Положение об индивидуальном образовательном маршруте МБОУ СОШ №1 п.Восточный

- обучающихся с повышенными образовательными потребностями и особыми

интеллектуальными, творческими, физическими способностями, высоким уровнем
развития навыков самообразования;
- обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- обучающихся, находящихся на длительном лечении по причине травмы или
заболевания;
- обучающихся, не имеющих возможность посещать учебные занятия в период
спортивных соревнований, творческих конкурсов;
- обучающихся, имеющих низкую мотивацию к учению.
1.1. Целесообразность проектирования ИОМ обучающегося определяется на
основании проведения диагностических мероприятий по выявлению образовательных
потребностей обучающихся, рекомендаций психолога (по итогам проведённой
диагностики), медицинских показаний, желания обучающегося и его родителей (законных
представителей), возможностей ОО.
2.
Цель, задачи индивидуального образовательного маршрута
2.1. Основными целями применения ИОМ являются:
для обучающихся:
- формирование ключевых компетентностей обучающихся;
- индивидуализация процесса обучения;
- личностный подход к удовлетворению познавательных интересов и потребностей
обучающихся;
- создание ситуации успеха.
для родителей:
- возможность «наилучшего обеспечения интересов ребенка»;
для учителя и образовательной организации:
- обеспечение права на самореализацию и собственный стиль профессиональной
деятельности;
2.2. Основные задачи применения ИОМ:
- способствовать организации педагогического процесса на развитие творческих,
индивидуальных способностей учащихся;
- реализация индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
- поддержка обучающихся с низкой мотивацией к обучению;
- поддержка обучающихся с рисками учебной мотивации
- поддержка обучающихся с ОВЗ;
- поддержка обучающихся с выдающимися способностями в обучении;
- поддержка обучающихся, не имеющих возможность посещать учебные занятия в
период спортивных соревнований, творческих конкурсов;
- поддержка обучающихся, находящихся на длительном лечении.

3.
Условия реализации индивидуального образовательного маршрута
3.1. Основным условием реализации ИОМ является желание обучающегося
посещать конкретные курсы, кружки, занятия внеурочной деятельности, сетевые
образовательные мероприятия, участвовать в конкурсах, использовать при необходимости
дистанционные формы освоение выбранных образовательных программ и осознание им
ответственности принимаемого решения;
3.2. Необходимым условием реализации ИОМ является наличие заявления
родителей обучающегося (его законных представителей) на реализацию их ребенком ИОМ.
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ИОМ проектируется на

основании заявления родителей о переводе на адаптированную образовательную
программу.
3.3. Обязательным условием реализации ИОМ является организация, мониторинг
и контроль реализации ИОМ обучающегося тьютором (классным руководителем,
учителем-предметником), заместителем директора школы по учебной или воспитательной
работе (по профилю разработки ИОМ).
3.4. Тьютором является педагогический работник школы.
Для обучающихся с повышенными образовательными потребностями и особыми
интеллектуальными, творческими, физическими способностями, высоким уровнем
развития навыков самообразования тьютором назначается учитель-предметник, педагог
дополнительного образования направления, в котором проявлены особые способности.
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся,
находящихся на длительном лечении по причине травмы или заболевания, обучающихся,
не имеющих возможность посещать учебные занятия в период спортивных соревнований,
творческих конкурсов, обучающихся, имеющих низкую мотивацию к учению, тьютором
назначается классный руководитель, который координирует работу необходимых
специалистов (педагог-психолог, социальный педагог), учителей-предметников класса, в
котором обучается учащийся. Учителя-предметники совместно разрабатывают учебнотематический план.

4. Порядок формирования индивидуального образовательного маршрута
4.1. Информирование обучающихся и их родителей (законных представителей)
об образовательных ресурсах школы, возможностях, вариантах и условиях проектирования
ИОМ осуществляется тьюторами, заместителями директора школы, курирующими
реализацию индивидуальных образовательных маршрутов.
Информирование может быть организовано индивидуально, на родительских собраниях,
через информационные стенды, сайт школы.
4.2. Проектирование ИОМ для обучающегося происходит по итогам проведенной
диагностики образовательных потребностей обучающихся (проводится тьютором,
совместно с психологом); на основании ходатайства учителя-предметника, классного
руководителя, педагога дополнительного образования, наличия заявления родителей
(законных представителей), желания обучающихся. Для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья ИОМ проектируется на основании заявления родителей о
переводе ребенка на адаптированную образовательную программу.
4.3.
В проектировании ИОМ и мониторинге его реализации принимают участие
тьютор, заместитель директора школы, курирующий реализацию индивидуальных
образовательных маршрутов.
4.4. Устанавливается следующий порядок проектирования ИОМ:
- родители (законные представители) совместно с обучающимся заполняют бланк
заявления на ИОМ (приложение №1) (бланк заявления о переводе на АООП для учащихся с
ОВЗ);
- в зависимости от основания для проектирования ИОМ к заявлению прилагаются
соответствующие документы (рекомендации учителей-предметников; медицинские
справки установленного образца, официальные приглашения (вызовы) на соревнования и
конкурсы, результаты диагностики образовательных потребностей и возможностей
обучающегося), заключение ПМПК;
- заместитель директора школы, курирующий реализацию индивидуальных
образовательных маршрутов, совместно с тьютором осуществляет экспертизу

