборе слов, словосочетаний, фрагментов предложений,
содержащих грамматико-орфографические трудности и являющихся опорами
для восстановления (пересказ) или создания (рассказ) текста.
«Связная речь с элементами творчества» представлена и в отдельном
разделе. Указанные виды работ рекомендуется проводить один раз в месяц на
специальном уроке. При выполнении самостоятельных заданий второй урок
может отводиться для работы над ошибками. В процессе этой работы следует
обращать внимание не только на орфографию, но и на стилистику текста,
отработанную на предыдущих уроках (связь слов в предложении, исключение
повторов и замена их синонимами, использование средств связи предложений,
правильное деление текста на предложения и др.).
«Деловое письмо» в 5-9 классах как область применения письменных
речевых навыков, способствующих укреплению межличностных связей в
различных жизненных ситуациях, занимает особое место в обучении русскому
языку детей с нарушением интеллекта. В связи с этим на специальные уроки
делового письма отводится 8-15 часов учебного времени в каждом классе.
Учащиеся знакомятся с различными видами деловых бумаг, их назначением,
применением, структурным содержанием, овладевают тематическим словарем и

выполняют разнообразные практические упражнения: от простого подражания
образцу до серьезного тренинга, максимально приближенного к реальным
ситуациям.
Программный материал расположен концентрически: основные части
речи,
обеспечивающие
высказывание
(имя
существительное,
имя
прилагательное, глагол)., включены в содержание 5-го и последующих классов с
постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.
5 класс. Количество часов соответствует программе. Программа
рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю). В связи с этим разделы были
увеличены.
6 класс. Количество часов соответствует программе. Программа
рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю).
7 класс. Количество часов соответствует программе. Программа
рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю).
8 класс. Количество часов соответствует программе. Программа
рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю).
9 класс. Количество часов соответствует программе. Программа
рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю).

5 класс
Тема
Предложение.
Текст.

Тематическое планирование.
Кол-во
Содержание
часов
17

Предложение как единица речи. Его смысловая и
интонационная законченность. Связь слов в предложении.
Главные и второстепенные члены предложения.
Распространенные предложения. Выражение в нем мысли

Звуки и буквы.
Текст.

13

Состав слова.
Текст

25

коротко и подробно. Порядок слов в предложении.
Построение разных по конструкции предложений из слов,
данных в нужной форме.
Предложения разные по интонации. Вопросительные и
восклицательные предложения. Знаки препинания в конце
предложения, расстановка их в диалоге.
Выделение вопросительных и восклицательных слов в
предложении. Составление разных по интонации
предложений в вопросительные предложения с помощью
данных вопросительных слов.
Отличие предложения от текста. Деление текста на
предложения. Границы предложений.
Звуки речи: гласные и согласные. Характеристика
гласных (слогообразующая роль, ударные и безударные) и
согласных (мягкие – твердые, звонкие – глухие). Буквенная
азбука – алфавит. Знакомство с орфографическим
словарем.
Мягкие и твердые согласные. Их дифференциация.
Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е,
ё, ю, я.
Разделительный ь. дифференциация слитного и
раздельного произношения согласных и гласных в слогах
(ля-лья). Употребление ь как показателя раздельного
произношения согласного и гласного. Согласные звонкие и
глухие. Их дифференциация. Установление несоответствия
звука и буквы. Правописание звонких и глухих согласных
на конце и в середине слова.
Ударные и безударные гласные. Соответствие звука и
буквы под ударением и несоответствие безударной
позиции. Введение термина орфограмма. Проверка
написания
безударной
гласной.
Непроверяемые
безударные гласные.
Различение текста и не текста. Определение темы
текста. Заголовок. Выделение основной мысли.
Корень и однокоренные слова.
Окончание как изменяемая часть слова.
Образование смысловой связи между словами с помощью
окончаний.
Приставка как часть слова. Наблюдение за изменением
значения слова в зависимости от приставки. Приставка и
предлог. Их различие. Разделительный ъ в словах с
приставками.
Суффикс как часть слова. Изменение значения слова в
зависимости от суффикса. Суффиксы с уменьшительноласкательным значением (-оньк-, -еньк-, -ушк-, -юшк-, -ик
и др.)
Правописание проверяемых безударных гласных,
звонких и глухих согласных в корнях слов путем
изменения формы слова или подбора однокоренных слов.
Установление последовательности предложений в
тексте. Связь предложений в тексте с помощью слов

Части речи. текст

46

Предложение.

12

сначала, потом, затем, наконец.
Слово как название предмета, его признака или
действия. Части речи. Имя существительное, имя
прилагательное, глагол. Их значение и вопросы как
средство для выявления этих частей речи.
Имя существительное. Значение существительных в
речи. Разделение существительных на слова различных
смысловых категорий: люди, их профессии, животные,
растения, явления природы, состояние и т.д.
Существительные одушевленные и неодушевленные,
собственные и нарицательные.
Большая буква в именах собственных. Адресные
данные.
Названия
праздников.
Изменение
имен
существительных по числам.
Нахождение смысловой связи между двумя данными
существительными (тетрадь, ошибки) и составление
предложений на основе двух слов.
Род и мен существительных. Родовые склонения.
Различие существительных по родам.
Подбор однокоренных существительных с различными
грамматическими
признаками.
Включение
их
в
предложения.
Тема и основная мысль. Отражение темы в заголовке.
Выбор заголовка, отражающего тему.
Имя прилагательное. Значение прилагательных в
речи. Признаки, обозначаемые прилагательными: цвет,
размер, форма, вкус, материал, из которого сделан
предмет, его оценочная характеристика.
Выписывание из текста словосочетаний существительных
с прилагательными. Восстановление текста по опорным
словосочетаниям. Род имен прилагательных. Его
зависимость от рода имен существительных. Родовые
окончания прилагательных. Подбор к существительным
нескольких прилагательных по смыслу (с опорой на
предмет
или
его
изображение).
Согласование
прилагательных и существительных. Распространение
предложений именами прилагательными.
Глагол. Значение глаголов в речи. Семантические
группы глаголов (глаголы движения, речи, мысли, труда,
чувств) изменение глаголов по временам. Употребление в
речи глаголов различных временных категорий. Отбор
примеров и фактов для развития основной мысли (из ряда
предложенных).
Нераспространенное и распространенное предложения.
Главные и второстепенные члены предложения (без
деления на виды). Распространение предложения с
помощью вопросов и рисунков ответы на вопрос
нераспространенным
и
распространенным
предложениями. Использование структурных схем с
изменением порядка слов в предложении. Выделение из
предложения словосочетаний. Постановка вопросов от

Повторение.
Текст.
Деловое письмо.

главного слова к зависимому. Составление предложений с
данными словосочетаниями.
Практическое знакомство с однородными членами
предложения. Дополнение предложения однородными
членами по вопросу. Постановка вопроса к однородным
членам предложения. Повторение пройденного.
8
Практические
упражнения
в
составлении
и
распространении предложений. Связь слов в предложении.
Главные и второстепенные члены предложения.
Различение предложений по интонации.
15
Адрес. Адресные данные и порядок их записи.
Восстановление нарушенного порядка адресных данных.
Индекс, его значение. Отправитель и получатель.
Тематический
словарь.
Почтовая
марка,
ее
функциональное значение. Заполнение конверта.
Поздравление. Текст поздравления, его структурные
части (обращение, поздравление, пожелание, подпись).
Дополнение
текста
поздравления
пропущенными
структурными частями. Поздравительная открытка.
Расположение частей текста поздравления на ней.
Всенародные праздники, их названия, календарные
данные. Заполнение лицевой и оборотной стороны
поздравительный открытки.
Записка. Текст записки, его структурные части
(обращение, сообщение, подпись) дополнение текста
записки
пропущенными
структурными
частями.
Составление записок на заданные темы, правильное
расположение структурных частей записки на листе
бумаги.
Письмо. Личные письма. Текст письма и его
структурные части, (приветствие с обращением,
сообщение, прощание, подпись).
Членение текста письма на структурные части и
правильное расположение их на листе бумаги. Дополнение
текста письма пропущенными структурными частями.
Преобразование повествовательного текста в тексте
письма. Коллективное сочинение письма на заданную
тему, ответов на полученное письмо.
Всего: 136 часов (4 часа в неделю)

15 часов р/р + 9 часов к.р.= 24 часа.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 5 класс

№

1
2
3
4-5
6

Содержание

Дата

Повторение. Предложение. Текст. 17 часов.
Учебник «Русский язык» как средство обучения родному зыку и речи.
Предложение как единица речи.
Связь слов в предложения.
Главные члены предложения.
Подлежащее.

