Рабочая программа 10-11 класс ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Рабочая программа
учебного предмета

Предмет: обществознание (базовый уровень)
Класс: 10 - 11
Составитель: Нефедова Галина Васильевна

Количество часов по учебному плану – 136

п. Восточный,
2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
УМК
- Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений : базовый уровень / [Л.Н.
Боголюбов и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, А. Ю. Лабезниковой. – М.: Просвещение, 2020.
- Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений : базовый уровень / [Л.Н.
Боголюбов и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, А. Ю. Лабезниковой. – М.: Просвещение, 2021.
- Обществознание. 10 класс. Тетрадь-тренажёр: пособие для подготовки к ЕГЭ (базовый уровень) / О. А.
Котова, Т. Е. Лискова. – М. : Просвещение, 2020.
- Обществознание. 11 класс. Тетрадь-тренажёр: пособие для подготовки к ЕГЭ (базовый уровень) / О. А.
Котова, Т. Е. Лискова. – М. : Просвещение, 2021.
- Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций :
базовый уровень/ [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лабезникова, Ю. И. Аверьянов и др.]. – М. : Просвещение, 2020.
- Обществознание. Поурочные разработки. 11 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций :
базовый уровень/ [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лабезникова, Ю. И. Аверьянов и др.]. – М. : Просвещение, 2021.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание среднего общего образования на базовом уровне по «Обществознанию»
представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек
в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная
сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют
друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки,
умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по
отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех
областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Опыт познавательной деятельности развивается с помощью познавательных и практических задач,
отражающих типичные социальные ситуации. Обучающиеся получают навыки работы с адаптированными
источниками социальной информации. Опыт проектной деятельности будет полезен как в учебном процессе, так и в социальной практике.
Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на
жизнь человека.
Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его
познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление
личности человека.
Социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни,
этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для
образования в целом. Знания по учебному предмету должны стать основой для формирования ценностного
отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, для поиска созидательных способов
жизнедеятельности.
Учебный предмет «Обществознание» дает возможность подростку оценить себя как личность, найти
свой путь, раскрыть потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной
среде. Школьник приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным
гражданином.
Содержание учебного предмета на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к
основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее.
Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо
современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с
курсами истории, географии, литературы и др.
Изучение обществознания в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение
следующих целей:
 развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой
культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении








закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации, интереса к
изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание
общероссийской
идентичности,
гражданской
ответственности,
правового
самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его
сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с
социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для
последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях
системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и
правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов
познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни
гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в
области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных
отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейнобытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения,
установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в
обществе.

Методологической основой деятельности является системно-деятельностный подход, который
обеспечивает: формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с
учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья
обучающихся. Помимо этого, достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием
данного предмета предполагает использование разнообразных средств и методов обучения:
 использование разнообразных педагогических технологий;
 технологии развития критического мышления через чтение и письмо;
 технологии проектной деятельности учащихся;
 метод исследования;
 ИКТ – технологии;
 проблемное обучение;
 технология дискуссий;
 технологии групповой работы и др.
Кроме того, расширяется круг источников социальной информации: помимо учебного материала по
обществознанию, собственно социального опыта, шире привлекаются материалы электронных и печатных
СМИ, научно-популярная и публицистическая литература. Организуется также изучение небольших
фрагментов педагогически не адаптированных текстов, активно используются обучающимися проектные
методики. Приобретённый опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы,
способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и
эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне
закрепляется и развивается умение выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в
том числе и в ситуациях неопределённости. Учащиеся получат возможность развить способность к
разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению
наиболее приемлемого решения.
Необходимым условием успешности изучения данного предмета выступает определённая
оснащённость учебной деятельности источниками и учебно-познавательными средствами. В учебном
кабинете обществознания целесообразно иметь тексты Конституции РФ, важнейших законодательных
актов; тематические таблицы и другие средства наглядности. При работе с использованием новых
информационных технологий могут быть привлечены материалы Интернета, а также созданные для
старшей школы цифровые образовательные ресурсы.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях:
• урок-исследование, урок-лаборатория, урок-творческий отчёт, урок «Удивительное рядом», урокзащита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок открытых мыслей;
• учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов
исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его
результатов;
• домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды,
причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.

Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе особое место занимают
учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД. Они могут быть
построены на предметном содержании и носить надпредметный характер
Типология учебных ситуаций в основной школе может быть представлена такими ситуациями, как:
• ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с
помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);
• ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в
лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает
умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);
• ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое
следует оценить и предложить своё адекватное решение;
• ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить
как по описанию ситуации, так и по её решению).
Условия и средства формирования универсальных учебных действий
•
Учебное сотрудничество
•
Совместная деятельность
•
Разновозрастное сотрудничество
•
Проектная деятельность обучающихся как форма сотрудничества
•
Дискуссия
•
Тренинги
•
Общий приём доказательства
•
Рефлексия
•
Педагогическое общение
Формы контроля:

письменная работа (эссе, тесты)

творческая работа (инфографика, интеллектуальные карты, компьютерная презентация);

отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и
мультимедийные продукты;

защита индивидуального проекта.

Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебным планом МБОУ СОШ №1 п. Восточный на освоение программы среднего общего образования
по обществознанию выделяется 136 часов: 10 класс – 68 часов, 11 класс – 68 часов, из расчёта 2 учебных
часа в неделю.
Промежуточная аттестация проводится в мае месяце. Форма промежуточной аттестации – итоговая
контрольная работа в формате ЕГЭ.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои
конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством
собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой
и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с
другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,

дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта,
общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных
привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как
собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;
отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной
жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно
осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в
различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать
позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение
навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в
различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую
из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом
гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных
процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на
базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной

подготовки. Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать
возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.
Изучение предметной области «Общественные науки» должно обеспечить:
- сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской
гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным
Конституцией Российской Федерации;
- понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире;
- сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять
методы исследования, характерные для общественных наук;
- формирование целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий;
сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты,
имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нем, с целью проверки гипотез и
интерпретации данных различных источников;
- владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук.
Предметные результаты изучения предметной области «Общественные науки» включают
предметные результаты изучения учебных предметов:
«Обществознание» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения учебного предмета
«Обществознание» должны отражать:
1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и
взаимодействии его основных сфер и институтов;
2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи
социальных объектов и процессов;
4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития
мирового сообщества в глобальном мире;
5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия
принимаемых решений;
7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в
источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов общественного развития.
В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего общего образования:


Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

10 класс
Выпускник на базовом уровне
Выпускник на базовом уровне получит
научится
возможность научиться
Человек. Человек в системе
Человек. Человек в системе
общественных отношений
общественных отношений
Выделять черты социальной сущности
– Использовать полученные знания о
человека;
социальных
ценностях
и
нормах
в
определять роль духовных ценностей в
повседневной
жизни,
прогнозировать
обществе;
последствия принимаемых решений;
распознавать формы культуры по их
применять знания о методах познания
социальных явлений и процессов в учебной
признакам, иллюстрировать их примерами;
деятельности и повседневной жизни;
различать виды искусства; соотносить
поступки и отношения с принятыми
– оценивать разнообразные явления и
нормами морали;
процессы общественного развития;
выявлять сущностные характеристики
– характеризовать основные методы
религии и ее роль в культурной жизни;
научного познания;
выявлять роль агентов социализации на
– выявлять особенности социального
основных этапах социализации индивида;
познания;
раскрывать связь между мышлением и
– различать типы мировоззрений;
деятельностью;
– объяснять
специфику
различать виды деятельности, приводить
взаимовлияния двух миров социального и

примеры основных видов деятельности;
выявлять и соотносить цели, средства и
результаты деятельности;
анализировать различные ситуации
свободного выбора, выявлять его
основания и последствия; различать
формы чувственного и
рационального познания, поясняя их
примерами;
выявлять особенности научного познания;
различать абсолютную и относительную
истины;
иллюстрировать конкретными примерами роль
мировоззрения в жизни человека;
выявлять связь науки и образования,
анализировать факты социальной
действительности в контексте возрастания
роли образования и науки в современном
обществе;
выражать и аргументировать
собственное отношение к роли
образования и самообразования в
жизни человека.
Общество как сложная динамическая
система
Характеризовать общество как целостную
развивающуюся (динамическую) систему в
единстве и взаимодействии его основных сфер
и институтов;
выявлять,
анализировать,
систематизировать
и
оценивать
информацию,
иллюстрирующую
многообразие
и
противоречивость
социального развития;
приводить примеры прогрессивных и
регрессивных общественных изменений,
аргументировать свои суждения, выводы;
формулировать собственные суждения о
сущности,
причинах
и последствиях
глобализации;
иллюстрировать
проявления
различных
глобальных
проблем.
Правовое регулирование общественных
отношений
–
Сравнивать правовые нормы с
другими социальными нормами;
–
выделять основные элементы
системы права;
–
выстраивать иерархию
нормативных актов;
–
выделять основные стадии
законотворческого процесса в Российской
Федерации;
–
различать понятия «права человека» и
«права гражданина», ориентироваться в
ситуациях, связанных с проблемами
гражданства, правами и обязанностями
гражданина РФ, с реализацией гражданами
своих прав и свобод;
–
обосновывать взаимосвязь между
правами и обязанностями человека и

природного в понимании природы человека и
его мировоззрения;
– выражать собственную позицию по
вопросу
познаваемости
мира
и
аргументировать ее.

Общество как сложная динамическая
система
–
Устанавливать причинноследственные связи между состоянием
различных сфер жизни общества и
общественным развитием в целом;
–
выявлять, опираясь на
теоретические положения и материалы
СМИ, тенденции и перспективы
общественного развития;
–
систематизировать социальную
информацию, устанавливать связи в
целостной картине общества (его
структурных элементов, процессов,
понятий) и представлять ее в разных
формах (текст, схема, таблица).

Правовое регулирование общественных
отношений
–
Действовать в пределах правовых
норм для успешного решения жизненных
задач в разных сферах общественных
отношений;
–
перечислять участников
законотворческого процесса и раскрывать их
функции;
–
характеризовать механизм
судебной защиты прав человека и
гражданина в РФ;
–
ориентироваться в
предпринимательских правоотношениях;
–
выявлять общественную опасность
коррупции для гражданина, общества и
государства;
–
применять знание основных норм
права в ситуациях повседневной жизни,

гражданина, выражать собственное
прогнозировать последствия принимаемых
отношение к лицам, уклоняющимся от
решений;
выполнения конституционных
–
оценивать происходящие события и
обязанностей;
поведение людей с точки зрения
–
аргументировать важность
соответствия закону;
соблюдения норм экологического права и
–
характеризовать основные
характеризовать способы защиты
направления деятельности
экологических прав;
государственных органов по
предотвращению терроризма,
–
раскрывать содержание
гражданских правоотношений;
раскрывать роль СМИ и гражданского
общества в противодействии терроризму.
–
применять полученные знания о
нормах гражданского права в
практических ситуациях, прогнозируя
последствия принимаемых решений;
–
различать организационноправовые формы предприятий;
–
характеризовать порядок
рассмотрения гражданских споров;
–
давать обоснованные оценки
правомерного и неправомерного
поведения субъектов семейного права,
применять знания основ семейного права в
повседневной жизни;
–
находить и использовать в
повседневной жизни информацию о
правилах приема в образовательные
организации профессионального и
высшего образования;
–
характеризовать условия
заключения, изменения и расторжения
трудового договора;
–
иллюстрировать примерами виды
социальной защиты и социального
обеспечения;
–
извлекать и анализировать
информацию по заданной теме в
адаптированных источниках различного типа
(Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК
РФ);
–
объяснять основные идеи
международных документов,
направленных на защиту прав
человека.
11 класс
Выпускник на базовом уровне
Выпускник на базовом уровне
научится
получит возможность
научиться
Экономика
Экономика
–
Раскрывать взаимосвязь экономики с
– Выделять и формулировать
другими сферами жизни общества;
характерные особенности рыночных
структур;
–
конкретизировать примерами
основные факторы производства и
– выявлять противоречия рынка;
факторные доходы;
– раскрывать роль и место
–
объяснять механизм свободного
фондового рынка в рыночных структурах;
ценообразования, приводить примеры
– раскрывать возможности
действия законов спроса и предложения;
финансирования малых и крупных фирм;
–
оценивать влияние конкуренции и
– обосновывать выбор форм бизнеса в
монополии на экономическую жизнь,
конкретных ситуациях;
поведение основных участников экономики;
– различать источники
–
различать формы бизнеса;
финансирования малых и крупных

