Рабочая программа учебного курса обществознание 5 кл

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1 п.Восточный
Сосьвинского городского округа

Рабочая программа
учебного курса «Обществознание»

Классы: 5
Составитель: Гарбуз Елена Григорьевна

Количество часов по учебному плану - 34

п. Восточный
2019

Пояснительная записка
к рабочей программе учебного курса «Обществознание». 5 класс
Данная рабочая программа по учебному курсу «Обществознание» в школьном компоненте
разработана на основе:
1.
Закон РФ «Об образовании в РФ» №273 от 29.12. 2012 года.
2. Закона Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской
области» (с изменениями на 17 февраля 2017 года);
3. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования /
М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.– (Стандарты второго
поколения).
4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего
образования, приказ Минобрнауки России №345 от 28.12.2018 (ред.от 08.05.2019).
5. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №1 п.
Восточный.
6. Учебный план МБОУ СОШ №1 п. Восточный на 2019 – 2020 учебный год, приказ № 116 от
30.08.2019 г.
7.Примерной программы по учебным предметам Обществознание 5-9 классы: 2-е изд.,
доработанное.- М.: Просвещение, 2013. (Стандарт второго поколения).
8. Авторской программы по обществознанию для 5-9 классов Л.Н.Боголюбова 5-9 классы: 2-е изд.,
(Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы:
пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф.
Иванова и др.-М.: Просвещение, 2015)
Программа ориентирована на работу на УМК:
 Обществознание 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /, Н. Ф. Виноградова,
Н. И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. М.:
Просвещение, 2015
 . Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под редакцией Л.Н.
Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Волгоград, Учитель 2016.

Изучение курса обществознания в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15
лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной
информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры,
экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
2. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к
социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
закрепленным в Конституции Российской Федерации;
3. Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для
социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно
оцениваемых
обществом
качествах
личности,
позволяющих
успешно
взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах
регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав
человека и гражданина;,
4. Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в
основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.
5. Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в
области социальных отношений; экономической и гражданско - общественной
деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных
национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности;
правоотношений; семейно – бытовых отношений

2

Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и
особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие
задачи:
- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения
подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической
и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне
идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и
свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании
рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия,
способствовать личностному самоопределению;
- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных
социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи,
учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной
информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе),
рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе
включенной в содержание курса;
- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через
включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены
на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного
употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных
способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное
взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и
особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив
допрофессиональной подготовки.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический
характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе
необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «окружающий мир»,
изучаемому в начальной школе.
Описание места учебного предмета «Обществознание» в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом курс по предмету «Обществознание» относится к
учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования.
Реализация рабочей программы рассчитана на 34 часа в 5 классе (из расчета один учебный час в
неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы
относятся:
 личностные результаты — готовность и способность учащихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки
выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции,
социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской,
гражданской идентичности;
 метапредметные результаты - освоенные учащимися универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные и коммуникативные);
 предметные результаты - освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов
опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового
3

знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов
научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностные результаты
1.
Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлому и настоящему народов Российской Федерации в условиях многонационального
государства, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; уважение государственных
символов (герб, флаг, гимн);
2.
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде;
3.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4.
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5.
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении
и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6.
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7.
Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах
деятельности;
8.
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9.
Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10.
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11.
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты.
1.
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебной и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
4

предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
5.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать свое мнение;
9.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью,
смысловое чтение;
10.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
11.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими
поисковыми системами
Предметные результаты
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:
 использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его
природы;
 характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности
подросткового возраста;
 в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные
виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
 характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей
человека;
 приводить примеры основных видов деятельности человека;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное
отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
 выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с
деятельностью человека;
 оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
 оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах
показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
 использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике
межличностных конфликтов;
 моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы
на человека, делать выводы.
Общество
Выпускник научится:
5

 демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль
природы в жизни человека;
 распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
 характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать
социальные явления с позиций общественного прогресса;
 различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы
общественной жизни;
 выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на
ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
 характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества,
раскрывать причины экологического кризиса;
 на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и
осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
 раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и
личность;
 конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
 наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах
общественной жизни;
 выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать
основные направления общественного развития;
 осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Выпускник научится:
 раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения
человека;
 различать отдельные виды социальных норм;
 характеризовать основные нормы морали;
 критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную
из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять
полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего
поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
 раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления
этих качеств из истории и жизни современного общества;
 характеризовать специфику норм права;
 сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
 раскрывать сущность процесса социализации личности;
 объяснять причины отклоняющегося поведения;
 описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния
моральных устоев на развитие общества и человека;
 оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
 характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о
явлениях культуры;
 описывать явления духовной культуры;
 объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
 оценивать роль образования в современном обществе;
 различать уровни общего образования в России;

