Приложение 1 -коррекционный курс логопедических занятий

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
К АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА.
Коррекционный курс логопедических занятий по преодолению нарушений письменной
речи для обучающихся с умственной отсталостью является частью Адаптированной
образовательной
программы общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья МБОУ СОШ №1 п. Восточный. Разработан в соответствии с
нормативными документами:
ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении ФГОС ОО
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальное нарушение)».
2.1.1. Пояснительная записка
АООП ОО обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1) направлена на
формирование общей культуры, обеспечивающий разностороннее развитие личности
(нравственное, социально-личностное, интеллектуальное) в соответствии с принятыми в
семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями, овладение учебной
деятельностью.
Коррекционный курс «Логопедические занятия для детей с нарушением речи» является
частью адаптированной основной общеобразовательной программы общего образования
обучающихся с умственной отсталостью.
Цель коррекционной программы: профилактика дисграфии у обучающихся с умственной
отсталостью средствами индивидуального и дифференцированного обучения.
Коррекционные задачи:
1.Развитие лексико-грамматических категорий русского языка.
2.Формирование произношения слов различной слоговой структуры.
3.Формирование правильного произношения звуков, фонематического восприятия,
навыков языкового анализа и синтеза состава слова, слогового анализа и синтеза.
4.Формирование представлений о различных способах связи (согласование и управление)
в словосочетаниях и предложениях.
Развивающие задачи:
1.Развитие смыслоразличительной функции звука.
2.Формирование умений осуществлять звуковой анализ слов.
3.Развитие умений дифференцировать глухие и звонкие звуки, твердые и мягкие звуки,
ударные и безударные звуки.
4.Развивитие словарного запаса, связной речи.
5.Развитие пространственно-временной ориентации.
6.Развитие зрительного и слухового восприятия.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью.

Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которые
возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах
онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у всех
обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным
преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в
усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.
Своеобразие развития детей с легкой умственной отсталостью обусловлено
особенностями их высшей нервной деятельности,
которые выражаются
в
разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия
первой и второй сигнальных систем.
В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие
познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено
замедленностью темпа психических процессов, их
слабой
подвижностью
и
переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические
функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя
наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к
отвлечению и обобщению. Вследствие чего знания детей с умственной отсталостью об
окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный
опыт крайне беден. В свою очередь, это оказывает негативное влияние на овладение
чтением, письмом и счетом в процессе школьного обучения.
Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью
отличается качественным своеобразием, при этом нарушенной оказывается уже первая
ступень познания - ощущения и восприятие. Неточность и слабость дифференцировки
зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых
ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной
отсталостью в окружающей среде. В процессе освоения отдельных учебных предметов
это проявляется в замедленном темпе узнавания и понимания учебного материала, в
частности смешении графически сходных букв, цифр, отдельных звуков или слов.
Вместе с тем, несмотря на имеющиеся недостатки, обучающихся с умственной
отсталостью оказывается значительно более сохранным, чем процесс мышления, основу
которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение,
абстракция, конкретизация. Названные логические операции у этой категории детей
обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления
отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и
дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по
признакам сходства и отличия и т. д.
У этой категории обучающихся из всех видов мышления (наглядно-действенное,
наглядно-образное и словесно-логическое) в большей степени нарушено логическое
мышление, что выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления
или факта. Особые сложности возникают у обучающихся при понимании переносного
смысла отдельных фраз или целых текстов. В целом мышление ребенка с умственной
отсталостью характеризуется конкретностью, некритичностью, ригидностью (плохой
переключаемостью с одного вида деятельности на другой). Обучающимся с легкой
умственной отсталостью присуща сниженная активность мыслительных процессов и
слабая регулирующая роль мышления: как правило, они начинают выполнять работу, не
дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия.