–

извлекать социальную информацию из
источников различного типа о
тенденциях развития современной
рыночной экономики;
–
различать экономические и
бухгалтерские издержки;
–
приводить примеры постоянных и
переменных издержек производства;
–
различать деятельность различных
финансовых институтов, выделять задачи,
функции и роль Центрального банка
Российской Федерации в банковской системе
РФ;
–
различать формы, виды проявления
инфляции, оценивать последствия
инфляции для экономики в целом и для
различных социальных групп;
–
выделять объекты спроса и
предложения на рынке труда, описывать
механизм их взаимодействия;
–
определять причины безработицы,
различать ее виды;
–
высказывать обоснованные
суждения о направлениях государственной
политики в области занятости;
–
объяснять поведение собственника,
работника, потребителя с
точки зрения экономической
рациональности,
анализировать собственное
потребительское поведение;
–
анализировать практические
ситуации, связанные с реализацией
гражданами своих экономических
интересов;
–
приводить примеры участия
государства в регулировании рыночной
экономики;
–
высказывать обоснованные
суждения о различных направлениях
экономической политики государства и ее
влиянии на экономическую жизнь общества;
–
различать важнейшие измерители
экономической деятельности и показатели их
роста: ВНП (валовой национальный продукт),
ВВП (валовой внутренний продукт);
различать и сравнивать пути достижения
экономического роста.
Социальные отношения
–
Выделять критерии социальной
стратификации;
–
анализировать социальную
информацию из адаптированных
источников о структуре общества и
направлениях ее изменения;
–
выделять особенности молодежи как
социально-демографической группы,
раскрывать на примерах социальные роли
юношества;
–
высказывать обоснованное

предприятий;
– определять практическое
назначение основных функций
менеджмента;
– определять место маркетинга в
деятельности организации;
– применять полученные знания для
выполнения социальных ролей работника и
производителя;
– оценивать свои возможности
трудоустройства в условиях рынка
труда;
– раскрывать фазы экономического
цикла;
– высказывать аргументированные
суждения о противоречивом влиянии
процессов глобализации на различные
стороны мирового хозяйства и
национальных экономик; давать оценку
противоречивым последствиям
экономической глобализации;
– извлекать информацию из различных
источников для анализа тенденций
общемирового экономического развития,
экономического развития
России.

Социальные отношения
–
Выделять причины социального
неравенства в истории и современном
обществе;
–
высказывать обоснованное
суждение о факторах, обеспечивающих
успешность самореализации молодежи в
современных условиях;
–
анализировать ситуации, связанные с
различными способами разрешения
социальных конфликтов;
–
выражать собственное отношение к

суждение о факторах, обеспечивающих
успешность самореализации молодежи в
условиях современного рынка труда;
–
выявлять причины социальных
конфликтов, моделировать ситуации
разрешения конфликтов;
–
конкретизировать примерами виды
социальных норм;
–
характеризовать виды социального
контроля и их социальную роль, различать
санкции социального контроля;
–
различать позитивные и негативные
девиации, раскрывать на примерах
последствия отклоняющегося поведения для
человека и общества;
–
определять и оценивать возможную
модель собственного поведения в
–
конкретной ситуации с точки
зрения социальных норм;
–
различать виды социальной
мобильности, конкретизировать
примерами;
–
выделять причины и последствия
этносоциальных конфликтов, приводить
примеры способов их разрешения;
–
характеризовать основные принципы
национальной политики России на
современном этапе;
–
характеризовать социальные
институты семьи и брака; раскрывать
факторы, влияющие на формирование
института современной семьи;
–
характеризовать семью как
социальный институт, раскрывать роль
семьи в современном обществе;
–
высказывать обоснованные
суждения о факторах, влияющих на
демографическую ситуацию в стране;
–
формулировать выводы о роли
религиозных организаций в жизни
современного общества, объяснять
сущность свободы совести, сущность и
значение веротерпимости;
–
осуществлять комплексный поиск,
систематизацию социальной информации по
актуальным проблемам социальной
сферы, сравнивать, анализировать, делать
выводы, рационально решать
познавательные и проблемные задачи;
оценивать собственные отношения и
взаимодействие с другими людьми с
позиций толерантности.
Политика
–
Выделять субъектов политической
деятельности и объекты политического
воздействия;
–
различать политическую власть и
другие виды власти;
–
устанавливать связи между
социальными интересами, целями и

различным способам разрешения социальных
конфликтов;
–
толерантно вести себя по
отношению к людям, относящимся к
различным этническим общностям и
религиозным конфессиям; оценивать роль
толерантности в современном мире;
–
находить и анализировать
социальную информацию о тенденциях
развития семьи в современном обществе;
–
выявлять существенные параметры
демографической ситуации в России на
основе анализа данных переписи населения в
Российской Федерации, давать им оценку;
–
выявлять причины и последствия
отклоняющегося поведения, объяснять с
опорой на имеющиеся знания способы
преодоления отклоняющегося поведения;
- анализировать численность населения и
динамику ее изменений в мире и в России.