7-8
9
10
11
12-13
14-15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28-29
30
31
32
33
34
35
36
37-3839
40-4142
43-4445
46
47
48-49
50
51
52
53-56
57
58

59
60
61
62
63

Второстепенные члены предложения.
Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.
Знаки препинания в конце предложения.
Вопросительные и восклицательные предложения.
Знаки препинания при диалоге.
Повторение по теме «Предложение».
Диктант по теме «Предложение».
Работа над ошибками.
Звуки и буквы. Текст. 13 часов.
Р.Р. Деление текста на предложения.
Звуки речи.
Гласные звуки.
Согласные звуки.
Мягкие и твердые согласные.
Обозначение мягкости согласных на письме буквами Ь, Е, Ё, Ю, Я.
Разделительный Ь.
Звонкие и глухие согласные.
Ударные и безударные гласные.
Р.Р. Изложение зрительно воспринятого текста.
Повторение по теме «Звуки и буквы».
Диктант по теме «Звуки и буквы».
Состав слова. Текст. 25 часов+ Деловое письмо. 3 часа.
Корень.
Однокоренные слова.
Окончание.
Р.Р. Составление рассказа по сюжетным картинкам.
Приставка.
Суффикс.ы
Правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.
Приставка и предлог.
Разделительный Ъ после приставок.
Р.Р. сочинение по картине А.А. Пластова «Фашист пролетел».
Деловое письмо. Записка. 3 часа.
Текст записки, его структурные части.
Составление записки на заданные темы.
Правильное расположение структурных частей записки на листе бумаги.
Обобщение знаний по теме «Состав слова».
Диктант по теме «Состав слова».
Работа над ошибками.
Части речи. Текст. 46 часов = деловое письмо. 12 часов.
Имя существительное. 37 часов+ Деловое письмо 12 часов.
Части речи. Нахождение различий между частями речи.
Понятие об имени существительном.
Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Собственные и нарицательные имена существительные.
Изменение имен существительных по числам.

64
65

66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83

84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100

Род имен существительных.
Правописание имен существительных мужского и женского рода с
шипящей на конце.
Деловое письмо. Адрес. 4 часа.
Адресные данные и порядок их записи.
Индекс, его значение.
Почтовая марка, ее функциональное значение.
Заполнение конверта.
Обобщение знаний по разделу «Изменение имен существительных по
числам».
Изменение имен существительных по падежам. Родительный падеж.
Дательный и винительный падежи.
Творительный и предложный падежи.
Диктант по разделу «Изменение имен существительных по падежам».
Три склонение имен существительных. Существительные 1-го склонения.
Существительные 2-го и 3-го склонения.
Р.Р. Изложение текста по опорным словам. (упр.252)
Первое склонение имен существительных в единственном числе.
Ударные и безударные окончания имен существительных 1-го склонения.
Существительные 1-го склонения в именительном, родительном и
дательном падежах.
Существительные 1-го склонения в винительном, творительном и
предложном падежах.
Обобщение по теме «1-ое склонение имен существительных в
единственном числе».
Диктант по теме «1-ое склонение имен существительных в единственном
числе».
Деловое письмо. Поздравление. 4 часа.
Текст поздравления и его части.
Поздравительная открытка.
Всенародные праздники, их названия, календарные данные.
Заполнение лицевой и оборотной стороны поздравительной открытки.
Второе склонение имен существительных в единственном числе.
Ударные и безударные окончания имен существительных 2-го склонения
единственного числа.
Существительные 2-го склонения в именительном и родительном
падежах.
Существительные 2-го склонения в дательном и винительном падежах.
Существительные 2-го склонения в творительном и предложном падежах.
Деловое письмо. Письмо. 4 часа.
Виды письма.
Текст письма и его структурные части.
Сочинение писем на заданную тему.
Сочинение ответа на письмо.
Обобщение по тмеме «Второе склонение имен существительных в
единственном числе».
Третье склонение имен существительных в единственном числе.
Существительные 3-го склонения в именительном падеже.
Существительные 3-го склонения в родительном и дательном падежах.
Существительные 3-го склонения в винительном и творительном падежах.

101
102
103
104105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120121
122123
124
125
126127
128
129
130
131
132
133
134
135
136

Существительные 3-го склонения в предложном падеже.
Р.р. Составление текста по плану.
Падежи и падежные окончания сущестивтельных.
Р.Р. Сочинение по картине ВА.Н. Комарова «Наводнение».
Обобщение по теме «Имя существительное».
Диктант по теме «Имя существительное».
Имя прилагательное. 5 часов.
Имя прилагательное как часть речи.
Грамматические признаки имени прилагательного.
Согласование прилагательного с существительным.
Р.р. Заголовок.
Диктант по теме «Имя прилагательное»
Глагол. 4 часа.
Значение глагола в речи.
Изменение глаголов по времени.
Р.Р. Основная мысль текста.
Обобщение знаний по теме «Глагол».
Предложение. Текст. 12 часов.
Главные члены предложения.
Второстепенные члены предложения.
Нераспространенные и распространенные предложения.
Однородные члены предложения.
Запятая между однородными членами.
Одиночный союз И между однородными членами предложения.
Р.Р. Изложение текста воспринятого на слух.
Обобщение знаний по теме «Предложение».
Диктант по теме «Предложение».
Повторение. Текст. 8 часов.
Состав слова.
Р.р. Написание рассказа по плану. (упр.403)
Части речи.
Падежи имен существительных.
Р.Р. Составление текста при помощи слов СНАЧАЛА, ПОТОМ, ЗАТЕМ,
НАКОНЕЦ. (упр. 410)
Предложение.
Р.Р. Сочинение по картине С.А. Григорьева «Вратарь».
Диктант за год.
Всего 136 часов (4 часа в неделю).

Основные требования к умениям учащихся

1-й уровень:
 списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно
сложные слова – по слогам;

 писать под диктовку текст, включающий слова с изученными
орфограммами (35-40 слов);
 объяснять исправленную орфографическую ошибку;
 пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством
учителя;
 различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол)
по вопросам, с опорой на таблицу;
 составлять пересказ текста по вопросам и записывать его под
руководством учителя (до 45 слов);
 правильно записывать свой домашний адрес.
2-й уровень:
 списывать слова, словосочетания и короткие предложения по слогам;
 писать под диктовку отдельные слова и короткие предложения с
предварительным разбором изученных орфограмм;
 участвовать в обсуждении темы текста;
 правильно записывать свой домашний адрес.

6 класс
Тематическое планирование.
Тема
Повторение.

Кол-во
часов
4

Содержание
Повторение. Предложение. Главные члены предложения.

Предложение.
Звуки и буквы.
Текст

7

Состав слова

19

Второстепенные члены предложения. Однородные члены
предложения. Знаки препинания при однородных членах
предложение.
Повторение.
Звуки
гласные
и
согласные.
Их
дифференциация по наличию и отсутствию преграды.
Ударные и безударные гласные. Написание ударных
гласных в соответствии с произношением (произносим —
слышим — пишем). Несоответствие звука и буквы в
безударном положении (произносим — сомневаемся —
решаем орфографическую задачу). Проверка безударной
гласной изменением формы слова и подбором
родственных
слов.
Звонкие
и
глухие
согласные.
Написания,
соответствующие
и
не
соответствующие
их
произношению. Правописание сомнительных согласных
(произносим — сомневаемся — решаем орфографическую
задачу). Проверка сомнительной согласной изменением
формы
слова
и
подбором
родственных
слов.
Непроизносимые согласные. Выделение проверочного
слова
в
однокоренных
словах.
Составление словаря с двойными согласными в корне.
Размещение слов по алфавиту. Выбор слов по
определенной теме, составление рассказа по опорным
словам.
Последовательное изложение темы текста. Заголовок,
отражающий тему или основную мысль. Дополнение
текста несколькими предложениями (2—3), развивающими
основную мысль. Нахождение в тексте слов с изученными
орфограммами.
Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка,
суффикс. Изменение лексического значения слова в
зависимости от приставки и суффикса. Слова с
суффиксами оценки (-оньк- — -еньк-, -ик, -ок, -к-, -ушк— -юшк-, -ищ- и др.). Их употребление в речи.
Правописание безударных гласных и сомнительных
согласных в корне. Дифференциация способов проверки.
Непроизносимые
согласные.
Слова с двойными согласными в корне и на стыке
корня и суффикса (осенний, длинный). Составление
словаря
наиболее
употребительных
слов.
Приставка
и
предлог.
Правописание приставок с а и о, приставка пере-.
Единообразное написание приставок на согласные вне
зависимости от произношения (с-, в-, под-, над-, от-).
Разделительный твердый знак (ъ) в словах с
приставками.
Тема и основная мысль текста: определение в данных
парах заголовков темы или основной мысли («Лесные
малыши», «Будь другом леса»). Составление короткого
текста в зависимости от заданного заглавия (отражение
темы или идеи).