6

 находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития
культуры из адаптированных источников различного типа;
 описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к
ним;
 объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
 учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей
профессиональной деятельности;
 раскрывать роль религии в современном обществе;
 характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
 описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений
культуры;
 характеризовать основные направления развития отечественной культуры в
современных условиях;
 критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких
направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:
 описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные
социальные общности и группы;
 объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
 характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
 выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
 приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
 описывать основные социальные роли подростка;
 конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
 характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
 объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
 характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в
обществе;
 раскрывать основные роли членов семьи;
 характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать
верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к
различным способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
 раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций
историзма;
 выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам
молодежи;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов;выражать собственное отношение к
различным способам разрешения семейных конфликтов;
 формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ
жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности
жизнедеятельности;
 использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике
семейных конфликтов;
 находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике
из адаптированных источников различного типа.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
7

 объяснять роль политики в жизни общества;
 различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
 давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
 различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
 раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
 называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
 характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
 осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении
нашего государства;
 соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать
обоснованные выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
 характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы
государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
 объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
 раскрывать достижения российского народа;
 объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
 называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан,
гарантированные Конституцией РФ;
 осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
 характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
 аргументированно обосновыватьвлияние происходящих в обществе изменений на
положение России в мире;
 использовать знания и умения для формирования способности уважать права других
людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
 характеризовать систему российского законодательства;
 раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
 характеризовать гражданские правоотношения;
 раскрывать смысл права на труд;
 объяснять роль трудового договора;
 разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых
отношениях;
 характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
 характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
 конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
 характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
 раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
 анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими,
семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять
признаки правонарушения, проступка, преступления;
 исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов
детей, оставшихся без попечения родителей;
 находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из
доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять
полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с
нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
8

 на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных
ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения,
основанного на уважении к закону и правопорядку;
 оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный
вклад в их становление и развитие;
 осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и
средствами.
Экономика
Выпускник научится:
 объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
 различать основных участников экономической деятельности: производителей и
потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение
субъектов экономической деятельности;
 раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
 характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы,
сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических
системах;
 характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать
действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
 объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать
структуру бюджета государства;
 называть и конкретизировать примерами виды налогов;
 характеризовать функции денег и их роль в экономике;
 раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
 анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных
источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие
экономические явления и процессы;
 формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных
вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт;
использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической
деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
 раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
 характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
 использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников
экономической деятельности;
 обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
 анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию,
получаемую из неадаптированных источников;
 выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием
состояния российской экономики;
 анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и
модели поведения потребителя;
 решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные
ситуации в экономической сфере деятельности человека;
 грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального
поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
 сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

9

Содержание учебного предмета
Введение (1 ч). Что нам предстоит узнать. Чему мы должны научиться. Как работать с
учебником и рабочей тетрадью в классе и дома. Значение изучения общества для человека. Науки,
изучающие развитие общества. Сферы жизни общества.
Тема 1. Человек. (5 ч). Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек
биологическое существо. Отличие человека т животного. Наследственность.
Отрочество особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о
будущем. Самостоятельность – показатель взрослости. Почему человеком нельзя стать без
общения. Особенности общения подростков со сверстниками, со старшими и с младшими по
возрасту партнерами.
Тема 2. Семья. (5 ч). Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный
кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.
Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности
подростка. Рациональное ведение хозяйства.
Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека.
Значимость здорового образа жизни.
Я и моя семья. Учимся рационально вести домашнее хозяйство. Семейный досуг и здоровый образ
жизни.
Тема 3. Школа (6 ч). Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества.
Ступени школьного образования.
Образование и самообразование. Учёба – основной труд школьника. Учение вне стен школы.
Умение учиться.
Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.
Школа в жизни человека и общества. «Век живи – век учись». Учись учиться. Мои одноклассники.
Тема 4. Труд (6 ч). Труд – основа жизни. Содержание и сложности труда. Результаты труда.
Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.
Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
Каким бывает труд человека. Труд и его оценка. Труд и творчество.
Тема 5. Родина (10 ч). Наша Родина – Россия. РФ. Субъекты федерации. Многонациональное
государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История
государственных символов. Москва – столица России.
Гражданин Отечества – достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан.
Гражданственность. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.

10

Тематическое планирование

№

Тема

Вводный урок
Глава 1. Человек
2-3 Загадка человека
4-5 Отрочество – особая пора жизни
1

6

7
8
9
10-11
12-13
14-15
16
17
18-19
20-21
22-23
24-25
26-27
28-29
30-31
32-33
34

Практикум по теме «Человек».
с.24-25
Глава 2. Семья
Семья и семейные отношения
Семейное хозяйство
Свободное время
Практикум по теме «Семья»
Глава 3. Школа
Образование в жизни человека Промежуточный мониторинг.
Образование и самообразование
Одноклассники, сверстники, друзья
Практикум по теме «Школа»
Глава 4. Труд
Труд – основа жизни
Труд и творчество
Практикум по теме «Труд»
Глава 5. Родина
Наша Родина – Россия
Государственные символы России
Гражданин России
Мы – многонациональный народ
Практикум по теме «Родина». Итоговый мониторинг
Итоговое повторение
Итого:

Количество
часов
1

5
2
2
1
5
1
1
1
2
6
2
2
1
1
6
2
2
2
10
2
2
2
2
2
1
34

11

Критерии оценивания.
Критерии
1.
Организация
ответа
(введение,
основная
часть,
заключение)

2. Умение
анализировать
и делать
выводы

5 (ОТЛ.)
Удачное
использование
правильной
структуры ответа
(введение основная часть заключение);
определение темы;
ораторское
искусство (умение
говорить)

Выводы опираются
не основные факты
и являются
обоснованными;
грамотное
сопоставление
фактов, понимание
ключевой
проблемы и её
элементов;
способность
задавать
разъясняющие
вопросы;
понимание
противоречий
между идеями
3.
Теоретические
Иллюстрация положения
своих мыслей подкрепляются
соответствующими
фактами

4 (ХОР.)
Использование
структуры ответа,
но не всегда
удачное;
определение темы;
в ходе изложения
встречаются
паузы, неудачно
построенные
предложения,
повторы слов

Некоторые важные
факты упускаются,
но выводы
правильны; не
всегда факты
сопоставляются и
часть не относится
к проблеме;
ключевая
проблема
выделяется, но не
всегда понимается
глубоко; не все
вопросы удачны;
не все
противоречия
выделяются
Теоретические
положения не
всегда
подкрепляются
соответствующими
фактами
4. Научная
Отсутствуют
Встречаются
корректность фактические
ошибки в деталях
(точность в
ошибки; детали
или некоторых
использовании подразделяются на фактах; детали не
фактического значительные и
всегда
материала)
незначительные,
анализируются;
идентифицируются факты отделяются
как
от мнений
правдоподобные,
вымышленные,
спорные,
сомнительные;
факты отделяются
от мнений

3 (УД.)
Отсутствие
некоторых
элементов ответа;
неудачное
определение темы
или её определение
после наводящих
вопросов;
сбивчивый рассказ,
незаконченные
предложения и
фразы, постоянная
необходимость в
помощи учителя
Упускаются важные
факты и многие
выводы
неправильны; факты
сопоставляются
редко, многие из них
не относятся к
проблеме; ошибки в
выделении
ключевой
проблемы; вопросы
неудачны или
задаются только с
помощью учителя;
противоречия не
выделяются

2 (НЕУД.)
Неумение
сформулировать
вводную часть и
выводы; не может
определить даже с
помощью учителя,
рассказ распадается
на отдельные
фрагменты или
фразы

Теоретические
положения и их
фактическое
подкрепление не
соответствуют друг
другу
Ошибки в ряде
ключевых фактов и
почти во всех
деталях; детали
приводятся, но не
анализируются;
факты не всегда
отделяются от
мнений, но
учащийся понимает
разницу между ними

Смешивается
теоретический и
фактический
материал, между
ними нет
соответствия
Незнание фактов и
деталей, неумение
анализировать
детали, даже если
они подсказываются
учителем; факты и
мнения
смешиваются и нет
понимания их
разницы

Большинство
важных фактов
отсутствует, выводы
не делаются; факты
не соответствуют
рассматриваемой
проблеме, нет их
сопоставления;
неумение выделить
ключевую проблему
(даже ошибочно);
неумение задать
вопрос даже с
помощью учителя;
нет понимания
противоречий

12

5. Работа с
ключевыми
понятиями

Выделяются все
понятия и
определяются
наиболее важные;
чётко и полно
определяются,
правильное и
понятное описание

Выделяются
важные понятия,
но некоторые
другие
упускаются;
определяются
чётко, но не всегда
полно; правильное
и доступное
описание
6. Причинно- Умение переходить Частичные
следственные от частного к
нарушения
связи
общему или от
причиннообщего к частному; следственных
чёткая
связей; небольшие
последовательность логические
неточности

Нет разделения на
важные и
второстепенные
понятия;
определяются, но не
всегда чётко и
правильно;
описываются часто
неправильно или
непонятно
Причинноследственные связи
проводятся редко;
много нарушений в
последовательности

Неумение выделить
понятия, нет
определений
понятий; не могут
описать или не
понимают
собственного
описания
Не может провести
причинноследственные связи
даже при наводящих
вопросах,
постоянные
нарушения
последовательности

Критерии оценки устного ответа:

глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости
мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;

твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;

неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием
самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;

наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не
владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;

отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой
единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:

активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение
заданий оценивается пятью баллами;

активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе
выполнения задания - четырьмя;

неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности –
тремя баллами;

полное отсутствие активности - отметка «2»;
Критерии оценки тестового задания:

75-100% - отлично «5»;

60-74% - хорошо «4»

50-59% - удовлетворительно «3»;

менее 50% - неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:

глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и
проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;

привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;

выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на
дополнительные вопросы – тремя баллами;

полное отсутствие работы - отметка «2»;
Критерии выведения полугодовых и годовых оценок:
Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:
- активная и правильная работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:
13

- активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий по желанию;
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:
- отсутствие самостоятельной активности на уроке;
- отсутствие выполнения дополнительных заданий;
- низкий уровень знания базового материала;

14

Календарно-тематическое поурочное планирование. 5 класс
№
п/п

1

2

Дата
План Факт
.
.