Политика
–
Находить, анализировать
информацию о формировании правового
государства и гражданского общества в
Российской Федерации, выделять проблемы;
–
выделять основные этапы
избирательной кампании;
–
в перспективе осознанно участвовать

методами политической деятельности;
–
высказывать аргументированные
суждения о соотношении средств и целей в
политике;
–
раскрывать роль и функции
политической системы;
–
характеризовать государство как
центральный институт политической
системы;
–
различать типы политических
режимов, давать оценку роли
политических режимов различных типов в
общественном развитии;
–
обобщать и систематизировать
информацию о сущности (ценностях,
принципах, признаках, роли в
общественном развитии) демократии;
–
характеризовать демократическую
избирательную систему;
–
различать мажоритарную,
пропорциональную,
смешанную
избирательные системы;
–
устанавливать взаимосвязь
правового государства и гражданского
общества, раскрывать ценностный смысл
правового государства;
–
определять роль политической
элиты и политического лидера в
современном обществе;
–
конкретизировать примерами роль
политической идеологии;
–
раскрывать на примерах
функционирование различных партийных
систем;
–
формулировать суждение о
значении многопартийности и
идеологического плюрализма в
современном обществе;
–
оценивать роль СМИ в
современной политической жизни;
–
иллюстрировать примерами
основные этапы политического процесса;
различать и приводить примеры
непосредственного и опосредованного
политического участия, высказывать
обоснованное суждение о значении участия
граждан в политике.

в избирательных кампаниях;
–
отбирать и систематизировать
информацию СМИ о функциях и значении
местного самоуправления;
–
самостоятельно давать
аргументированную оценку личных
качеств и деятельности политических
лидеров;
–
характеризовать особенности
политического процесса в России;
–
анализировать основные тенденции
современного политического процесса.

Содержание учебного предмета
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 10 КЛАСС
(2 ч/нед.) – 68 ч
Введение (1 ч).
РАЗДЕЛ 1. ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ (22 ч)
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки
об обществе.

Структура общества. Особенности социальной системы. Общество как сложная динамичная система.
Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные
институты.
Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного мира.
Проблема общественного прогресса. Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и
культурной эволюции.
Деятельность как способ существования людей. Основные характеристики деятельности. Структура
деятельности и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.
Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее
критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание. Познание и
коммуникативная деятельность.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и
ответственность за его последствия.
Современное общество. Глобализация как явление современности. Современное информационное
пространство.
Глобальная
информационная
экономика.
Социально-политическое
измерение
информационного общества.
Глобальная угроза международного терроризма.
Проектная деятельность. Обобщение. Контрольная работа.
РАЗДЕЛ 2. ОБЩЕСТВО КАК МИР КУЛЬТУРЫ (13 ч)
Понятие «духовная культура». Культурные ценности и нормы. Институты культуры. Культура и
духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур.
Человек как духовное существо. Духовные ориентиры личности. Мировоззрение и его роль в жизни
человека.
Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.
Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура.
Тенденции духовной жизни современной России. Характерные черты массовой культуры. СМИ и
массовая культура. Оценка массовой культуры как общественного явления.
Проектная деятельность. Обобщение. Контрольная работа.
РАЗДЕЛ 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (33 ч)
Современные подходы к пониманию права. Нормативный подход. Теория естественного права.
Естественное право как юридическая реальность. Взаимосвязь естественного и позитивного права.
Принципы, презумпции, аксиомы.
Основные признаки права. Право и мораль. Право в системе социальных норм. Система права:
основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.
Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. . Законотворческий
процесс в Российской Федерации,
Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты
прав человека. Развитие права в современной России.
Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.
Гражданство РФ. Права и обязанности гражданина России. Воинская обязанность Альтернативная
гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.
Современное российское законодательство. Основы государственного, административного,
гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.
Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты
экологических прав. Экологические правонарушения в РФ.
Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную
собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты
имущественных и неимущественных прав.
Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое
регулирование отношений супругов.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового
договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в
образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных
образовательных услуг.
Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции.
Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных.
Конституционное судопроизводство.

Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях
мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное
гуманитарное право.
Правовые основы антитеррористической политики Российского государства.
Проектная деятельность. Обобщение. Контрольная работа.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 11 КЛАСС
(2 ч/нед.) – 68 ч
Тема I. Экономическая жизнь общества 25 ч
Экономика как подсистема общества. Экономика и уровень жизни. Экономика и социальная структура
общества. Экономика и политика. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность и её
измерители. Понятие ВВП.
Экстенсивный и интенсивный рост. Факторы и темпы экономического роста. Экономическое развитие.
Экономический цикл. Причины цикличного развития экономики.
Рынок в жизни общества. Рыночная экономика. Как действует «невидимая рука» рынка. Законы спроса
и предложения. Рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Современная рыночная система.
Цели деятельности фирмы. Факторы производства. Экономические и бухгалтерские издержки и
прибыль. Постоянные и временные издержки производства. Налоги, уплачиваемые предприятием.
Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Функции финансового рынка. Финансовые институты. Защита прав потребителей финансовых услуг.
Фондовый рынок, его инструменты и участники. Основные источники финансирования бизнеса.
Экономические функции государства. Общественные блага. Внешние эффекты. Какой инструмент
регулирования экономики выбрать. Налоговая система РФ. Нужна ли рынку помощь государства.
Тенденции экономического развития России.
Типы финансовой политики. Основы денежно-кредитной политики государства. Влияние денежнокредитной политики на российскую экономику. Бюджетная политика. Инфляция: виды, причины и
последствия.
Рынок труда. Причины и виды безработицы. Государственная политика в области занятости.
Что такое мировая экономика. Международная торговля. Государственная политика в области
международной торговли. Глобальные проблемы экономики. Тенденции общемирового экономического
развития.
Экономическая культура: сущность и структура. Экономические отношения и интересы.
Экономическая свобода и социальная ответственность. Связь экономической культуры и деятельности.
Рациональное поведение участников экономической деятельности.
Проектная деятельность. Обобщение. Контрольная работа.
Тема II. Социальная сфера 17 ч
Многообразие социальных групп. Социальное неравенство. Социальная стратификация. Социальная
мобильность. Социальные интересы.
Социальные нормы. Социальный контроль. Отклоняющееся (девиантное) поведение. Преступность.
Что объединяет людей в нацию. Россия — многонациональное общество и единый народ.
Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Пути межнационального сближения. Национальная
политика в России.
Семья как социальный институт. Функции семьи. Семья в современном обществе. Бытовые
отношения. Дом, в котором мы живём.
Гендерные стереотипы и роли. Гендер и социализация. Гендерные отношения в современном
обществе.
Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодёжная
субкультура.
Изменение численности населения России. Возрастной состав населения России. Рождаемость и
смертность. Миграция.
Проектная деятельность. Обобщение. Контрольная работа.
Тема III. Политическая жизнь общества 21 ч
Политическая деятельность и общество. Политическая сфера и политические институты.
Политические отношения. Политическая власть.
Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политический
режим. Демократические перемены в России.
Сущность правового государства. Гражданское общество. Местное самоуправление.