Однако при особой организации учебной деятельности обучающихся этой группы,
направленной на их обучение пользованию рациональными и целенаправленными
способами выполнения задания, оказывается возможным в той или иной степени
скорректировать недостатки мыслительной деятельности. Использование специальных
методов и приемов, применяющихся в процессе коррекционно-развивающего обучения,
позволяет оказывать влияние на развитие различных форм мышления обучающихся с
умственной отсталостью, в том числе и словесно¬логического.
Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с
особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной
информации обучающимися с умственной отсталостью также обладает целым рядом
специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные,
зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются
внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется
произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым
оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может
быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с
умственной отсталостью проявляются не столько в трудностях получения и сохранения
информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления
логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с
большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает
воспроизведение
словесного
материала.
Однако
использование
различных
дополнительных средств и приемов в процессе коррекционно-развивающего обучения
(иллюстративной, символической наглядности, различных вариантов планов, вопросов
педагога и т. д.) может оказать значительное влияние на повышение качества
воспроизведения словесного материала. Вместе с тем, следует иметь в виду, что
специфика мнемической деятельности во многом определяется структурой дефекта при
умственной отсталости. В связи с этим учет особенностей обучающихся с умственной
отсталостью разных клинических групп (по классификации М. С. Певзнер) позволяет
создавать условия, способствующие развитию всех процессов памяти.
Особенности нервной системы школьников с умственной отсталостью проявляются и в
особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью,
трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени
нарушено произвольное внимание, которое связано с волевым напряжением,
направленным на преодоление трудностей. Отмечаются недостатки в развитии речевой
деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия
между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в
недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Трудности
звукобуквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи обусловливают
различные виды нарушений письменной речи. Снижение потребности в речевом общении
приводит к тому, что слово не используется в полной мере как средство общения;
активный словарь не только ограничен, но и наполнен штампами; фразы однотипны по
структуре и бедны по содержанию. Недостатки речевой деятельности этой категории
обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления.
Следует отметить, что речь школьников с умственной отсталостью в должной мере не
выполняет своей регулирующей функции, поскольку зачастую словесная инструкция
оказывается непонятой, что приводит к неверному осмысливанию и выполнению задания.

Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы,
близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений.
Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью проявляются и в
нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом
сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и
поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие
интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими
затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и
эстетических.
Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью характеризуется слабостью
собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники
предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности
предъявляемых требований у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты
личности, как негативизм и упрямство. Своеобразие протекания психических процессов и
особенности волевой сферы школьников с умственной отсталостью оказывают
отрицательное влияние на характер их деятельности, особенно произвольной, что
выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений,
недостаточности инициативы. Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной
деятельности, поскольку учащиеся приступают к ее выполнению без необходимой
предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения, с
конечной целью. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от правильно
начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, произведенные ранее,
причем переносят их в прежнем виде, не учитывая изменения условий.
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и
эмоционально-волевой сферы обусловливают проявление некоторых специфических
особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью, проявляющиеся в
примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование
правильных отношений со сверстниками и взрослыми.
Организационно-педагогические особенности обучения детей с ОВЗ:
- индивидуальный подход;
- предотвращение наступления утомляемости;
- активизация познавательной деятельности;
-обогащение знаниями об окружающем мире;
- особое внимание коррекции всех видов деятельности;
- проявление педагогического такта.
Планируемые результаты.
Результаты освоения с умственной отсталостью адаптированной общеобразовательной
программы оцениваются как итоговые на момент завершения основного образования.
Освоение АОП ОО, созданный на основе ФГОС обеспечивает достижение обучающимися
с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования – введение обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение
ими социально-культурным опытом.

Личностные результаты:
-развитие адекватных представлений о собственных возможностях,
-овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире,
-овладение социально-бытовыми умениями, используемые в повседневной жизни,
-владение навыками коммуникации,
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально-значимых мотивов учебной деятельности,
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях,
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Предметные результаты
(для обучающихся с умственной отсталостью не являются критерием при принятии
решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из
составляющих при оценке итоговых достижений). АОП определяет 2 уровня овладения
предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень
освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной
отсталостью.
Минимальный уровень на конец обучения в младших классах.
-деление слов на слоги,
-списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с
проговариванием,
-запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова),
-пересказывание содержания текста по вопросам.
Достаточный уровень на конец обучения в младших классах:
-списывание рукописного и печатного текста целыми словами с проговариванием,
-запись под диктовку текста (30-35 слов),
-составление и распространение предложения,
-деление текста на предложения,
-пересказ текста по частям с опорой на вопросы, план или иллюстрации.
Минимальный уровень на конец школьного обучения
-учить различать части речи по вопросу и значению,
-знать отличительные признаки основных частей слов,
-уметь производить разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы,
-совершенствовать качества полноценного чтения вслух и про себя,
-отвечать на вопросы по содержанию,
-делить на части несложные тексты и пересказывать по плану.
Достаточный уровень на конец школьного обучения.
-знание о составе слова, умение разбирать по составу с использованием схем,
образовывать слова с новым значением с использованием приставок, суффиксов,
-дифференцировать слова, относящиеся к различным частям речи по существенным
признакам,
-правильно, осознанно и бегло читать вслух и про себя,
-составлять рассказы по плану.