Раздел
(кол-во
часов),
тема
урока.
Введение
(1 ч)
Вводный
урок

Человек
(5 ч)
Загадка
человека

Колво
часов

Содержание

Планируемые образовательные результаты
(предметные, метапредметные, личностные)

Формы, методы,
средства, приемы

Материальнотехнические
условия и
информационны
е ресурсы

1

Значение изучения
общества для человека.
Науки, изучающие
развитие общества.
Сферы жизни общества.
Освоение форм работы с
учебником, электронным
приложением рабочей
тетрадью. Определение
целей проектной
деятельности.

Знать значение, использование термина
«обществознание».
Уметь объяснять, почему нужно изучать
обществознание; характеризовать некоторые
общественные процессы
Иметь представление о связи обществознания с
другими науками
Воспитание гражданственности, интереса к предмету
«обществознание»

Работа с текстом
учебника, вводная
беседа,
фронтальная и
индивидуальная
работа.

Карта
Российской
Федерации,
плакаты с
изображением
государственны
х символов
России,
учебник,
рабочая тетрадь.

1

Цели и ценность
человеческой жизни.
Природа человека.

Объяснять, как происходило развитие первобытного
человека в человека разумного современного вида.
Характеризовать особенности познания человеком
окружающего мира и самого себя. Раскрывать
значение труда в развитии человека.
Формулировать, что такое способности человека, и
какие способности проявляли первобытные люди.
Сравнивать способности первобытного человека и
человека современного XXI в. Оценивать роль
творчества в развитии человека.
Приводить примеры из истории Древнего мира, как
труд влиял на развитие человека. Использовать
дополнительную литературу и ресурсы Интернета и
формулировать собственное определение понятия
«труд». Иллюстрировать конкретными примерами
искусство первобытных людей. Уметь составлять
рассказы по рисункам

Фронтальная и
индивидуальная
беседа.
Работа с текстом
учебника по
заданиям;
выполнение
проблемных
заданий,
моделирование
ситуаций и их
анализ.

Презентация
«Человек
родился».
Учебник,
рабочая тетрадь.

15

3

Загадка
человека

1

Человек – биологическое
существо. Отличие
человека от животных
наследственность

4

Отрочеств
о - особая
пора
жизни

1

Отрочество – особая
пора жизни.
Особенности
подросткового возраста.
Размышления подростка
о будущем.
Самостоятельность –
показатель взрослости.

Усвоить, что труд является основой развития
человека, научиться уважать свой и чужой труд.
Понимать, что учение и развитие своих
способностей важны не только для достижения
личного успеха, но и для процветания всей страны в
будущем. Научиться оценивать свои знания,
способности и поступки, ценить время, понимать его
важность. Формировать в себе качества доброго,
милосердного, порядочного человека,
выполняющего свой долг; непримиримое отношение
к проявлениям нечестности и обмана. Научиться
беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни и
избегать вредных привычек
Раскрывать на конкретных примерах цели и
ценность человеческой жизни. Сравнивать свойства
человека и животного.
Характеризовать и конкретизировать конкретными
примерами биологическое и социальное в природе
человека. Понимать особенности различных
периодов жизни человека.
Понимать полноту ответственности человека, как
биологического вида, за существование общества и
природы.
Умение сознательно организовывать свою
познавательную деятельность (от постановки цели
до получения и оценки результата)
Уметь применять на практике правила общения в
различных социальных ситуациях.
Характеризовать черты подросткового возраста;
уметь объяснять может ли самостоятельность быть
отрицательным качеством.
Оценка своих учебных достижений, поведения,
черт своей личности с учётом мнения других
людей, в том числе для корректировки
собственного поведения в окружающей среде;
выполнение в повседневной жизни этических и
правовых норм, экологических требований;
Раскрывать на конкретных примерах значение
самостоятельности как показателя взрослости.

Работа с текстом
учебника по
заданиям;
выполнение
проблемных
заданий,
моделирование
ситуаций и их
анализ.

Презентация
«Человек
родился».
Учебник,
рабочая тетрадь

Методы:
наглядные,
словесные,
практические.
Работа с текстом
учебника по
заданиям;
выполнение
проблемных
заданий и
моделирование

Индивидуальны
е презентации
учащихся по
теме «Человек –
личность».
Учебник,
рабочая тетрадь.

16

5

Отрочеств
о - особая
пора
жизни

1

Размышления подростка
о будущем.
Самостоятельность –
показатель взрослости.

6

Практикум
по теме
«Человек»

1

Почему нельзя стать
человеком без общения.
Особенности общения
подростков со
сверстниками, со
старшими и младшими
по возрасту партнёрами.