Избирательная система. Избирательная кампания. Понятия политической партии и движения.
Типология и функции политических партий.
Типы партийных систем. Политическая элита. Политическое лидерство. Роль политического лидера.
Типы лидерства.
Обыденное и теоретическое сознание. Что такое идеология. Современные политические идеологии.
Роль идеологии в политической жизни. Политическая психология. Средства массовой коммуникации и
политическое сознание.
Многообразие форм политического поведения. Политический терроризм. Регулирование
политического поведения.
Сущность и этапы политического процесса. Политическое участие. Политическая культура.
Проектная деятельность. Обобщение. Контрольная работа.
Заключение 2 ч
Общество и человек перед лицом угроз XXI в.
Итоговое повторение 3 ч
Обобщение. Итоговая контрольная работа.
Тематическое планирование
10 класс
№
1.
2.
3.
4.

Наименование раздела
Введение
Человек и общество
Общество как мир культуры
Правовое регулирование общественных отношений.
Итого:

Количество часов
1
22
13
32
68 ч

Тематическое планирование
11 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.

Наименование раздела
Тема I. Экономическая жизнь общества
Тема II. Социальная сфера
Тема III. Политическая жизнь общества
Заключение
Итоговое повторение
Итого:

Количество часов
25
17
21
2
3
68 ч

В календарно-тематическом плане по обществознанию для 10 – 11 классов отведено 10% учебного
времени на изучение национально-регионального компонента. Региональный аспект реализуется на
различных этапах урока через справочный материал, новостные видеосюжеты, сообщения подготовленных
обучающихся.
10 класс
№ п/п
1

№
урока
8

Содержание национально-регионального компонента
Проблемы социального развития Свердловской области.

2

12

Особенности деятельности людей Свердловской области.

3

27

Наука, образование в Свердловской области.

4

29

Религиозные объединения и организации региона.

5

31

Развитие духовной культуры в Свердловской области.

6

52

Государственная защита семьи, материнства и детства в регионе

7

54

Особенности трудовой занятости жителей региона.

8

Экологическая ситуация региона. Способы защиты экологических прав
жителей региона.

56

11 класс
№ п/п
1

№
урока
2

Содержание национально-регионального компонента

2

10

Приоритетные формы бизнеса в Свердловской области

3

14

4

18

Реализация различных направлений экономической политики в Свердловской
области
Возможности трудоустройства в условиях рынка труда в Свердловской области

5

31

6

37

Влияние этнических факторов на региональное развитие и развитие культуры
Свердловской области.
Особенности молодёжных субкультур в Свердловской области

7

48

Значение местного самоуправления в Свердловской области

8

56

Роль СМИ в политической жизни Свердловской области

Уровень жизни населения Свердловской области.

Контроль уровня подготовки учащихся по обществознанию
10 класс.
№
урока
1

Дата

Тема
Стартовый контроль № 1остаточных знаний за 8-9 класс

23

Контрольная работа № 2 по разделу «Человек и общество»

36

Контрольная работа №3 по разделу «Общество как мир культуры»

66

Контрольная работа№ 4 по теме: «Правовое регулирование общественных
отношений»
Итоговая контрольная работа за курс 10 класса

68
11 класс.
№
урока
25

Дата

Тема
Контрольная работа №1 по теме «Экономическая жизнь общества».

42

Контрольная работа №2 по теме «Социальная сфера».

63

Контрольная работа №3 по теме «Политическая жизнь общества».

68

Итоговая контрольная работа за курс 11 класса

График практических работ по обществознанию
10 класс
№
урока
4

Дата

Тема
Практическая работа №1 по теме «Общество как сложная система»

7

Практическая работа №2 по теме «Динамика общественного развития»

17

Практическая работа №3 по теме «Свобода и необходимость в деятельности человека»

22

Практическая работа по теме №4 «Глобальная угроза международного терроризма»

25

Практическая работа №5 по теме: «Духовная культура общества»

28

Практическая работа № 6 по теме: «Мораль»

30

Практическая работа №7 по теме: «Наука и образование»

32

Практическая работа №8 по теме: «Религия и религиозные организации»

42

Практическая работа №9 по теме: «Система права»

44

Практическая работа №10 по теме: «Правоотношения и правонарушения»

46

Практическая работа № 11 по теме: «Права и обязанности гражданина РФ»

49

Практическая работа №12 по теме: «Гражданское право»

55

Практическая работа №13 по теме: «Предпринимательство. Занятость и
трудоустройство»

59

Практическая работа №14 по теме: «Семейное и экологическое право»

62

Практическая работа №15 по теме: «Процессуальные отрасли права»

11 класс
№
урока
6
8
10
16
22
29
33

Дата

Тема
Практическая работа №1: Различать и сравнивать пути достижения
экономического роста.
Практическая работа №2: Приводить примеры действия законов спроса и
предложения.
Практическая работа №3: Моделировать практические ситуации, связанные с
расчётами издержек и прибыли производителя.
Практическая работа №4: Давать оценку последствиям инфляции экономики в
целом и для различных социальных групп
Практическая работа №5: Раскрывать на примерах связь экономической свободы
и социальной ответственности участников экономики
Практическая работа №6: Объяснять с опорой на имеющиеся знания основные
способы преодоления негативного отклоняющегося поведения
Практическая работа №7: Сравнивать различные типы семей.