Тематическое планирование.
2 класс.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9

тема
Обследование речи
Фонетико-фонематическое восприятие.
Гласные и согласные звуки.
Свистящие звуки.
Шипящие звуки.
Дифференциация шипящих и свистящих звуков.
Сонорные звуки.
Связная речь.
Итоговая диагностика.
Всего:

Кол-во часов
2
6
4
3
3
6
3
3
2
33

Календарно-тематическое планирование.
2 класс.
тема
1.Обследование речи

Содержание работы
Обследование речевых и неречевых функций речи:
внимания,
памяти,
зрительно-пространственной
ориентировки.
2.ФонетикоКоррекция слухового внимания, фонематического
фонематическое
слуха, памяти. Дифференциация неречевых звуков
восприятие.
через игровую деятельность.
3.Гласные и согласные
Определение звука по беззвучной артикуляции.
звуки.
Дифференциация гласных и согласных звуков.
4.Свистящие звуки.
Постановка,
автоматизация,
дифференциация
свистящих звуков. Знакомство с артикуляцией
свистящих звуков. Автоматизация свистящих звуков в
слогах, словах, предложениях. Заучивание стихов,
потешек, чистоговорок.
5.Шипящие звуки.
Постановка,
автоматизация,
дифференциация
шипящих звуков. Знакомство с артикуляцией
шипящих звуков. Автоматизация шипящих звуков в
слогах,
словах,
предложениях.
Заучивание
чистоговорок. Стихов.
6.Дифференциация
Дифференциация свистящих и шипящих звуков с
свистящих и шипящих слогах, словах. Узнавание изолированных звуков по
звуков и букв.
беззвучной артикуляции.
7.Сонорные звуки (Л,Р)
Постановка,
автоматизация,
дифференциация
соноров (Л,Р). Знакомство с артикуляцией звуков Л,Р.
Автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях.
Заучивание чистоговорок, потешек, стихов.
8.Связная речь.
Составление простых предложений по картинке,
серии картинок. Составление рассказов по плану,
образцу.

часы
2\2

6

4
3

3

6

3

4

Тематическое планирование.
3 класс.
№
1
2
3
4

тема
Обследование речи детей.
Гласные и согласные звуки и буквы.
Слоговой состав слова.
Автоматизация и дифференциация свистящих звуков.

Кол-во часов
2
4
6
4

5
6
7
8
9

Автоматизация и дифференциация шипящих звуков.
Дифференциация свистящих и шипящих звуков.
Автоматизация и дифференциация сонорных звуков.
Связная речь.
Итоговая диагностика
Всего:

4
4
4
3
2
33

Календарно-тематическое планирование.
3 класс.
тема

Содержание
Обследование
Обследование
состояния
звукопроизношения,
речи детей фонематического восприятия, слуха, грамматического строя
речи, словарный запас, письмо.
Гласные и согласные
Сравнение неречевых и речевых звуков. Образование гласных
звуки и буквы. и согласных звуков. Развитие слухового внимания, памяти,
фонематического восприятия.
Слоговой состав слова.
Формирование представлений о слове как части речи, о
слогообразующей роли гласных звуков, развитие навыков
языкового анализа и синтеза односложных, двусложных и
трехсложных слов.
Автоматизация,
Автоматизация, дифференциация свистящих звуков: С,З,Ц, как
дифференциация изолированно, так и в слогах, словах, предложениях. Развитие
свистящих звуков. фонематического слуха и восприятия.
Автоматизация,
Автоматизация, дифференциация шипящих звуков: Ш,Ж,Щ,Ч,
дифференциация как изолированно, так и в слогах, словах, предложениях и
шипящих звуков. связной речи. Заучивание чистоговорок, стихов.
Дифференциация
Умение вычленять звуки в слогах, словах, учить сравнивать их
свистящих и по артикуляции. Умение узнавать звуки по беззвучному
шипящих звуков. артикулированию, придумывать слова на заданный звук.
Дифференцировать звуки в слогах, словах, предложениях.
Автоматизация,
Автоматизация звуков изолированно,
слогах, словах.
дифференциация Дифференциация звуков в слогах, словах. Заучивание
сонорных чистоговорок, коротких стихов.
звуков.
Связная речь.
Составление простых предложений по картинке, серии
картинок. Составление рассказов по плану. Работа по пересказу.