Части речи

61

Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Их
дифференциация
в
предложении.
Имя
существительное.
Значение
в
речи.
Наблюдение за многозначными словами. Составление с
ними
словосочетаний.
Основные
грамматические
признаки
существительного:
род,
число,
падеж.
Существительные собственные и нарицательные.
Кавычки в именах собственных (названия книг, газет,
журналов).
Существительные с шипящей на конце. Их
правописание.
Три типа
склонения
имен существительных.
Упражнения в выделении безударных падежных
окончаний
существительных.
Наблюдение
за
единообразным написанием ударных и безударных
падежных
окончаний.
Правописание безударных падежных окончаний
существительных 1, 2, 3-го склонения в единственном
числе. Проверка безударных окончаний каждого типа
склонения способом подстановки существительного того
же склонения и падежа с ударным окончанием (на
родине — на земле, на дереве — на окне и т. д.).
Упражнения в составлении различных словосочетаний
с опорой на картинку, на заданную тему, произвольно.
Постановка вопросов от главного слова к зависимому.
Составление коротких рассказов с использованием
разных средств связи: текстовых синонимов, местоимений,
наречий (без терминов), существительных в различных
падежах — по картинке, по предложенной ситуации и по
опорным
словам-существительным.
Имя
прилагательное.
Значение
в
речи.
Дифференциация существительных и прилагательных,
обозначающих цвет (красный — краснота), форму
(круглый — круг), настроение (радостный — радость) и
т. д.
Составление словосочетаний с прилагательными,
употребленными в переносном значении. Сопоставление
прямого и переносного значения прилагательных.
Упражнения в составлении предложений с подобранными
словосочетаниями.
Род имен прилагательных, его зависимость от рода
существительных. Согласование прилагательных с
существительными
в
роде.
Родовые окончания прилагательных: ударные и
безударные. Правописание прилагательных среднего рода
с
основой
на
шипящий
(свежее,
хорошее).
Число
имен
прилагательных.
Согласование
прилагательных
с
существительными
в
числе.
Распространение текста именами прилагательными. Их
правильное согласование с существительными в роде и
числе.

Предложение.

18

Понятие
о
склонении
прилагательных.
Упражнения
в
постановке
вопросов
от
существительного к прилагательному в косвенных
падежах. Наблюдение за окончанием вопроса и
окончанием
прилагательного.
Описание
предмета:
выделение
признаков,
характеризующих предмет или его части, выбор нужного
прилагательного, использование образных средств языка
(слова
в
переносном
значении,
сравнения).
Глагол.
Значение
в
речи.
Дифференциация глаголов, существительных и
прилагательных,
обозначающих
однотипные
семантические группы (свет — светить, светлый).
Времена глаголов (настоящее, прошедшее, будущее).
Их различение по вопросам и значению. Употребление в
речи глаголов различных временных категорий.
Число глаголов. Согласование глаголов прошедшего
времени с существительными в роде и числе.
Составление словосочетаний глаголов в различных
временных формах с именами существительными,
отвечающими
на
вопросы
косвенных
падежей.
Употребление глаголов в переносном значении.
Включение их в текст. (Зима пришла, раскинулась по полям
и лесам. Снег горит на солнце. Деревья надели белые
пушистые
шапки.)
Составление рассказа по картинке с бытовым сюжетом.
Правильное использование временных форм глагола.
Различение предложений в зависимости от цели
высказывания:
повествовательные,
вопросительные,
восклицательные.
Правильное
их
интонирование.
Логическое
ударение
в
предложениях.
Простое предложение с однородными членами.
Перечисление без союзов и с одиночным союзом и.
Интонация
перечисления.
Однородные члены предложения с союзами а, но.
Интонация
сопоставления.
Выбор лексического материала для построения
различных предложений в зависимости от речевой
ситуации (говорить о деле, живо о чем-то рассказывать,
что-то доказывать). Составление диалогов с речевыми
задачами: хочу сообщить, хочу рассказать, хочу убедить.
Практическое
знакомство
с
обращением.
Интонационные особенности. Культура речи при
обращении. Место обращения в предложении. Знаки
препинания.
Составление коротких повествовательных текстов с
последовательным, развертыванием событий или действий
во времени. Использование соответствующих средств
связи предложений в тексте: однажды, утром, вечером
или
сначала,
потом,
затем,
наконец.
Исправление в тексте нарушений в логике и
последовательности высказывания (с помощью учителя).

Нахождение в тексте речевых недочетов, вызванных
неточным или неправильным употреблением слов,
неоправданным
повтором,
нарушением
границ
предложений,
неверным
употреблением
слов,
связывающих одно предложение с другим.
Связная речь

18

Повторение.

9

ИТОГО: 136 часов

Работа с деформированным текстом.
Распространение текста путем включения в него имен
прилагательных.
Изложение рассказа по коллективно составленному плану
(примерная тематика: общественные дела, достойный
поступок товарища и т.д.).
Составление рассказа по картине по коллективно
составленному плану.
Составление рассказа по картине и данному началу с
включением в рассказ имен прилагательных.
Составление рассказа по опорным словам и данному
плану.
Составление
рассказа
с
помощью
учителя
по
предложенным темам («Прогулка в лес», «Летом на реке»,
«Лес осенью», «Катание на лыжах» и др.).
Сочинение по коллективно составленному плану на
материале
личных
наблюдений,
практической
деятельности.
Деловое письмо: письмо товарищу, заметка в стенгазету (о
проведенных мероприятиях в классе, хороших и плохих
поступках детей и др.), объявление (о предстоящих
внеклассных и общешкольных мероприятиях).
Практические
упражнения
в
составлении
и
распространении предложений. Связь слов в предложении.
Главные и второстепенные члены предложения.
Различение предложений по интонации.

12 часов р/р + 7 часов к.р.= 19 часов.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК». 6
класс
№
Содержание
Дата
Повторение. Предложение. 4 часа.
1
Главные и второстепенные члены предложения.

2
3
4

5
6
7
8
9
10
11
12
13-14
15-16
17-18

Распространенные и нераспространенные предложения.
Однородные члены предложения.
Знаки препинания при однородных членах предложения.
Звуки и буквы. 7 часов. + Связная речь. 1 час
Связная речь
Работа с деформированным текстом.
Звуки и буквы.
Алфавит. Звуки гласные и согласные.
Гласные ударные и безударные. Согласные твёрдые и мягкие.
Правописание звонких и глухих согласных. Письмо по памяти.
Разделительный Ь и Ъ знак.
Непроизносимый согласный в слове.
Диктант по теме «Звуки и буквы».
Работа над ошибками.
Состав слова. 20 часов + Связная речь. 3 часа
Корень и однокоренные слова.
Правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание звонких и глухих согласных в коне слова.

19-20
21-22
23

Непроизносимые согласные в корне слова.
Образование слов при помощи приставки.
Приставка и предлог.