Практическая работа №8: Оценивать роль миграции в решении демографических
проблем
46
Практическая работа №9: Давать оценку роли политических режимов различных
типов в общественном развитии
50
Практическая работа №10: Высказывать обоснованное суждение о социальной
роли избирателя
58
Практическая работа №11: . Давать оценку последствиям экстремизма и
терроризма.
60
Практическая работа №12: . Анализировать основные тенденции современного
политического процесса
Оценка результатов
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний,
учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и
доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность
ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный
подход к организации работы.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы
основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования.
39

Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с
опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем
является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по
профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно»
(или отметка «3», отметка «зачтено»).
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне
осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или
избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:
• высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»);
• повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);
• пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
• низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).
Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении
учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. В период
введения Стандарта критерий достижения/освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее
50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового
уровня.
Критерии оценивания эссе
Критерии

5 (ОТЛ.)
1.
Удачное
Организация использование
ответа
правильной структуры
(введение,
ответа (введение основная
основная часть часть,
заключение);
заключение) определение темы;
ораторское искусство
(умение говорить)

3 (УД.)
Отсутствие некоторых
элементов ответа;
неудачное
определение темы или
её определение после
наводящих вопросов;
сбивчивый рассказ,
незаконченные
предложения и фразы,
постоянная
необходимость в
помощи учителя
2. Умение
Выводы опираются не Некоторые важные
Упускаются важные
анализироват основные факты и
факты упускаются, но факты и многие
ь и делать
являются
выводы правильны; не выводы неправильны;
выводы
обоснованными;
всегда факты
факты сопоставляются
грамотное
сопоставляются и
редко, многие из них
сопоставление фактов, часть не относится к
не относятся к
понимание ключевой проблеме; ключевая
проблеме; ошибки в
проблемы и её
проблема выделяется, выделении ключевой
элементов;
но не всегда
проблемы; вопросы
способность задавать понимается глубоко;
неудачны или
разъясняющие
не все вопросы
задаются только с
вопросы; понимание удачны; не все
помощью учителя;
противоречий между противоречия
противоречия не
идеями
выделяются
выделяются
3.
Теоретические
Иллюстрация положения
своих мыслей подкрепляются
соответствующими
фактами
4. Научная
корректность
(точность в
использовани
и
фактического
материала)

Отсутствуют
фактические ошибки;
детали
подразделяются на
значительные и
незначительные,
идентифицируются

4 (ХОР.)
Использование
структуры ответа, но
не всегда удачное;
определение темы; в
ходе изложения
встречаются паузы,
неудачно построенные
предложения, повторы
слов

2 (НЕУД.)
Неумение
сформулировать
вводную часть и
выводы; не может
определить даже с
помощью учителя,
рассказ распадается на
отдельные фрагменты
или фразы

Теоретические
положения не всегда
подкрепляются
соответствующими
фактами

Большинство важных
фактов отсутствует,
выводы не делаются;
факты не
соответствуют
рассматриваемой
проблеме, нет их
сопоставления;
неумение выделить
ключевую проблему
(даже ошибочно);
неумение задать
вопрос даже с
помощью учителя; нет
понимания
противоречий
Смешивается
теоретический и
фактический материал,
между ними нет
соответствия

Теоретические
положения и их
фактическое
подкрепление не
соответствуют друг
другу
Встречаются ошибки в Ошибки в ряде
деталях или некоторых ключевых фактов и
фактах; детали не
почти во всех деталях;
всегда анализируются; детали приводятся, но
факты отделяются от не анализируются;
мнений
факты не всегда
отделяются от мнений,

Незнание фактов и
деталей, неумение
анализировать детали,
даже если они
подсказываются
учителем; факты и
мнения смешиваются

5. Работа с
ключевыми
понятиями

как правдоподобные,
вымышленные,
спорные,
сомнительные; факты
отделяются от мнений
Выделяются все
понятия и
определяются
наиболее важные;
чётко и полно
определяются,
правильное и понятное
описание

но учащийся понимает и нет понимания их
разницу между ними разницы

Выделяются важные
понятия, но некоторые
другие упускаются;
определяются чётко,
но не всегда полно;
правильное и
доступное описание

Нет разделения на
важные и
второстепенные
понятия; определяются,
но не всегда чётко и
правильно;
описываются часто
неправильно или
непонятно
6. Причинно- Умение переходить от Частичные нарушения Причинноследственные частного к общему или причинноследственные связи
связи
от общего к частному; следственных связей; проводятся редко;
чёткая
небольшие логические много нарушений в
последовательность
неточности
последовательности

Неумение выделить
понятия, нет
определений понятий;
не могут описать или
не понимают
собственного
описания
Не может провести
причинноследственные связи
даже при наводящих
вопросах, постоянные
нарушения
последовательности

Критерии оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в
определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в
определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки,
исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала
или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах
учителя.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа,
объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа,
самоанализ, предложение оценки.
Нормы оценки знаний за выполнение теста
0-39
40-59
60-79
80-100
% выполнения
Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Критерии оценки мультимедийной презентации
СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ
Титульный слайд с заголовком
Минимальное количество – 10 слайдов
Использование дополнительных эффектов PowerPoint
(смена слайдов, звук, графики)
СОДЕРЖАНИЕ
Использование эффектов анимации
Вставка графиков и таблиц
Выводы, обоснованные с научной точки зрения,
основанные на данных
Грамотное создание и сохранение документов в папке
рабочих материалов
ОРГАНИЗАЦИЯ
Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно
изложены и структурированы
Слайды представлены в логической последовательности

Максимально
е количество
баллов
5
10
5

15
10
10
5

10
5

Оценка
группы

Оценка
учителя

Эстетичное оформление презентации
Слайды распечатаны в формате заметок.
ОБЩИЕ БАЛЛЫ
Окончательная оценка:

10
5
90

Календарно-тематическое планирование 10 класс
№ урока

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10-11
12
13-14
15-16
17
18
19
20-21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34-35
36
37-38
39-40
41
42
43
44
45
46
47-48

Дата

68 ч

Тема урока
Введение 1 ч
Введение. Стартовый контроль № 1остаточных знаний за 8-9 класс
Глава 1. Человек в обществе 22 ч
Что такое общество.
Общество как сложная система.