7

Семья
(5 ч.)
Семья и
семейные
отношения

1

Уметь применять на практике правила общения в
различных социальных ситуациях.
Характеризовать черты подросткового возраста;
уметь объяснять может ли самостоятельность быть
отрицательным качеством.
Уметь давать оценку своим учебным достижениям,
поведению, качествам своей личности с учётом
мнения других людей, в том числе для
корректировки собственного поведения в
окружающей среде; выполнение в повседневной
жизни этических и правовых норм, экологических
требований;
Уметь применять на практике правила общения в
различных социальных ситуациях.
Характеризовать основные положения раздела;
анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы,
высказывать собственную точку зрения
Уметь: работать с текстом учебника, выделять
главное, использовать ранее изученный материал для
решения познавательных задач
Воспитание трудолюбия

ситуаций, и их
анализ.
Работа с текстом
учебника по
заданиям;
выполнение
проблемных
заданий и
моделирование
ситуаций, и их
анализ.
Выполнение
заданий по
рабочей тетради.
Работа с текстом
учебника по
заданиям;
выполнение
проблемных
заданий и
моделирование
ситуаций и их
анализ

Характеризовать понятие «семья».
Показывать роль и значимость семьи в жизни
любого человека, т. е. то, что называют «семейные
ценности». Сравнивать особенности семей
современных и существовавших в России ранее,
городских и деревенских; двухпоколенных,
трехпоколенных. Характеризовать причины
возникновения семейных конфликтов, предлагать
пути их разрешения. Называть основной документ,
регулирующий семейные отношения, — Семейный
кодекс РФ. Описывать семейные обычаи, традиции.
Показывать на конкретных примерах
взаимодействие, заботу, поддержку, общий труд и
помощь в семье. Рассказывать о собственных
обязанностях в своей семье. Исследовать

Комментированно
е чтение
параграфа,
выполнение
заданий по
учебнику и в
рабочей тетради,
моделирование
ситуаций и их
анализ.

Индивидуальны
е презентации
учащихся по
теме «Человек –
личность».
Учебник,
рабочая тетрадь.

Рабочие
тетради, слайд с
правилами
работы на
уроке-тренинге,
карточки с
заданиями,
наборы
фломастеров.
Презентация
«Семья», плакат
«Права
ребенка»,
фотовыставка
«Я и моя
семья», учебник,
рабочая тетрадь.

17

8

Семейное
хозяйство

1

Семейное хозяйство.
Забота и воспитание в
семье. Распределение
обязанностей.
Обязанности подростка.
Рациональное ведение
хозяйства.

9

Свободное
время

1

Свободное время.
Занятия физкультурой и
спортом. Телевизор и
компьютер. Увлечения
человека. Значимость
здорового образа жизни.

10

Практикум
по теме
«Семья»

1

Я и моя семья. Учимся
рационально вести
домашнее хозяйство.

конфликтные ситуации в семье, выявляя причины их
возникновения и пути разрешения. Приводить
примеры семейных обычаев и традиций, в том числе
в вашей семье.
Выражать собственную точку зрения на значение
семьи.
Проявлять любовь и уважение к старшему
поколению, семье.
Описывать совместный труд членов семьи.
Характеризовать статьи семейного бюджета;
объяснять правила ведения семейного хозяйства;
выполнять творческие задания по изученной теме
Показывать на конкретных примерах из жизни кого
считают рачительным хозяином, каковы источники
экономии в домашнем хозяйстве, что должен знать и
уметь рачительный хозяин. Оценивать собственное
участие в ведении домашнего хозяйства.
Учиться быть рачительными хозяевами. Учиться
помогать семье, как правильно вести хозяйство.
Объяснять какое время можно назвать свободным,
какие движения губительны для организма, а какие полезны и ценны для развития и совершенствования
человека; что досуговая деятельность - это сфера
самовоспитания и самоопределения.
Показывать на конкретных примерах, что свободное
время, его организация, играет важную роль в
развитии личности.
Формулировать собственное определение понятия
«свободное время». Иллюстрировать конкретными
примерами досуговую деятельность. Уметь
составлять рассказы по рисункам.
Научиться правильно использовать свободное время.
Характеризовать основные положения раздела;
анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы,
высказывать собственную точку зрения.
Составлять рассказы:
-учимся быть рачительными хозяевами;
-учимся помогать семье;
-мы - семья, а это значит...
Воспитание ответственности, выражать собственную

Составить
семейный
бюджет. Беседа,
работа с текстом
учебника,
выполнение
заданий в рабочей
тетради,
заполнение
таблицы.

Презентация
«Семейный
бюджет».
Учебник,
рабочая тетрадь.

Работа с текстом
учебника,
объяснения
учителя,
выполнение
познавательных
заданий в рабочей
тетради,
составление
таблицы «Хобби:
причины
возникновения,
виды».
Игра «Чудодерево»,
творческие
задания в парах,
индивидуальная и
фронтальная
работа.

Презентация
«Делу время,
потехе час»,
учебник,
тетрадь.
Выставка работ
учащихся «Мои
увлечения»

Рабочая тетрадь,
проволока,
клубок ниток,
бумага, клей,
пустая
пластиковая
бутылка (на
каждую парту)

18

11

12

Практикум
по теме
«Семья»
Школа
(6 ч)
Образован
ие в жизни
человека

1

Семейный досуг и
здоровый образ жизни.

точку зрения на значение семьи

Практическое
занятие с
элементами
мозгового штурма

Рабочая тетрадь,
учебник

1

Роль образования в
жизни человека.
Значение образования
для общества. Ступени
школьного образования.