часы
2

4

6

4

4

4

3

4

Тематическое планирование.
4 класс.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9

тема
Диагностика
Звуки. Гласные и согласные звуки.
Слоги. Ударение.
Слово. Корень слова.
Образование слов при помощи суффиксов.
Образование слов при помощи приставок.
Приставки и предлоги.
Словосочетания и предложения.
Итоговая диагностика

Календарно-тематическое планирование.
4 класс.

Всего:

часы
2
7
3
7
3
3
3
3
2
33

тема
содержание
часы
Диагностика
Обследование
произношения,
фонематического
слуха,
грамматического строя речи, словаря.
Звуки.
Гласные и согласные звуки. Образование гласных и согласных
звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков на всех
этапах.
Слоги.
Знакомство со слогом. Понятия «открытый слог», «закрытый
слог». Выделение определенного слога. Знакомство с одно-,
двух-, трех- и четырехсложными словами. Слоговой анализ и
синтез. Знакомство с ударением. Ударный слог.
Слово.
Знакомство со строением слова. Знакомство с понятием
«родственные слова». Подбор родственных слов. Выделение 2-х
основных признаков: единый корень, близость значения.
Обогащение
словаря.
Подготовительная
работа
по
словообразованию. Выделение корня в словах.
Образование
Знакомство с суффиксами. Выделение суффиксов в словах.
слов
при Соотнесение со схемой. Работа по развитию и обогащению
помощи
словаря по темам «Профессии», «Детеныши животных»
суффиксов.
(образование слов с уменьшительно-ласкательным значением).
Образование
Знакомство с приставками. Закрепление знаний об их значении и
слов
при правописании. Развитие временных и пространственных
помощи
отношений. Развитие оптических представлений. Работа на
приставок.
морфологическом уровне. Работа с антонимами и синонимами.
Работа с графическими схемами слов.
Приставки
и Закрепление знаний о приставках и предлогах. Дифференциация
предлоги.
приставок и предлогов. Развитие ременных и пространственных
отношений. Развитие оптических представлений. Работа на
морологическом уровне. Работа с графическими схемами слов.
Словосочетания Образование словосочетаний. Отличие словосочетания от
и предложения. предложения. Составление предложений по схемам.

2
7

3

7

3

3

3

4

Тематическое планирование. 5- 6-7 классы.
№
п/п

ТЕМА
Диагностика

Кол-во
часов.
часов
2

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.
Дифференциация А-Я.
Дифференциация О-Ё.
Дифференциация У-Ю.
Дифференциация Ы-И.
Дифференциация Е-Ю.
Диктант.

5

Работа над морфологическим составом
слова.
Корень слова.
Суффиксальный способ образования слова.
Префиксальный способ образования слова.
Закрепление темы «Состав слова».
Различение предлогов и приставок.

14

1
1
1
1
1

3
2
2
2
2

Безударные гласные
Дифференциация
согласных
артикуляционному сходству

3
звуков

по

акустическо- 8

Дифференциация Б-П.
Дифференциация В-Ф.
Дифференциация Г-К.
Дифференциация Д-Т.
Дифференциация Ж-Ш.
Дифференциация 3-С.
Дифференциация Ш-С.
Дифференциация Ж-3.

1
1
1
1
1
1
1
1

Дифференциация согласных звуков по оптическому сходству

2

Дифференциация Б-Д.
Дифференциация П-Т.