24-25
26
27
28
29

Разделительный Ъ знак после приставок.
Правописание приставок.
Образование слов при помощи суффикса.
Р.Р. Составление рассказа по опорной картинке.
Окончание.
Связная речь. 3 часа
Составление рассказа по предложенным темам («Лес осенью»).
Составление рассказа по картине по коллективно составленному
плану.
Работа с деформированным текстом.
Повторение по теме «Состав слова»
Диктант по теме «Состав слова».
Работа над ошибками.
Части речи. 61 час. + Связная речь. 6 часов
Части речи.
Имя существительное.
Имя прилагательное.
Глагол.
Р.Р. Составление плана текста.
Грамматические признаки имени существительного.
Имена собственные.
Правописание имен собственных.
Правописание существительных женского рода с шипящей на конце.
Правописание существительных мужского рода с шипящей на конце
Склонение имен существительных в единственном числе.
Правописание падежных окончаний имен существительных.
Правописание падежных окончаний имен существительных 1

30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48

49
50
51-52
53-54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68-69
70
71
72
73
74-75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89

склонения.
Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го
склонения.
Правописание падежных окончаний имен существительных 3-го
склонения.
Обобщение по теме «Склонение имен существительных в
единственном числе».
Р.Р. Сочинение по коллективно составленному плану на материале
личных наблюдений «Изменения в природе».
Склонение имен существительных во множественном числе.
Существительные множественного числа в форме дательного падежа.
Существительные множественного числа в форме винительного
падежа.
Существительные множественного числа в форме родительного
падежа.
Р.Р. Запись текста по памяти (упр.№180).
Обобщение по теме «Склонение имен существительных во
множественном числе».
Повторение по теме «Имя существительное».
Диктант по теме «Имя существительное».
Работа над ошибками
Имя прилагательное.
Грамматические признаки имени прилагательного.
Изменение имен прилагательных по родам.
Имя прилагательное мужского рода.
Правописание ударных и безударных окончаний имен
прилагательных в мужском роде.
Р.Р. Сочинение по картине В.М. Васнецова «Иван – царевич на Сером
волке».
Имя прилагательное женского рода.
Имя прилагательное среднего рода.
Правописание безударных окончаний имен прилагательных среднего
рода.
Изменение имен прилагательных по числам.
Имена прилагательные множественного числа.
Правописание окончаний имен прилагательного среднего рода в
единственном и множественном числе.
Обобщение по теме «Имя прилагательное».
Диктант по теме «Имя прилагательное».
Работа над ошибками.
Склонение имен прилагательных в единственном числе.
Именительный и винительный падежи имен прилагательных
мужского и среднего рода
Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.
Правописание безударных окончаний имен прилагательных мужского
и среднего рода в дательном падеже после шипящих.
Творительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.
Предложный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.
Предложный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.
Склонение имен прилагательных женского рода.
Винительный падеж имен прилагательных женского рода.

90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103104
105
106
107
108
109
110
111
112113
114
115116
117
118
119
120
121
122123
124125
126
127
128

129

Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Родительный и предложный падежи
Дательный и творительный падежи
Обобщение по теме «Склонение имен прилагательных во
множественном числе.
Повторение по теме «Части речи».
Диктант по теме «Части речи».
Работа над ошибками.
Связная речь. 6 часов
Составление рассказа по картине и данному началу с включением в
рассказ имен прилагательных.
Сочинение рассказа по предложенному плану «В ожидании чуда»
(упр.№233).
Распространение текста путем включения в него имен
прилагательных.
Деловое письмо: письмо товарищу, заметка в стенгазету.
Изложение рассказа по коллективно составленному плану.
Составление рассказа по опорным словам и данному плану.
Предложение. Текст. 18 часов.
Р.Р. Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри».
Однородные члены предложения.
Знаки препинания при однородных членах предложения.
Союзы А, НО между однородными членами предложения.
Одиночный союз И между однородными членами предложения.
Р.Р. Восстановление текста по картинкам.
Сложное предложение.
Знаки препинания в сложном предложении.
Союзы И, А, НО между частями сложного предложения. Знаки
препинания при них.
Р.Р. Составление рассказа по картинкам и схемам. (упр.413)
Обращение. Знаки препинания при нем.
Повторение по теме «Предложение».
Диктант по теме «Предложение».
Работа над ошибками.
Связная речь. 7 часов.
Работа с деформированным текстом.
Распространение текста путем включения в него имен
прилагательных.
Изложение рассказа по коллективно составленному плану (примерная
тематика: общественные дела, достойный поступок товарища и т.д.).
Сочинение по картине по коллективно составленному плану.
Составление рассказа по картине и данному началу с включением в
рассказ имен прилагательных.
Составление рассказа по опорным словам и данному плану.
Составление рассказа с помощью учителя по предложенным темам
(«Прогулка в лес», «Летом на реке», «Лес осенью», «Катание на
лыжах» и др.).
Сочинение по коллективно составленному плану на материале личных

130

131
132
133
134
135
136.

наблюдений, практической деятельности.
Деловое письмо: письмо товарищу, заметка в стенгазету (о
проведенных мероприятиях в классе, хороших и плохих поступках
детей и др.), объявление (о предстоящих внеклассных и
общешкольных мероприятиях).
Повторение. 9 часов.
Главные и второстепенные члены предложения.
Распространенные и нераспространенные предложения.
Обобщение за год.
Диктант за год.
Работа над ошибками.
Итоговый урок.

Основные требования к умениям учащихся
1-й уровень

-- писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами
(40 – 50 слов);
-- находить способ решения орфографических задач в часто встречающихся
словах;
-- пользоваться школьным орфографическим словарем;
-- подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;
-- участвовать в составлении плана к тексту;
-- восстанавливать текст по опорным словам, словосочетаниям;
-- писать и правильно оформлять поздравительную открытку.
2-й уровень
-- писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным
анализом;
-- решать орфографические задачи с помощью учителя;
-- подбирать однокоренные слова с помощью вопроса;
-- различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя;
-- участвовать в составлении поздравительной открытки;

7 класс
Тематическое планирование.

Тема
Повторение.
Звуки и буквы.
Текст.

Кол-во
часов
15

Слово

20

Части речи

84

Содержание
Повторение. Алфавит. Гласные и согласные. Звуковая
дифференциация языка. Нахождение орфограммы в слове.
Употребление разделительных Ъ и Ь знака. Простое
предложение
и
сложное.
Распространенное
и
нераспространенное. Однородные члены предложения без
союзов, с одиночным союзом И. знаки препинания.
Обращение.
Корень. Приставка. Суффикс. Окончание. Графическое
определение частей слова. Образование разных частей
речи с помощью приставок. Образование разных частей
речи с помощью суффиксов. Гласные и согласные в корнях
однокоренных слов. Способы проверки орфограмм в
корне. Разделительный Ъ после приставок. Сложные слова
с соединительными гласными О, Е.
Части речи, их различение.
Имя
существительное,
его
значение
в
речи.
Существительные м.р. и ж.р. Шипящая на конце
существительных. Сравнительный оборот с союзом КАК.
Грамматические признаки существительного. Три типа
склонения существительного. Ударные и безударные
падежные окончания.
Имя прилагательное, его значение в речи. Описание
предмета с помощью словосочетаний с прилагательными.
Согласование прилагательного и существительного.
Падежные окончания прилагательных м.р. и ж.р.
Дифференциация окончаний ед.ч. и мн.ч. склонение
прилагательных
ж.р..
постановка
вопросов
от
существительного к прилагательному в косвенном падеже.
Правописание падежных окончаний прилагательных в
ед.ч. проверка безударных окончаний прилагательных с
помощью
вопроса.
Распространение
предложений
однородными членами, выраженными прилагательными в
заданной падежной форме.
Глагол. Значение глаголов в речи. Использование глаголов
для выражения сравнения. Время и число глаголов.
Изменение глаголов по числам. Согласование глаголов
прошедшего времени с существительными в роде и числе.
Начальная форма глагола (неопределенная форма) на –ть, ться, -ти, -чь, -чься (что делать? Что сделать?).
Постановка глаголов в начальную форму. Правописание
частицы не с глаголами. Значение отрицания.
Правописание глаголов 2 лица единственного числа. 1, 2, 3
лицо глагола.
Местоимение. Значение в речи. Правильное соотнесение
местоимений с существительными. Личные метсоимения
1, 2, 3, лица единственного и множественного числа.
Употребление местоимения 2 лица множественного числа.
Культура речи. Изменение местоимений 3 лица
единственного числа по родам. Местоимение как средство
связи предложений в тексте. Членение текста

Предложение

14

объяснительной записки.
Простое
предложение
с
однородными
членами
предложения. Простое предложение с однородными
членами. Распространение предложений однородными
членами. Однородные члены предложения с союзами А,
НО. Знаки препинания при них. Обращение. Знаки
препинания при нем. Сложное предложение без союзов и с
союзом И. знаки препинания, смысловая интонация.
Законченность сложного предложения.