представленных документов, совместно с обучающимися и его родителями (законными
представителями) составляет ИОМ по соответствующей форме:
• для обучающихся с повышенными образовательными потребностями и особыми
интеллектуальными, творческими, физическими способностями, высоким уровнем
развития навыков самообразования (приложение № 2);
• для обучающихся, находящихся на длительном лечении по причине травмы или
заболевания, обучающихся, не имеющих возможность посещать учебные занятия в период
спортивных соревнований, творческих конкурсов, обучающихся, имеющих низкую
мотивацию к учению (приложение № 3);
•для обучающихся с рисками учебной мотивации (приложение № 4)
• для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приложение № 5);
- заместитель директора школы, курирующий реализацию индивидуальных
образовательных маршрутов, совместно с тьютором составляет индивидуальное
расписание занятий обучающегося, которое является частью ИОМ;
- разработанные ИОМ рассматриваются на заседании методического совета
согласуется расписание, решаются организационные вопросы реализации ИОМ;
- сроки осуществления перечисленных выше действий, продолжительность ИОМ
определяются в каждом конкретном случае;
- при
реализации ИОМ предусматривается сочетание индивидуальной
самостоятельной работы обучающегося с консультациями учителя в определённые сроки,
дистанционные консультации, освоение ИОМ как на базе своей школы, так и на базе
другой образовательной организации в рамках формирования и реализации
индивидуальных образовательных маршрутах обучающихся.
4.5. ИОМ может быть разработан на период изучения темы, учебную четверть,
полугодие, учебный год и включает:
- общий срок выполнения ИОМ;
- временной график выполнения учебных модулей по неделям с указанием
контрольных точек - сроков представления заданий, контрольных срезов, зачетов и т.п.
4.6. Контроль реализации ИОМ осуществляют заместители директора школы,
курирующие реализацию индивидуальных образовательных маршрутов, тьютор, родители
(законные представители).
4.7. В ходе ИОМ может возникнуть необходимость его корректировки, которая
производится тьютором на основании проведенных диагностик, контрольных мероприятий
и доводится до сведения заместителей директора школы, курирующих реализацию
индивидуальных образовательных маршрутов, родителей (законных представителей).

5.
Подведение итогов реализации индивидуального образовательного
маршрут.
5.1. Учителя, работающие в рамках реализации ИОМ, проводят оценку успешности
прохождения ИОМ с использованием технологий формирующего оценивания. Данные
передаются тьютору и заместителям директора школы, курирующим реализацию
индивидуальных образовательных маршрутов.
5.2. Тьютор проводит диагностику успешности освоения ИОМ в конце каждой
контрольной точки. Итоговая диагностика проводится по завершении реализации ИОМ.
5.3. Полученные данные анализируются заместителями директора школы,
курирующими реализацию индивидуальных образовательных маршрутов, совместно с
тьюторами. По итогам проведенного анализа принимается решение о проведении
корректировки ИОМ обучающегося.

Приложение 1
Директору МОБУ СОШ №1
п. Восточный
А.Р. Хисамудинову

тел.

_

Заявление
Прошу сформировать индивидуальный образовательный маршрут для моего ребенка:
Ф. И. О. ребенка, год рождения
обучающегося (обучающейся)
класса в связи
с
указать причину, по которой необходимо формирование индивидуального
образовательного маршрута на период__________
Контроль своевременного выполнения заданий индивидуального образовательного
маршрута моим ребенком беру на себя.