Практическая работа №1 по теме «Общество как сложная система»
Вводный контроль по теме: «Государство и право»
Динамика общественного развития.
Практическая работа №2 по теме «Динамика общественного развития»
Социальная сущность человека.
Практическая работа по теме «Социальная сущность человека»
Деятельность – способ существования человека.
Практикум по теме «Деятельность – способ существования человека»
Познавательная и коммуникативная деятельность.
Свобода и необходимость в деятельности человека.
Практическая работа №3 по теме «Свобода и необходимость в
деятельности человека»
Современное общество.
Практикум по теме «Современное общество»
Глобальная угроза международного терроризма.
Практическая работа по теме №4 «Глобальная угроза международного
терроризма»
Контрольная работа № 2 по теме «Человек и общество»
Глава 2 Общество как мир культуры 13 ч
Духовная культура общества.
Практическая работа №5 по теме: «Духовная культура общества»
Духовный мир личности.
Мораль.
Практическая работа № 6 по теме: «Мораль»
Наука и образование.
Практическая работа №7 по теме: «Наука и образование»
Религия и религиозные организации.
Практическая работа №8 по теме: «Религия и религиозные
организации»
Искусство.
Массовая культура.
Контрольная работа №3 по теме: «Общество как мир культуры»
Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений 32 ч
Современные подходы к пониманию права
Право в системе социальных норм.
Источники права.
Практическая работа №9 по теме: «Система права»
Правоотношения и правонарушения. Предпосылки правомерного
поведения.
Практическая работа №10 по теме: «Правоотношения и
правонарушения»
Гражданин РФ.
Практическая работа № 11 по теме: «Права и обязанности гражданина
РФ»
Гражданское право.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
2
1
1
1
1
1
1
2

Практическая работа №12 по теме: «Гражданское право»
Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения
Правовые основы предпринимательской деятельности
Правовое регулирование занятости и трудоустройства.
Практическая работа №13 по теме: «Предпринимательство. Занятость и
т рудоустройство»
Семейное право.
Экологическое право.
Практическая работа №14 по теме: «Семейное и экологическое право»
Процессуальные отрасли права. Конституционное судопроизводство.
Практическая работа №15 по теме: «Процессуальные отрасли права»
Международная защита прав человека.
Правовые основы антитеррористической политики Российского
государства.
Контрольная работа№ 4 по теме: «Правовое регулирование
общественных отношений»
Итоговое повторение
Итоговая контрольная работа за курс 10 класса

49
50
51-52
53-54
55
56-57
58
59
60-61
62
63-64
64-65
66
67
68

№
урока
1
2
3
4
5
6

7
8

9
10

11
12
13
14
15
16

17
18
19
20
21
22

23

Дата

Календарно-тематическое планирование 11 класс
Тема урока

1
1
2
2
1
2
1
1
2
1
2
2
1
1
1

68 ч

Экономическая жизнь общества 25 ч.
Роль экономики в жизни общества
Роль экономики в жизни общества
Экономика: наука и хозяйство
Экономика: наука и хозяйство
Экономический рост и развитие
Экономический рост и развитие.
Практическая работа №1: Различать и сравнивать пути достижения
экономического роста.
Рыночные отношения в экономике
Рыночные отношения в экономике.
Практическая работа №2: Приводить примеры действия законов
спроса и предложения.
Фирма в экономике
Фирма в экономике.
Практическая работа №3: Моделировать практические ситуации,
связанные с расчётами издержек и прибыли производителя.
Финансовый рынок
Финансовый рынок
Экономика и государство
Экономика и государство
Финансовая политика государства
Финансовая политика государства.
Практическая работа №4: Давать оценку последствиям инфляции
экономики в целом и для различных социальных групп
Занятость и безработица
Занятость и безработица
Мировая экономика
Мировая экономика
Экономическая культура
Экономическая культура.
Практическая работа №5: Раскрывать на примерах связь
экономической свободы и социальной ответственности участников
экономики
Урок представления результатов проектной деятельности по теме
«Экономическая жизнь общества»

Примечания
§1
§1
§2
§2
§3
§3

§4
§4

§5
§5

§6
§6
§7
§7
§8
§8
§9
§9
§10
§10
§11
§11

24
25

26
27
28
29

30
31
32
33
34
35
36
37
38
39

40
41
42

43
44
45
46

47
48
49
50

51
52
53
54
55
56
57
58

59
60

61

Урок представления результатов проектной деятельности по теме
«Экономическая жизнь общества»
Повторительно-обобщающий урок по теме «Экономическая жизнь
общества».
Контрольная работа №1
Социальная сфера 17 ч.
Социальная структура общества
Социальная структура общества
Социальные нормы и отклоняющееся поведение
Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
Практическая работа №6: Объяснять с опорой на имеющиеся знания
основные способы преодоления негативного отклоняющегося
поведения
Нации и межнациональные отношения
Нации и межнациональные отношения
Семья и брак
Семья и брак.
Практическая работа №7: Сравнивать различные типы семей.
Гендер как научное понятие
Гендер как научное понятие
Молодёжь в современном обществе
Молодёжь в современном обществе
Демографическая ситуация в современной России
Демографическая ситуация в современной России.
Практическая работа №8: Оценивать роль миграции в решении
демографических проблем
Урок представления результатов проектной деятельности по теме
«Социальная сфера»
Урок представления результатов проектной деятельности по теме
«Социальная сфера»
Повторительно-обобщающий урок по теме «Социальная сфера».
Контрольная работа №2
Политическая жизнь общества 21 ч.
Политика и власть
Политика и власть
Политическая система
Политическая система.
Практическая работа №9: Давать оценку роли политических
режимов различных типов в общественном развитии
Гражданское общество и правовое государство
Гражданское общество и правовое государство
Демократические выборы
Демократические выборы.
Практическая работа №10: Высказывать обоснованное суждение о
социальной роли избирателя
Политические партии и политические системы
Политические партии и политические системы
Политическая элита и политическое лидерство
Политическая элита и политическое лидерство
Политическое сознание
Политическое сознание
Политическое поведение
Политическое поведение.
Практическая работа №11: . Давать оценку последствиям
экстремизма и терроризма.
Политический процесс и культура политического участия
Политический процесс и культура политического участия.
Практическая работа №12: . Анализировать основные тенденции
современного политического процесса .
Урок представления результатов проектной деятельности по теме