ИТОГО: 136 часов. (14 часов – р.р, 6 часов – к.р.)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК». 7
класс
№
Содержание
Дата

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.

Повторение. 15 часов (2 часа -Р.Р.)
Звуковая характеристика языка: гласные и согласные звуки, ударные
и безударные гласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные.
Дифференциация звуков.
Нахождение орфограммы в слове, общий способ решения
орфографических задач.
Употребление разделительных ь и ъ в словах.
Работа со школьным орфографическим словарем. Алфавит.
Текст. Повторение пройденного.
Повторение. Простое предложение, нераспространённое и
распространённое.
Однородные члены предложения без союзов, с одиночным союзом и.
Знаки препинания.
Распространение предложений однородными членами предложения.
Составление предложений с заданными однородными членами
предложения.
Обращение, его место в предложении. Употребление обращения в
диалоге.
Текст. Дополнение текста фактами, подтверждающими основную
мысль (с опорой на рисунки).
Диктант по теме «Повторение».
Анализ диктанта, работа над ошибками.
Р.р. Адрес. Повторение. Дополнение тематического словаря
адресными данными.
Р.р. Поздравление. Повторение. Профессиональные праздники.
Внесение личностно значимых профессиональных праздников в
календарь памятных дат.
Слово. 20 часов (1 час – Р.Р.)
Корень. Определение. Графическое изображение.
Приставка. Определение. Графическое изображение.
Суффикс. Определение. Графическое изображение
Окончание. Определение. Графическое изображение
Образование разных частей речи с помощью приставок.
Образование разных частей речи с помощью суффиксов.
Единообразное написание гласных и согласных в корнях
однокоренных слов.
Способы проверки орфограмм в корне слова.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Разделительный твёрдый знак после приставок
Сложные слова с соединительными гласными о, е.
Обогащение словаря сложными словами, их активизация.
Объяснение значения данных слов (по образцу).
Составление словосочетаний с данными словами, включение их в
текст.
Текст. Повторение пройденного.
Р.р. Самостоятельное изложение повествовательного текста с
предварительным анализом, составлением плана и опорными словами.
Упражнения на закрепление
Пробное изложение
Анализ изложения, работа над ошибками.
Упражнения на закрепление

36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.

51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.

58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.

Состав слова, однородные предложения, члены предложения.
Части речи. 84 часа (9 часов - Р.Р.)
Части речи. Их различение. Составление словосочетаний, состоящих
из разных частей речи.
Существительное. Значение существительных в речи.
Описание картин окружающей действительности существительными
Существительные мужского и женского рода с шипящей на конце.
Существительные мужского и женского рода с шипящей на конце.
Образование сравнительных оборотов с союзом как (один предмет
похож на другой: глаза как бусинки).
Основные грамматические признаки существительного: род, число,
падеж.
Различение существительных по родам в словосочетаниях,
правописание.
Три типа склонения существительных
Ударные и безударные падежные окончания.
Правописание безударных падежных окончаний имён
существительных 1 склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имён
существительных 2 склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имён
существительных 3 склонения.
Проверка безударных окончаний существительных каждого типа
склонения способом подстановки существительного того же
склонения и падежа с ударным окончанием (по дороге - по земле, на
дереве – на окне).
Р.р.Продолжение рассказа по данному началу и плану последующих
частей.
Р.р. Записка. Повторение. Записка – извинение, запискаблагодарность.
Распространение предложений однородными членами, выраженными
существительными в заданной падежной форме.
Повторение по теме: «Имя существительного»
Диктант по теме: «Имя существительное»
Анализ диктанта, работа над ошибками.
Текст. Установление последовательности фактов, подтверждающих
основную мысль в тексте. Связь между ними с помощью слов сначала,
потом, затем, наконец.
Р.р. Изложение описательного текста (описание природы) с
предварительным анализом и опорой на план – схему.
Р.р. Написание изложения.
Имя прилагательное. Значение прилагательных в речи.
Описание предмета и его частей словосочетаниями с
прилагательными.
Использование прилагательных для выражения сравнения.
Согласование прилагательных существительными в роде и числе.
Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и
среднего рода.
Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и
среднего рода.
Дифференциация окончаний единственного и множественного числа:

67.
68.
69.

70.
71.

72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.

87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.

- ее, - ие.
Склонение прилагательных женского рода.
Склонение прилагательных женского рода.
Р.р. Коллективное сочинение по картине бытового жанра с
предварительным анализом, составлением плана опорой на схему,
отбором речевого материала.
Р.р. Письмо.
Повторение.
Постановка вопросов от существительного к прилагательному в
косвенных падежах.
Наблюдение за окончанием вопроса и окончанием прилагательного.
Постановка вопросов от существительного к прилагательному в
косвенных падежах.
Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном
числе.
Проверка безударных окончаний прилагательных с помощью вопроса.
Распространение предложений однородными членами, выраженными
прилагательными в заданной падежной форме
Упражнения на закрепление «Прилагательное».
Диктант по теме: «Прилагательное».
Анализ диктанта, работа над ошибками.
Текст. План текста. Деление главной части плана на подпункты,
отражающие последовательность предъявляемых фактов (примеров).
Глагол. Значение глаголов в речи.
Использование глаголов для выражения сравнения (прыгает, как
мячик).
Время и число глаголов.
Время и число глаголов.
Изменение глаголов по числам
Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в
роде и числе.
Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в
роде и числе.
Начальная форма глагола (неопределенная форма) на –ть, -ться, -ти, чь, -чься (что делать? Что сделать?).
Начальная форма глагола (неопределенная форма) на –ть, -ться, - ти,
-чь, - чься (что делать? что сделать?).
Постановка глаголов в начальную форму.
Постановка глаголов в начальную форму.
Правописание частицы не с глаголами. Значение отрицания.
Правописание частицы не с глаголами. Значение отрицания.
Правописание глаголов 2 лица единственного числа
1 лицо глагола.
2 лицо глагола.
3 лицо глагола.
Р.р. Объявление..
Повторение по теме: «Глагол».
Диктант по теме «Глагол»
Анализ диктанта, работа над ошибками.
Местоимение. Значение личных местоимений в речи.

102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.

115.

116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.
134.
135.

Правильное соотнесение местоимений с существительными.
Личные местоимения 1,2,3 лица единственного и множественного
числа.
Личные местоимения 1, 2, 3 лица единственного и множественного
числа.
Употребление местоимения 2 лица множественного числа (вы, Вы).
Игра «Местоимения – это …. «
Конференция: «Части речи;
Употребление местоимения 2 лица множественного числа (вы, Вы).
Культура речи при обращении к нескольким лицам и к одному
человеку.
Культура речи при обращении к нескольким лицам и к одному
человеку.
Употребление местоимения 2 лица множественного числа.
Изменение местоимений 3 лица единственного числа по родам
Изменение местоимений 3 лица единственного числа по родам.
Р.р. Коллективное сочинение по картине (описание пейзажа) с
предварительным анализом, составлением плана, опорой на схему,
отбором речевого материала.
Р.р. Коллективное сочинение по картине (описание пейзажа) с
предварительным анализом, составлением плана, опорой на схему,
отбором речевого материала.
Использование местоимений как средства связи предложений в
тексте.
Замена местоимениями повторяющихся существительных и
словосочетаний с ними в рядом стоящих предложениях.
Повторение по теме «Местоимения»
Повторение по теме «Местоимения»
Диктант по теме «Местоимение»
Анализ диктанта, работа над ошибками.
Предложение. 14 часов (2 часа – Р.Р.)
Р.р. Объяснительная записка.
Р.р. Членение текста объяснительной записки на структурные части и
правильное расположение их на листе бумаги.
Простое предложение с однородными членами.
Простое предложение с однородными членами (перечисление без
союзов и с одиночным союзом и). Знаки препинания.
Распространение предложений однородными членами, выраженными
разными частями речи.
Однородные члены предложения с союзами а, но. Интонация
сопоставления. Знаки препинания.
Обращение. Место обращения в предложении. Знаки препинания.
Культура речи при обращении.
Сложное предложение без союзов и с союзом и. Знаки препинания.
Сравнение сложного предложения с простым предложением.
Смысловая и интонационная законченность сложного предложения.
Составление сложных предложений с опорой на рисунки и схему
сложного предложения.
Повторение по теме «Предложение».
Диктант по теме «Предложение»
Анализ диктанта, работа над ошибками.