Дата

Подпись

6

Приложение № 2
Структура индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с
повышенными образовательными потребностями и особыми интеллектуальными,
творческими, физическими способностями, высоким уровнем развития навыков
самообразования
1. Титульный лист.
Титульный лист содержит следующую информацию:
• полное название образовательного учреждения, в котором разработан ИОМ;
• дата, номер протокола заседания Совета профилактики, рекомендовавшего ИОМ к
реализации;
• ФИО учащегося, класс;
• данные о тьюторе (тьюторах) ИОМ (Ф.И.О., занимаемая должность);
• срок реализации ИОМ;
• название населенного пункта.
2. Характеристика обучающегося.
Его достижения, уровень и содержание познавательных потребностей, уровень и
качество специальных способностей. Достижение учащегося первоначально определяется
методом фиксированных педагогических наблюдений, т.е. по результатам педагогического
контроля, участия в выставках, конкурсах, соревнованиях и т.п.
В характеристику включаются материалы диагностик: диагностики психолога,
учителей-предметников, индивидуальный образовательный план учащегося и другие.
3. Пояснительная записка.
• Актуальность (необходимость) данной программы.
• Направленность программы.
• Цель, задачи.
• Обоснование содержания программы (анализ за предыдущий год обучения).
• Продолжительность программы.
• Предполагаемые результаты.
В пояснительной записке раскрываются цели образовательной деятельности,
обосновываются принципы отбора содержания и последовательность изложения
материала, характеризуются формы работы с обучающимся и условия реализации ИОМ.
В обосновании необходимости разработки и внедрения программы отмечается ее
актуальность и практическая значимость для данного учащегося;
При формулировании цели и задач программы следует помнить, что цель - это
предполагаемый результат образовательного процесса, к которому необходимо
стремиться. Поэтому в описании цели важно избежать общих абстрактных формулировок,
таких, например, как «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для
творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей» и т.п.
Такие формулировки не смогут отразить потребности данного учащегося, данной
конкретной программы. Кроме того, цель должна отражать ее основную направленность.
Задачи раскрывают пути достижения цели, показывают, что нужно сделать для
достижения цели. Выделяются следующие типы задач:
• обучающие (развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в
познавательную деятельность, развитие компетентностей, приобретение определенных
знаний, умений и навыков через проектную или исследовательскую деятельность и т.п.);

№

• воспитательные (формирование компетентностей у обучающегося: социальной,
Гражданской позиции, коммуникативных качеств, навыков здорового образа жизни и
т.п.);
• развивающие (развитие деловых качеств, таких, как самостоятельность, ответственность,
аккуратность, активность и т.д.;
• формирование потребностей в самопознании,саморазвитии).
Задачи должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.
Прогнозируемые результаты:
• сформулировать требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести
обучающийся в процессе занятий по программе;
• перечислить качества личности, которые могут развиваться у обучающегося ходе занятий;
• дать характеристику системе отслеживания и оценивания результатов обучения по ИОМ,
указав способы учета знаний и умений, возможные варианты оценки
личностных качеств обучающегося в учебно-тематическом и творческом плане. В качестве
процедур оценивания могут использоваться тестирования, зачеты, экзамены, выставки,
соревнования, конкурсы и т.п.
4. Учебно-тематический план (по предмету, предметам)
Учебно-тематический план раскрывает модули или разделы предлагаемого курса и
количество часов на каждый из них; определяет соотношение учебного времени (теория и
практика). Формы организации деятельности (совместное в классе, спецкурс,
самостоятельное изучение на уроке, домашняя работа, консультирование, дистанционное
изучение на сайте и др.)
Содержание
Форма
Сроки Планируемы Срок
Форма Учитель
(раздел
организации освоения е результаты контроля контроля
программы,
деятельности
освоения
тема, модуль)

Тьютор
/
/
Обучающийся
/
/
Родитель
/
/
Содержание - краткое описание разделов (модулей) и тем. Кратко описать тему означает:
• указать ее название;
• перечислить основные содержательные моменты, которые изучаются в рамках данной
темы.
Творческий план
Творческий план определяет промежуточные и итоговые результаты индивидуальной
работы с обучающимся, а также формы и уровень представления этих результатов.
Формы представления результатов индивидуальной работы:
• Научно-исследовательская работа (проект).
• Репертуар (выступление).
• Художественные произведения.
• Произведения декоративно-прикладного творчества.

5.

• Уровень соревнований: выставки, соревнования, конкурсы, концерты, фестивали,
конференции
Формы работы
Срок
Форма участия
Результат
Деятельность/ мероприятие
Общения с преподавателем с
использованием электронных
средств связи
Самообразование (работа с
учебной литературой)
Самообразование
(работа с дополнительной
литературой)
Научно-исследовательская
деятельность
Олимпиады
Конкурсы
Конференции
Тьютор
Ученик (ца)
Родитель

/

/
/
/

/
/

Индивидуальный план исследовательской деятельности ученика
(заполняется при выполнении исследовательской работы)
Этапы работы
Форма отчёта / демонстрации
Сроки
результатов
1. Формулирование проблемы,
целеполагание

Собеседование с учителем

2. Изучение методов, приёмов,Консультирование одноклассников,
способов
деятельности, проведение урока или его этапа в роли
необходимых для работы надучителя, выполнение
решением проблемы, в том числеиндивидуальных заданий с
освоение приёмов работы с научнойиспользованием освоенных
литературой
приёмов и т.п.
(конспектирование, реферирование,
составление картотеки, создание
плана - тезисного, цитатного) и
приёмов оформления собственного
продукта деятельности

3. Изучение истории вопроса, Выступление с сообщениями, докладами
теоретических
источников
по по проблеме
проблеме исследования
исследования
4. Выявление возможных путей Собеседование с учителем
решения
проблемы,
в
т.ч.
выдвижение гипотез
5. Работа с фактическим материалом Промежуточные отчёты в форме
(наблюдение, отбор, сравнение, докладов с их последующим
эксперимент и др.)
обсуждением на конференции, заседании
научного общества и т.п
6.
Анализ, классификация и
систематизация данных, полученных
в ходе работы с фактическим
материалом
7. Обобщение, выводы
8. Предъявление и/или защита
продукта исследовательской
деятельности
Расписание на месяц, квартал (заполняется обучающимся)
Время
Деятельность (посещение уроков, спецкурс,
самообразование, участие в конкурсе, работа над
исследованием и тд.)