Характеризовать задачи школы. Рассказывать о
значении школы в судьбе каждого человека.
Раскрывать роль школы в развитии ребенка.
Показывать, какое место в системе образования
занимает школа. Объяснять, почему образование так
важно для современного человека. Описывать
возможности личного развития, которые предоставляет образование
Приводить примеры из жизни, литературы и
кинофильмов о значимости школы для человека.
Оценивать и корректировать собственное отношение
к своей учебе, умение учиться, возможности своего
развития. Рассказывать о своей школе, как вы
относитесь к ней. Исследовать конкретные ситуации,
когда проявляется ценность и важность образования
человека при приеме на работу, повышении в
должности.

Работа с текстом
учебника,
выполнение
заданий учебника
и в рабочей
тетради,
индивидуальная и
фронтальная
работа,
моделирование
ситуаций и их
анализ.
Работа с текстом
учебника,
выполнение
заданий учебника
и в рабочей
тетради,
индивидуальная и
фронтальная
работа,
моделирование
ситуаций и их
анализ.
Наглядный метод,
частичнопоисковый,
практический,
формы –
индивидуальная и
фронтальная,
беседа, работа с
текстом учебника,
выполнение

Презентация
«Профессия –
ученик»,
учебник,
рабочая тетрадь.
Конституция
РФ.

13

Образован
ие в жизни
человека

1

14

Образован
ие и
самообраз
ование

1

Образование и
самообразование. Учеба
– основной труд
школьника.

Характеризовать учёбу как основной труд
школьника.
Опираясь на примеры из художественных
произведений, выявлять позитивные результаты
учения. С опорой на конкретные примеры
характеризовать значение самообразования для
человека.
Оценивать собственное умение учиться и
возможности его развития.
Выявлять возможности практического применения

Выставка
рисунков из
истории школы
и образования.
Презентация
«Профессия –
ученик»,
учебник,
рабочая тетрадь.

Учебник,
рабочая тетрадь.
Различные
самоучители,
карточки из
каталога
школьной
библиотеки,
энциклопедии
для

19

получаемых в школе знаний
Уметь рассуждать о проблемах современного
образования, о правах и обязанностях ученика.
Воспитание ответственности, умение учиться.
Повышение мотивации к учебной деятельности.
Научиться понимать причины успешности и
неуспешности учебной деятельности.

15

Образован
ие и
самообраз
ование

1

Учение вне стен школы.
Умение учиться

16

Однокласс
ники,
сверстник
и, друзья.

1

Отношения младшего
подростка с
одноклассниками,
сверстниками, друзьями.
Дружный класс.

Использовать элементы причинно-следственного
анализа при характеристике социальных связей
младшего подростка с одноклассниками,
сверстниками, друзьями.
Иллюстрировать примерами значимость
товарищеской поддержки сверстников для человека.
Оценивать собственное умение общаться с
одноклассниками и друзьями
Уметь объяснить, что может помешать дружбе,
привести примеры настоящей и мнимой дружбы;
пояснить, какие человеческие качества считают
наиболее важными для дружбы
Проявлять дружеские отношения с
одноклассниками, сверстниками, друзьями.

17

Практикум
по теме
«Школа»

1

Школа в жизни человека
и общества. «Век живи –
век учись». Учись
учиться. Мои
одноклассники.

Характеризовать основные положения раздела;
анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы,
высказывать собственную точку зрения
Участвовать в коллективном обсуждении проблем,
проявлять активность, планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей.
Проявлять доброжелательность и эмоциональную

заданий в рабочей
тетради.

школьников,
книги серии «Я
познаю мир».

Наглядный метод,
частичнопоисковый,
практический,
формы –
индивидуальная и
фронтальная,
беседа, работа с
текстом учебника,
выполнение
заданий в рабочей
тетради
Моделирование
ситуаций и их
анализ.
Наглядный метод,
частичнопоисковый,
практический,
формы –
индивидуальная и
фронтальная,
беседа, работа с
текстом учебника,
выполнение
заданий в рабочей
тетради
Решение
познавательных
задач.
Фронтальная и
индивидуальная
работа, работа в
парах.

Учебник,
рабочая тетрадь.
Различные
самоучители,
энциклопедии
для
школьников,
книги серии «Я
познаю мир».

Презентация
«Одноклассники
, сверстники,
друзья»,
учебник,
рабочая тетрадь.

Учебник,
рабочая тетрадь.
Схема «Система
школьного
образования в
РФ.

20

18

Труд
(6 ч)
Труд –
основа
жизни

отзывчивость,
ответственность, умение учиться.

1

Содержание и сложность
труда. Результаты труда.
Заработная плата.

19

Труд –
основа
жизни

1

Труд – условие
благополучия человека.
Благотворительность и
меценатство.

20

Труд и
творчество
.

1

Ремесло. Признаки
мастерства. Творческий
труд.

Объяснять значение трудовой деятельности для
личности и общества.
Характеризовать особенности труда как одного из
основных видов деятельности человека
Различать материальную и моральную оценку труда.
Приводить примеры благотворительности и
меценатства.
Определять собственное отношение к различным
средствам достижения успеха в труде

Определять значение труда в жизни человека.
Различать творчество и ремесло.
Раскрывать признаки мастерства на примерах
творений известных мастеров
Уметь объяснить, всякий ли мастер может быть
назван творцом, в чем заключается красота труда;
определить различие труда мастера
Самостоятельно создавать алгоритм деятельности
при решении проблем различного характера.
Учитывать разные мнения при решении проблемы,
формулировка собственного мнения.