136.

Итоговый урок

Основные требования к умениям учащихся
1-й уровень
-- писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами
(40 – 50 слов);

-- находить способ решения орфографических задач в часто встречающихся
словах;
-- пользоваться школьным орфографическим словарем;
-- подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;
-- участвовать в составлении плана к тексту;
-- восстанавливать текст по опорным словам, словосочетаниям;
-- писать и правильно оформлять поздравительную открытку.
2-й уровень
-- писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным
анализом;
-- решать орфографические задачи с помощью учителя;
-- подбирать однокоренные слова с помощью вопроса;
-- различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя;
-- участвовать в составлении поздравительной открытки;

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 п. Восточный
Сосьвинского городского округа

«Согласовано»
Руководитель МО
Сакирко Л.Н.
Протокол № ____
от «____» ________2017г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УР
МБОУ СОШ № 1
п. Восточный
Хисамудинова И.Г.
от «____» ________2017г.

«Утверждено»
Директор МБОУ СОШ № 1 п.
Восточный
Хисамудинов А.Р.
Приказ № _____
от «____» ________2017г.

Рабочая программа
учебного предмета

Предмет:
Класс:

чтение

5-7

Составитель: Михайлова И.С.

Количество часов по учебному плану – 408

п. Восточный.
2017

Пояснительная записка

Программа по русскому языку в 5-9 классах специальных (коррекционных)
образовательных учреждений имеет коммуникативную направленность.
В программе по русскому языку выделяются два раздела (предмета): 1.
«Грамматика, правописание, развитие речи». 2. «Чтение и развитие речи»,
названные разделы включают учебные темы, а также перечень умений,
которыми должны овладеть учащиеся к концу каждого года обучения.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в
зависимости от учебных возможностей школьников. 1-й уровень предполагает
овладение программным материалом по указанному перечню требований, 2-й –
предусматривает уменьшенный объем обязательных умений.
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 5-9 классов
составлена
на
основе
Программы
специальных
(коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида, допущенной Министерством
образования и науки Российской Федерации под редакцией А.К. Аксеновой, Н.Г.
Галунчиковой.
Обучение чтению в 5-9 классах направлено на решение следующих задач:
 формировнаие и дальнейшее совершенствование навыка полноценного
чтения как основы понимания художественного текста;
 развитие и коррекция недостатков психического, в том числе речевого,
развития, формирование речи как средства общения;
 воспитание нравственных качеств личности, усвоение нравственных
ценностей, содержащихся в художественном произведении, осмысление
нравственных понятий.
В круг чтения, определяемый примерной тематикой, включены
произведения, представляющие разные области словесно-литературного
творчества: фольклор, произведения русской классической и современной
литературы, а также произведения зарубежных авторов или отрывки из этих
произведений.
Наряду с изучением художественной литературы обучающиеся 5 классов
знакомятся с биографическими справками о жизни и творчестве поэтов и
писателей.
Требования, предъявляемые к качествам, характеризующим навык
полноценного чтения (правильность, беглость, осознанность и выразительность),
отражены в разделе «Навыки чтения».
Продолжается последовательная работа по овладению учащимися
навыками синтетического чтения: от чтения целыми словами (5 класс) к
плавному чтению отдельными словосочетаниями (6 класс) и короткими
предложениями (7-9 класс).

Чтение - один из видов речевой деятельности, основу которого составляет
комплекс коммуникативно-речевых умений и навыков, формируемых у
учащихся в процессе обучения. В связи с этим определяющим подходом к
урокам чтения, так же как и к урокам русского языка, является коммуникативноречевой. Он предполагает обучение детей опосредованному взаимодействию с
текстом (воображаемый диалог с автором), в ходе которого ученики не только
отвечают на вопросы по прочитанному тексту, но и самостоятельно их задают,
учатся прогнозировать содержание по иллюстрации, на основе диалогов героев и
т. д.
Основным видом чтения остается чтение вслух, поскольку учащиеся с
нарушением интеллекта значительно хуже понимают содержание текста,
прочитанного про себя. Вместе с тем чтение вслух непродуктивно как для
отработки темпа чтения, так и в жизненной практике. Поэтому программа
ориентирует учителя на формирование у старшеклассников умения чтения про
себя. Акцент в ней делается на увеличении объема читаемого текста и
поощрении самостоятельности чтения.
Обучение чтению в 5-9 классах делится на два этапа: в 5-7 классах –
продолжение объяснительного чтения, начатого в начальной школе; в 8-9
классах – литературное чтение, которое продолжается и в последующих классах.
Программа по чтению так же, как и программа по грамматике и
правописанию, построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению.
По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой
деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с
этим придается большое значение работе с авторским слово (воображаемый
диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить
вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь
естественного общения, а также пересказыывать текст полно, кратко,
выборочно, от лица различных героев произведения, активно используя лексику
и образные выражения текста.
Следуя основным положениям уроков литературного чтения, учитель
знакомит учащихся с краткими биографическими сведениями об авторе,
включающими информацию об обстоятельствах создания изучаемого
произведения. На этапе литературного чтения они знакомятся с некоторыми
литературоведческими понятиями, которые отрабатываются в процессе чтения и
анализа художественного произведения. Это жанры народного творчества:
сказка, былина, песня, пословица, загадка; виды сказок (волшебные, бытовые,
сказки про животных); языковые особенности сказки (присказка, зачин,
троекратные повторы); жанры художественных произведений (литературная
сказка, рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма). Структурно раздел

«Литературное чтение» разделен на следующие темы: «Устное народное
творчество», «Произведения писателей России XIX века», «Произведения
писателей России ХХ века», «Произведения зарубежных писателей».
С произведениями зарубежных авторов учащиеся знакомятся на этапе
объяснительного чтения. Эти произведения могут быть представлены в виде
самостоятельного раздела или включены в содержание других близких по
тематике разделов.
Внеклассное чтение в специальной (коррекционной) школе VIII вида носит
рекомендательный
характер
с
постепенным
увеличением
доли
самостоятельности учащихся в чтении дополнительной литературы. С 8 класса
вводится чтение статей периодической печати.
По мере перехода учащихся из класса в класса уменьшается помощь
учителя в составлении отзывов и аннотаций на читаемы произведения.
Вместе с тем (с учетом сложности контингента учащихся) творческие
работы по освоению литературных текстов могут выполняться коллективно.
5 класс. Количество часов соответствует программе. Программа
рассчитана на 136 часа (4 часа в неделю).
6 класс. Количество часов соответствует программе. Программа
рассчитана на 136 часа (4 часа в неделю).
7 класс. Количество часов соответствует программе. Программа
рассчитана на 136 часа (4 часа в неделю).
8 класс. Количество часов соответствует программе. Программа
рассчитана на 136 часа (4 часа в неделю).
9 класс. Количество часов не соответствует программе. Программа
рассчитана на 132 часа (4 часа в неделю).

Тема
Устное народное

5 класс
Тематическое планирование.
(136 часов в год, 4 часа в неделю)
Кол-во Содержание
часов
25
Считалки, загадки, пословицы,. Сказки.

творчество.
Люблю природу
русскую.

39

Удивительные
животные.
Спешите делать добро.

13

Весело всем.

4

Вечный свет подвига.

16

Писатели мира - детям

13

26

Представления о добре и зле.
Рассказы, стихи, сказки и научно –
популярные статьи о природе в разные
времена года, о красоте родной земли,
олицетворение природы в представлениях
наших предков (духи леса, воды, земли).
Светские и православные праздники в
разные времена года. Труд и развлечения
детей, их помощь взрослым.
Рассказы, басни и стихи о повадках
животных, об отношении к ним человека.
Рассказы, стихи, народные и
литературные сказки, помогающие
освоению нравственных эталонов,
принятых в обществе людей.
Рассказы, стихи, сказки, помогающие
увидеть смешное в событиях, поступках
людей и поведении животных.
Рассказы, стихи, научно-популярные
статьи о подвигах защитников Отечества.
Детские рассказы, стихи, сказки о жизни
детей в разных странах.