6. Рефлексивно-оценочный блок
Показатели достижения результатов за период
Критерии
Показатели
Соответствие
образовательным
стандартам

Результаты итоговой и текущей
аттестации.
Успеваемость.
Участие в интеллектуальных
марафонах, предметных
олимпиадах, конкурсах и т.п.

Конечный показатель
прогрессивного развития
Результаты стабильные, или растут

Удовлетворенность Динамика удовлетворенности
всех субъектов
учащихся, родителей.
образовательного
процесса

Рост удовлетворенности

Рост достижений

Положительная динамика,
ярковыражен рост
личностныхдостижений
(портфолио).

Динамика достижений ученика.
Результативное участие в
конкурсах, мероприятиях разного
уровня,

Прогнозируемый
результат
Фактический
результат
Примечание
Самооценка деятельности
Рефлексивная деятельность обучающегося на этапе реализации ИОМ
Самоанализ и самооценка в ходе продвижения по индивидуальному образовательному
маршруту:
1. Насколько успешно моё продвижение?
2. Какие затруднения испытываю?
3.
Какие ошибки допускаю?
4. В чём их причина?
5. Что необходимо сделать для преодоления затруднений и исправления ошибок?
Результаты оценки деятельности оформляется в виде портфолио
Деятельность
Период
Раздел документов

Формы представления результатов
Диплом, грамоты,
свидетельства

Раздел работ

Исследовательская работа,
отчеты, проекты, контрольные работы

Раздел отзывов

Тексты заключений, рецензии, эссе,

7. Методическое обеспечение ИОМ
Методическое обеспечение: характеристика средств, необходимых для реализации
ИОМ (кадровых, материально-технических и прочих). Характеризуя кадры, перечислить
работников, занятых в ее реализации. Описывая материально-технические условия, имеет
смысл дать краткий перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для
реализации ИОМ.
8. Список литературы.
Необходимо привести два списка литературы. В первый список следует включить
источники, которые рекомендуется использовать педагогам для организации
образовательного процесса; а во второй - литературу для обучающихся и их родителей.

Методические материалы
Индивидуальный образовательный план(на период планирования ИОМ)
1. КТО Я? КАКОЙ Я? (Мое представление о себе )
Класс
Дата рождения
Любимое занятие в свободное время
Мой любимый учебный предмет
Мои учебные достижения
Мои сильные стороны
Мои слабые стороны
Мои увлечения
Чем отличаюсь от своих сверстников
Что умею делать хорошо
Сфера профессиональных интересов
Сфера моих жизненных интересов (какое место хочу
Что мне в себе нравится
Что мне в себе не нравится
НА кого хочу быть похожим (-ей)
2. Мои цели и задачи
2.1 Мои перспективные жизненные цели
1) Кем хочу стать, какую получить профессию
2) Каким (-ой) хочу стать (перечисляются качества, которые бы хотел иметь
ученик как член общества, как труженик, гражданин, семьянин)
2.2 Ближайшие цели, задачи, что надо развивать в себе в первую очередь
1) Что хочу узнать о себе (задачи на самопознание)
2) Задачи в обучении
- По каким предметам повысить свои достижения
- Какие дополнительные области знаний изучать
- Какие учебные умения и навыки развивать
3) Задачи в практической деятельности
4) Задачи по формированию конкретных качеств, необходимых для достижения
перспективной цели
3. Мои планы
3.1 Предполагаемое направление (профиль) образования в старшей школе
3.2 Планируемый уровень профессионального образования после окончания
школы
3.3 Профессия, которая меня интересует
3.4 Предполагаемое учебное заведение после окончания школы

4.1 Самопознание своих возможностей и склонностей
1) В чем (где, в каких сферах себя попробую)
2) С кем, где проконсультируюсь
3) К кому обращусь за советом
4.2. Обучение
1) Изучению каких предметов уделить больше внимания
2) Какие предметы изучать на углубленном уровне
3) Какие элективные курсы посещать
4.3. Дополнительное образование
1) По каким дополнительным образовательным программам буду заниматься
2) Какую дополнительную литературу буду изучать
3) В каких проектах буду участвовать
4) В каких олимпиадах и конкурсах буду участвовать
4.4. Участие в общественной деятельности
1) В каких делах буду участвовать в школе и классе
2) В каких буду участвовать вне школы
4.5. Как буду развивать необходимые для реализации моих жизненных планов качества:
1) На учебных занятиях
2) Во внеучебное время
3) В семье
4) В общении с учащимися
5) в практической деятельности, общественных делах
4.6. Кто и в чем мне может помочь
1) Учителя
2) Родители
3)