21

Труд и
творчество

1

Творческий труд.
Творчество в искусстве.

Выражать понимание причин
успешности/неуспешности в учебной деятельности.

Наглядный метод,
частичнопоисковый,
практический,
формы –
индивидуальная и
фронтальная,
беседа, работа с
текстом учебника,
выполнение
заданий в рабочей
тетради
Моделирование
ситуаций и их
анализ.
Индивидуальная и
фронтальная
работа.
Решение
познавательных
задач, работа с
текстом учебника.
Работа с
терминами.
Выполнение
заданий в рабочей
тетради.
Индивидуальная и
фронтальная
работа. Работа с
текстом учебника.
Работа с
репродукциями
картин.
Выполнение
заданий в рабочей

Презентация
«Труд – основа
жизни»,
учебник,
рабочая тетрадь.

Фотовыставка
«Профессии
наших
родителей»
Учебник,
рабочая тетрадь.
Иллюстрации
работ мастеров
народного
промысла.
Выставка работ
учащихся,
выполненных на
уроках
технологии.
учебник,
рабочая тетрадь.
Иллюстрации
работ мастеров
народного
промысла,
изделия
народного
промысла.
Слайды «Их
руками

21

тетради

22

Практикум
по теме
«Труд»

1

23

Практикум
по теме
«Труд»

1

24

25

Родина
(10)
Наша
РодинаРоссия.

Наша
РодинаРоссия.

Каким бывает труд
человека. Труд и его
оценка. Труд и
творчество.

1

Россия – федеративное
государство. Структура
России как федерации,
права субъектов России.
Русский язык как
государственный.

1

Россия – федеративное
государство. Структура
России как федерации,
права субъектов России.
Русский язык как
государственный.

создается
красота»,
учебник,
рабочая тетрадь.
Оборудование
для игры «Город
мастеров»

Характеризовать основные положения раздела;
анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы,
высказывать собственную точку зрения
Самостоятельно выделять и формулировать учебную
цель, использовать общие приемы решения
поставленных задач. Участвовать в коллективном
обсуждении проблемы, проявлять активность во
взаимодействии. Планировать свои действия для
решения задачи.
Проявлять социальную ответственность за свои
мысли и поступки. Проявлять доброжелательность и
эмоциональную отзывчивость .

Наглядный,
частичнопоисковый,
практический
методы,
групповая форма
работы.
Моделирование
ситуаций и их
анализ, решение
познавательных
задач. Игровые
ситуации.

Характеризовать понятие «малая родина».
Объяснять, что оно значит для человека. Описывать
свою малую родину. Рассказать о своей стране —
Родине. Объяснять, почему люди любят свою
Отчизну.
Написать эссе о своей малой родине.
Иллюстрировать примерами из жизни, литературы и
кинофильмов проявления любви к своей Родине,
Отчизне. Рассказывать о защитниках Родины, если
возможно, членах своей семьи
Воспитывать любовь к своей малой родине и к
своему Отечеству.
Определять понятие «федерация», объяснять, что
значит быть патриотом.
Самостоятельно формулировать познавательную
цель, использовать общие приемы решения задач.
Допускать возможность существования у людей
различных точек зрения, не совпадающих с
собственной, ориентироваться на позицию партнера
во взаимодействии.
Выражать гражданскую идентичность в форме

Решение
познавательных
задач

Политическая
карта России,
плакаты
«Родина-мать
зовет!», «Ты
записался
добровольцем?»
, Конституция
РФ, учебник,
рабочая тетрадь.

Индивидуальная и
фронтальная
работа, методы –
наглядный,
словесный,
практический,
частичнопоисковый.
Работа с текстом

Презентация
«Что значит
быть
патриотом?»,
учебник,
рабочая тетрадь.

Оборудование
для игры «Город
мастеров»

22

осознания «Я» как гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ,
историю.
26

Государст
венные
символы
России.

1

Государственные
символы России. Герб,
флаг, гимн.
Государственные
праздники.

27

Государст
венные
символы
России.

1

История
государственных
символов России.
Москва – столица
России.

28

Гражданин
России

1

Гражданин – Отечества
достойный сын.

Объяснять смысл понятия «государственные
символы», для чего они нужны. Рассказывать, когда
применяются государственные символы.
Рассказывать историю российского герба и флага.
Описывать Государственный герб РФ. Описывать
Государственный флаг РФ, над какими зданиями он
поднят постоянно.
Объяснять, когда и почему были приняты
Федеральные законы о государственных символах
России. Иллюстрировать на конкретных примерах
отношение солдат к своему знамени во время
Великой Отечественной войны.
Самостоятельно формулировать познавательную
цель, использовать общие приемы для решения
поставленных задач.
Использовать дополнительную литературу и
Интернет для подготовки сообщения на уроке о
государственных символах зарубежных стран.
Подготовить проект или презентацию об истории
Государственного герба в России.
Воспитывать уважение к государственным символам
России, патриотизм, чувство гордости за свою
Родину.
Выражать гражданскую идентичность в форме
осознания «Я» как гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ,
историю.
Объяснять и конкретизировать примерами смысл
понятия «гражданин».
Называть и иллюстрировать примерами основные
права граждан РФ.
Называть основные обязанности граждан РФ.
Определять права и обязанности граждан РФ
Приводить примеры добросовестного выполнения

учебника,
выполнение
заданий по
рабочей тетради.
Методы:
наглядный,
частичнопоисковый,
практический.
Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Работа с текстом
учебника, с
иллюстрациями.
Выполнение
заданий по
рабочей тетради.
Методы:
наглядный,
частичнопоисковый,
практический.
Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Работа с текстом
учебника, с
иллюстрациями.
Выполнение
заданий по
рабочей тетради.
Методы:
наглядный,
частичнопоисковый,
практический.
Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.