Основные требования к умениям учащихся.

1-й уровень:
 правильно читать доступный текст вслух целыми словами, в
трудных случаях – по слогам;
 читать про себя, выполняя аналитические задания к тексту;

 отвечать на вопросы учителя;
 пересказывать текст по плану с помощью учителя, используя
опорные слова, а несложные тексты – самостоятельно;
 выражать свое отношение к поступкам героев и событиям;
 выучить наизусть 6-8 стихотворений (объем в 8 строк).
2-ой уровень:
 правильно читать доступный текст по слогам;
 давать элементарную оценку поступкам героев (хорошо – плохо);
 отвечать на вопросы по предметному содержанию текста (с
помощью учителя);
 заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом учебных
возможностей учащегося).

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по предмету
«ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
5 класс
№
Содержание
Дата
Устное народное творчество.
1
Считалки. Заклички – приговорки.

2
3
4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18-19
20-2122-23
24
25
26

Потешки.
Пословицы и поговорки.
Загадки.
Сказки. «Никита Кожемяка».
«Как наказали медведя».
«Золотые руки».
«Морозко».
«Два мороза».
«Три дочери».
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (отрывок)
А.С. Пушкин.
«Серая шейка». Д.Мамин-Сибиряк
Обобщающий урок по «Устному народному творчеству».
Вн. чтение по русским народным сказкам.
Картины родной природы. 16 часов.
Г.Скребицкий. «Июнь».

И.Суриков. «Яркое солнце светит…»
А.Платонов. «Июльская гроза». (отрывок)
А.Прокофьев. «Березка».
Ю.Гордиенко. «Вот и клонится лето к закату…»
Г.Скребицкий. «Сентябрь».
И.Соколов – Микитин. «Золотая осень».
К.Бальмонт. «Осень».
Г.Скребницкий. «Добро пожаловать»,
В. Астафьев. «Осенние грусти…»
И.Бунин. «Первый снег».
Обобщение по разделу «Осень».
Спешите делать добро. 13 часов.
О друзьях - товарищах.
42-43
Ю.Яковлев. «Колючка».
44-45
Ю.Яковлев. «Рыцарь Вася».
46-47
Н.Носов. «Витя Малеев в школе и дома». (отрывок).
48-49
В. Медведев. «Фосфорический мальчик».
50-51-52 Л.Воронкова «Дорогой подарок».
53
Я. Аким. «Твой друг».
54
Обобщающий урок по разделу «О друзьях товарищах».
Весело всем. 4 часа.
55
И.Крылов. Биографический очерк.
56
«Ворона и лисица».
57
«Щука и кот».
58
«Квартет».
Спешите делать добро. 13 часов.
27
28-29-30
31
32
33
34-35
36
37-38
39
40
41

Н.Хмелик. «Будущий олимпиец».
О. Бондарчук. «Слепой домик».
В.Осеева. «Бабка».
А.Платонов. «Сухой хлеб».
В. Распутин. «Люся» (отрывок из повести «Последний срок».
В.Брюсов. «Труд».
Р.Рождественский. «Огромное небо».
Обобщающий урок по разделу «Спешите делать добро».
Картины родной природы. 23 часа.
72
Ф.Т.тчев. «Чародейкою Зимою…»
73
Г.Скребицкий. «Декабрь».
74
К.Бальмонт. «К зиме».
75-76
Г. Скребицкий. «Всяк по-своему».
77
С.Есенин. «Поет зима – аукает…»
78
«Береза».
79
А.Пушкин. «Зимняя дорога».
80
Обобщающий урок по разделу «Зима».
81
Г.Скребицкий. «Март».
82
А.Толстой. «Вот уж снег последний в поле тает…»
83
Г.Скребицкий. «От первых проталин до первой грозы»
(отрывки)
84
«Весна-красна». «Грачи прилетели».
85
«Заветный кораблик». «В весеннем лесу».
86
А.Толстой. «Весенние ручьи». (отрывок из повести Детство
Никиты».)
87
А.Пушкин «Гонимы вешними лучами…»
88
А.Блок. «Ворона».
89
Е.Серова. «Подснежник».
90
И.Соколов – Микитов. «Весна».
91
И.Бунин. «Крупный дождь в лесу зеленом…»
92
С. Есенин. «Черемуха».
93
Я.Аким «Весна, весною, о весне».
94
Вн.чтение по произведениям о природе.
Удивительные животные. 13 часов.
95-96
Н.Гарин – Михайловский. «Тема и Жучка» (отрывок из
повести «Детство Темы»).
97-98-99 А.Толстой. «Желтухин». (отрывок из повести «Детство
Никиты»).
100-101 К.Паустовский. «Кот Ворюга».
102-103 Б.Житов. «Про обезьянку».
104-105 Э. Асадов. «Дачники».
106
Ф.Абрамов. «Из рассказов Олены Дмитриевны.
107
С.Михалков. «Будь человеком».
59-60
61
62-63-64
65-66
67-68
69
70
71

Вечный свет подвига. 16 часов.
108-109- О.Тихомиров. «На поле Куликовом».
110
111-112113
114-115

С.Алексеев. «Рассказы о войне 1812 года».

Н.Некрасов. «…И снится ей жаркое лето…» (отрывок из
поэмы «Морз, Красный нос»).
116-117- А.Куприн. «Белый пудель» (отрывок).
118-119
120-121
122
123

Л. Жариков. «Снега, поднимитесь метелью!»
Ю.Коринец. «У могилы Неизвестного солдата».
Вн.чтение по произведениям о подвиге народа.
Писатели мира – детям. 13 часов
142-125 В.Гюго. «Гаврош» (отрывок).
126-127- М.Твен. «Приключения Тома Сойера» (отрывок)
128
129-130131

С.Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
(отрывок).
132-133- Г.Х. Андерсен. «Русалочка». (отрывок).
134
135
136

Вн.чтение по произведениям зарубежных писателей.
Резервный урок.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по предмету
«ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
6 класс
№

Тема урока

1

Отечество. По В. Пескову

2
3

Россия. М. Ножкин
Моя Родина. (Из воспоминаний детства.) М. Пришвин

4
5

Сентябрь. В. Бианки.
«Лес, точно терем расписной…». И. Бунин

6
7-8-9
10-11
12-1314
15-1617
18-1920
21

22
23
24-25

Грабитель. Ю. Качаев
Белый домик. Б. Житков
Внеклассное чтение. М.М. Пришвин «Лесной хозяин»
Звонкие ключи. А. Белорусец
Заячьи лапы. К. Паустовский
Внеклассное чтение. «Васюткино озеро». В.П. Астафьев.
Осенний день в берёзовой роще. (Отрывок из рассказа
«Свидание».)
И. Тургенев
Октябрь. В. Бианки
«Будь человеком» С. Михалков.
Петя мечтает. Б. Заходер

26

Слон и муравей. (Сказка.) По Д. Биссету

27-28

Кузнечик Денди. (Сказка.) По Д. Биссету

29-30

Как один мальчик играл с палкой. ДЖ. Родари

31-3233
34-35
36-37
38
39
40-41
42-43
44-4546
47-4849

Пуговкин домик. Дж. Родари
Илья Муромец и Соловей-разбойник. (Отрывок из былины.)
Внеклассное чтение. Русские народные сказки.
Москва. (В сокращении.) Ф. Глинка
Ноябрь. В. Бианки
Без Нарвы не видать моря. По С. Алексееву
На берегу Невы. По С. Алексееву
Рассказы о русском подвиге. По С. Алексееву
Великодушный русский воин. По Е. Холмогоровой

50-51

Как Незнайка сочинял стихи. По Н. Носову

52-5354
55

Тайна цены. (Сказка.) Е. Пермяк

56
57
58
59
60
61
62
63-64
65-66
67
68
69-70
71-72
73-74
75
76-7778-7980
81-8283-8485-8687
88
89
90
91
92
93
94
95-96
97

Здравствуйте! (В сокращении.) Перевод с полького
Д. Гальпериной.
Декабрь. В. Бианки
Новогодние загадки. Е. Благинина
Встреча зимы. (В сокращении.) А. Никитин
Тёплый снег. А. Дорохов
«Вот север, тучи нагоняя…». А Пушкин
Пушкин. Д. Хармс
Январь. В. Бианки
Ель. (Сказка.) Г.-Х. Андерсен
Ванька. А. Чехов
«Весело сияет месяц над селом…». (Отрывок.) И. Никитин
«Белый снег пушистый в воздухе кружится…». (Отрывок.) И.
Суриков
Лёля и Минька. М. Зощенко
Пурга. Ю. Рытхэу
Таинственный ночной гость. Ю. Дмитриев
Февраль. В. Бианки
Двенадцать месяцев. (Отрывки.) С. Маршак

Снежная королева. (Сказка.) По Х.-К. Андерсену

Первые приметы. С. Смирнов
Март. В. Бианки
Весна идет. По В. Пескову.
Жаркий час. М. Пришвин
Весенняя песня. (Сказка) Г. Скребицкий.
Жаворонок. В. Жуковский
Детство Никиты. (Отрывок) А. Толстой.
«Как после мартовских метелей…». А.Твардовский
«И вот шатёр свой голубой опять раскинула весна…». А.