Друзья

4) Специалисты

Приложение № 3
Алгоритм составления индивидуального плана работы обучающихся, имеющих
низкую мотивацию к учению
1) Диагностический этап
Диагностика умений и навыков по теме, разделу: определение тем, разделов
необходимых для изучения, выяснение причин низкой мотивации.
Возможные причины :
• переход на другой УМК
• несформированность самоконтроля
• отсутствие устойчивых мотивов учения
• проблемы в знаниях, умениях, навыках ученика, вследствие нерегулярности работы на
уроке.
• нарушение фонематического слуха
• бедность словарного запаса
• общее недоразвитие речи
• несформированность познавательной деятельности

2) Целеполагание
Цель, задачи, направления коррекционной работы (ликвидация общего отставания по
программе, обогащение словаря и развития речи, формирование мотивов учебной
деятельности, создание ситуации успеха и тд.)

3) Индивидуальный план работы
Примерная схема составления тематического планирования индивидуального маршрута:
№ Дата Тема
Формируемые Форма
Домашнее Форма
Отметка о
организации задание
занятия умения,
контроля выполнении
навыки
деятельности
ученика,
задания
Тьютор (учитель-предметник)
Обучающийся
Родитель
/
/
/
_/
/
4) Подведение итогов

/

Приложение 4
Согласовано
с методическим советом
Протокол №
«_
»_
20___г.

Утверждаюдиректор
МБОУ СОШ №1
п. Восточный
А.Р.Хисамудинов
«_
»_
20__г.

Карта сопровождения обучающегося
(с рисками учебной мотивации)
ФИО обучающегося
класс
период
ФИО тьютора (сопровождающего)

п. Восточный, 20__

Карта наблюдения за учеником с рисками учебной мотивации на уроке
ФИО обучающегося
Срок наблюдения
Предмет

другое

Самостоятельна
я работа

Оценка за урок

Устный ответ

неудовлетворит

Поведение
на уроке

удовлетворит

Не работает

пассивен

Работа на
уроке

Частично
выполнено
Полностью
выполнено
Активен

Выполнение
домашнего
задания
Не выполнено

Дневник

Тетрадь

Подготовка к
уроку

учебник

дата

План работы индивидуальный образовательный маршрут с обучающимся
Предметы, по которым имеется неудовлетворительные
оценки
Цель работы (например):
1. Ликвидация общего отставания по программе
2. Создание ситуации успеха
№

Тема
занятия

Формируем
ые навыки,
умения

Форма
организация
деятельности

ФИО школьного
специалиста

Домашн
ее
задание

Форма
контро
ля

Отметка о
выполнени
и результат

/

Согласовано
ФИО
родителя

/

План работы с обучающимся
Предметы, по которым имеется неудовлетворительные
оценки
Цель работы (например):
1. Ликвидация общего отставания по программе
2. Создание ситуации успеха
Дата Тема
занятия

Формируем
ые навыки,
умения

Форма
организация
деятельности

Домашн
ее
задание

Форма
контроля

ФИО школьного специалиста
/
Согласовано
ФИО
родителя

/

Отметка о
выполнени
и результат

План работы с родителями
Цель работы:
№

Дата

Тема мероприятия

Форма организация
деятельности

Отметка о
выполнении
результат

ФИО школьного специалиста
/
Согласовано
ФИО
родителя

/

Приложение № 5

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Восточный

Согласовано

Утверждено
подпись
дата

Ф.И.О. родителя
(законного представителя)

№
протокола ППк

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
(карта развития учащегося с ОВЗ)
Ф.И.О. ребенка

Срок реализации

СОДЕРЖАНИЕ
1.
Сведения социального характера
2.
Заключение. Рекомендации ПМПК
3.
Психолого-педагогическая информация
4.
Запись педагогических наблюдений
5.
Освоение адаптированной образовательной программы
6.
Организация коррекционно-развивающей работы
7.
Социализация
8.
Трудовое обучение
9.
Общая дорожная карта реализации ИОМ
10.
Сведения о работе с родителями
1. СВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
1.
Ф.И.О. обучающегося
2.
Дата и место рождения
3.
Дата поступления в учреждение
4.
Класс, дата перевода на адаптированную программу
изменения о смене программы
5.
Адрес по
регистрации
Индекс, адрес, телефон, дата регистрации (постоянно, временно - «с.. .по.
Место фактического проживания
Возраст
Ф.И.О. родителей (законных
представителей)

Ф.И.О. педагогов
Основной
Педагог-психолог
Учитель-логопед
Социальный педагог
Учитель-дефектолог