Презентация
«Государственн
ая символика»,
изображения
герба и флага
РФ, запись
гимна РФ,
Конституция
РФ, законы о
государственно
й символике РФ
Учебник,
рабочая тетрадь
Презентация
«Государственн
ая символика»,
изображения
герба и флага
РФ, запись
гимна РФ,
Конституция
РФ, законы о
государственно
й символике РФ
Учебник,
рабочая тетрадь
Презентация
«Гражданин –
Отечества
достойный
сын»,
Конституция
РФ, учебник,
рабочая тетрадь

23

гражданских обязанностей.
Приводить примеры и давать оценку проявлениям
гражданственности, представленным в СМИ
Воспитывать уважение к своему народу и чувство
единения с ним, ощущать себя россиянином.
29

Гражданин
России

1

Права граждан России.
Обязанности граждан
России.

30

Мы –
многонаци
ональный
народ.

1

Россия –
многонациональное
государство.
Национальность
человека.

31

Мы –
многонаци
ональный
народ.

1

Народы России – одна
семья.
Многонациональная
культура России.
Межнациональные
отношения.

Знать, как называется наша страна. Рассказывать о
главном богатстве нашей страны — ее народе.
Характеризовать Россию как многонациональное
государство. Раскрывать особенности
многонационального государства. Перечислять,
какие народы проживают в нашей стране, как они
называются все вместе.
Формулировка проблемы урока. Самостоятельное
создание алгоритма деятельности при решении
проблемы.
Проявление активности во взаимодействии при
решении поставленной задачи.
Воспитывать толерантное и терпимое отношение к
людям разных национальностей, проживающих в
нашей стране, для поддержания гражданского мира в
России, для ее развития и процветания.

Работа с текстом
учебника, с
иллюстрациями.
Выполнение
заданий по
рабочей тетради
Методы:
наглядный,
частичнопоисковый,
практический.
Фронтальная и
индивидуальная
формы работы.
Комментированно
е чтение.
Выполнение
заданий по
рабочей тетради
Индивидуальная и
фронтальная
работа. Работа с
терминами.
Ролевая игра.
Тренинг.
Работа с текстом
учебника.
Выполнение
заданий в рабочей
тетради.
Индивидуальная и
фронтальная
работа.
Тренинг.
Работа с текстом
учебника.
Выполнение
заданий в рабочей
тетради.

Презентация
«Гражданин –
Отечества
достойный
сын»,
Конституция
РФ, плакат
«Права и
обязанности
граждан
России»,
учебник,
рабочая тетрадь
Презентация
«Мы –
многонациональ
ный народ»,
карта
современной
России,
Конституция
РФ, учебник,
рабочая тетрадь
Презентация
«Мы –
многонациональ
ный народ»,
карта
современной
России,
учебник,
рабочая тетрадь

24

32

33

34

Практикум
по теме
«Родина»
Практикум
по теме
«Родина»

1

Заключите
льные
уроки.
Повторени
еи
обобщение
.

1

1

Наша Родина – Россия.
«Честь российского
флага».
Быть настоящим
гражданином. Уважать
людей любой
национальности.

Повторение и обобщение
полученных знаний.

Характеризовать Россию как многонациональное
государство.
Приводить примеры и давать оценку проявлениям
событиям, происходящим в нашей стране.
Характеризовать основные положения раздела;
анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы,
высказывать собственную точку зрения
Воспитывать уважение к своему народу.
Воспитывать толерантное и терпимое отношение к
людям разных национальностей. Осознавать свою
этническую принадлежность. Следовать в поведении
социальным нормам.
Знать основные положения курса. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
- высказывать собственную точку зрения или
обосновывать известные; - работать с текстом
учебника, выделять главное.
Использовать ранее изученный материал для
решения познавательных задач
Умение работать с
тестовыми заданиями
Воспитание гражданской ответственности;
дружеских отношений между людьми разных
национальностей. Определение собственного
отношения к явлениям современной жизни.
Формулирование своей точки зрения.

Фронтальная
работа и работа в
парах.
Решение
познавательных
задач.
Выполнение
заданий в рабочей
тетради.

Конституция
РФ, карта
современной
России, плакаты
с изображением
государственно
й символики
России,
учебник,
рабочая тетрадь

Групповая работа,
решение
познавательных
задач,
моделирование
ситуаций и их
анализ.

Учебник,
рабочая тетрадь,
индивидуальные
презентации
учащихся

25

26

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».