I
1

Диагностика

2
ВСЕГО:

33

Календарно-тематическое планирование.
тема

содержание
часы
Гласные буквы Я, Ю, Е, Ё, И. Дифференциация гласных
1
звуков и букв. Выбор гласных букв для обозначения мягкости на
письме.
2.Дифференциац
Гласная буква Я. Обозначение мягкости согласных на письме
1
ия
при помощи гласной буквы Я. Дифференциация гласных А-Я в
А-Я
слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
3.Дифференциац
Гласная буква Ё. Обозначение мягкости согласных на письме
1
ия
при помощи гласной буквы Ё. Дифференциация гласных О-Ё в
О-Ё
слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
4.Дифференциац
Гласная буква Ю. Обозначение мягкости согласных на письме
1
ия
при помощи гласной буквы Ю. Дифференциация гласных У-Ю в
У-Ю
слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
5.Дифференциац
Гласная буква И. Обозначение мягкости согласных на письме
1
ия
при помощи гласной буквы И. Дифференциация гласных Ы-И в
Ы-И
слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
6.Дифференциац
Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на письме
1
ия
при помощи гласной буквы Е. Дифференциация гласных Э-Е в
Э-Е
слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
7.Дифференциац
Дифференциация гласных 1-2 ряда в слогах, словах,
1
ия гласных 1-2 ряда.
словосочетаниях, предложениях, тексте.
8.Морфологичес
Знакомство со строением слова. Знакомство с понятием
3
кий состав слова. «родственные слова». Подбор родственных слов. Выделение 2-х
Корень слова
основных признаков: корень, близость значения. Обогащение
словаря. Подготовительная работа по словообразованию.
Выделение корня в словах.
9.Суффиксальны
Знакомство с суффиксами. Выделение суффикса в словах.
2
й способ образования Работа по развитию словаря по лексическим темам «Профессии»,
слова.
«Животные» (образование слов с помощью уменьшительноласкательных суффиксов).
1.Дифференциац
ия гласных 1-2 ряда

10.Префиксальн
Знакомство с приставками. Закрепление знаний о их значении
ый
способ и правонаписании. Развитие временных и пространственных
образования слова.
отношений. Развитие оптических представлений. Работа на
морфологическом уровне. Работа с синонимами и антонимами.
Работа с графическими схемами слов.
11.Приставки и
Закрепление
знаний
о
приставках
и
предлогах.
предлоги.
Дифференциация приставок и предлогов. Развитие временных и
пространственных
отношений.
Развитие
оптических
представлений. Работа на морфологическом уровне. Работа с
графическими схемами.
12.Безударные
Знакомство с безударными гласными. Выделение безударных
гласные
гласных в словах. Закрепление знаний орфографии. Подбор
родственных слов. Обогащение словаря. Работа с графическими
схемами.
13.Дифференциа
Дифференциация звуков Б-П изолированно, в слогах, словах,
ция согласных
словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с
Б-П
символами и «опорными знаками» для обозначения их на письме.
Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического
восприятия, звукового анализа и синтеза, внимания.
13.Дифференциа
Дифференциация звуков В-Ф изолированно, в слогах, словах,
ция согласных
словосочетания, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с
В-Ф
символами и «опорными знаками» для обозначения их на письме.
Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического
восприятия, звукового анализа и синтеза, внимания.
14.Дифференциа
Дифференциация звуков Г-К изолированно, в слогах, словах,
ция согласных
словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с
Г-К
символами, и «опорными знаками» для обозначения их на письме.
Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического
восприятия, звукового анализа и синтеза, внимания.
15.Дифференциа
Дифференциация звуков Д-Т изолированно, в слогах, словах,
ция согласных
словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с
Д-Т
символами и «опорными знаками» для обозначения их на письме.
Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического
восприятия, звукового анализа и синтеза, внимания.
16.Дифференциа
Дифференциация звуков Ж-Ш изолированно, в слогах,
ция согласных
словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение
Ж-Ш
звуков с символами и «опорными знаками» для обозначения их на
письме.
Работа
со
словами-паронимами.
Развитие
фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза,
внимания.
17.Дифференциа
Дифференциация звуков З-С изолированно, в слогах, словах,
ция согласных
словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с
З-С
символами и «опорными знаками» для обозначения их на письме.
Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического
восприятия, звукового анализа и синтеза, внимания.
18.Дифференциа
Дифференциация звуков С-Ш изолированно, в слогах, словах,
ция согласных
словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с
С-Ш
артикуляционным укладом. Работа со словами-паронимами.
Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и
синтеза, внимания.
19.дифференциа
Дифференциация звуков З-Ж изолированно, в слогах, словах,
ция согласных
словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с
Ж-З
артикуляционным укладом. Работа со словами-паронимами.
Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и
синтеза. Внимания.
20.Дифференциа
Дифференциация согласных по оптическому сходству.
ция согласных
Развитие графической практики, механической памяти движения

2

2

3

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Б-Д
21.Дифференциа
ция согласных
П-Т.