Образование

..»)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Дефектолог. Психолог/ даты обследования
Мышление - операции с единичным признаком
-операции с несколькими
признаками
- группирование по одному признаку
- группирование по нескольким
признакам
Внимание - произвольность
- концентрация
- устойчивость
- переключение
- яркость
Эмоции
- инертность
- адекватность
- мимические навыки
а) произвольная:
Память
- кратковременная
- долговременная
б) непроизвольная:
- кратковременная
- долговременная
Восприятие а)зрительное
- величины
- цвета
- формы
б)слуховое
в) пространство
г) времени
д) целостность
е) обобщение
Представлен - объем
- адекватность
ие
Самооценка:
Уровень притязаний
Логопед
Обращенная речь
Активный словарь
Пассивный словарь
Произношение
Фонематический слух
Письмо
Чтение
Классный руководитель
а)
дети
Предпочтены
е в общении - ровесники
- моложе
- старше
б) взрослые:
- родители

2.

- учителя
- посторонние
Игра:
Ведущая
деятельность -сенсорно-манипулярная
- предметная
- сюжетная
- ролевая
- по правилам
Учение
Т
руд
- потребность
Мотивы
- интерес
- выгода
- похвала
- поощрение
- наказание
- координация
Моторика
- мелкая моторика
Адаптивные Роль учащегося: - знание
- освоение
навыки
- принятие
- питание
Навыки
самообслужи - одевание
-обувание
вания
- прочие
а) с взрослыми: - навыки
Общение
-адекватность
-активность
б) со сверстниками: - навыки
-адекватность
- активность
Прогноз развития:
-объем ЗАР

Методические рекомендации к разделу. Психолого-педагогическая информация,
представленная таблицей, является отражением функциональных особенностей психики,
поведения учащегося, проявившихся в процессе педагогической практики. Таблица
заполняется полностью при первичном обследовании ребенка ( прием в/класс, перевод из
другой школы) классным руководителем и специалистами: логопедом, психологом,
дефектологом. При необходимости отдельные параметры состояния могут уточняться
тестированием. Результаты вносятся в графу 1, результаты повторных обследований в
графы 2-6.
Оценка состояния обозначается цветом: хорошее - зеленый цвет (далее - 3.),
удовлетворительное - синий цвет (далее - С.), плохое - красный цвет (далее - КР.).
После заполнения таблицы у отдельных учащихся выявляются ярко выраженные
нарушения или недоразвитие тех или иных функций (красный цвет). На этих обучающихся
в даются конкретные рекомендации по их компенсации и коррекции в разделе 4. Далее
отслеживается динамика и результативность работы при обязательных повторных

обследованиях, не реже 2 раз в год. На остальных детей повторное обследование не
обязательно.
Дефектолог. Психолог.
(заполняется совместно или одним из них в зависимости от наличия специалиста в
учреждении).
1. Мышление - операции с единичными признаками (подбор другого носителя того
же признака, выбор объекта из группы по одному признаку, сравнение с другим объектом и
т.д.). Оценка: самостоятельно (З.), по образцу (С.), не владеет (КР.)
- операции с несколькими признаками - вместо единичного дается комбинация
признаков. Оценка: см. п.1
- создание групп по единичному признаку. Оценка: см. п.1
-создание групп по нескольким признакам - ребенок создает группы из разнородных
объектов на основе реально присущих этим признакам. Например: одинакового цвета,
функциональная группа, группа «часть- целое» и т.д. Оценка: см. п.1
2. Внимание
произвольность, т.е. по собственной воле, сознательно. Оценка: хорошая (З.),
удовлетворительная (С.), недостаточная (КР.).
концентрация. Оценка: легко обращает внимание на указываемый объект (З.), с
дополнительной помощью (С.), внимание ребенка привлечь сложно (КР.).
устойчивость - определяется временем удержания объекта в поле внимания. Оценка:
свыше нескольких минут хорошая (З.), дольше одной минуты средняя (С.), менее одной
минуты (КР.).
переключение - способность переводить внимание с одного объекта на другой. Оценка:
практически мгновенно (З.), средняя (С.), ребенок «залипает» на объекте, отвлечь его
крайне сложно (КР.).
3. Эмоции
- яркость, интенсивность выражения эмоции. Оценка: высокая (З.), средняя (С.), низкая
(КР.)
- инертность - «застревание» на эмоции, невозможность быстро переключиться.
Оценка: высокая (З.), средняя (С.), низкая (КР.)
- адекватность - т.е. соответствие принятым социальным нормам, смыслу ситуации.
Оценка: полная (З.), неполная (С.), отсутствие (КР.)
- мимические навыки - навыки выражения эмоции. Оценка: хорошо развитые (З.),
достаточные (С.), неразвитые (КР.).
4. Память
- кратковременная - воспроизведение следов непосредственно после считывания:
хорошая - сохраняется более 7 ед. информации (З.), средняя от 2 до 7 ед. (С.), плохая менее
2 ед. (КР.)
- долговременная - отсроченное воспроизведение (после переключения внимания):
хорошая - сохраняется более 7 ед. информации (З.), средняя - от 2 до 7 ед. (С.), плохая менее 2 ед. (КР.).
5. Восприятие
Оценка: хорошее - осуществляется самостоятельно (З.),удовлетворительное - помощь
взрослого ограничена указанием или словесной инструкцией (С.), плохое- подражание и
совместное действие (КР.).
зрительное (цвет, форма, величина). Оценка: хорошее (З.), удовлетворительное (С.),
недостаточное (КР.)