Плещеев
Апрель. В. Бианки

98
99-100
101
102103104-105
106-107
108-109
110111-112

Стальное колечко. К. Паустовский.
Внеклассное чтение. К.Г. Паустовский «Прощание с летом»
Злодейка. По В. Астафьеву

113
114
115116117118119-120
121

Заяц и ёж. Д. Хармс
Зеркало и обезьяна. (Басня.) И. Крылов
Рикки-Тикки-Тави. По Р. Киплингу

122

Рассказы про зверей. По Е. Барониной
Внеклассное чтение. Е.А. Пермяк «Волшебные истории»
Кот в сапогах. В. Драгунский

«Дождь пролетел и сгорел на лету…». В. Набоков
Май. В. Бианки

123-124 Внеклассное чтение. Произведения писателей о войне.
125
Наши песни спеты на войне. (В сокращении.) М. Дудин
126-127 Звездолёт «Брунька». (Сказка.) В. Медведев
128-129 Корзина с еловыми шишками. По К. Паустовскому
130-131 Маленький принц. По А. де Сент-Экзюпери
132-133 Зорькина песня. (Глава из повести «Последний поклон».) В.
Астафьев
134
«Нынче ветер, как мальчишка, весел…» Н. Рыленков.
135-136 Внеклассное чтение по произведениям Зарубежных писателей.

1-й уровень уровень
Учащиеся должны уметь:

Основные требования к учащихся

- читать вслух осознанно, правильно, выразительно;
- читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- определять основные черты характера действующих лиц;
- пересказывать текст по плану полно и выборочно.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 8-10 стихотворений.
2-й уровень
Учащиеся должны уметь:
- читать правильно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;
- отвечать на вопросы учителя.
- пересказывать текст с помощью учителя, несложные по содержанию тексты –
самостоятельно.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 4-6 стихотворений.

7 КЛАСС
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
(136 ЧАСОВ В ГОД, 4 ЧАСА В НЕДЕЛЮ)

Тема
Устное народное
творчество.

Кол-во
часов
25

Содержание
Малые жанры фольклора. Сказки. Русские
народные сказки «Сивка-бурка», «Умный

Из произведений
русской литературы
XIX века.

39

Из произведений
русской литературы
ХХ века

13

мужик», «Журавль и цапля». Былина «Три
поездки Ильи Муромца». Народные
песни. Пословицы. Загадки.
А.С. Пушкин: «Сказка о царе Салтане…»,
стихотворения. М.Ю. Лермонтов:
«Бородино». И.А. Крылов: басни. Н.А.
Некрасов, стихотворения. Л.Н. Толстой:
«Кавказский пленник». А.П. Чехов:
«Хамелеон». В.Г. Короленко: «дети
подземелья».
М. Горький, «Детство», «В людях». М.В.
Исаковский, стихотворения. К.Г.
Паустовский, «Последний черт». М.М.
Зощенко, « Великие путешественники».
В.П. Катаев, «Флаг». Н.И. Рыленков,
стихотворения о природе. Ю.И. Коваль,
рассказы о животных. Ю.Я. Яковлев,
«Багульник». Р.П. Погодин, «Время
говорит – пора». А.Г.Алексин, «Двадцать
девятое февраля». К.Я. Ваншенки,
рассказы о дружбе.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по предмету
«ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
7 класс
№
п\п
1.

Дата

Содержание учебного материала
Устное народное творчество.

Жанры русского народного творчества

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Русская народная сказка «Сивка - бурка»
Русская народная сказка «Сивка - бурка»
Русская народная сказка «Журавль и Цапля».
Русская народная сказка «Умный мужик».
Былина «Три поездки Ильи Муромца».
Былина «Три поездки Ильи Муромца».
Народные песни, пословицы, загадки.
Вн.чт. Былины.
Контрольная работа по разделу «Устное народное
творчество».
Анализ контрольной работы.

Из произведений русской литературы XIX века.

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34
35-3637-3839-4041-42
43
44-4546-47-

А.С. Пушкин. Биография.
А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане...»
А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане...»
А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане...»
А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане...»
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
А.С. Пушкин «Зимний вечер».
А.С. Пушкин «У лукоморья» (отрывок из поэмы
«Руслан и Людмила»)..
Вн.чт. по произведениям А.С. Пушкина.
М.Ю. Лермонтов. Биография.
М.Ю. Лермонтов «Бородино»
М.Ю. Лермонтов «Бородино»
Вн.Чт. по произведениям М.Ю. Лермонтова.
И.А. Крылов. Биография.
И.А. Крылов. «Кукушка и Петух».
И.А. Крылов «Волк и Журавль».
И.А. Крылов «Слон и Моська».
Н.А. Некрасов. Биография.
Н.А. Некрасов «Несжатая полоса».
Н.А. Некрасов «Несжатая полоса
Н.А. Некрасов «Генерал Топтыгин».
Н.А. Некрасов «Генерал Топтыгин».
Н.А. Некрасов «Генерал Топтыгин».
И.С. Тургенев. Биография.
И.С. Тургенев «Му-му»

Л.Н. Толстой. Биография.
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

48-49
50
51.
52-5354-5556-5758-5960-61
62
63
64
65
66
67

Вн.чт. по произведения писателей XIX века.
В.Г. Короленко. Биография.
В.Г. Короленко «Дети подземелья»

А.П. Чехов. Биография.
А.П. Чехов «Хамелеон»
А.П. Чехов «Хамелеон»
Вн.чт. по произведениям писателей XIX века.
Контрольная работа по разделу «Из произведений XIX
века»
Анализ контрольной работы.
Из произведений русской литературы ХХ века

68
69-7071-7273-7475-76
77-7879-80
81
82
83
84
85
86
87
88-8990-91-92
93-94
95
96-9798-99100
101
102-103104
105
106-107108109
110

A.M. Горький.
A.M. Горький «Детство»

A.M. Горький «В людях»
Вн.чт. по произведениям писателей ХХ века.
М.В. Исаковский «Детство».
М.В. Исаковский «Детство».
М.В. Исаковский «Ветер».
М.В. Исаковский «Весна».
Вн.чт. по произведениям ХХ века.
К.Г. Паустовский. Биография.
К.Г. Паустовский «Последний чёрт»
Вн.чт. В.П. Катаев «Хутор в степи».
М.М. Зощенко. Биография.
«Великие путешественники»
К.М. Симонов. Биография.
К.М. Симонов «Сын артиллериста»
В.П. Катаев. Биография
В.П. Катаев «Флаг».
Н.И. Рыленков. Биография
Н.И. Рыленков «Деревья».

111
«Весна без вещуньи – кукушки…»
112
«Все в тающей дымке…»
113
Ю.И. Коваль. Биография.
114
Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин».
115-116- «Капитан Клюквин»
117-118
119-120- «Картофельная собака».
121-122
123
Ю.Я. Яковлев. Биография.
124-125- Ю.Я. Яковлев. «Багульник»
126
127
Р. П. Погодин. Биография.
128-129 Р.П. Погодин «Время говорит - пора».
130
А.Г. Алексин. Биография.
131-132 А.Г. Алексин «Двадцать девятое февраля»
133
Вн.чт. А. Н. Рыбаков «Кортик».
134
К.Я. Ваншенкин. Биография.
135
К.Я. Ваншенкин. Мальчишка.
136
Вн.чт. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».