кисти руки. Развитие внимания.
Дифференциация согласных по оптическому сходству.
Развитие графической практики, механической памяти кисти
руки. Развитие внимания.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
Расписание индивидуальных и групповых занятий.
Вторник 11.00 -14.05 – индивидуальные занятия
Среда 11.55 – 14.55 - подгрупповые занятия
Четверг 11.00 – 14.55 – индивидуальные занятия
Пятница 11.00 – 14.55 – индивидуальные занятия..
Особенности организации занятий с обучающимися.
Основная форма работы с обучающимися с умственной отсталостью –
индивидуальные и подгрупповые занятия. Важным условием для успешного
усвоения материала является разнообразие видов работы, включение игровых
моментов, использование дидактического и раздаточного материала, включение
физминуток. Программа построена с учетом особенностей детей, но в основной
школе не расписана по классам (так как логопедическая работа ведется по единой
для всех возрастных категорий системе). Разница заключается в подборе
лексического материала, который соответствует программным требованиям по
русскому языку. Коррекционно-логопедическая работа проводится на уровне:
1.звука, буквы; 2. слога; 3.слова; 4.словосочетания; 5. предложения. Курс
коррекционного обучения содержит дополнительные сведения по всем разделам
русского языка (фонетики, лексики, грамматики, развитию речи).
Педагогические инновационные технологии, используемые в коррекционной
работе с обучающимися с умственной отсталостью:
-технология логопедического обследования Л.С. Волковой;
- информационно-коммуникативные технологии;
- технологии уровней дифференцирования;
- здоровьесберегающие технологии:
- технология индивидуализации обучения В.В. Шадрикова

Литература.
1.Коррекция нарушений письменной речи. Под ред. Яковлевой Н.Н. С-Петербург,
2011г.
2.Коррекция письма на уроках. 1-4 классы. Под ред. Зубаревой Л.В. Волгоград.
Издательство «Учитель», 2011г.
3.Коррекция устной и письменной речи у детей 6-8 лет. Волгоград. Издательство
«Учитель». 2011г.
4. Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Москва, Издательство «Гном»,2011г.
5.Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Москва. 2011г.
6.Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза. Логопедические занятия.
1-3 классы. Под ред. Абрамова Н.А. Волгоград 2012 г.

1

7.Письмо. Развитие речи. 1-4 классы. Программа для образовательных учреждений
8 вида. Под ред. Додух Н.В. Волгоград 2012г.
8.Рыбина А.Ф. Коррекция устной и письменной речи у детей 6-8 лет. Речевой
материал, задания, упражнения. Волгоград 2012г.
9.Чарошникова Г.С. Логопедические занятия в начальной школе. (конспекты
занятий).
Дидактический раздаточный материал.
1.Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового
анализа и синтеза. (1,2).
2.Альбом упражнений № 1.2 по обучению грамоте.
3.Контрольно-измерительные материалы для отслеживания динамики развития.
4.Индивидуальные рабочие тетради
( «Занимательная грамматика», «Звуки речи, слова, предложения»,
«Логопедические игры и упражнения» - 1. 2)
5.Наглядно-дидактический материал для обследования ЗКР.
6.Обучающие и тренировочные задания для подготовки обучающихся с ЗПР к
итоговой аттестации.
7.Приложение к Рабочей программе. « Профилактика ошибок, обусловленных
несформированностью фонематического слуха.»
8.Приложение к программе 8 вида.
9.Профилактика дизорфография.
10. Языковой анализ и синтез.
Дидактические игры и пособия.
1.Буквы (пазлы).
2.Делим слова на слоги.
3. Логопедическое лото (1.2)
4.Подбери и назови.
5.Сложи квадрат (Б.П. Никитин)
6.Кубики Воскобовича.
7.Времена года.
8.Мир вокруг нас.
9.Танграмм.
10.4-й лишний.
11.Скоро в школу.
12.Набор кубиков «Азбука».
13. Методическое пособие «Кубиград».
14.Мозаики, трафареты.
Электронная библиотека методических пособий.
1.Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью
фонематического слуха.
2.Компакт-диск «Логопедические игры».
3.Логопедические тренажеры.
4.Логопедическая служба в системе ППМС-сопровождения.

5.Маша и медведь. Подготовка к школе.
6.Общее речевое развитие. Диагностика, Модели занятий. Дидактический
материал.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».