§12
§12
§13
§13

§14
§14
§15
§15
§16
§16
§17
§17
§18
§18

§19
§19
§20
§20
§21
§21
§22
§22
§23
§23
§24
§24
§25
§25
§26
§26
§27
§27

62
63

64
65
66
67
68

«Политическая жизнь общества»
Урок представления результатов проектной деятельности по теме
«Политическая жизнь общества»
Повторительно-обобщающий урок по теме «Политическая жизнь
общества».
Контрольная работа №3
Заключение 2 ч.
Заключение. Взгляд в будущее
Заключение. Взгляд в будущее
Повторение 3 ч.
Повторительно-обобщающий урок по курсу Обществознания в 11
классе
Повторительно-обобщающий урок по курсу Обществознания в 11
классе
Итоговая контрольная работа

с. 280 - 286
с. 280 - 286

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Рабочая программа реализуется с помощью УМК:
 для обучающихся:
1. Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, Ю.И.
Аверьянов, А.В. Белявский и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2015.
2. Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, Ю.И.
Аверьянов, А.В. Белявский и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2015.
3. Махоткин А.В. Обществознание в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2010.
4. Макаров О.Ю. Обществознание: Полный курс. Подготовка к ЕГЭ. – СПб.: Питер, 2012.
5. Баранов П.А. Обществознание в таблицах: 10 – 11-й классы: справочные материалы. – М.: АСТ:
Астрель, 2014.
6. Котова О.А. Единый государственный экзамен. Обществознание. Комплекс материалов для
подготовки учащихся. Учебное пособие / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Интеллект-Центр, 2016.
7. Котова О.А. ЕГЭ. Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / О.А.
Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Национальное образование, 2016.
 Дополнительных пособий для учителя:
1. Программы Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой, А.И. Матвеева «Обществознание»
6 – 11 классы в сборнике: Программы общеобразовательных учреждений 6 – 11 классы. – М.:
«Просвещение», 2011 г.
2. Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 6 – 11 классы. 2-е изд. – М.:
Просвещение, 2010. (10-11кл., базовый уровень. Л.Н.Боголюбов и др.).
3. Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень /
Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова; – М.: Просвещение, 2014 г.
4. Бегенеева Т.П. Обществознание. Поурочные разработки. Базовый уровень. 10класс. – М.: ВАКО,
2014.
5. Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс: пособие для учителей общеобразовательных
учреждений: базовый уровень / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Ю.И. Аверьянов и др. – М.:
Просвещение, 2014.
6. Лобанов И.А. ФГОС. Тематический контроль. Обществознание. 10 класс. – М.: Национальное
образование, 2012.
7. Школьный словарь по обществознанию: 10 – 11 класса. / / (Ю.И.Аверьянов, Л.Н.Боголюбов,
Н.И.Городецкая и др.); под редакцией Л.Н.Боголюбова, Ю.И.Аверьянова. – М.: Просвещение, 2011.
Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень /
Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова; – М.: Просвещение, 2015 г.
8. Бегенеева Т.П. Обществознание. Поурочные разработки. Базовый уровень. 10класс. – М.: ВАКО,
2014.
9. Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень. 11класс. – М.: ВАКО,
2014.
10. Обществознание. Поурочные разработки. 11 класс: пособие для учителей общеобразовательных
организаций: базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.Ю. Басик и др.]. – М.:
Просвещение, 2014.

11. Лобанов И.А. ФГОС. Тематический контроль. Обществознание. 11 класс. – М.: Национальное
образование, 2012.
12. Школьный словарь по обществознанию: 10 – 11 класса. / / (Ю.И.Аверьянов, Л.Н.Боголюбов,
Н.И.Городецкая и др.); под редакцией Л.Н.Боголюбова, Ю.И.Аверьянова. – М.: Просвещение, 2011.
13. Охредько О.Э. Обществознание. 11 класс: зачетная тетрадь / О.Э. Охредько. – М.: Аркти, Изд-во
«Наша школа», 2014.
14. Сорокина Е. Н. Повторение и контроль знаний. Обществознание. 10 – 11 классы. Интерактивные
дидактические материалы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / Е.Н.
Сорокина. – М.: Планета, 2015.
15. Котова О.А. Единый государственный экзамен. Обществознание. Комплекс материалов для
подготовки учащихся. Учебное пособие / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Интеллект-Центр, 2016.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://www.vestnikcivitas.ru Всероссийская гражданская сеть
http://wciom.ru Федеральный правовой портал «Юридическая Россия»
http://wciom.ru/biblioteka/zhurnal-monitoring.html Изучение прав человека в школе
http://www.un.org/russian/topics/humanrts/hrschool.htm Институт Верховенства Права
http://romir.ru Каталог Право России
http://www.allpravo.ru/catalog Комитет за гражданские права
http://www.zagr.org Левада-центр
http://www.levada.ru
Межрегиональное объединение избирателей
http://www.votas.ru Независимый институт выборов
http://www.golos.org Молодежная правозащитная группа
http://right.karelia.ru Московская Хельсинкская группа
http://www.mhg.ru Независимый экспертно-правовой совет
http://www.neps.ru Общероссийское общественное движение «За права человека»
http://www.zaprava.ru Общественная палата Российской Федерации
http://www oprf.ru Организация Объединенных наций
http://notabene.org.ru Официальный сайт Государственной Думы РФ
http://www.duma.gov.ru Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской
Федерации http://www.ombudsmanrf.ru Права человека в России
http://www.pgpalata.ru/reshr Российский бюллетень по правам человека
http://www.strategy-spb.ru Судебная защита прав человека и гражданина
http://www.sutyajnik.ru/rus Фонд «Общественный
вердикт» http://www.publicverdict.org Молодежное правозащитное движениеhttp://www.yhrm.org

1.
2.
3.
4.

 Оборудование:
Компьютер
Мультимедийный проектор
Демонстрационный экран
Презентации по темам курса


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».