слуховое. Оценка: хорошее безошибочное (З.), удовлетворительное (иногда ослышки)
(С.), плохое (частые ослышки, приходится неоднократно повторять инструкцию) - (КР.)
- пространство - (пространственная ориентировка) - величины объектов, расстояние
между ними, их взаимное расположение и направление. Оценка: хорошее (З.),
удовлетворительное (С.), недостаточное (КР.)
- времени (длительности события, скорости и последовательности явлений
действительности: о настоящем, прошедшем и будущем). Оценка: хорошее (З.),
удовлетворительное (С.), недостаточное (КР.)
- целостность - воспроизведение по деталям целого, недостающие целого и т.п. Оценка:
хорошее (З.), удовлетворительное (С.), недостаточное (КР.)
- обобщение: умение обозначить воспринимаемое общим словом (понятием). Оценка:
хорошее (З.), удовлетворительное (С.), недостаточное (КР.).
6. Представление (процесс воссоздания (воспроизведения) образцов предметов и явлений
внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств),
- объем. Оценка: развитый (З.), достаточный (С.), недостаточный (КР.)
- адекватность - соответствие представлений ребенка реальному миру и социальной
практике. Оценка: полная (З.), неполная (С.), отсутствие (КР.)
7. Самооценка - проявляется в поведении, вербально. Оценка: адекватная (З.), оптимальная
(С.), завышенная или заниженная (КР.)
8. Уровень притязаний - уровень нормы (эталон), на соответствие которому претендует
учащийся. Оценка: адекватный (З.), завышенный (С.), заниженный (КР.).
Логопед.
Речь: оценка дается относительно возрастной норме- понимание обращенной речи. Оценка:
хорошее (З.), среднее (С.), плохое (КР.)
- активный и пассивный словарь. Оценка: развитый (З.), достаточный (С.), недостаточный
(КР.)
- произношение. Оценка: хорошее (З.), среднее (С.), плохое (КР.)
- фонематический слух. Оценка: хороший (З.), достаточный (С.), плохой (КР.)
Чтение. Критерии оценки даются логопедом.
Письмо. Критерии оценки даются логопедом
Классный руководитель.
Предпочтения
Оценка дается исходя из устойчивости выбора - высокая (З.), средняя (С.), низкая (КР.)
Ведущая деятельность
- игра, учение, труд - определяется уровень предпочтений.Оценка: высокий (З.), средний
(С.), низкий (КР.) Мотивы
Оценка дается в зависимости от эффективности воздействия побуждения к деятельности:
положительная (З.), удовлетворительная (С.), отрицательная (КР.)
Моторика
- координация, т.е. соотнесение движений различных частей тела или способность к
точному управлению телом. Оценка: хорошая (З.), нормальная (С.), плохая (КР.)
- мелкая или тонкая моторика, т.е. управление мелкими движениями, прежде всего
пальцев. Оценка: развита хорошо (З.), удовлетворительно (С.), плохо (КР.)
Адаптивные навыки
Определяются знаниями и умениями, позволяющими, приспособиться к жизни в социуме,
адекватность принятым нормам и правилам поведения, эмоциональная адекватность и т.д.
Роль учащегося: выражается комплексом предписаний к позиции, деятельности,
-

поведению учащегося в ситуации школьного обучения.
- знание - оценка дается в зависимости от того, насколько ученик знает и понимает
предъявляемые к нему требования: полное (З.), удовлетворительное (С.), недостаточное
(КР.)
- освоение - насколько ребенок владеет навыками, составляющими «роль ученика».
Оценка: хорошее (З.), удовлетворительное (С.), недостаточное (КР.)
- принятие - оценка дается в зависимости от того, насколько ученик реально следует
«роли» в ситуациях школьных взаимодействий. Например, учащийся может
«соскальзывать» в роль друга, «маленького ребенка», «борца за справедливость» и т.д.
Принятия может быть полным (З.), неполным (С.), отсутствовать (КР.) Навыки
самообслуживания
Оценка дается относительно возрастной нормы - хорошие (З.), удовлетворительна (С.),
плохие (КР.). В строке «прочие» записываются индивидуальные особенности, требующие
дополнительной работы с ребенком.
Общение
- навыки. Оценка: развитые (З.), удовлетворительные (С.), недостаточные (КР.)
- адекватность, т.е. соответствие принятым социальным нормам, смыслу ситуации и
целям общения; оценка может быть: полная (З.), неполная (С.), отсутствие (КР.)
- активность - инициативность, интенсивность общения: высокая (З.), средняя (С.), низкая
(КР.)
Прогноз развития
Показывается необходимость подбора учебного материала, соответствующего
возможностям интеллектуального развития детей к совершенствованию.
Объем ЗАР (зона актуального развития)
Оценка: I уровень (З.) - полный объем программных требований школы VIII вида
II уровень (С.) - снижение объема программных требований
III уровень (КР.) - индивидуальный уровень программных требований.
Психолого-педагогическая информация может дать полную развернутую картину
состояния психофизических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность,
характеристику эмоциональной сферы, качеств личности, а также прогноз темпов
развития. Она показывает состояние той или иной функции и позволяет прослеживать
динамику ее развития.
Эти сведения помогут выделить приоритетные направления работы с ребенком
при составлении индивидуальной программы развития, обучения или воспитания.

3. ЗАПИСЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ С РЕКОМЕНДАЦИЯМИ
Дата и время,
кем выдано
(Ф.И.О.)

Описание ситуации и/или поведения /
Предпринятые действия сотрудников
школы (ФИО)

Рекомендации

Результаты

Заполняется классным руководителем по результатам обследования ребенка
после проведения педагогического консилиума, наблюдения за некоторой ситуацией.
Записываются только значимые с педагогической точки зрения сведения, наблюдения. В
содержании записи указывается повод к внесению записи, уточняется причина обращения
и рекомендации по работе с ребенком.
Анализ записей классного руководителя позволит увидеть частоту и форму

поведенческих проявлений, предполагаемые причины, что особенно важно в период
адаптации к школе, при проявлении обострений болезненных состояний, в случаях
затяжных конфликтов.

4. ОСВОЕНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Учебный план
РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ
понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

Методы
отслеживания
динамики

Режим и форма
организации
занятий

Сведения о
программах

Необходимый
специалист

Направления
коррекционно
-развивающей
работы

6. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

Педагог- психолог
Учитель- логопед
Социальный педагог
Учитель- дефектолог
7. СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Ф.И.О.
Мероприятие
специалист
а

Дата
проведения

Направления
работы

Критерий
достижения

Оценивание
достижения

Дополнительное образование/внеурочная деятельность

Фестивали, праздники, конкурсы

Экскурсии

НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ
1. Художественное направление (организовать участие ребенка в концертах, выставках,
конкурсах творческих работ и проектов).
2. Досуговое направление (привлекать к прогулкам, совместным поездкам, спортивным
мероприятиям, объединениям дополнительного образования, посещению секций,
кружков).
3. Общественное направление (привлекать к изготовлению подарков, сувениров, помощи
ветеранам, нуждающимся, общественным акциям и т.п.).
4. Трудовое направление (организовать участие в трудовых десантах и летних трудовых

отрядах, в рамках которых осуществляются экологические субботники, озеленение и
благоустройство территории и т.п.).
5. Спортивное направление (организовать участие в спортивных праздниках и
соревнованиях, посещение спортивных секций).
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

8.

Начальная школа
Оценочные критерии
Начало года
Организация
рабочего
места
(самостоятельность,
актуальность, выполнение инструкций учителя)
Ориентировка в задании: по устной инструкции, по
инструкционной карте (самостоятельно ориентируется,
затрудняется - необходима помощь педагога, не ориентируется

Конец года

Работа с инструментами (знание инструментов и умение ими
пользоваться: карандаши, клей, нитки, ножницы, проволока и
т.д.Соблюдение техники безопасности)
Двигательные навыки (развитие мелкой моторики, точность
движений, плавность, скорость)
Умения
выстраивать
позитивные
взаимоотношения в коллективе во время трудового процесса
(доброжелательность к окружающим, умение обратиться с
просьбой о помощи, прийти на помощь самому и т.п.)
Мотивация в
трудовом
обучении
(заинтересованность процессом, результатом или отсутствие
всякой мотивации; ориентация на личную выгоду и т.п.)
Сформированность навыков в ручном труде (сформированы,
сформированы частично, не сформированы: что хорошо
получается, что не удается и почему)
9. ОБЩАЯ ДОРОЖНАЯ КАРТА РЕАЛИЗАЦИИ ИОМ (включая расписание уроков)
Время
Пн.
Вт.
Ср.
Чт.
Пт.
Сб.

10. СВЕДЕНИЯ О РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Дата Кто и с кем проводил Форма и содержание работы
работу

Результаты

Данные позволяют увидеть характер отношений с ребенком в семье, определить
меру и степень необходимой психолого-педагогической поддержки семьи, организовать
социальную защиту ребенка в случае необходимости.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».